Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система: понятие, структура и характеристика ее отдельных составляющих.

Поиск

Доходы населения классификация и характеристика отдельных видов. Динамика уровня доходов населения и факторы их определяющие.

Доходы домашних хозяйств служат основным источником удовлетворения их потребностей в товарах и услугах, а также накопления и сбережения.

Доходы домашних хозяйств можно условно разделить на доходы в денежной и натуральной форме. Денежные доходы домашних хозяйств чаще всего подразделяют по источникам их поступлений на:– заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;– пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты; – доходы от предпринимательской деятельности; – доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

К доходам в натуральной форме относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуральную оплату сельскохозяйственных предприятий.

Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах текущего периода. Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при сложившемся уровне доходов. К ним относятся: оплата труда всех категорий населения, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, страховые возмещения, кредиты и ссуды, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы населения от продажи иностранной валюты; сальдо (деньги, полученные по переводам) и пр. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения.При наличии инфляции рост денежных доходов не всегда может свидетельствовать об улучшении уровня жизни населения, поскольку фактор изменения цен влияет на покупательную способность денег. С помощью корректировки на индекс потребительских цен располагаемые денежные доходы за исследуемый период рассчитываются в реальном выражении.Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Динамика реальных доходов, в свою очередь, определяется следующими показателями:

1) уровнем заработной платы работников производственных фирм всех форм собственности; 2) размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства; 3) величиной выплат и льгот из общественных (социальных) фондов потребления всем слоям населения; 4) динамикой налогов и налоговой политикой государства; 5) тенденциями и конъюнктурой цен, уровнем инфляции.

Существует множество явлений, влияющих на уровень доходов: 1. Различия физических, умственных и предпринимательских способностей. 2. Различия в доходности профессиональной деятельности. 3. Различия в производительности и интенсивности труда. 4. Проблема экономических возможностей. 5. Различия социально-экономических условий в регионах. 6. Различия в отношении к риску. На предприятиях с повышенным риском для жизни человека более высокие доходы. 7. Дискриминация в трудовых отношениях. 8. Неформальные отношения и др.

Потребительские расходы населения, зависимость их динамики и структуры от отдельных факторов

Потребительские расходы – это совокупные расходы на покупку товаров и оплату услуг. Составляют 75 - 80 % от величины совокупных доходов.

Потребительские расходы – часть денежных расходов населения, направленная на приобретение потребительских товаров и услуг (продукты питания, непродовольственные товары для личного потребления, алкогольные напитки, топливо, личные услуги).

Потребительские расходы составляют 3/4 всех затрат. Это обусловлена объемом денежных доходов, уровнем потребностей, уровнем цен; климатическими и условиями жизни. Принадлежность к определенному классу обязывает индивида вести присущий данному классу образ жизни. Для обеспечения возможности удовлетворять интересы и потребности необходим определенный уровень денежных доходов.

Потребительские расходы охватывают все текущие расходы на товары и услуги независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг.

Изменения потребительских расходов могут быть вызваны ожиданиями потребителей относительно будущих перспектив. Когда люди ожидают увеличения в будущем своего реального дохода, они готовы тратить значительную часть своего нынешнего дохода. Текущие потребительские расходы в подобном случае возрастают (текущие сбережения сокращаются), и кривая совокупного спроса смещается вправо. Вместе с тем ожидание уменьшения в будущем реальных доходов ведет к сокращению текущих потребительских расходов, а следовательно, и к падению совокупного спроса.

Структуры потребительских расходов различаются не только у разных людей, но и в разных странах. Одна поразительная особенность заключается в том, что хотя в богатых странах домохозяйства тратят на продукты питания больше средств в абсолютном выражении, чем в беднейших странах, но в этих последних расходы на питание занимают значительно большую долю в семейных бюджетах.

Структура потребительских расходов резко различается в семьях с разным уровнем душевого дохода. У бедных семей покупка товаров, в основном, концентрируется на продовольственных, причем, преимущественно на дешевых продуктах. В семьях с высоким достатком, напротив, большая доля затрат идет на дорогостоящие предметы длительного пользования, на личные транспортные средства, на жилье, а также на разнообразные услуги.

Естественно, возможность тратить зависит от уровня доходов и от склонности населения к сбережениям. Доходы и расходы потребителей не всегда совпадают: при низких доходах происходит проедание капитала, накопленного за предыдущий период, при высоких доходах появляется возможность сбережений.

В структуре потребительских расходов 45 - 52 % приходится на приобретение продуктов питания, 33 - 40 % - на непродовольственные товары и 18 - 22 % - на оплату услуг. Пересчет в доллары США был осуществлен поквартально, по средневзвешенному курсу Московской биржи.

На уровень потребительских расходов влияет много факторов, однако самым важным фактором является доход после уплаты налогов.

Операции на рынке ФОРЕКС.

Спекулятивные операции на форекс. Спекуляциями, то есть идеей «купить подешевле — продать подороже», увлечены далеко не все представители участников рынка. В первую очередь, спекулятивные цели преследуют маркет-юзеры: частные и институциональные инвесторы и трейдеры. К маркет-юзерам, которые также ставят перед собой задачу получения дохода на курсовой разнице валют, можно отнести инвестиционные фонды, специальные подразделения многих коммерческих банков и финансовых холдингов, а также косвенно относятся к спекулянтам брокерские и финансовые компании, которые выступают в качестве посредника между маркет-юзерами и рынком и зарабатывают на спрэде.

Хеджирующие операции. Эти сделки призваны снизить возможные убытки в результате операций на других рынках и инструментах. Цель хеджирования — застраховать текущие сделки на физическом рынке с помощью открытия противоположных позиций на рынке производных инструментов (например, тех же фьючерсов). Во-первых, хедж используется как торговая тактика, когда с помощью одной валюты страхуют риски, возникающие при работе с другой валютой. Во-вторых, хеджирование трактуется как способ маркет-мейкеров застраховать риски при совершении крупных сделок на других рынках.

Регулирующие операции. Эти сделки осуществляются центробанками стран с целью обеспечить стабильность курса национальной валюты. Так как валюты государств, представленных на FOREX, являются свободно конвертируемыми, а значит, подверженными различным рыночным негативным факторам (стихийные бедствия в странах, войны, плохие экономические показатели и даже атаки крупных агрессивных спекулянтов), то в задачи ЦБ входит поддержание национальной денежной единицы, в случае если изменение ее курса происходит слишком резко. Такое вмешательство ЦБ в ситуацию на FOREX называют «валютной интервенцией». Ее суть заключается в том, что ЦБ, выходя на рынок, единовременно выводит большую сумму денег с целью скорректировать курс. Регулирующие операции присущи не только рынку FOREX; на национальных валютных рынках также могут проводиться валютные интервенции.

 

12. Международный кредитный рынок (МКР): понятие, функции участники

Значительным сегментом международного финансового рынка является международный кредитный рынок. Его существование стало важным фактором финансовой глобализации. Именно долговой характер современной экономики ускорил процессы глобализации мировых финансов в связи с тем, что подавляющее число стран в мире, испытывая недостаток в собственных ресурсах, прибегает к внешнему кредитованию. Если речь идет о промышленно развитой стране, то она, как правило, является и дебитором, и кредитором одновременно (США, Германия, Франция, Швеция и др.). Если же субъектом международного кредита выступает развивающееся или переходное к рынку государство, то оно, как правило, является чистым дебитором. Причем по мере финансовой глобализации зависимость этих стран от внешних заимствований только возрастает. Таким образом, МКР стал важным фактором глобализации мировых финансов.

Международный кредитный рынок – это составная часть международного финансового рынка, где осуществляется движение ссудного капитала (кредита) между странами (заемщиками и кредиторами) на условиях возвратности, платности и срочности.

Международный кредитный рынок имеет все характеристики, свойственные рынку как экономическому явлению.

Функции кредитного рынка

Функция кредитного рынка Содержание функции
Информационная Дает участникам информацию о количестве предлагаемых кредитных ресурсов, возможных формах привлечения долгового капитала, видах кредитных продуктов
Посредническая Обеспечивают трансформацию сбережений в инвестиции
Ценообразующая Процентные ставки складываются на кредитном рынке на основе взаимодействия спроса и предложения денежных средств, с учетом конкуренции
Регулирующая Приводит в соответствие спрос и предложение кредитных ресурсов
Координирующая Побуждает субъекты рыночной экономики к сбережению и инвестированию

 

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Финансовая система: понятие, структура и характеристика ее отдельных составляющих.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

· Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

· Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

· Единстве и взаимодействии подсистем;

· Наличии специального обслуживающего аппарата;

· Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные бюджеты;

· государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домохозяйств.

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды страхования: государственного, частного;

· финансы домохозяйств.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает

o основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

o вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

· комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

· Центральный банк Российской Федерации;

· Счетную палату Российской Федерации;

· Федеральную таможенную службу;

· Федеральную службу по финансам и рынкам;

· Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

· комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

· министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

· главные управления Банка России субъектов Федерации;

· Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

· Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

· Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

· Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне:

· комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

· управления (департаменты, отделы) финансов;

· аппарат Департамента контроля Минфина России;

· городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

· городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

· городские (районные) налоговые службы;

· счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

· городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:

· государственный бюджет;

· государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· фонд страхования;

· фондовый рынок;

· финансово-кредитную систему;

· финансы предприятий различных форм собственности.

Краткая характеристика звеньев финансовой системы

Государственный бюджет.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.

Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Бюджет субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

Государственные внебюджетные фонды.

В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:

1) денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования);

2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.

Государственный кредит.

Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.

При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.

Фонд страхования.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности.

Фондовый рынок.

Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Финансово-кредитная система.

Финансово-кредитная система - в макроэкономике - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки.

Начало формы

Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.

По этому звену рассматривается банковская система РФ.

Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится центральный банк, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.

Финансы предприятий различных форм собственности.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.), являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.012 с.)