Муниципальные финансы: понятие, назначение, структура и роль в экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальные финансы: понятие, назначение, структура и роль в экономике.



Муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений, имеющих денежный характер, возникающих в распределительном процессе по поводу формирования, распределения и использования органами государственной власти и местного самоуправления денежных средств для удовлетворения социальных потребностей граждан, финансирования национальной обороны и правоохранительной деятельности, содержания аппарата управления, регулирования экономики и выполнения других задач и функций государства и муниципальных образований.

Муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

Назначение государственных финансов заключается:

- в обеспечении условий функционирования органов государственной власти и выполнения ими государственных функций;

- в воздействии на социальные и экономические процессы в обществе с целью достижения определенной стабильности.

Используя государственные и муниципальные финансы, общество обеспечивает оптимальный переход к новым техническим, политическим и социальным условиям; сглаживает диспропорции в развитии отраслей и территорий, формирует систему социальной защиты членов общества.

Структура государственных финансов России

1) финансы федеральных органов власти

· Федеральный бюджет (ведущий финансовый документ, основное звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

· Внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования,

· 15. Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.

· Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

· Государственные внебюджетные фонды — это обособленные фонды денежных средств, находящиеся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных органам государственной власти, образованные из обязательных страховых взносов хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения.

· Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

· Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

· Суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

· В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

· Формирование современной системы социального страхования в России включает: создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России.

· Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

· Назначение внебюджетных фондов: внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

· Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

· Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

· Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

· * Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

· * Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

· * Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;

· * Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

· * На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;

· * Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

· * Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фона).

· Связи между внебюджетными фондами:

· Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

· При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

· При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Фонды социального страхования образуются за счёт страховых взносов и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

· При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми.

· Звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

· С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

· • социальная защита населения;

· • повышение жизненного уровня населения;

· • сохранение и улучшение здоровья населения;

· • социальная ориентация безработного населения;

· • оказание социальных услуг населению.

· Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

· Государственный внебюджетный фонд- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.

· В их состав входят:

· • Пенсионный фонд РФ;

· • Фонд социального страхования;

· • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

· Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете.

· Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

· • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

· • добровольных взносов физических и юридических лиц;

· • других доходов, предусмотренных законодательством.

· Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.

· Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

· Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством РФ.

· Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

· Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

· Использование внебюджетных фондов: Направления расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов. Помимо целевого использования средств этих фондов (при этом на конкретную цель указывает само название фонда:Пенсионный фонд РФ создан для финансирования расходов по государственному пенсионному обеспечению граждан, фонды обязательного медицинского страхования — для финансирования гарантированной государством медицинской помощи гражданам и т. д.) они могут направляться на содержание органов управления фондом, на инвестиционную деятельность и т.п.

· Порядок формирования и использования внебюджетных фондов в России регулируется налоговым и бюджетным законодательством. Одним из основных правовых актов, регламентирующих общие вопросы функционирования этих фондов является Бюджетный кодекс РФ, в котором определяются их правовой статус, место в бюджетной системе, порядок составления, представления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, основы контроля за их исполнением.

· Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В законе о бюджете фонда утверждаются общий объем доходов, их состав и структура, направления расходования средств. В настоящее время доходы и расходы внебюджетных фондов разрабатываются и отражаются в законах об их бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

· Для управления средствами государственных внебюджетных фондов созданы одноименные организации, являющиеся финансово-кредитными учреждениями, деятельность которых регулируется утвержденными положениями (или уставами), в которых определяются задачи и функции этих организаций по управлению средствами фондов.

фонд обязательного медицинского страхования)

· Государственный кредит(это система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства, а также населением, при которых государство выступает в роли заемщика и кредитора.)

2) финансы субъектов РФ

· Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

· Кредиты субъектов РФ(предоставляется банком для погашения государственных (муниципальных) долговых обязательств;финансирование дефицита бюджета;финансирование долгосрочных целевых программ;реализация государственных программ и проектов с государственной поддержкой.

· Территориальные внебюджетные фонды (совокупность денежных средств, мобилизованных региональными и местными органами власти дляфинансирования мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий.)

3) финансы органов местного самоуправления

· Бюджет муниципальных образований (местный бюджет)(финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения)

Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

· Внебюджетные фонды(пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования)

· Муниципальный кредит (это экономические отношения, где муниципальное образование является кредитором или заемщиком)

Роль в экономике:

Государственные финансы — это инструмент привлечения средств в бюджет с помощью общеобязательных платежей

Главные направления воздействия государственных финансов на экономику:

-налоговая политика;-способы финансирования дефицита бюджета;-управление государственным долгом

Политика в области государственных финансов: -обеспечивает поддержание экономического роста; -ограничение социального неравенства; -эффективность государственных расходов

При налогообложении государственное воздействие обеспечивается налоговыми ставками и льготами

Налоговые ставки и льготы оказывают влияние: -на объем производства; -предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. При расходовании средств государство осуществляет: -финансирование государственных программ, направленных на удовлетворение потребностей населения. Так, 5 сентября 2005 г. Президент РФ выдвинул инициатива сделать приоритетом государственное финансирование четырех важнейших сфер жизни общества. Это: • образование; • здравоохранение; • жилищное строительство; • сельское хозяйство; содействие развитию тех или иных отраслей и производств; изменение структуры производства; укрепление позиций Российской Федерации в мире

Государственные финансы обслуживают государство как систему организации органов власти (оплата труда госслужащих и др.). С политической точки зрения государственные финансы — это и фактор развития структур государственного управления. Муниципальные финансы обеспечивают самостоятельное и под свою ответственность решение населением муниципального образования вопросов местного значения:-ремонт дорог; -строительство и эксплуатация объектов социальной инфраструктуры (больниц, школ и др.); - услуги связи, общественного питания;-библиотечное обслуживание; -развитие физкультуры и спорта;- охрана памятников культуры и др



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.026 с.)