Структура политической системы общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура политической системы общества



 

Любая структура состоит из следующих элементов: система, подсистема, элемент, структура. Структурность представляет собой внутреннюю расчлененность материального бытия. Бесструктурной, т.е. нерасчленимой, материи в мире нет. Абсолютное большинство научных открытий представляет собой нечто иное, как обнаружение все новых и новых структурных образований, ранее не известных ученым. Подробное структурное многообразие, т.е. системность, является способом существования материи, в том числе и социальной.

Современная наука не имеет единого определения «системы». Наиболее распространенным является определение, данное одним из основоположников общей теории систем Л. Берфалантфи: Система – это комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называют некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Также наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Структура - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. В структуру обычно включаются организация элементов, связи между ними и т.д.

Для анализа сложно организационных систем, подобных тем, которую например, представляет собой человеческое общество, ученными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также иногда и подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относят политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе – несобственно политических – относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т.п.). они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Однако их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества), приобретая политический оттенок как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы общества – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выборки и осуществления политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играет в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативные акты). Деятельность партий и иных общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с политическими нормами, зафиксированными в текстах правовых актов, большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.

Еще одну группу политических норм составляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудку, традиции, но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений.

Политическая структура – это передаваемый из поколений в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

 

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

 

Государство занимает особое место в политической системе общества, его принято называть основным ее звеном. Особое место государства в политической системе предопределено тем, что оно:

Ø Имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы основной части населения;

Ø Является единственной политической организации, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

Ø Располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

Ø Устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций;

Ø Располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

Ø Выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

 

Тема 9: «ДЕМОКРАТИЯ»

План:

23. Понятие демократии. Предпосылки демократии.

24. Признаки демократии. Всеобщие институты демократии.

25. Формы демократии.

26. Институты прямой демократии:

4.1 Понятие избирательной системы общества.

4.2 Избирательный процесс и его стадии.

4.3 Пропорциональная и мажоритарная системы распределения мандатов.

4.4 Референдум и его виды.

 

 

A. ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ.

 

Термин демократия появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа». В современной науке под демократией понимается режим, основанный на призвании народа источником и субъектом власти, однако иногда, говоря о демократии, могут иметь в виду и политическую систему, и даже форму государственно-политического устройства.

Впервые демократия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах) в классический период их существования. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V век до н.э. и связан прежде всего с именем Перикла. Критериями демократического общества в эту эпоху были:

v Возможность принятия главных решений всему свободными гражданами полиса большинством голосов;

v Занятие должностей по жребию;

v Периодические отчеты должностных лиц.

Но не следует отождествлять античную демократию с ее современными формами, поскольку реальная власть принадлежала не большинству населения, а только гражданам-собственникам земли полиса, составляющим меньшинство. Кроме того, отсутствовала идея автономной личности с защищенными от произвола большинства правами и свободами, лежащая в основе современной теории демократии.

 

Предпосылки демократии:

ü Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;

ü Высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту интересов демократии;

ü Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства.

Последнее из вышеперечисленных условий демократии является дискуссионным, и для его обсуждения рассмотрим вопрос: «Какие аргументы могут быть приведены в пользу следующих тезисов их сторонниками: а) частная собственность несовместима с подлинной демократией, так как нарушает ее базовые принципы; б) только признание права частной собственности делает общество по настоящему демократичным?».

Сторонники первого тезиса утверждают, что частная собственность неизбежно порождает социально-экономическое неравенство и тем самым подрывает принцип равновесия граждан. Кроме того, в условиях частной собственности формируется крупный капитал, устанавливающий свое господство как в экономике, так и в политической сфере, что подрывает принцип большинства и равноправия. Таким образом, для демократии необходимо, чтобы граждане имели более или менее равный материальный уровень и жили в обществе, свободным от сверхбогатства и нищеты.

Сторонники второй точки зрения рассуждают следующим образом: только частная собственность реально обеспечивает свободу и независимость гражданина перед лицом государства, гарантируя выбор работы и профессии, обеспечивая неприкосновенность личности и имущества. Поэтому при демократическом режиме социально-экономическое неравенство возможно и неизбежно. Государство же должно обеспечить достаточный уровень защиты малоимущих.

 

ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ

 

Признаки демократии:

v Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

v Равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равное участие граждан в политической жизни;

v Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

v Именно большинство, а не меньшинство выражает свою волю через институт демократии (принцип большинства);

v Права меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);

v Политический плюрализм, т.е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;

v Правовое государство;

v Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

v Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных СМИ;

v Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

v Развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Для того, чтобы вышеперечисленные признаки могли быть воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии – это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относятся:

v Выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима;

v Ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами);

v Сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

 

ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

 

Выделяют две формы демократии в соответствии со способом осуществления народом своей власти: прямую (непосредственную) или косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти и народное обсуждение важнейших вопросов. Поэтому все институты непосредственной демократии можно разделить на:

А) имеющие окончательное, общеобязательное значение (выборы, референдумы),

Б) имеющие консультативное значение (все остальные).

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент – высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Элементы прямой демократии сохранились, например, в некоторых швейцарских кантонах (субъектах швейцарской федерации), в которых раз в году проводится собрание граждан, имеющих право голоса. Такое собрание открытым голосованием принимает решения по вопросам компетенции кантона и выбирает должностных лиц кантона. Но даже в таких кантонах действуют кантональные парламенты. В других швейцарских кантонах и на уровне федерации существует только представительная демократия.

Конституция РФ 1993 года закрепляет еще одну форму народовластия – систему органов местного самоуправления. Они отдельны от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений, носящих локальный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.116.187 (0.05 с.)