Функции государства: Понятие, классификация функций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государства: Понятие, классификация функций.



Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

В юридической литературе уделено значительное внимание исследованию проблемы функций государства (Н.Г. Александров, М.И. Байтин, Л.И. Загайнов, А.П. Косицын, Г.Н. Манов, Н.П. Фарберов и другие).

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

а так же под функцией понимается - это основные направления деятельности государства, в которых выражается его роль и назначение в обществе.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства:

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства раскрывается и воплощается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государства различных исторических типов проявляются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

В связи с те что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.

Наиболее общими критериями ограничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразия тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это экономическая функция (например, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление систем налогообложения), экологическая функция (деятельность, направленная на восстановление, охрану и улучшение природных условий проживания людей), функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона и защита государства (например, создание вооруженных сил, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск), обеспечение мира и поддержка мирового порядка, взаимодействие с другими государствами и т.д.

Среди внутренних и внешних функций государства различают функции основные (главные) и неосновные (второстепенные или подфункции).

Основные (главные) функции это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд основных черт.

Во-первых, в них наиболее четко проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Разумеется, то и другое проявляется во всех его функциях. Однако в различных функциях государства его сущность и социальное назначение проявляют себя неодинаково. В основных функциях они как бы лежат на поверхности, выражаются непосредственно и со всей определенностью. В других же они не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той или иной основной функции. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работ транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой – экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и т.п.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, дипломатическая внешняя торговля и др.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполнятся, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный характер, всегда требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сфере экономики, налогообложения, экологии, обеспечения мира и поддержки мирового порядка и т.д.).

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление не имеет в виду умалить значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция – не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

От основных и неосновных функций государства следует ограничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных органов (например, проведение статистического учета населения, является подфункцией (неосновной) функцией). Соотношение между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства.

Основанием для квалификации функции может служить и характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивная функция – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

 

  внутренние   внешние  
 
постоянные ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА главные  
временные подфункции  
   
регулятивные   охранительные  
                   

 

Рассмотрение понятий основных функций государства требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его задачами и принципами деятельности.

Задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя не противопоставлять, не отождествлять.

В задачах государства определяется его социальное назначение, цель, достижению которой оно служит в той или иной исторический период.

Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах конкретизируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.

В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности.

Некоторые авторы, относят, например, к числу функций современного Российского государства обеспечение народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом. Или – учет и координацию интересов различных групп населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными социальными слоями. В действительности же, обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Российского государства, а один из закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. То же самое относится и к обеспечению государством социального компромисса. Эти и другие принципы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают вновь. Но во всех случаях они обуславливаются свойственными, определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.014 с.)