Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «правовая система» и «правовая семья».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Современная юридическая наука, изучая теорию права, предпочитает оперировать не понятием «тип права», а такими научными категориями, как «правовая система» и «правовая семья». Правовая система - это совокупность юридических норм, принципов, институтов, а также юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства в конкретный исторический период. Правовая система каждого государства, как правило, является отражением основных закономерностей развития данного общества, его исторических и национально-культурных особенностей. Сегодня в мире насчитывается около 200 национальных правовых систем (например, национальные правовые системы России, Франции, США, Новой Зеландии, Японии и т.д.). Совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами, правоведы объединяют в отдельные группы - правовые семьи. Существует множество критериев выделения правовых семей: исторические, идеологические, технико-юридические, материально-правовые, стилевые, культурно-правовые, расовые, религиозно-этнические, комплексные и др. В отечественном правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-исторические признаки правовых семей. Соответственно выделяют следующие основные правовые семьи: романо-германскую (континентальную); англосаксонскую (семью общего права); семью социалистического права; мусульманскую; африканскую.
Решение вопроса о судебной практике как источнике романо-германского права весьма противоречиво. Одни ученые утверждают, что она не является источником права в рамках данной правовой семьи, другие указывают, что судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, т.е. выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права. Анализ действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права. Конечно, в странах континентального права законодатель прежде всего формулирует и записывает правовые нормы, призванные типизировать повторяющиеся жизненные ситуации и определить наиболее общие модели прав и обязанностей граждан и организаций. На правоприменителей, и прежде всего на суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных решениях, что, в конечном счете, и обеспечивает единообразие судебной практики в масштабе всего государства. В отличие от своих коллег в странах англосаксонской правовой семьи, судья в государстве романо-германского права не обязан следовать принятому ранее решению другого суда (т. е. прецеденту), за исключением судебной практики верховного и (или) конституционного суда. В то же время даже вышеупомянутые судебные инстанции не вправе своими решениями создавать новые правовые нормы, а могут лишь толковать те, которые имеются в изданных нормативно-правовых актах. Однако для того чтобы правильно применить отвлеченную норму, судья должен вникнуть в природу ситуации с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т.е. отражало внутреннюю природу права. Таким образом, не превращаясь в законодателя, он тем не менее может на практике в известных пределах корректировать законодательство. В системе источников романо-германского права своеобразным является положение правового обычая. Обычное право играло очень важную роль в эпоху европейского средневековья, особенно в V—XI вв., когда именно обычаи, признаваемые королевскими и церковными судами, заменяли денежными возмещениями за вред имевшие ранее место кровавые поединки, ритуальные испытания в виде доказательств виновности или невиновности (огнем, водой), а также многочисленные клятвы. Отношение к обычаю в странах, принадлежащих к группам романского и германского права, различно. Французские юристы воспринимают обычай как устаревший источник права и полагают, что его следует применять только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В ФРГ, Швеции, Греции закон и обычай в теории права имеют одинаковую юридическую силу. И хотя de facto судьи этих стран при разрешении дел все-таки придают большее значение закону, а не обычаю, значение последнего в странах германской модели гораздо больше, чем во Франции. Степень обязательности применения прецедента зависит от места суда, вынесшего решение, в судебной иерархии. Не всякое решение суда становится прецедентом. В США в каждом штате силу обязательного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судам всех инстанций и верховным судебным органом штата. Решения судебных органов других штатов имеют силу убеждающего прецедента. В Англии обязательными для других судов являются решения Палаты лордов, Апелляционного суда и Высокого суда. Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов», созданного учеными-богословами и учеными-юристами на основе неполных предписаний Корана и казуистических положений Сунны. В случае, если предписания Корана или Сунны являются слишком общими или в них существует пробел относительно правил поведения в данной конкретной ситуации, то поиск таких правил осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама - иджтихада. Его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы, облеченные правом на иджтихад, - муджтахиды. Суть иджтихада заключается в том, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти такой ответ, который бы соответствовал шариату. При этом муджтахид не создает новое правило поведения, а лишь ищет и извлекает его, обнаруживает изначально содержащееся в шариате - если не в его точных положениях, то в многозначных предписаниях или общих принципах. Выработанные муджтахидом оценки не могут противоречить однозначным предписаниям Корана и Сунны. Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или Сунне, а ссылаются на мнение муджтахида. В современной юридической науке наряду с основными ученые выделяют так называемые «кочующие» правовые семьи. Носителями и представителями «кочующих» правовых семей являются люди, которые находятся как в зоне действия правовой системы конкретного государства, в котором они проживают, так и зоне действия своей более обширной правовой семьи (африканской, мусульманской и т. п.), связи с которой у них не обрываются, а сохраняются. Причинами появления «кочующих» правовых семей являются: 1) взаимное влияние различных правовых семей; 2) увеличение масштаба миграций, происходящих в современном мире. Носителями «кочующих» правовых семей могут быть учащиеся, рабочие, эмигранты, беженцы, переселенцы и т.п. Они отличаются от коренных жителей, граждан страны проживания: а) сильным влиянием соответствующей коренной правовой семьи и национальной культуры; б) своеобразным правопониманием, «образами права» и толкованием закона; в) структурой и уровнем правового воспитания и правовой культуры; г) специфическим выбором правовых приоритетов. Носителями «кочующих» правовых семей могут быть также землячества, национальные автономные районы, национально-культурные автономии.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В исламе существует предание о разговоре пророка Мухаммеда со своим сподвижником Муазом, назначенным судьей в Йемен: «По чему ты будешь судить?» - спросил Пророк. «По писанию Аллаха», - отвечал Муаз. «А если не найдешь?» - поинтересовался Пророк. «По Сунне посланника Аллаха», - сказал Муаз. «А если и там не найдешь?» - вопрошал Пророк. Предположите, что должен был ответить ему Муаз, чтобы его ответ соответствовал принципам мусульманского права. Объясните свой ответ.
Тема 20: «СИСТЕМА ПРАВА.» План: 4. Система права: понятие и элементы. 5. Система российского права. 6. Классификация отраслей права. 7. Система права и система законодательства.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.186 (0.01 с.) |