Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробелы в праве и Юридические коллизии.

Поиск

В процессе формирования юридической основы дела иногда возникают проблемы из-за наличии пробела в законодательстве.

В русском языке слово «пробел» имеет два значения. В прямом смысле пробел - это пустое, незаполненное место, пропуск (например, в печатном тексте), в переносном - упущение, недостаток. При этом упущение понимается как неисполнение должного, недосмотр, ошибка по небрежности, а недостаток - как несовершенство, изъян, погрешность или неполное количество чего-либо.

Пробел в праве в широком смысле представляет собой отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения. Фактически это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.

Пробелы бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, пробелы мнимые в этом не нуждаются.

По причинам возникновения пробелы делятся на первоначальные и последующие. Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателя и т.п. Возникновение последующих пробелов обусловлено появлением новых общественных отношений. Если необходимость правового регулирования какой-либо сферы существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по небрежности ее не заметил, пробел именуется непростительным. Непростительным пробел будет и в том случае, если при издании нормативно-правового акта игнорируются правила законодательной техники, в результате чего потребность в правовом регулировании оказывается охваченной нормами неполно. Простительные пробелы имеют место там, где законодатель не мог по каким-то причинам увидеть или предвидеть потребность в правовом регулировании.

Существуют два пути устранения пробелов в законодательстве:

1) совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности;

2) восполнение пробела в процессе применения права, когда правоприменительный орган, обнаружив пробел, принимает решение по аналогии закона или по аналогии права.

Аналогия закона - это принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай.

Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:

 

a) отсутствует правовая норма, необходимая для принята решения по рассматриваемому делу;

b) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение;

c) отношение не урегулировано соглашением сторон;

d) в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения. На основе этой нормы и выносится решение по делу.

Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но, отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права.

Аналогия права - это принятие решения по делу на основе общих принципов права.

Принципами права называют основополагающие идеи, которые тем или иным образом зафиксированы в праве и характеризуют его содержание.

Различают общие принципы права и принципы отдельных отраслей. К общеправовым относятся: принцип равенства всех перед законом, принцип верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, принцип примата (первенства) международного права над внутригосударственным, принцип юридической ответственности за вину, принцип справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип законности и др. Все общие принципы права обусловлены характером общественных отношений и тесно взаимосвязаны.

Принципы отдельных отраслей, как правило, закрепляются в кодифицированных нормативно-правовых актах и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. В качестве примера можно привести принципы гражданского права: принцип равенства участников гражданских правоотношений, принцип неприкосновенности собственности, принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, принцип восстановления и судебной защиты нарушенных прав.

Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причем противоречащих друг другу. В таких случаях говорят о коллизии законов. Коллизией законов называется расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному вопросу.

Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Выбор применяемой нормы осуществляется в соответствии со следующими правилами:

а) если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее (подобное расхождение возможно из-за того, что принятие нового нормативно-правового акта не всегда сопровождается одновременной отменой акта устаревшего, ранее регулировавшего данные общественные отношения);

б) если имеется расхождение между общим и специальным нормативно-правовыми актами, то преимущество отдается специальному акту при условии, что он не отменен изданным позднее общим актом;

в) если по содержанию расходятся нормы, находящиеся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом;

г) если по содержанию расходятся нормы федерального и регионального законодательства, то приоритет отдается федеральному нормативно-правовому акту.

 

АКТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА

Заканчивая разговор о стадиях правоприменительной деятельности, следует отметить, что последней стадией правоприменительного процесса является вынесение решения по делу. На этой стадии происходит издание компетентным органом правоприменительного акта.

Акт применения права - это официальный документ компетентного государственного органа, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

Акты применения права издаются в установленной законом форме и имеют следующие обязательные реквизиты:

а) дату и место издания;

б) наименование органа, издавшего акт;

в) конкретный адресат;

г) подпись ответственного лица.

Структура основного содержания правоприменительное акта имеет три части: описательную, мотивировочную и резолютивную. В описательной части излагаются фактические обстоятельства дела. В мотивировочной части дается обоснование принятого решения. Резолютивная часть содержит само решение.

В зависимости от характера регулирующего действия различают два вида правоприменительных актов: исполнительные и правоохранительные. Первые определяют персональные права и юридические обязанности конкретных лиц, вторые - меру ответственности правонарушителей по гражданским, административным и уголовным делам.

В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, правоприменительные акты делятся на следующие виды:

а) акты представительных органов государственной власти;

б) акты исполнительных органов государственной власти;

в) акты правоохранительных органон (прокуратуры, судов и др.);

г) акты органов государственного контроля (налоговых, таможенных и др.).

 

Некоторые ученые-юристы выделяют еще одну стадию применения права - исполнение решения и контроль за его исполнением. Бывает, что эта деятельность осуществляется не тем органом, который выносил решение. Например, судебные решения по гражданским делам исполняются с помощью судебных приставов. Кроме того, в отдельных случаях может быть установлен срок давности исполнения решения, вынесенного правоприменительным органом.

5. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА.

Переходя к изучению вопроса о толковании норм права, следует обратить внимание на то, что на стадии юридического квалифицирования, когда происходит выбор правовой нормы, подлежащей применению в конкретном деле, особенно важно уяснение смысла и содержания выбранной нормы. Иными словами, чтобы правильно применить норму, ее сначала надо правильно истолковать. В противном случае норму можно применить ошибочно: наказать невиновного, освободить от ответственности преступника и т.д. В результате право как регулятор общественных отношений не достигнет своей цели, что будет пагубно влиять на правосознание общества и развитие его правовой культуры.

Толкование норм права - это деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан по установлению смысла и содержания норм права для их правильной практической реализации.

Необходимость толкования правовых норм предопределяется рядом следующих причин:

1) нормы права имеют общий и абстрактный характер, но применяются к конкретным ситуациям, учесть и предвидеть которые законодатель не может (да и не должен);

2) краткость и лаконичность формулировок правовых норм, использование в них специальной терминологии (как юридической, так и терминологии иных сфер деятельности) требуют специальных пояснений. Например, технической терминологией изобилуют строительные нормы и правила (СНиПы), правила техники безопасности и дорожного движения, эксплуатации источников повышенной опасности. На практике каждое применение этих норм приводит к необходимости привлекать к их толкованию не только юристов, но и специалистов с техническим образованием (экспертов);

3) несовершенство юридической техники правотворчества приводит к тому, что отдельные правовые акты могут быть неясными или противоречивыми. Так, в ст. 105 Уголовного кодекса РФ убийство определяется как «умышленное причинение смерти другому человеку». В соответствии с буквальной формулировкой нормы под данное понятие подпадает и смертная казнь, осуществленная в соответствии с законным приговором суда.

Объектом толкования являются законы и подзаконные акты. Предметом толкования - историческая воля законодателя, выраженная в данных нормативно-правовых актах.

Процесс толкования состоит из двух этапов:

1) уяснение смысла и содержания правовых норм «для себя» (его еще называют процессом толкования «вовнутрь»);

2) разъяснение смысла и содержания нормы для адресатов правоприменения, участни­ков правоприменительного процесса (т. е. толкование «вовне»).

Уяснение достигается с помощью ряда способов.

Способы толкования норм права — это совокупность однородных мыслительных приемов и средств, используемых для установления содержания норм права.

Наиболее часто употребляются грамматический, систематический, логический и исторический способы.

 

Способы толкования Сущность способа
Грамматический Уяснение текста, его грамматических форм (число, род, падеж, окончания существительных и прила­гательных, лицо, время, число и вид глаголов, значение употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания); уяснение терминов и оценочных понятий; уяснение морфологических и синтаксических структур
Логический Использование законов формальной логики (включая правила оперирования понятиями и правила получения умозаключений) для уяснения смысла, содержания нормы права
Систематический Рассмотрение нормы права в ее взаимосвязи со всей системой правовых положений, выяснение места правовой нормы в системе других правовых норм
Исторический Анализ правовой нормы с учетом исторической обстановки, в которой она принималась, а также сопоставление нормы с современной ситуацией

Особую роль в установлении точного содержания юридической нормы играет разъяснение смысла юридических норм.

Разъяснение (т. е. толкование правовых норм) бывает официальным и неофициальным. Субъектом официального толкования может являться орган, который применяет норму права к конкретному случаю (казусу). Такое толкование называют казуальным, оно имеет юридическое значение только для конкретного дела и не является общеобязательным (как прецеденты в странах англосаксонской правовой семьи). В отличие от казуального нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны в остальных случаях применения данной нормы права. Общеобязательным, например, является толкование норм Конституции, данное Конституционным Судом РФ. Нормативное разъяснение не содержит новых правовых норм.

Официальное толкование, выраженное в специальных актах, является обязательным при определении смысла юридической нормы в процессе применения права. Например, положения, постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о бандитизме» (акт официального толкования), являются обязательными при квалификации всеми судами дел по соответствующей статье Уголовного кодекса.

И нормативное, и казуальное толкование может исходить, как от органа, установившего правовую норму (аутентичное толкование), так и от органа (должностного лица), официально на то уполномоченного (делегированное, или легальное, толкование).

Разновидностями неофициального толкования являются доктринальное и обыденное толкование. Субъектом первого выступают ученые-юристы, которые в своих статьях и книгах разъясняют смысл правовых предписаний. Примером такого толкования могут служить комментарии к отдельным законам, подготовленные различными научно-исследовательскими учреждениями, например, Комментарий к Конституции РФ или Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Эти комментарии не являются обязательным при применении права, однако учет их желателен в силу авторитета мнения ученых и практиков, разъясняющих смысл правовых норм. Субъектом же обыденного толкования может быть любое лицо, не имеющее профессиональной подготовки и разъясняющее смысл правовых норм на основе собственного жизненного опыта.

Толкование права в любой его форме обнаруживает соотношение текста нормы и ее смысла и выражается в результатах толкования.

Результат толкования права - вывод, сделанный субъектом применения права о соотношении текста статьи и смысла нормы права.

Результаты толкования права имеют важное значение для точного применения юридических норм к регулируемым отношениям. В зависимости от соотношения текста нормы и ее точного смысла результат толкования может быть буквальным, ограничительным и расширительным.

При буквальном толковании смысл нормы и зафиксированный в нормативном акте текст полностью совпадают.

При ограничительном толковании точный смысл юридической нормы требует ее распространения на более узкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, предусмотренная Конституцией для всех граждан обязанность нести воинскую службу в результате толкования определяется как обязанность только для граждан-мужчин.

При расширительном толковании точный смысл юридической нормы требует распространения ее на более широкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, закрепленное в Конституции РФ право граждан Российской Федерации осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет в результате толкования распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России.

Значение толкования правовых норм состоит в обеспечении их единообразного понимания и правильной реализации все­ми субъектами права.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Письменно привести не менее трех примеров конкретных жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения норм права, и, опираясь на нормы соответствующего законодательства, указать круг фактических обстоятельств, которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной деятельности в каждой из этих ситуаций.

2. Привести не менее трех примеров действительных пробелов в современном российском законодательстве.

3. Подготовиться к тесту по темам: «Система права», «Понятие правовой нормы. Виды норм права», «Структура нормы права», «Реализация права», «Толкование права».

Тема 23: «ПРАВООТНОШЕНИЯ.»

План:

1. Понятие и признаки правоотношения.

2. Юридические факты, их виды. Юридические презумпции и юридические фикции.

3. Структура правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений.

4. Содержание правоотношений.

5. Виды правоотношений

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.127 (0.011 с.)