Объект теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект теории государства и права.



ОБЪЕКТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

 

В познание окружающего мира особое место занимает наука, представляющая одну из сфер человеческой деятельности. Наука – это теоретическое отражение действительности: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития.

Каждая наука имеет свой предмет и объект исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются воздействия субъектов – людей.

Предмет же – это круг основных наиболее существенных вопросов, которые изучаются данной наукой.

Если объект может быть общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Любая наука имеет свойственный только ей одной предмет, которым и определяются самостоятельность, своеобразие и особенности той или иной науки, ее отличие от других систем знаний.

Теория государства и права относится к общественным, гуманитарным наукам. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки в целом как науки о государстве и праве. Поэтому, теория государства и права, как наука отличается от других наук своим предметом.

Рассмотрим особенности, характерные черты предмета теории государства и права:

1) общие специфические закономерности;

2) основные коренные вопросы;

3) общая теория;

4) единство науки.

Разберем каждую особенность предмета.

1) Общие специфические закономерности. Теория государства и права изучает государство и право в целом, в их наиболее общем виде. Она исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единого и целостного блока. К таким закономерностям, как пример, можно отнести: возникновение и историческое движение государства и права; переход одного типа государства к другому; развитие демократии, законности и правопорядка; формирование правового государства. Тем самым теория государства и права разрабатывает основы научного понимания государства и права, раскрывает взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.

2) Основные коренные вопросы. Создать четкие перечень основных вопросов, изучаемых теорией государства и права не возможно. В общем, изучаются все вопросы, связанные с государством и правом. К наиболее выделяемым основным вопросам относятся: сущность, тип, формы, функции, структура и механизм воздействия государства и права. В жизни можно привести пример, что основным коренным вопросом будут являться эволюция государств, соотношении государства и установленного в нем права, характеристики современных политических взглядов в конкретном государстве.

3) Общая теория. Изучая общие вопросы, теория государства и права формулирует основные теоретические понятия или категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются все без исключения науки. Примером такой характерной черты теории государства и права будет ясно выражаться в изучении и рассмотрение понятия нормы права, формы права, законность и правопорядок, ответственность, органы и механизмы управления государством. Теория государства и права выступает базисом для всех других гуманитарных наук.

4) Единство науки. Теория государства и права является единой наукой, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимодействии. Взаимосвязь проявляется в том, что государство и право возникают одновременно вследствие одних и тех же причин, государство и право тесно взаимодействуют, и практически не могут существовать раздельно.

Таким образом, все изложенное позволяет сделать вывод предмет государства и права составляют:

- закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

- сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права;

- основные государственно - правовые понятия, общие для всей юридической науки.

 

  1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ.

 

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для существования и развития всех юридических наук, занимает ведущее месте. В этом смысле теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что и математика в курсу алгебры и геометрии.

Все отраслевые юридические науки – конституционное, гражданское, трудовое, уголовное, процессуальное право и другие – руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, форме, функции государства и права, нормы права, юридической обязанности и ответственности.

Следует помнить, что теория государства и права может развиваться лишь опираясь на конкретный материал исторических наук, она от них находится в зависимости. Так, чтобы изучить форму и вид государства и установленного в нем права, мы должны иметь историческое представление о становление данного государства, о установленных в нем порядках (запретах и разрешениях).

Тесно соотносится теория государства и права с международным правом, историей, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки. Это сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, об условиях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад.

Богатейший материал для теории государства и права содержат исторические события, как восстание рабов под руководством Спартака в Древнем Риме, крестьянские восстания в России под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, реформаторская деятельность Петра I, Великая Французская революция 1789 года и многое другое.

Тесно соотноситься теория государства и права с философий – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Неразрывная связь существует также с экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права рассматривает экономические условия жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира, рассматривая политическое место каждого государства и политики в нем права. В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления, законности и правопорядка и т.д.

Учитывая значимость и место, которое занимают проблемы государства – главного структурного звена политики – в теории государства и права, следует признать обоснованной высказанную в специальной литературе мысль, согласно которой данную область юриспруденции можно рассматривать как политико-юридическую науку.

 

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА.

НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

Характеризуя нормы поведения и организации власти в первобытном обществе вспомним исторические моменты. Первым периодом истории человеческого общества была эпоха первобытнообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда – низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего существования люди должны были объединять как средства производства, так и свой труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну властью. Основной ячейкой первобытного общества был род.

Род – это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство.

Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном родстве, а не общности занимаемой территории. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

Родовая власть в то время носила сугубо общественный характер. Она исходила от всего рода: все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения – обычаями.

Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

Обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм.

Понятие мононормы разрабатывалось историками первобытного общества и от них перекочевало в отечественную теорию государства и права. Под мононормой понимают нерасчлененное единство моральных, религиозных, правовых и иных норм.

Первобытные обычаи имели несколько характерных признаков:

- они исходили от рода, выражали его волю и интересы и передавались из поколения в поколение. Очевидно, что при таком уровне развития человечества эти нормы нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей, исполнявших их в силу привычки;

- они соблюдались добровольно; главной гарантией, обусловившей их соблюдение, было внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. В случае же не соблюдения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры. Применение этих мер входило в функцию общественной власти;

- в них не проявлялось никаких различий между правами и обязанностями членов общества; право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

 

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД   ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД (А.ДЖ. ТОЙНБИ)
Рабовладельческое   Египетское
Феодальное   Китайское
Буржуазное   Иранское
Социалистическое   Сирийское
    Мексиканское
    Западное
    Дальневосточное
    Православное
    Арабское
    Другие (всего - 21)

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Определите вид перечисленных ниже государств по всем известным вам типологиям:

v США XVIII

v Новгородская феодальная боярская республика

v Древний Рим

v Франция XVI века

v СССР после Великой Отечественной войны

v современный Китай

 

Тема 4: «ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА»

План:

  1. Теории происхождения государства.
  2. Современный подход к определению факторов происхождения государства.

 

ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

 

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социальными странами, помощи развивающимся государствам), другие – получили дальнейшее развитие, третьи – возникли (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграция в мировую экономику).

Основные внешние функции выражают задачи внешней политики Российской Федерации.

Функция обороны. Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще не мало внешнеполитических проблем. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ.

Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности России является обеспечение военной безопасности.

Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности государства и неприкосновенности территории.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. Приоритеты в деятельности России по обеспечению мира – это не допущение новой глобальной войны – горячей или холодной, укрепления обязанности не распространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российское государство несет особую ответственность за подержание стабильности и порядка в современном мире.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Эта функция направлена на сферу особой ответственности и особых взаимоотношений России и ее соседей.

Проявление данной функции выражено в перспективном развитии таких документов как Договор о Союзе Беларуси и России, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, Договор с Республикой Казахстан.

Функции интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. В самостоятельную функцию данное направление деятельности России сложилась лишь в последний период времени.

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

Также реализация данной функции дает России осуществление и решение глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это- проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий, катастроф.

 

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ

Под формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуется его функция.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные. К правовым формам относятся:

ü правотворческая (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов). Это законодательная и правотворческая деятельность;

ü правоисполнительская (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.)). Это исполнительная, правоприменительная, оперативно-исполнительная деятельность;

ü правоохранительная (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям). Например, судебная, правоохранительная деятельность.

Следует иметь в виду, что государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т.е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т.е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, однако, несвойственно.

К организационным форма относятся:

Ø организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.д.);

Ø организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.). Например, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, организация снабжения;

Ø организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснение вновь издаваемых нормативных актов и формированием общественного мнения). Например, разъяснение издаваемых законов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Немецкий юрист конца 19 века Георг Мейер писал: «Первая и важнейшая задача государства есть обеспечение правовой защиты: как ни разнообразно может сложиться круг деятельности государства, от этой задачи не может уклониться ни один общественный союз, претендующий на обозначение его государством». О какой функции государства идет речь? Согласны ли вы с точкой зрения Г. Мейера?

Тема 6: «ФОРМА ГОСУДАРСТВА»

План:

  1. Форма государства. Понятие формы государства. Элементы формы государства.
  2. Форма правления: понятие и виды. Характеристика монархической и республиканской формы правления. Соотношение типа и формы правления.
  3. Форма национально-территориального и административного государственного устройства.
  4. Политический режим: понятие и виды. Соотношение политического и государственно-правового режима.

 

    1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

 

При изучении темы «Формы государства» нужно проводить анализ и раскрыть формы, в которых функционирует государство и его политическая система, рассматривать происхождение структурно-территориальной организации общества любого государства. Форма государства состоит из трех обязательных элементов: форма правления, форма государственного устройства и государственный режим, которые в настоящей лекции будут рассмотрены каждый по отдельности.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
 
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ

 

Понятие формы государства состоит из составляющих и объединенных в одно целое понятий «формы» и «содержания», которые раскрываются в философских концепциях.

Содержание – упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.

Форма – внешнее выражение содержания предмета, его внешние пространственные и временные границы.

Античная философская мысль особо подчеркивала значение формы, отводя ей активную, определяющую роль. У Аристотеля, например, форма пользуется приоритетом пере содержанием. Этот греческий философ считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной, так и целью процесса становления предмета и явления. Римские юристы полагали, что именно форма дает бытие вещи. Форма есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна. Так, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникает из ее формы.

Марксистская философия выдвинула тезис о диалектическом единстве формы и содержания. При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма – ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие.

Исходя из вышеизложенного, можно определить, что под формой государства в науке понимается совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

 

    1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.

Это представительная власть. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.

В различных государствах законодательные органы называются по разному: в РФ –Федеральное Собрание, в США – Конгресс, в Великобритании – Парламент, во Франции – национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент (от «parler» - говорить), поэтому часто законодательный орган именуют парламентом.

Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней. Поэтому верхние палаты становятся своеобразным «заслоном» на пути поспешных и популистических законопроектов, принятых нижними палатами.

Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых – предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.

Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия он осуществляет на сессиях. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации. Депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутатов избирателями до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат).

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реагирует через систему исполнительных органов.

Исполнительный орган – это органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность этих органов состоит именно в том, что именно они являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах и в актах вышестоящих исполнительных органов.

Распорядительная деятельность состоит в том, что они принимают практические меры по реализации вышеуказанных требований, организуют исполнение законов и распоряжений гражданами и общественными организациями, а также нижестоящими органами исполнительной власти.

Исполнительные органы должны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому деятельность этих органов называют подзаконной, а издаваемые ими акты – подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство и президента, их органы на местах. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строго юридической форме и с помощью специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания законодательной власти) может, не уходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Однако, осуществляя государственную власть в особой форме – в форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти: он применяет законы, издаваемые парламентом, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержании преступников).

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов. К принципам судоустройства в демократическом государстве можно отнести:

- осуществление правосудия только судом;

- независимость суда и подчинение его только закону;

- неприкосновенность судей и их несменяемость;

- коллегиальность суда.

В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают два типа судов – суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов. В состав суда присяжных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели из числа народа. Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или не виновности, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судьи и заседатели (шеффены). Вынесение приговора происходит ими совместно.

Судопроизводство – установленный законом порядок возбуждения, расследования и разрешения уголовных и гражданских дел.

Принципы судопроизводства в демократическом государстве:

- законность;

- осуществление правосудия только судом;

- равенство участников процесса;

Публичность и гласность судебного разбирательства;

- непрерывность судебного разбирательства;

- устность судебного разбирательства;

- состязательность;

- ведение на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т.е. проверка соответствия закона конституции.

Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки и конституции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституционные суды так же рассматривают споры о разграничении полномочий между субъектами и федерацией.

Конституционный надзор может осуществляться:

А) всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);

Б) Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);

В) специальным конституционным судом, для которого конституционный надзор главная и единственная функция (Россия, Австрия, ФРГ);

Г) особым органом несудебного характера (Франция).

В одних странах конституционный суд выполняет функции верховного судебного органа, в других – судебную систему возглавляет самостоятельный Верховный суд.

Все суды, в соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия, подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет).

 

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЕНИ ВЛАСТИ.

 

Классический вариант теории разделения власти в полной мере не отражает современного состояния государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это касается президентской власти в республиках парламентского типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.

В качестве самостоятельной группы органов государственного механизма могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему органов исполнительной власти, и конечно не относятся не к судебной, не к законодательной. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры курируют следствие по преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы, подчиняющиеся только Генеральному прокурору.

Россия созданием прокуратуры обязана Петру I. В своем указе 1722 года император четко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. Первым российским прокурором указом императора был назначен Павел Ягужинский.

 

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти – средства массовой информации (СМИ). Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решений. Средства массовой информации в демократическом обществе призваны осуществлять наблюдение и контроль за действием правительства и других органов власти. С помощью СМИ какие-либо люди могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В ряде СМИ публикуется информация о деятельности парламента. В России официальным изданием выступает «Российская газета».

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Изучить закон «О государственной службе» и самостоятельно ответить на пункт 7 плана настоящей темы: «Этика государственной службы».

 

2. Провести классификацию по всем основаниям следующих государственных органов:

- Конституционный Суд РФ;

- Президент США;

- губернатор штата Техас;

- министр иностранных дел Франции;

- Парламент Англии.

Тема 8: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА»

План:

  1. Гражданское общество: основные этапы становления и сфера деятельности.
  2. Понятие политической системы общества и ее функции.
  3. Структура политической системы общества.
  4. Государство в политической системе общества.

И СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Идея гражданского общества появилась в Новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал Г. Гегель, немецкий философ. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию ит.п.).

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Гражданское общество и государство – различные стороны жизни общества, и их понятия противостоят друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок. Их многообразие можно представить в идее схемы.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ   СОЦИАЛЬНЫЕ   ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ   КУЛЬТУРНЫЕ

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция   Большой удельный вес в обществе средних классов   Юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм   Обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести

 

Формирование гражданского общества начинается в Новое время. На первом этапе (XVI – XVII вв.),когда складывались экономические и политические предпосылки его существования, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (XVIII – конец XIX вв.) характеризуется формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма. На третьем этапе (XX в.) происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в основную социальную группу), в том числе становление правового социального государства

Гражданское общество формируется на нескольких уровнях: производственном, социально-культурном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих основных потребностей в пище, одежде, жилье; на втором – для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, СМИ, творческие союзы; третий уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

 

A. ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ.

 

Термин демократия появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа». В современной науке под демократией понимается режим, основанный на призвании народа источником и субъектом власти, однако иногда, говор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.11 с.)