Национально-территориального и административного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-территориального и административного.



ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

ПРОСТЫЕ   СЛОЖНЫЕ

 

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО     ФЕДЕРАЦИЯ     КОНФЕДЕРАЦИЯ

АВТОНОМНАЯ   СОЮЗНАЯ

 

С ГОСУДАРСТВЕННО-АВТОНОМНЫМИ ЕДИНИЦАМИ   С АДМИНИСТРАТИВНО-АВТОНОМНЫМИ ЕДИНИЦАМИ

Изучая вопрос о форме государственного устройства следует отметить, что это второй элемент, входящий в общую характеристику формы всего государства.

Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарное государство – это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

Термин «унитарное государство» происходит от латинского слова «unus», что означает – одно единение. Унитарное государство это единое государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящее, как правило, из административно-территориальных единиц (районов, губерний, областей, провинций и т.д.). лишь некоторые очень мелкие государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне, Монако в Европе). Унитарное государство более централизованная форма государственного устройства по сравнению с федерацией, где государственной властью обладаю и ее субъекты.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковых юридический статус и равное положение по отношению к центральны органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всей территории.

Также, действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех нормами права. Судебные органы и иные правоохранительные органы представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а от туда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами в регионах.

Федерация – это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Слово «федерация» происходит от латинского foederatio, что означает объединение, союз. В современном мире существует 25 федераций, их число выросло после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан – в Азии, Нигерия и Эфиопия- в Африке, США и Бразилия – в Америке, Австралия в Океании и другие. Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная республика Коморских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

Любая федерация это сложное образование, состоящее из государств-членов или государственных образований. Это отличает федерацию от унитарного государства с одной или несколькими автономиями (исключение, Китай). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, кантоны и т.д. иногда в одном и том же государстве субъекты имеют разные названия (республики, края, области, округа и т.д. в России).

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других форм государственного устройства. К ним относятся:

ü Существует два уровня государственного аппарата: федеративный (союзный) и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративных характер государства выражается в создании двух палатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов.

ü Наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств.

ü Функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов), где конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции.

ü Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат общефедеральным органам – федеральному президенту, правительству, парламенту, судам.

ü Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в субъектах федерации.

ü Используется двухканальная система налогов: федеральные налоги и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом распределяются по субъектам.

ü Наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни, подчиняющихся центральному аппарату.

Так вот, можно сделать вывод, что при федеративном государственном устройстве субъекты федерации могли быть обладателями суверенитета, но при ограничении федеральных органов.

Существует несколько видов федеративных государств:

- основанные на национально-территориальном признаке и иные (территориальные и национальные) федерации;

- федерации симметричные и асимметричные;

- договорные и конституционные (конститутивные).

Территориальные федерации. В основу территориальной фдрации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в цеях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей, но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство - собры), но созданы 16 земель (субъектов федерации).

Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории. Таким образом, строились государства в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 году в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.

Смешанная федерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Симметричная федерация. В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой статус. Только субъекты составляют федерацию в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), в Аргентине (провинции), в России (применяются разные названия к субъектам). Однако, абсолютно симметричных федераций нет. Хотя, с точки зрения правового положения составных частей федерации ближе к идеалу симметричной федерации можно отнести – Австрию, Мексику, Бразилию и Аргентину.

Ассиметричные федерации. Состоят из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов). В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) – Виргинские острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые пользуются правами штатов.

Договорные, учредительные или конституционные федерации. Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Конституционные или конститутивные федерации создаются «сверху», путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 году), поправок к ней (в Бельгии в 1993 году) или закона парламента (реформирование в Индии в 1956 году).

 

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию. Однако формально она не является государством. Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей (военных, политических, социальных и др.). эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Для достижения этих целей в конфедерации создаются органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в не государствами основан на принципе добровольности и согласии всех членов. Выход их конфедерации носит более простой характер, нежели выход их федерации. Он может производится и на основе одностороннего волеизъявления.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные государства имеют не стойкий характер. Конфедерация распадается весьма быстро, либо преобразовывается в федерацию. Например, штаты в Северной Америке с 1776 г. по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала США. А созданная в 1952г. конференция Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась. Все это происходит потому, что у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей).

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. В современном мире конфедераций не существует, последней была Сенегамбия в 1981-1988 годах.

 

В последние десятилетия в мире возникает множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество, союз, автономия и др. к их числу относятся Европейский Союз, который ранее назывался Экономическим сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционировало в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло СНГ. Сегодня в Содружество Независимых Государств входит 12 членов – бывших союзных республик. Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

Содружество – организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенных степенью однородности, например, таких как: экономика, право, язык, культура, религия.

Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре, которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).

 

    1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Третьим элементом формы государства является государственный (политико-правовой) режим.

Политико-правовой режим – это метод и способ осуществления политической власти, выражающих содержание и характер государства. Политико-правовые режимы делятся на демократические и антидемократические. Критерий, который положен в основу такой классификации режимов, есть степень политической свободы личности и соблюдения государством прав и свобод личности.

Демократический правовой режим. Термин «демократия» греческого происхождения, который означает «власть народа». Первые же демократические формы политической жизни появились еще в древнее время: ученые говорят о существовании первобытной, или общиной, демократии в ранний период истории человека. Демократия была хорошо известна в Античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образом античной демократии считаются Афины. В европейском Средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например, Новгород, Венеция, Женева).

В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим, основанный на призвании народа источником и субъектом власти.

Признаками демократического режима определяют:

  • Признание народа единственным источником власти;
  • Признание прав и свобод граждан, прежде всего, политических, в равной мере за всеми гражданами государства;
  • Обязательное участие в осуществлении государственной власти выборных представительных органов;
  • Легальное существование и функционирование политических партий и движений, оппозиционных правительству (политический плюрализм);
  • Правовой характер деятельности государственных органов.

Существует всего три варианта получения кем-либо верховной власти в государстве: передача власти по наследству, узурпация власти и занятие должности во властных структурах в результате победы на выборах. Для демократического режима наиболее характерно получение власти путем занятие должности во властных структурах в результате победы на выборах. Хотя в истории имеются факты, подтверждающие, что демократическим путем приходили к власти и диктаторы, устанавливающие в последствии антидемократический режим государства (например, Гитлер).

Антидемократический режим – это политико-правовой режим, основанный на ограничении прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы подразделяются на: тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим – это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.

Западные политологи (З. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

· Наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором. Обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;

· Наличие официальной господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие направлено к определенной цели. Идеология не подлежит критике и отступление от нее строго карается государством;

· Монополия власти на информацию, ее полный контроль над СМИ;

· Монополия государства на средства вооруженной борьбы;

· Наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;

· Внешнеэкономическое принуждение к труду;

· Фиктивность законодательства (то, что прописано - не исполняется);

· Подчинение экономике государству;

· Командно-административная система управления.

В современной литературе существует и иной подход к изучению феномена тоталитаризма. В его основе лежит анализ изучения личности в тоталитарном обществе. Основное внимание в этой концепции уделяется анализу механизма рождения массового общества и появлению «человека массы», который является опорой тоталитарного режима. Такая точка зрения базируется на востребовании обществом такого режима, а не на подавлении и уничтожении личности «сверху».

Следует отметить, что тоталитарный режим может сохранять видимость демократии. Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом же деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Авторитарный режим – политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом.

Признаки авторитарного режима:

· Носителем власти является один человек или группа лиц (правящая элита), народ отчужден от власти;

· Централизация власти и ее неподконтрольность гражданам;

· Запрещение политической оппозиции;

· Потенциальная опора на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора;

· Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы жизни. Режим, в основном, занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитарный режим носит переходной характер между тоталитарным и демократическим. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью, так как в них еще отсутствуют необходимые предпосылки для демократии: политическая культура масс, уважение к закону. Попытка перескочить авторитарный режим приводит к монархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Военный режим – политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Признаки военного режима выражаются в следующем:

· Переход власти в результате военного переворота к хунте;

· Отмена конституции и замена ее активами военных властей;

· Роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

· Ограничение действия политических прав и свобод человека;

· Создание при хунте консульских органов их технократов.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Назовите любое государство отвечающее характеристикам из песни:

«Это было прошлым летом

В середине января

В тридесятом королевстве

Там, где нет в помине короля…»

2. Установите форму Российского государства.

Тема 7: «МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА»

  1. Механизм государства: понятие и структура.
  2. Модели построения механизма государства.
  3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  4. Орган государства: понятие, признаки, классификация.
  5. Органы законодательной, исполнительно, судебной власти.
  6. Современное состояние системы разделения властей.
  7. Этика государственной службы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.047 с.)