Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Теория потребностей Г.Мюррея.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Потребность – это нужда, которая отражается психически.
«Человеческая потребность в пище лучше описывается понятием «аппетит», чем понятием «голод». Вместо понятия «инстинкт» Маслоу вводит понятие «базовые потребности». Они не могут быть как полностью врождёнными, так и полностью обусловленными внешними факторами. Эти потребности не инстинктивны, а инстиктоидны. Потребности человека отличаются от потребностей других живых существ – всё это заложено изначально биологически, хотя большую роль играет приобретаемый при жизни опыт. В разные периоды теории Маслоу совершенно разные. Он очень сильно реагировал на критику и правил свои теории. Можно выделить как минимум пять теорий Маслоу: · В начале своей теории Маслоу вывел 14 (15) свойств самоактуализирующейся личности (см. предыдущий вопрос) · Теория базовых потребностей, различающихся по степени насущности. Когда неудовлетворенны наиболее насущные потребности, все действия человека направлены на удовлетворение этих потребностей. Как только эти потребности удовлетворены, начинается удовлетворение следующего уровня потребностей. Иерархия потребностей такова: ü Физиологические потребности (голод, сон, секс) ü Потребность в безопасности ü Потребность в контактах ü Потребность в повышении самооценки ü Потребность в самоактуализации · Принцип самоактуализации. Существует два рода мотивов – чего-то не хватает (дефицит); нет конкретного дефицита, но есть потребность в самоактуализации. Оба процесса идут параллельно. · Теория пиковых переживаний, во время которых может возникать состояние самоактуализации. · Жизнь после самоактуализации. Самореализация.
Генри Мюррей –теория потребностей опубликована в 1938 году. Известно, что любой организм взаимодействует со средой. Из-за этого взаимодействия возникают потребности. Со стороны индивида – потребность, а со стороны мира встречное движение – «пресс». Комбинация потребности и пресса – «тема». Разработанный Мюрреем тематический апперцептивный тест выявляет темы жизни человека. Вариант классификации: · Висцерогенные потребности – биологические потребности: воздух, вода, пища, секс, избегание боли, избегание вредных веществ и т.п. · Психогенные потребности – специфические человеческие потребности в разных формах взаимодействия с миром. Вариант классификации: · проактивные потребности – потребности, преимущественно детерминированные внутренним состоянием субъекта (сон после тяжелой работы). · реактивные – активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание в темной комнате в полной тишине). В 1951 году Мюррей усложнил свою классификацию. Он выделил два измерения: ценность объекта, на который направлено взаимодействие и вектор (направление). Всего 11 Х 14 = 154 варианта взаимодействия.
Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Теории Адлера и Франкла. Теория метамотивации Маслоу.
В основе смыслоцелевых представлений об источниках человеческой мотивации лежит идея целевой детерминации (ответ на вопрос «зачем», а не на вопрос «почему»).
Альфред Адлер – учился у Фрейда, но затем разошёлся с ним во взглядах и создал в 1911 году свою собственную теорию. Основной движущей силой человека Адлер считал стремление к власти, могуществу и самоутверждению. Адлер отстаивал положение о целостности личности (в отличие от Фрейда). Учение о комплексе неполноценности. Исследования Адлера показали, что органические дефекты способствуют возникновению чувства неполноценности. Оно обычно компенсируется развитием других способностей. Стремление к преодолению. Если органические дефекты не компенсируются, возникает комплекс неполноценности. В последних работах Адлер отказался от представления о чувстве неполноценности как основной движущей силы. И стал рассматривать в качестве ключевого понятия индивидуальный смысл жизни. Фактически, эволюцию взглядов Адлера на движущую силу человека можно представить так: · Стремление к власти, могуществу и самоутверждению · Стремление к преодолению · Индивидуальный смысл жизни Иногда выделяют ещё теорию агрессивности, которая предшествовала этим 3 теориям. Адлер связывает смысл жизни с индивидуальным представлением человека о трёх жизненных факторах: · Факт жизни человека в конкретных условиях существования. Ставит задачу труда и профессионального определения. · Факт жизни среди других людей. Ставит задачу кооперации. · Факт существования двух полов. Ставит задачу установления отношений с противоположным полом. Адлер также вводит такую форму движущей силы как чувство общности (социальный интерес), которое взаимодействует со стремление к превосходству. По Адлеру, некоторые индивиды стремятся к превосходству, успеху, власти и компетентности. В качестве базовой мотивации часто упоминается и компетентность; к ней стремятся, потому что неумение и несостоятельность вызывают осуждение. Оба эти стремления – две стороны одной медали, и оба являются мотивирующими стремлениями. Мотивация неуспеха может быть столь сильной, что приводит к самоубийствам, особенно среди студентов. Одно из сильнейших человеческих стремлений – к осмысленному существованию: утрата смысла является причиной экзистенциального невроза. Человеку присуще стремление к совершенству, а не удовольствию. Адлер ввёл понятие целевой детерминации. Однако впервые Нарцисс Ах показал, что есть цели, которые вызывают произвольные ассоциации.
Виктор Франкл Франкл учился немного у Фрейда, немного у Адлера. Он создал «третью школу психотерапии». Подход Франкла окончательно оформился к концу 30-х годов. Проведя 4 году в концлагерях, он написал книгу «Сказать жизни да». В которой описал свой опыт. Наибольшие шансы на выживание имели люди, которым было ради чего жить (важная жизненная задача, которую необходимо было завершить). Суть подхода Франкла – в человеке есть разные слои (тело, душа, дух), они находятся между собой в иерархических отношениях. Закономерности низшего уровня могут быть преодолены на более высоких уровнях. Человек обусловлен на физиологическом и психологическом уровнях, но свободен на духовном (смысловом) уровне. Способность к самотрансцендентности – найти смысл вне себя. Метафора бумеранга. Задача бумеранга – попасть в цель. Если он не попал, он возвращается. Мы возвращаемся в себя и начинаем копаться в себе, если не достигли своей цели вовне себя. Способность к самодистанцированию. Способность к юмору в отношении себя. Стремление к поиску и реализации смысла жизни. Человек должен верить в смысл. Смысл нельзя симулировать (работа Франкла в стационаре для самоубийц-неудачников). Отсутствие смысла порождает «экзистенциальный вакуум». Смысл жизни доступен каждому человеку. Нахождение смысла жизни – это вопрос не познания, а признания. Не человек ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь ставит этот вопрос перед человеком. Смысл не субъективнее, человек его не приобретает, а находит в мире. Существует ноотическое измерение, в котором находятся смыслы жизни. Борьба за что-либо имеет смысл, если это что-то само имеет смысл. Три основные группы ценностей: · Ценности творчества (труд) – наиболее естественные и важные, но не необходимые для нахождения жизненного смысла. · Ценности любви. Не являются необходимым для смысла. · Ценности отношений. Именно эти ценности позволяют найти смысл существования, когда других более активных возможностей нет.
По Франклу, важнее жизнь смыслов, чем смысл жизни. Жизнь должна быть осмысленна, а сами смыслы могут изменяться в течение жизни. Книга «Подсознательный бог» – подсознательным богом Франкл называет совесть. Совесть может помочь человеку найти даже такой смысл, который не совпадает со сложившимися ценностями, так как они могут устаревать. Смысл жизни всегда может быть найден человеком, даже когда он приговорён к смерти. Учение о свободе воли – человек свободен найти смысл жизни, даже когда его физическая свобода ограничена. Франкл характеризует организм как средство для реализации своей цели. Человек может управлять своей наследственностью. Влияние обстоятельств на человека опосредуется его отношением к ним. Человеку присущи две «антропологические характеристики»: · способность к самотрансцендентности (направленность на что-то внешнее, выход за пределы самого себя) · способность к самодистанцированию (возможность посмотреть на себя со стороны). Идея о взаимодополнительности свободы и ответственности ещё до Франкла возникла у Фромма. Франкл предложил в противоположность статуе Свободы на восточном побережье США поставить статую Ответственности на западной побережье.
Теория метамотивации Маслоу – см. 7 вопрос. В 1962 году вышла книга Маслоу «Психология бытия». Есть ли жизнь после самоактуализации и какая она? Что происходит, когда человек созрел, достиг уровня бытия? Для таких людей надо строить другую психологию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.007 с.) |