Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория существования, связи и роста К. Альдерфера

Поиск

Теорию потребностей существования, связи и роста (или ERG — Existence, Relations, Growth) разработал в 1972 г. американский уче­ный К. Альдерфер [19]. Он предпринял попытку уточнить и творче­ски развить теорию иерархии потребностей А. Маслоу. Отмечая не­достаточную четкость различения некоторых групп потребностей в теории А. Маслоу, он выделил не пять, а три класса (группы) по­требностей: существования, связи и роста.

Потребности существования содержат две группы потребнос­тей пирамиды А. Маслоу: в безопасности и физиологические.

Потребности связи отражают социальную природу человека.его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальни­ков и подчиненных. Поэтому к группе потребностей связи относятся потребности в принадлежности к социальной группе, признании и ува­жении, связанные со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей в бе­зопасности пирамиды А. Маслоу, которая связана с групповой безо­пасностью.

Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении пирамиды А. Маслоу и включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением к развитию уверенности, самосовершенствованию и т. п. (рис. 3.2).

Эти три группы потребностей, как и в теории А. Маслоу, располо­жены по иерархии. Однако между ними есть одно принципиальное

Рис. 3.2. Соотношение иерархии потребностей теорийА. Маслоу и К. Альдерфера

различие: согласно А. Маслоу, движение от потребности к потреб­ности происходит только снизу вверх (удовлетворил потребность нижнего уровня — перешел к следующей и т. д.). К. Альдерфер полагает, что это "движение" идет в обе стороны (наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлет­воряется потребность более высокого уровня). При этом К. Альдер­фер считает, что в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Напри­мер, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять "включаются" потребности связи, и это вызывает про­цесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.

В соответствии с теорией К. Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, про­исходит переключение на более конкретную потребность, и этот про­цесс определяет наличие обратного движения сверху вниз.

Процесс движения вверх по уровням потребностей К. Альдерфер называет удовлетворением потребностей, а процесс движения вниз — фрустрацией, т. е. поражением в стремлении удовлетворить потреб­ность.

Наличие двух направлений "движения" в удовлетворении потреб­ностей открывает дополнительные возможности мотивирования лю­дей в организации. Например, если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то он, разочаровавшись, может с повышенным интересом переключиться на потребность связи. В данном случае организация, возможно, предо­ставит ему возможности для удовлетворения этой потребности, увели­чивая тем самым свой потенциал мотивирования человека.

Теория К. Альдерфера, являясь относительно молодой, не имеет достаточного эмпирического подтверждения ее правильности, одна­ко она полезна для практики управления, так как открывает для ме­неджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет воз­можности удовлетворить потребности более высоких уровней.

Двухфакторная теория Герцберга

Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими.

 

Группа факторов Факторы Влияние на деятельность людей
Гигиенические (связанные с условиями работы) заработок, условия труда, отношения с другими работниками, деятельность администрации   Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством) ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда

 

Гигиенические факторы не мотивируют работников, а всего лишь не дают развиваться чувству неудовлетворенности работой.

 

Применение теории Герцберга

 

Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ «обогащения» труда.

В ходе выполнения программы «обогащения» труда, работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. «Обогащение» труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу. Среди нескольких сотен фирм, которые используют программы «обогащения» труда для того, чтобы устранить негативные последствия утомления и связанное с этим падение производительности труда, есть и такие крупные компании, как, «Америкэн Эйрлайнз» и «Тексас Инструменте». Хотя концепция «обогащения» труда весьма успешно используется во многих ситуациях, но она подходит для мотивации не всех людей.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Таким образом, и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.

Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Вместе с тем, такой человек может считать болтовню с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оказаться низкой.

В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.009 с.)