Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль ситуационных факторов в развертывании мотивационных процессов. Теория поля К.Левина и экспериментальные исследования его школы.

Поиск

 

Роль ситуационных факторов в развертывании мотивационных процессов:

И личность, и ситуация влияют на поведение человека. Мы по-разному воспринимаем одни и те же ситуации → разное влияние.

 

«Ситуация»:

1) как объект восприятия

2) как система сил, влияющих на поведение (К.Левин)

3) как арена проявления личностных черт: устойчивая тенденция поведения

А) во времени

Б) по отношению к ситуации

В) спектральные индивидуальные различия

4) то место, где потребности находят себе объекты

(Узнадзе – встреча потребности с ситуацией) – опредмечивание потребности на уровне конкретной ситуации.

5) поле возможностей

Изменение ситуации → изменение набора возможностей

 

Стэнфордский тюремный эксперимент – известный психологический эксперимент, который был проведён в 1971 американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни, и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в корпусе кафедры психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и вопреки ожиданиям, стали возникать по настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Несмотря на очевидную потерю контроля над экспериментом, только один из 50 наблюдателей, Кристина Маслач, выступила против его продолжения. Зимбардо закончил эксперимент раньше времени.

Эксперимент Милгрэма – классический эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета.

В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Ни один из них не остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: ни один не остановился до уровня 300 В, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

 

Эксперимент на альтруистическое поведение «исследование доброго самаритянина»

- приготовить проповедь на тему доброго самаритянина

- по дороге в другой корпус, где проповедь будут слушать – встретят человека, которому нехорошо (актёр).

- очень маленькая роль личностной диспозиции. Ситуативный фактор – большая роль, более важная.

- чем меньше людей, тем быстрее оказывается помощь и наоборот (диффузия ответственности).

 

 

Теория поля К.Левина и экспериментальные исследования его школы

Левин указал на то, что предметы вокруг нас обладают определённой эмоциональной окраской, побуждают нас совершать какую-либо деятельность. Существует полезависимое поведение.

Валентность – это положительная или отрицательная ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила.

Поле – это вся совокупность переживаемого субъектом в данный момент, «жизненное пространство индивида».

 

Сами предметы направляют наши действия:

1) независимо от наших потребностей и намерений

* эксперимент с колокольчиком – ни одного человека, который бы в него не позвонил

2) в зависимости от наших потребностей

* письмо – замечаем почтовые ящики – бросили письмо – не замечаем эти почтовые ящики, так как желание реализовано.

 

Психологическое поле – единство индивида и окружения индивида.

Психологическое окружение = реальные + воображаемые ситуации (игровая ситуация); атмосфера; мера свободы индивида.

 

В=f(p,E)

В - поведение

р - personality (особенности данного человека)

Е - свойства окружения

р и Е не являются независимыми

Е = f(р) свойства окружения зависят от самой личности

р = f(E) свойства личности зависят от окружения

 

Вещь приобретает валентность, когда она выступает для индивида как средство удовлетворения потребностей. Валентность может быть притягательной (положительной) и отталкивающей (отрицательной).

В психологическом поле разворачивается мотивационный конфликт:

· Стремление-стремление (Буриданов осёл)

· Стремление-избегание (и хочется и колется)

· Избегание-избегание (между двумя в равной мере непривлекательными объектами)

 

Потребности имеют два уровня:

· Истинные потребности (биологичекие)

· Квази-потребности: потребности социального происхождения, возникающие здесь и сейчас – намерение что-либо сделать

 

Эксперимент Овсянкиной: достаточно простые задания (склеить, нарисовать и др) → эти задания прерываются. 80% испытуемых хотят возобновить незаконченное действие (тайком продолжают доделывать) → направленная система (относится к 1 уровню - персеверация).

 

Потребность – динамическое состояние (активность), которая возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия.

Квазипотребность – некая напряжённая система (намерение), которая возникает в определённой ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремиться к разрядке (удовлетворению). Квазипотребность – социально обусловленная потребность, которая по своей природе не биологическая и не врождённая. Социальный, значит возникающий в данный момент в отличие от «истинных» устойчивых потребностей (например, потребность к труду).

К. Левин не уделяет внимание содержанию потребности; важны динамические характеристики: сильная/слабая напряжённость, коммуникация с другими потребностями.

 

Опыты Зейгарник - Овсянкиной:

1. Даётся задание, отнимается недоделанным, даётся другое задание. В итоге 86% испытуемых возвращаются потом к первому заданию.

2. Пример: Официант помнит невыполненный заказ, но не помнит уже оплаченный.

3. Даётся 20 заданий, из них примерно половина не дают доделать, в конце просят назвать задание, которые были выполнены. В начале перечисляются спонтанно незавершённые задания. Лучше запоминаются незавершённые действия.

 

Лучшее запоминание незавершённых действий свидетельствует о том, что намерение (квазипотребность) включено в целостные внутри-психические области; квазипотребность направлена на осуществление действия в будущем, приводит к установлению цели и обуславливает реальную деятельность данного момента – воспроизведение.

 

Намерение основывается на реальных потребностях.

 

Левин выделял действенные потребности – те, которые приводят человека к принятию решения в проблемной ситуации.

Динамическое состояние, напряжение являются решающими, а главное, детерминируется фактором психической деятельности человека.

 

Факторы влияющие на действенность намерения:

I. Значимость намерения;

II. Эмоциональная окрашенность намерения;

III. Степень связи намерения с основной деятельностью;

IV. Наличная ситуация («психологическое поле»);

V. Личностные особенности.

 

Значимость намерения зависит от истинных потребностей, которые лежат в основе возникновения квазипотребности.

 

Волевое действие – это такое действие, которое совершается не под влиянием поля. Для волевого, намеренного действия важно возникновение «душевных сил напряжения», которые в силу их родства с настоящими потребностями Левин обозначил как квазипотребности.

 

14. Деятельностный подход к мотивации в школе А.Н.Леонтьева. Общая характеристика потребностей и мотивов. Опредмечивание потребностей и другие механизмы их преобразования.

 

А.Н. Леонтьев говорил про побудительную, направляющую и смыслообразующую функции мотивов. Первые две функции в ряде текстов объединены в одну (их сложно разделить, так как побуждение без направления – возбуждение).

 

Есть два вида мотивов:

· Смыслообразующие – побуждают деятельность и придают её личностный смысл

· Мотивы-стимулы (только побуждают деятельность, но не придают ей смысл) – сделаешь уроки, пойдёшь гулять

 

Не бывает побуждений без смыслообразования.

 

Деятельность всегда есть процесс взаимодействия человека с миром.

У любого действия есть некоторый мотив. Всегда есть некоторый выбор, который обычно осуществляется автоматически. Любой мотив берёт свою побудительную силу от потребностей и ценностей – мотивационных констант. Связи между потребностями и мотивами могут быть прямыми и непрямыми. Потребности относительно конкретной деятельности могут быть специфическими и неспецифическими.

 

Потребность – это такая нужда, которая отражается психически:

· Напрямую через органы чувств – эмоции

· Косвенно – смыслы

 

Потребность – это состояние объективной нужды организма в чём-то, что лежит вне его, имеющее объём (количество благ, необходимых для удовлетворения) и представленное психически (через эмоции и смыслы).

 

Потребность:

1) динамична (появляется – исчезает; одна потребность сменяется другой).

2) имеет направление

3) внутренние динамические силы, присущие организму

 

Потребность имеет свой предмет. В процессе поисковой активности происходит опредмечивание потребности. Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

 

 

Мотивы могут быть актуальными и потенциальными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ведущими и подчинёнными.

Совпадение мотивов и целей – это вторичное явление, тогда появляется мотив цель.

Мотивы-цели – являются одновременно мотивом и целью. Образуются в результате приобретения целью самостоятельно двигательной силы.

 

Существуют ведущие мотивы по жизни (несут личностный жизненный смысл) и ведущие мотивы в данной ситуации (человек живёт сегодняшним днём).

 

Смысл – это отношение мотива к цели.

 

Неосознаваемые мотивы находят своё отражение в эмоциональной окраске деятельности.

 

Существует полимотивируемость, которая осложняет выделение и диагностику отдельно взятого мотива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.009 с.)