Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования субъектной причинности и автономии. Локус контроля, выученная беспомощность, самоэффективность.

Поиск

 

Теория самодетерминации и личностной автономии: Э. Деси и Р. Райан

Самодетерминация в контексте данного подхода означает ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности. Человека называют автономным, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя. Быть автономным тем самым означает быть самоинициируемым и саморегулируемым, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного Я. Количественной мерой автономии является то, в какой степени люди живут в согласии со своим истинным Я.

Авторы выделяют три основные личностные ориентации, следуя доминирующим у людей механизмам регуляции их действий:

1) автономную ориентацию, основанную на убеждении о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения выступает при этом осознание своих потребностей и чувств;

2) подконтрольную ориентацию, также основанную на ощущении связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования;

3) безличную ориентацию, основанную на убеждении, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.

Хотя эти ориентации представляют собой устойчивые характеристики личности, проявляющиеся в индивидуальных различиях, Деси и Райан обосновывают модель постепенного формирования личностной автономии через интернализацию мотивации и соответствующего переживания контроля над поведением: от чисто внешней мотивации через этапы интроекции, идентификации и интеграции к внутренней мотивации и автономии. Автономия предстает в последних работах авторов не просто как одна из тенденций личности, но как универсальный критерий и механизм нормального развития, нарушение которого приводит к различным видам патологии развития.

 

У. Тейджсон определяет свободу как переживание самодетерминации, связанное с самоосознанием. Тайджсон выделяет три параметра свободы:

1) ее когнитивную основу – уровень когнитивного развития,

2) объем внешних ограничений,

3) подсознательные внутренние детерминанты и ограничения.

Ключевым процессом в обретении и расширении свободы является рефлексивное осознание детерминант и ограничений собственной активности.

 

 

Близкие взгляды развивает Дж. Истербрук, уделяющий специальное внимание контролю над базовыми потребностями и тревогой, рождающейся в отношениях с внешним миром. Эффективность контроля и степень свободы оказываются непосредственно связанными с интеллектуальными способностями, обучаемостью и компетентностью.

 

Дж. Ричлак выдвигает на первый план проблему самодетерминации. Он видит основание свободы в способности самого субъекта, исходя из своих желаний и формулируемых на их основе осмысленных целей, детерминировать собственные действия, включаться в систему детерминации своей активности и ее переструктурировать, дополняя каузальную детерминацию поведения целевой. Основой свободы воли является диалектическая способность саморефлексии и трансценденции, позволяющая субъекту ставить под вопрос и изменять те предпосылки, на которых строится его поведение.

 

Атрибутивная теория мотивации. Бернард Вайнер обратил внимание на эксперименты бихевиористов с частичным подкреплением (крысы и голуби). После прекращения подкрепления они продолжали «надеяться» и до 100 раз нажимали кнопку или педаль впустую. Люди же очень быстро прекращают нажимать после прекращения подкрепления.

Экспериментальное исследование 1970 года показало, что люди с высокой мотивацией достижения приписывают успех своим способностям, а неудачу – случайности, в отличие от них люди с низкой мотивацией приписывают успех тому, что задача была не слишком сложной, а неудачу нехваткой своих способностей.

Четыре фактора, с помощью которых может объясняться причина успехов и неудач:

· способности (внутренний, стабильный)

· усилия (внутренний, нестабильный)

· трудность задачи (внешний, стабильный)

· удача (внешний, нестабильный)

 

 

Локус контроля – понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность).

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п.

 

Выученная беспомощность

Селигман показал, что опыт длительных неуспехов может выступить сильным и надёжным предикатором снижения ожидания в отношении успеха.

Одной группе предъявлялся неприятный звук, который можно было отменить, второй – тот же звук, который нельзя было отменить. Во второй серии снова подавался звук, и можно было найти способ его отменить. Группа, которая ранее не имела возможности отменить звук, смирялась с ним, а группа, которая могла отменить, – отменяла звук.

Аналогичные эксперименты с собакой, которой били током через пол закрытой комнаты. В первом случае она не имела возможности спрятаться. Через некоторое время она смирялась. Во втором случае собаку помещали в комнату, где можно было спрятаться о тока. Однако она смирялась с неприятными ощущениями и не искала способа избежать их.

Селигман показал, что оптимисты и пессимисты по-разному толкуют хорошие и плохие события. Для оптимиста хорошие события в его жизни закономерны, а плохие – случайны. Для пессимиста плохие события в его жизни закономерны, а хорошие – случайны.

 

Самоэффективность – вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых терминов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности.

В ряде исследований Бандура показал, что причиной нарушений поведения может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий. Это открытие Бандуры часто называют «теорией самоэффективности». Самоэффективность, или вера в эффективность, означает убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. То есть вера в эффективность означает оценку собственной очень конкретно обозначенной поведенческой компетентности.

Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность (то есть ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться.

В своем концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation).

Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определенное поведение приведет к определенным результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведет к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение.

На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства:

1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.

2. Опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).

3. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.

4. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).

 

Самоэффективность понимается Бандурой не как стабильная и статичная характеристика, а как переменная, которая по своей силе, обобщенности и степени находится в реципрокной (взаимной) зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.

 

Посредством оценки ожиданий и уровня самоэффективности можно достаточно точно предсказать реальное поведение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.14.245 (0.007 с.)