Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами.



ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по психологии мотивации и эмоций

© Хохлов Н.А., Петржик М.Г.

Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами.

 

Психология мотиваций довольно молодая отрасль психологии. Мотивация не поддаётся интроспекции (или поддаётся условно с большими оговорками). Изучая психологию мотиваций, мы изучаем причинно-следственную связь. Слово «мотивация» имеет тот же корень, что и слово «эмоция» - латинское слово «movere» (двигать). Мотивация – это то, что куда-то нас движет.

По С.Л. Рубинштейну, «учение о мотивации выступает как конкретизация учения о детерминации». Согласно его определению, «мотивация человеческого поведения – это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром».

Обычно и прежде всего к мотивации относят все то, что побуждает реально совершаемую активность. Полагается, что все, совершаемое человеком – как различные виды систематической деятельности, так и множество заранее не планируемых и зависящих от обстоятельств ежедневных действий – имеет свои мотивационные основания.

О мотивации мы говорим только в тех случаях, в которых мы имеем дело с детерминацией, то есть с порождением, с возникновением каких-то поведенческих актов.

 

Четыре взгляда на психологию мотиваций (по Хайнцу Хекхаузену):

1) в нас заложены внутренние причины, которые нами движут;

2) наше поведение определяется факторами ситуации;

3) взаимодействие факторов личности и ситуации;

4) существует поле возможностей, в которое заложены различные варианты поведения.

Сами ранние подходы к мотивации исходили из первого взгляда на психологию мотиваций и на аналогию с животными. В настоящее время доминирует третий взгляд на психологию мотиваций.

 

Существует актуальная и потенциальная мотивация. Потенциальная мотивация актуализируется, когда её реализация нарушается.

 

Основные проблемы психологии мотивации

Проблема свободы воли

Спор между Мартином Лютером и Эразмом Роттердамским. Мартин Лютер считал, что всё осуществляется по воле бога, поэтому у человека не может быть свободы воли. Эразм Роттердамский отвечал, что раз человек создан по образу и подобию бога, то у него как и самого бога должна быть свобода воли.

Джон Локк. Проблема свободы, из которой выросла проблема мотивации.

Сторонники дарвинизма говорили о том, что все биологические процессы предопределены.

Мы не знаем всех тех причин, которые управляют нашими действиями, поэтому думаем, что у нас есть свобода воли.

Объяснение наличия свободы воли через точку бифуркации (автор термина Илья Пригожин – Нобелевский лауреат), после которой возможны различные варианты развития ситуации, которые в неживой природе случайны (не могут быть предсказаны), а в живой природе управляются свободой воли.

 

Асмолов А.Г. – три группы процессов:

1. Источники и движущие силы деятельности (мотивационные константы)

· потребности

· ценности

· инстинкты

· либидо

· самоактуализация и др.

2. Факторы выбора направленности

· мотив

3. Организация реализации мотива в деятельности

· цели

· установки

· эмоциональные процессы

 

Разные авторы в одни и те же слова вкладывают часто совершенно разный смысл. Скажем, мотив понимают совершенно по-разному. У В.К. Вилюнаса это структура второго, ситуативного уровня. У Х. Хекхаузена мотив – это структура высшего уровня, устойчивая личностная диспозиция, которая в конкретной ситуации порождает ситуативный процесс мотивации.

У А.Н. Леонтьева, когда он говорит о соотношении мотива и цели, мотива и деятельности (1971) мотив – это структура второго уровня, то, что формируется здесь и теперь и побуждает текущую деятельность. Но когда он говорит о структуре личности (1977), в слово «мотив» он уже вкладывает другое содержание, относящееся к первому, высшему уровню. Таким образом, в области психологии мотивации употребление даже самых базовых понятий очень разное; важно отличать само слово от его содержания.

 

Понятие «потребность»

Термин «потребность» появился только в 1938 году у Генри Мюррея.

Потребность – это форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. Потребность как внутренняя сущностная сила организма побуждает его к осуществлению качественно определенных форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода. (Д.А. Леонтьев)

Потребности характеризуются: предметностью; они всегда являются потребностями в том или ином предмете (ситуации). Важная характеристика потребностей – их специфическая динамика, т.е. способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь.

Благодаря своей предметности потребности приобретают сигнальный характер, т.е. могут регулироваться с помощью внешних и внутренних сигналов.

 

Американский психолог У. Макдугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

 

Жосеф Нюттен

Потребности обладают следующими характеристиками:

· предметность

· неадаптивность (главное, к чему стремится человек, реализация его в мире; это противоречии тезису об адаптации, т.к. человек скорее приспосабливает мир к своим планам и проектам)

· гетерархичность (у человека одновременно присутствуют много потребностей и все они встроены друг в друга)

Есть три уровня жизни: психофизиологический, социальный и духовный. Потребности также бывают этих трёх типов.

 

Генри Мюррей – теория потребностей опубликована в 1938 году. Достоверно известно, что любой организм взаимодействует со средой. Прежде всего, именно из-за этого взаимодействия возникают потребности. Со стороны индивида – потребность, со стороны мира встречное движение – «пресс». Комбинация потребности и пресса – «тема».

По Мюррею, потребность – это потенциальная возможность или готовность организма реагировать определённым образом при данных условиях.

Висцерогенные потребности – биологические потребности: воздух, вода, пища, секс, избегание боли, избегание вредных веществ и т.д.

Психогенные потребности. Специфические человеческие потребности в разных формах взаимодействия с миром.

 

Абрахам Маслоу. Статья 1943 года «Теория человеческой мотивации».

«Человеческая потребность в пище лучше описывается понятием «аппетит», чем понятием «голод». Вместо понятия «инстинкт» Маслоу вводит понятие «базовые потребности». Они не могут быть как полностью врождёнными, так и полностью обусловлены внешними факторами. Эти потребности не инстинктивны, в инстиктоидны. Потребности человека отличаются от потребностей других живых существ – всё это заложено изначально биологически, хотя большую роль играет приобретаемый при жизни опыт.

 

Э. Фромм

Животные потребности человека: голод, жажда, сексуальная потребность. Фромм выделяет 5 экзистенциальных потребностей, присущих только человеку:

1. Потребность соотнесённости – стремление к единению с другими людьми для преодоления своей изолированности.

2. Потребность в трансцендентности. Потребность превзойти свою роль.

3. Потребность в укоренённости. Потребность найти новые связи взамен потерянных природных корней. Негативная сторона – инцестиозное стремление к сохранению связи с матерью.

4. Потребность в идентификации. Потребность ответить на вопрос «Кто я?».

5. Потребность в ориентации. Потребность иметь картину мира.

 

А.Н. Леонтьев

В своих первичных биологических формах потребность есть сос­тояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Собственно, потребность – это потребность в чем-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предме­том.

Из сказанного вытекает главная характеристика потребностей – их предметность.

Другую важнейшую характеристику потребностей составляет их спе­цифическая динамика: их способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь.

 

Понятие «мотив»

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности.

В бихевиоризме, а также и в некоторых других школах психологии к мотивам относят условия внешней среды, если их восприятие (а также мысленное воспроизведение, припоминание) предопределяет действия человека.

К. Левин писал: «Хорошая погода и определенный ландшафт влекут нас к прогулке. Ступеньки лестницы побуждают двухлетнего ребенка забираться наверх и соскальзывать вниз, двери побуждают его к их открыванию и закрыванию, мелкие крошки – к их собиранию, собака – к поглаживанию, ящик с кубиками – к игре. Книга влечет нас к чтению, пирожное – к еде, озеро – к плаванию, зеркало зовет посмотреться в него, запутанная ситуация – разобраться в ней».

Мотивы вырастают не только на базе неудовлетворенных потребностей. Многие мотивы формируются и вопреки потребностям.

По мнению Олпорта, неверно считать, что все мотивы направлены к «редукции напряжения», как принято думать в инстинктивизме, психоанализе и в бихевиоризме. Конечно, основные побуждения – недостаток кислорода, голод, жажда – по-видимому, стремятся к «редукции напряжения». Подлинно психогенные мотивы заставляют нас принимать новые обязанности «с тяжелым сердцем, но с радостью». Они заставляют нас неограниченно усложнять и напрягать нашу жизнь. «Стремление к равновесию», «редукция напряжения», «влечение к смерти» кажутся поэтому тривиальными и ошибочными представлениями о мотивации нормального взрослого человека. Таким образом, следует принять «принцип активности», согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен.

 

Гордон Олпорт выдвигает идею функциональной автономии мотивов, согласно которой, появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия.

 

В отечественной психологии сходная концепция под названием «сдвиг мотива на цель» была выдвинута А. Н. Леонтьевым.

 

А.Н. Леонтьев

Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности.

 

Понятие «мотивация»

Впервые упомянуто А. Шопенгауэром.

 

По С.Л. Рубинштейну, «мотивация человеческого поведения – это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром».

 

А.Н. Леонтьев рассматривает явление избыточной мотивации.

 

 

Классификация подходов к исследованию мотивации

 

  Локализация источника в пространстве Локализация источника во времени Ключевые понятия Авторы, теории
Внутренние причины Индивид Прошлое Инстинкт У. Мак-Дауголл, инстинктивная теория
Влечение З. Фрейд, психоанализ
Влечение (драйв) К. Халл, бихевиоризм
Базовая потребность А. Маслоу (1)
Самоактуали-зация К. Гольдштейн, А. Маслоу (2)
Отношения с миром Связь индивид-мир Настоящее Потребность-давление Г. Мюррей
Потребность Ж. Нюттен
Потребность Э. Фромм
Целевые причины Мир Будущее Стремление, фиктивная цель, смысл А. Адлер, индивидуальная психология
Смысл В. Франкл, логотерапия
Бытийные ценности А. Маслоу (3), теория метамотивации

Дж. Уотсон

Изучение человека в целях выявления закономерностей его поведения. Классический бихевиоризм не интересуется психикой и внутрипсихическими процессами. Формула «Стимул – Реакция».

То, что раньше считалось сознанием, является внутренним поведением и происходит из внешнего, отличаясь от него лишь тем, что реакции слабы и не видимы для наблюдателя.

Эксперимент на формирования чувства страха на нейтральный или приятный объект. Ребёнку демонстрировался кролик + резкий звук, в итоге на все похожие предметы ребёнок реагировал плачем (явление генерализации). Уотсон предположил, что всё нерациональное поведение (в том числе, асоциальное) имеет в своей основе неправильно замыкание стимула и реакции.

 

Однако концепция Уотсона не учитывала прошлый опыт и привычки.

На аналогичные стимулы могут возникать разные реакции.

 

Необихевиоризм

Необихевиористами выявлено, что организм действует иногда без отчетливой внешней стимуляции. Было сделано предположение о том, что деятельность вызывается внутренним состоянием организма. Так, в необихевиоризме появляются понятия побудительной силы, потребности, нужды.

Мотивация – источник активности и направленности поведения организма; то, что побуждает, поддерживает, направляет.

Эдвард Толмен – концепция когнитивного бихевиоризма

Поведение – функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерения, ожидания, знания - прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности мы можем адекватно описать поведение.

Ввел понятие когнитивной карты – целостная структура представления мира. Наличие когнитивных карт было показано на примере поведения животных; эксперимент: крыса, изучив лабиринт, бежит к корму, в независимости от точки начала движения. Она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели её к успеху (налево-направо-направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Причём, крыса может научаться и без подкрепления, просто бродя по лабиринту.

В 1943 году Кларк Леонард Халл сформулировал «Общую теорию влечения». Есть единый энергетический резервуар. Энергетический резервуар питает поведение, но его направление определяется не самим неспецифическим влечением. Механизмами перераспределения влечения управляют процессы научения, стереотипы и навыки, полученные в результате жизненного опыта.

К. Халл утверждал, что поскольку потребность предшествует действию организма и сопровождает его, то она имеет мотивирующий характер. Он выделял первичные и вторичные побуждения. Первичные побуждения врожденны – это голод, жажда, дыхание, дефекация, сон и др. Вторичные побуждения – соединение с другими, господствование, зависимость, подчинение – также врожденны. Бихевиористы пытались определить силу потребности, измеряя величину электрического тока, удар которого самец согласен пережить, чтобы добраться до самки. Изучалось влияние силы потребности на научение; животные для того, чтобы получить пищу, решали задачу. К. Халл сделал вывод, что в организме животного происходят невидимые процессы, поэтому их поведение можно записать в виде формулы: стимул – организм – реакция. В большинстве случаев промежуточные переменные формируются в процессе поведения.

Первичное подкрепление существует тогда, когда объект сам обладает подкрепляющим свойством.

Вторичное подкрепление возникает тогда, когда подкрепляющие свойства переносятся на стимулы. Объекты изначально являются биологически нейтральными (пример: свет, звук).

Б. Скиннер – оперантный бихевиоризм

Отрицание существования промежуточных переменных. Недостаток простой схемы «Стимул-Реакция» заключается в неучёте роли реакции в поведении. Идея о существовании обратной связи в построении поведения. Два типа поведения:

· Респондентное (отвечающее) – условные, безусловные рефлексы

· Оперантное (произвольное) – правильные реакции закрепляются методом проб и ошибок. Здесь большую роль играет подкрепление.

Типы подкрепления:

· Положительное (добавление хорошего)

· Отрицательное (добавление или устранение плохого)

· Условное (биологически нейтральный стимул становится значимым)

· Генерализованное (обобщённое) – подкрепляется не какая-то конкретная потребность; обобщённое подкрепление может удовлетворить несколько потребностей.

К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимания, мышление. Восприятие, по его мнению, - особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением его является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввёл понятие «символическое подкрепление» и описывал социум как систему символических подкреплений.

 

 

Карл Роджерс

Стремление к актуализации – свойственная всем живым организмам направленность – «...стремление к росту, развитию, созреванию, тенденция проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности». Стремление к самоактуализации инстиктоидно.

Помимо потребностей в пище, воде и др., проявлением этого стремления выступает дифференциация органов и функций, рост, использование орудий, стремление к новым впечатлениям, размножению и др. Стремление к актуализации присуще каждому индивиду и готово проявиться при наступлении благоприятных условий. Согласно Роджерсу, по мере того, как формируется и развивается личность, она также стремится актуализировать себя, и нередко направления актуализации организма и актуализации личности сказываются различными или даже противоположными (неконгруэнтными), что становится обычно причиной конфликта и, в конечном счете, невроза. Причину неконгруэнтности Роджерс видит в неадекватном социальном научении, формирующем личность, в развитии универсальной способности человека к символизации в отрыве от врожденного стремления к актуализации организма.

 

Абрахам Маслоу

Отмечает существование особого типа людей – самоактуализирующихся личностей. Они составляют ничтожное меньшинство (около 1 %) населения и представляют собой образец психологически здоровых (зрелых, развивающихся) и максимально выражающих человеческую сущность людей.

Самоактуализирующиеся люди в большей степени, чем другие, ориентированы на настоящее, на «здесь-и-теперь» С этим связана их большая опора на себя, а также склонность к самовыражению. Вместе с тем прошлое и будущее интегрированы у таких людей с настоящим, присутствуют в нем, образуя его фон и придавая ему смысл.

Более выраженная социальность (готовность к искреннему и продуктивному взаимодействию с другими людьми) и направленность на общечеловеческие интересы сочетаются у самоактуализирующихся людей с более ярко выраженной индивидуальностью.

У подавляющего большинства людей оказываются не удовлетворены потребности низших уровней, более насущные, чем самоактуализация, и потому активность человека на протяжении всей жизни направляется на удовлетворение именно этих потребностей.

Маслоу утверждает: «Самоактуализация является в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем не менее у большинства она присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но еще не достигнутого... Ценности самоактуализации существуют в виде реальных даже еще не будучи актуализированными. Человек является одновременно и тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть».

Предельные переживания встречаются практически у всех людей.

Самоактуализация как эпизод, в котором индивид более эффективно актуализирует свои потенции, становится человеком в более полном смысле слова.

Плато-переживания – произвольные, более длительные и менее яркие состояния, характеризующие скорее медитацию и просветление.

Метамотивы самоактуализировавшихся людей – ценности Бытия. Маслоу выделяет 14 (15) таких ценностей: 1) истина, 2) добро, 3) красота, 4) целостность, 4а) единство противоположностей, 5) жизненность (процесс, движение), 6) уникальность, 7) совершенство, 7а) необходимость, 8) завершенность, 9) справедливость, 9а) порядок, 10) простота, 11) богатство, 12) легкость, 13) игра, 14) самодостаточность.

Критика теории Маслоу:

1. Исследование самоактуализирующихся людей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научности.

2. Критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора исследования или, по меньшей мере, культуры, к которой он принадлежит.

3. Самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях.

4. Концепция Самоактуализации рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты взаимодействия людей.

5. Самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное.

6. Не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет.

7. Концепция Самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии.

8. Стремления и ценности, направляющие Самоактуализацию, имеют социокультурную природу и исторически меняющееся содержание.

9. Человеческая сущность в теориях Самоактуализации полностью сводится к биологической природе человека.

 

Критика Карла Бюлера: осуществление себя может идти другими путями, кроме самоактуализации.

 

 

Виктор Франкл

Франкл учился немного у Фрейда, немного у Адлера. Он создал «третью школу психотерапии». Подход Франкла окончательно оформился к концу 30-х годов. Проведя 4 году в концлагерях, он написал книгу «Сказать жизни да». В которой описал свой опыт. Наибольшие шансы на выживание имели люди, которым было ради чего жить (важная жизненная задача, которую необходимо было завершить).

Суть подхода Франкла – в человеке есть разные слои (тело, душа, дух), они находятся между собой в иерархических отношениях. Закономерности низшего уровня могут быть преодолены на более высоких уровнях. Человек обусловлен на физиологическом и психологическом уровнях, но свободен на духовном (смысловом) уровне.

Способность к самотрансцендентности – найти смысл вне себя. Метафора бумеранга. Задача бумеранга – попасть в цель. Если он не попал, он возвращается. Мы возвращаемся в себя и начинаем копаться в себе, если не достигли своей цели вовне себя.

Способность к самодистанцированию. Способность к юмору в отношении себя.

Стремление к поиску и реализации смысла жизни. Человек должен верить в смысл. Смысл нельзя симулировать (работа Франкла в стационаре для самоубийц-неудачников). Отсутствие смысла порождает «экзистенциальный вакуум».

Смысл жизни доступен каждому человеку. Нахождение смысла жизни – это вопрос не познания, а признания.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь ставит этот вопрос перед человеком. Смысл не субъективнее, человек его не приобретает, а находит в мире. Существует ноотическое измерение, в котором находятся смыслы жизни.

Борьба за что-либо имеет смысл, если это что-то само имеет смысл.

Три основные группы ценностей:

· Ценности творчества (труд) – наиболее естественные и важные, но не необходимые для нахождения жизненного смысла.

· Ценности любви. Не являются необходимым для смысла.

· Ценности отношений. Именно эти ценности позволяют найти смысл существования, когда других более активных возможностей нет.

 

По Франклу, важнее жизнь смыслов, чем смысл жизни. Жизнь должна быть осмысленна, а сами смыслы могут изменяться в течение жизни.

Книга «Подсознательный бог» – подсознательным богом Франкл называет совесть. Совесть может помочь человеку найти даже такой смысл, который не совпадает со сложившимися ценностями, так как они могут устаревать.

Смысл жизни всегда может быть найден человеком, даже когда он приговорён к смерти.

Учение о свободе воли – человек свободен найти смысл жизни, даже когда его физическая свобода ограничена.

Франкл характеризует организм как средство для реализации своей цели. Человек может управлять своей наследственностью.

Влияние обстоятельств на человека опосредуется его отношением к ним.

Человеку присущи две «антропологические характеристики»:

· способность к самотрансцендентности (направленность на что-то внешнее, выход за пределы самого себя)

· способность к самодистанцированию (возможность посмотреть на себя со стороны).

Идея о взаимодополнительности свободы и ответственности ещё до Франкла возникла у Фромма. Франкл предложил в противоположность статуе Свободы на восточном побережье США поставить статую Ответственности на западной побережье.

 

Теория метамотивации Маслоу – см. 7 вопрос.

В 1962 году вышла книга Маслоу «Психология бытия». Есть ли жизнь после самоактуализации и какая она? Что происходит, когда человек созрел, достиг уровня бытия? Для таких людей надо строить другую психологию.
У таких людей нет мотивации к самоактуализации, это происходит так же автоматически, как и дыхание. У таких людей существуют метамотивы – они стремятся к идеалу, высшим ценностям, достижению истины. Метамотивами таких людей выступают ценности бытия: истина, добро, красота, совершенство, справедливость, самодостаточность и другие (всего 14). Это самые предельные вещи, их трудно обозначить, эти ценности входят в само определения человеческой сущности. Мотивационная элита рассматривает их как часть самих себя. В рамках человечества эти ценности являются универсальными. Стремление к бытийным ценностям присутствует от рождения в любом человеке, но у многих это стремление оказывается подавленным социальными обстоятельствами. В здоровой структуре у человека, достигшего уровня бытия, все эти ценности взаимосвязаны и между ними нет иерархии. Мнимой самоактуализацией является фанатизм – резкое вычленение одной ценности и стремление только к ней.

 

 

Мотивы и сознание

Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, т.е. когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершать те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме – в форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска (ее интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика) выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятие эмоции и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является, однако, изначальным: по-видимому, на более низких уровнях предметы потребности как раз непосредственно «метятся» эмоцией. Несовпадение это возникает лишь в результате происходящего в ходе развития человеческой деятельности раздвоения функций мотивов.

Теория когнитивного диссонанса (Леон Фестингер)

Основа теории – теория поля Курта Левина и теория баланса Хайдека.

Диссонанс – негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологическими противоречивыми знаниями, мнениями, ценностями, намерениями и т.д. относительно одного и того же объекта.

 

Типы ситуаций, в которых возникает когнитивный диссонанс:

1) конфликты после принятия решений

2) вынужденное согласие (действие было навязано)

3) селекция информации

4) несогласие с убеждениями социальной группы

5) неожиданные результаты действий и их последствия

Эксперимент с выполнением скучного задания

 

Механизм редукции диссонанса:

(Курение – угроза рака легких)

· Изменение действия (Бросить курить)

· Включение новых знаний («у многих курильщиков отменное здоровье»)

· Изменение ценности (либо увеличить ценность курения, либо уменьшить угрозу рака)

 

Каузальная атрибуция – процесс приписывания причин поведения в ситуации недостатка информации (Ф. Хайдер). Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи – внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность.

 

Наиболее существенные результаты экспериментального исследования каузальной атрибуции заключаются в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;

2) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных – внутренними.

 

Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

 

Закон Иеркса-Додсона (1908)

Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Существует зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Слишком сильная мотивация нарушает структуру решения задачи. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Более высокая мотивация лучше подходит для простых задач.

 

Закон показывает зависимости качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации.

Первый закон Йеркса-Додсон а утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Согласно второму закону Йеркса-Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. Законы были открыты американскими психологами Р. М. Йерксом и Дж. Д. Додсоном в 1908 г. при исследовании зависимости научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей. Впоследствии законы получили подтверждение на материале других видов деятельности и мотивации как у животных, так и у человека.

 

 

Мотивация учения

Существует три типа ситуаций учения:

· ситуации заданного (вынужденного) учения,

· ситуации стихийного или естественного учения

· ситуации самоопределяемого учения.

В ситуцации вынужденного учения, наиболее характерной для обучения в школе, обучаемый выполняет то или иное задание или упражнение не потому, что оно интересно и ему хочется его сделать, и не потому, что он поставил себе цель чему-то научиться и идёт к ней, а просто потому, что так сказал учитель, что учитель задал ему это упражнение выполнить. Первым компонентом системы мотивирования заданного учения является власть учителя над учеником, в силу которой обучаемый должен выполнять задания и требования учителя. Вторым компонентом этой системы являются правила поведения в образовательном учреждении, система запретов. Третьим компонентом является последовательность непрерывно задаваемых конкретных целей, которые должен выполнять ученик. Четвёртым компонентом является система оценок как постоянно действующая система наград и наказаний. Кроме того, существуют дополнительные (необязательные) компоненты: дополнительные обещания наград и угрозы наказаний и возбуждение интереса обучаемого. Следствием такого способа мотивирования учения оказывается стремление всеми возможными способами уклониться от выполнения задания, общее эмоциональное напряжение и закономерное возникновение явного или скрытого, осознанного или неосознанного противостояния власти учителя, особенно в ситуации угрозы наказания. Соответственно, эффективность такого учения оказывается низкой по сравнению с потенциальными возможностями ученика.

Мотивация стихийного или естественного учения базируется на естественной любознательности ученика. Однако простое следование естественной любознательности не учит преодолевать трудности и достигать поставленных целей, как не учит и умению их ставить. Для освоения базовых культурных умений требуются определённые усилия, и не умея прикладывать усилий для достижения цели, ребёнок сразу окажется в достаточно неблагоприятной для своего развития ситуации. Поэтому на деле стихийное учение практически никогда не реализуется в чистом виде – учитель никогда полностью не отказывается от своей власти, а пытается лишь смягчить её, уменьшить прямое давление на детей и предоставить ребёнку большую свободу в общих рамках заданного учения.

Ситуация самоопределяемого учения подразумевает, что учебные действия являются не заданными, а самоопределяемыми. Способность к самоопределению складывается из умения осознавать свои чувства, желания и побуждения, умения принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств и умения брать на себя ответственность, умения формулировать свою позицию и отстаивать её при столкновении с чужой волей, умения обосновывать свою позицию, противостоять чужому давлению и настаивать на своём, способности выслушивать и понимать чужую позицию, умения действовать произвольно, целеустремлённо и целенаправленно.

 

Мотивация помощи

Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным, поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) через благотворительную деятельность до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование. Мюррей в своем перечне мотивов ввел для деятельности помощи особый базовый мотив, назвав его заботливостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.141 с.)