Стресс (в 14 веке). Ввёл в психологию Ганса Селье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стресс (в 14 веке). Ввёл в психологию Ганса Селье.



Психология эмоций

 

Психология эмоций – очень давняя область. Через эмоции всегда описывали психику.

Дихотомия: психическое как когнитивное и аффективное.

Деление психики на разум, чувства и волю.

 

Вопрос о связи эмоции и мотивации. В 20 веке эмоцию и мотивацию разделили. Эмоции не всегда побуждают, мотивы не сводимы к эмоциям.

 

Рубинштейн: эмоции – субъективное выражение мотивов человека. Мотив может быть объективным и рациональным. Мотив может быть выражен эмоционально.

 

Связь эмоции и потребности очень сильна.

Вилюнас говорит, что эмоции имеют 2 источника:

· Потребности человека

· Ситуации

Всегда в эмоции выражается связь этих двух компонентов.

 

Эмоциинепосредственное субъективное психическое отражение жизненного содержания явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

 

Эмоции – непосредственное отношение восприятия объекта, связанное с желаниями относительно него объекта.

Эмоции как процесс отражения, как состояния, как свойства.

 

Эмоции связаны с мышлением. «Интеллект аффекту не товарищ». Эмоции могут мешать мышлению. «Эмоции – цыгане нашей психики».

Выготский говорит о том, что интеллект и аффект едины. Теория о единстве интеллекта и аффекта. Выготский использует слово «переживание». У других оно трансформировалось в понятие смысл. По Выготскому эмоции – основной двигатель деятельности.

Теория эмоционального интеллекта – способность понимать свои эмоции, эмоции и чувства других, а также способность выражать свои эмоции и чувства в таком виде, с такой силой и в такой момент, когда это наиболее приемлемо.

 

Функция компенсации информационного дефицита – важная функция эмоций (предвосхищать, интуитивное предугадывание).

 

 

Классификация видов эмоций.

1.По модальности

· Страх

· Радость

· Тревога

· энтузиазм

2.По знаку

· Позитивные (если мы способны реализовать и удовлетворить потребность)

· Негативное (если ситуация не позволяет удовлетворить потребность)

· Отсутствие эмоций (условия ситуации равны потребностям)

3.По влиянию на организм

· Стенические (эмоции, которые повышают активность организма – энтузиазм, радость)

· Астенические (эмоции, которые понижают активность организма – страх, гнев, усталость, раздражительность)

4.По глубине: по интенсивности, по длительности, по дифференциированности, по влиянию социального опыта

· Эмоциональный тон ощущений (эмоциональное сопровождение ощущений)

· Аффекты (аффект – это кратковременное интенсивное эмоциональное состояние, которое полностью парализует способность человека к принятию решений, приводит к необходимости действовать стереотипно по «аварийному сценарию», аффект – противоположно воле)

· Просто эмоции (более длительные по времени)

· Страсти (гораздо более длительные, сильные, сознательные переживания, как правило связаны с одной из базовых потребностей человека)

· Настроения (самые длительные переживания)

 

З типа поведения в состоянии аффекта:

1. Бегство

2. Нападение (атака)

3. Ступор

 

Роль социального опыта в эмоциях делят эмоции на две группы:

· Эмоции (биологические)

· Чувства (обусловлены социальными потребностями)

 

Функции эмоций:

· Побуждающая

· Тормозящая

· Мобилизирующая

· Компенсация информационного дефицита

· Регуляции деятельности

· Оценки (эмоции говорят нам о том, что данное явление представляет для нас, его значимость)

· Накопление и актуализация индивидуального опыта (эмоции помогают нам запоминать)

· Сигнальная функция (эмоции как сигнал о состоянии человека, некий коммуникативный процесс)

 

Классические теории эмоций.

1. Теория Джемса – Ланге (органическая теория). Последовательность стадий реагирования на тот или иной стимул:

· Обработка информации о стимуле (300 мс)

· Реакция нашего организма

· Эмоциональные реакции (человек смеётся не потому, что ему весело, а ему весело, потому, что он смеётся)

2. Теория Кеннона – Барда

· Обработка информации о стимуле

· Реакция организма + эмоциональная реакция

3. Чарльз Дарвин (биологическая теория эмоций)

4. Теория эмоций Вундта (трёхкомпонентная теория эмоций)

· Удовольствие – неудовольствие

· Напряжение – разрядка

· Возбуждение - успокоение

 

Теории эмоций

 

1.Органические теории эмоций

Теория Джемса – Ланге. Если мы уберём физиологические предпосылки эмоций, то эмоции вообще пропадут.Останется внутренний аффект. Эмоции – следствие физиологических процессов.

Теория Кенона – Барда. Говорили о том, что эмоции возникают одновременно с реакцией организма. Психологические переживания и физиологические изменения происходят одновременно. Иногда эту теорию называют таламической.

 

И та, и другая теория подчёркивает то, что эмоция – это не только переживания. Эмоции включают в себя физиологические компоненты и даже нейрофизиологические, а также гуморальные.

 

Биологическая теория эмоций Анохина. В теории Анохина нет стимула-реакции. Вводится понятие «акцептор действия», которое по своему содержанию близко к понятию образ потребного будущего у Бернштейна. Анохин приходит к выводу, что схема «стимул-реакция» неверна, НС – сумма самостоятельных нейронов. Суть теории Анохина: положительные эмоции возникают тогда, когда образ достигнутого результата соответствует изначально предполагаемому, отрицательные – когда этот образ расходится, не соответствует изначально предполагаемому.

 

Теория Чарльза Дарвина, рудиментарная теория эмоций. Совпадение эмоций человека с эмоциями животных. Эмоции человека – заторможенные реакции животных. Эмоции – остатки, рудименты. И в будущем они должны отмереть.

 

2.Трёхкомпонентная теория эмоций Вундта

Вундт был сторонником идеи элементаризма. Выделил ощущения и чувства. Законы соединения мельчайших элементов происходит на основе ассоциативных связей.

Точкой на оси координат можно показать эмоцию в единицу времени, на самом деле эмоция – это процесс, волна.

 

Правила связи между собой простых эмоций:

1.Любая простая эмоция может быть изображена в виде точки в системе координат, заданной шестью изменениями или тремя векторам.

 

2.Любая простая эмоция может быть описана во всех трёх векторах.

 

3.Эмоция, которая описана в терминах одной полярности, одного вектора не может быть выражена в терминах противоположной полярности этого же вектора.

 

4.Простые эмоции могут складываться, суммироваться, образуя целостное эмоциональное состояние. Это называется принцип единства эмоционального состояния (правила):

· Эмоции образуют равнодействующую чувства

· Простые чувства взаимно модифицируют друг друга и модифицируются равнодействующей

· Принцип ценности целого (целое больше суммы частей)

· Принцип градации элементов

 

3.Дифференциальная теория эмоций Изарда

Теория дифференциальных эмоций Изарда. Изард считает, что эмоции включают в себя нейрофизиологический, чувственный и двигательно – экспрессивный компонент. Аффект в теории дифференциальных эмоций – это общий, неспецифический термин для изображения всех мотивационных состояний и процессов. Эмоции составляют основу мотивации.

Он выделяет несколько уровней эмоций, которые составляют основу мотивации:

1)базовый уровень, их всего 9:

· Интерес – возбуждение

· Удовольствие – радость

· Удивление – очарованность

· Горе – страдание

· Гнев – ярость

· Отвращение – брезгливость

· Презрение – пренебрежение

· Страх – ужас

· Стыд – застенчивость, которое может переходить в чувство вины – покаяние

2)драйвы (система побуждений, основанная на информации о потребностях тела), их всего 5:

· Голод

· Жажда

· Утомление

· Боль

· Секс

3)аффективно – когнитивные структуры, их 5:

· Интроверсия – экстроверсия

· Скептицизм

· Эгоизм

· Решительность

· Непоколебимость

4)аффективно – когнитивные взаимодействия (особое мотивационное состояние, которое является аффектом и когнитивных процессов, взаимодействие аффективно-когнитивных структур с драйвами и базовыми эмоциями):

· Эмоция – эмоция

· Эмоция – драйв

· Эмоции – когнитивно-аффективные структуры

· Эмоционально-когнитивные взаимодействия (интерес – экстроверсия - мышление)

 

Теория Симонова предполагает, что эмоции является результатом отражения мозга человеком и животным вероятности осуществления потребностей.

 

Если человек не имеет потребности, то эмоции не будет. Общая формула

Э=f[П, (Ин - Ис)…]

Э – эмоция, её сила, её качество, её знак.

П – потребность

И – информация

Ин – необходимая информация, информация о нужном

Ис – информация о существующем

 

Если необходимое превышает существующее, то знак положительный, если наоборот, то отрицательной. Если Ин>Ис, то эмоция отрицательная, если Ис>Ин, то положительная. Если Ин=Ис, то эмоций нет.

Ис по-украински пишется как Іі.

 

Функции эмоций по Симонову:

1.Отражательно-оценочная

2.Переключающая

3.Подкрепляющая (при выработке УР)

4.Компенсаторная (эмоция подменяет собой дефицит информации)

 

Когнитивная схема А-В-С. А – объективные причины, В – установки, С – поведение.

 

Эмоции и личность

1.Общая эмоциональная направленность

2.Отдельные эмоциональные состояния и явления (алекситимия, эмоциональное выгорание, стресс).

3.Стратегии совладания со стрессом (защитное поведение, преодоление, совладание)

 

Эмоциональность – черта личности, которая показывает как и с какой силой человек реагирует на события.

 

Понятие «эмоциональный интеллект» появилось в 80х годах, опираясь на работы Гарднера (интерпсихический и интрапсихический компоненты).

 

Эмоциональная компетентность – один из аналогов понятия эмоциональный интеллект. Это понятие включает 5 компонентов:

· Самосознание

· Саморегуляция

· Самомотивация

· Социальное сознание

· Социальные умения

EQ – эмоциональный интеллект оценивают иногда даже выше, чем интеллект, то есть IQ.

 

Можно выделить несколько типов общей эмоциональной направленности:

· Альтруистические

· Клорические (потребность в славе)

· Проксические (деятельность)

· Пугнические (преодоление)

· Романтические (таинсвенное)

· Гностические

· Эстетические

· Гедонистические

· Акизитивные (эмоции приобретения и накопления)

 

Алекситимия. Сифнеос ввёл это понятие.

Алекситимия – психологическая характеристика личности, которая состоит из:

1. Трудности определения и описания собственных эмоциональных переживаний;

2. Трудности вербализации собственных эмоций и различения эмоций и телесных ощущений.

3. Трудности в символизации.

4. Фиксация на внешних событиях, а не на внутренних переживаниях.

Алекситимия приводит к психосоматическим переживаниям.

 

Эмоциональное выгорание.

Эмоциональное выгорание – разновидность профессиональной деформации, выработанный личностью защитный механизм в форме полного или частичного отключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие.

 

Внешние факторы («тяжёлые» клиенты, хроническое напряжение, условия труда, уровень оплаты труда, социальная оценка, повышенная ответственность, неблагополучная психологическая атмосфера).

Внутренние факторы (соответствие ценностей и мотивов человек той работе, которую он выполняет, склонность к большей или меньшей интериоризации, слабая мотивация к работе и морально-этические конфликты).

 

Показатели эмоционального выгорания:

1.Агрессивность учителей

2.Циничность врачей

3.Сфера торговли становятся «холодными», высокомерными

 

Стадии эмоционального выгорания:

1.Стадия напряжения (состояние взвинченности)

2.Стадия резистенции или сопротивления (поведенческие стереотипы как реагировать,чтобы не переживать)

3.Стадия истощения (человек не способен защищаться)

 

Мотивация внутренняя должна быть высокой, заниматься любимым делом, при первых симптомах выгорания менять структуру деятельности.

 

Психология воли

 

1.Представление о воли в психологии

С Аристотеля выделяют 3 компонента: разум, чувства и воля.

Понятие «воля» наиболее противоречивое и наименее изучено.

 

Спиноза говорил о воле как о свободе выбора. Свобода – осознанная необходимость. Свобода воли – это миф. Свобода и свобода воли это разные вещи и понятия.

Фихте понимал волю, свободу как произвол.

 

Инстинкты – непроизвольная, воля – произвольная осознанная регуляция человеком своего поведения.

 

Интерес к воле в 20 веке незначителен, отождествляется с желанием.

С 20-30 по 60-70 года изучение воли не производится.

Когда психология нашла волю, то появилось 2 направления в трактовке понятия «воля»:

· Мотивационный (воля нужна для изменения мотивации, самодетерминация) - Иванников

· Регуляционный (воля как «овладение собой», саморегуляция) – Выготский

 

Воля была сведена к регуляции и мотивации, она утратила своё содержание.

Куль избегает слова «воля», а применяет контроль поведения.

 

3 контекста, в которых используется понятия воля:

1.Воля нужна, чтобы сделать привлекательным мотивационно необеспеченное действие. (мотивационные костыли).

Джемс: с волей мы сталкиваемся, когда нам нужно сделать то, чего мы не желаем. Иванников: чтобы побудить себя делать нежелаемое, мы используем механизм трансформации смысла.

 

Деятельность1 – мотив1

Деятельность2 – мотив 2

Одалживание энергии у более сильного мотива.

 

Функции воли:

1)мобилизационная

2)активирующая (инициирующая)

3)стабилизирующая (довести начатое дело до конца)

4)тормозящая (не делать чего-то желаемого)

Идеи Калина.

Несколько типов взаимоотношений:

1.Объект – объект.

2.Субъект – объект.

3.Субъект – субъект.

4.Самосубъектные взаимодействие (воля).

Воля нужна для организации психики, для достижения максимально эффективного действия. Воля – процесс.

 

Идеи Леонтьева. Вестник МГУ. Воля – 3 разные понятия (1)действия фацера; 2)недействие, нон-фацера, 3)вати, и действие и недействие – максимальное натяжение, упругость).

 

 

Психология эмоций

 

Психология эмоций – очень давняя область. Через эмоции всегда описывали психику.

Дихотомия: психическое как когнитивное и аффективное.

Деление психики на разум, чувства и волю.

 

Вопрос о связи эмоции и мотивации. В 20 веке эмоцию и мотивацию разделили. Эмоции не всегда побуждают, мотивы не сводимы к эмоциям.

 

Рубинштейн: эмоции – субъективное выражение мотивов человека. Мотив может быть объективным и рациональным. Мотив может быть выражен эмоционально.

 

Связь эмоции и потребности очень сильна.

Вилюнас говорит, что эмоции имеют 2 источника:

· Потребности человека

· Ситуации

Всегда в эмоции выражается связь этих двух компонентов.

 

Эмоциинепосредственное субъективное психическое отражение жизненного содержания явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

 

Эмоции – непосредственное отношение восприятия объекта, связанное с желаниями относительно него объекта.

Эмоции как процесс отражения, как состояния, как свойства.

 

Эмоции связаны с мышлением. «Интеллект аффекту не товарищ». Эмоции могут мешать мышлению. «Эмоции – цыгане нашей психики».

Выготский говорит о том, что интеллект и аффект едины. Теория о единстве интеллекта и аффекта. Выготский использует слово «переживание». У других оно трансформировалось в понятие смысл. По Выготскому эмоции – основной двигатель деятельности.

Теория эмоционального интеллекта – способность понимать свои эмоции, эмоции и чувства других, а также способность выражать свои эмоции и чувства в таком виде, с такой силой и в такой момент, когда это наиболее приемлемо.

 

Функция компенсации информационного дефицита – важная функция эмоций (предвосхищать, интуитивное предугадывание).

 

 

Классификация видов эмоций.

1.По модальности

· Страх

· Радость

· Тревога

· энтузиазм

2.По знаку

· Позитивные (если мы способны реализовать и удовлетворить потребность)

· Негативное (если ситуация не позволяет удовлетворить потребность)

· Отсутствие эмоций (условия ситуации равны потребностям)

3.По влиянию на организм

· Стенические (эмоции, которые повышают активность организма – энтузиазм, радость)

· Астенические (эмоции, которые понижают активность организма – страх, гнев, усталость, раздражительность)

4.По глубине: по интенсивности, по длительности, по дифференциированности, по влиянию социального опыта

· Эмоциональный тон ощущений (эмоциональное сопровождение ощущений)

· Аффекты (аффект – это кратковременное интенсивное эмоциональное состояние, которое полностью парализует способность человека к принятию решений, приводит к необходимости действовать стереотипно по «аварийному сценарию», аффект – противоположно воле)

· Просто эмоции (более длительные по времени)

· Страсти (гораздо более длительные, сильные, сознательные переживания, как правило связаны с одной из базовых потребностей человека)

· Настроения (самые длительные переживания)

 

З типа поведения в состоянии аффекта:

1. Бегство

2. Нападение (атака)

3. Ступор

 

Роль социального опыта в эмоциях делят эмоции на две группы:

· Эмоции (биологические)

· Чувства (обусловлены социальными потребностями)

 

Функции эмоций:

· Побуждающая

· Тормозящая

· Мобилизирующая

· Компенсация информационного дефицита

· Регуляции деятельности

· Оценки (эмоции говорят нам о том, что данное явление представляет для нас, его значимость)

· Накопление и актуализация индивидуального опыта (эмоции помогают нам запоминать)

· Сигнальная функция (эмоции как сигнал о состоянии человека, некий коммуникативный процесс)

 

Классические теории эмоций.

1. Теория Джемса – Ланге (органическая теория). Последовательность стадий реагирования на тот или иной стимул:

· Обработка информации о стимуле (300 мс)

· Реакция нашего организма

· Эмоциональные реакции (человек смеётся не потому, что ему весело, а ему весело, потому, что он смеётся)

2. Теория Кеннона – Барда

· Обработка информации о стимуле

· Реакция организма + эмоциональная реакция

3. Чарльз Дарвин (биологическая теория эмоций)

4. Теория эмоций Вундта (трёхкомпонентная теория эмоций)

· Удовольствие – неудовольствие

· Напряжение – разрядка

· Возбуждение - успокоение

 

Теории эмоций

 

1.Органические теории эмоций

Теория Джемса – Ланге. Если мы уберём физиологические предпосылки эмоций, то эмоции вообще пропадут.Останется внутренний аффект. Эмоции – следствие физиологических процессов.

Теория Кенона – Барда. Говорили о том, что эмоции возникают одновременно с реакцией организма. Психологические переживания и физиологические изменения происходят одновременно. Иногда эту теорию называют таламической.

 

И та, и другая теория подчёркивает то, что эмоция – это не только переживания. Эмоции включают в себя физиологические компоненты и даже нейрофизиологические, а также гуморальные.

 

Биологическая теория эмоций Анохина. В теории Анохина нет стимула-реакции. Вводится понятие «акцептор действия», которое по своему содержанию близко к понятию образ потребного будущего у Бернштейна. Анохин приходит к выводу, что схема «стимул-реакция» неверна, НС – сумма самостоятельных нейронов. Суть теории Анохина: положительные эмоции возникают тогда, когда образ достигнутого результата соответствует изначально предполагаемому, отрицательные – когда этот образ расходится, не соответствует изначально предполагаемому.

 

Теория Чарльза Дарвина, рудиментарная теория эмоций. Совпадение эмоций человека с эмоциями животных. Эмоции человека – заторможенные реакции животных. Эмоции – остатки, рудименты. И в будущем они должны отмереть.

 

2.Трёхкомпонентная теория эмоций Вундта

Вундт был сторонником идеи элементаризма. Выделил ощущения и чувства. Законы соединения мельчайших элементов происходит на основе ассоциативных связей.

Точкой на оси координат можно показать эмоцию в единицу времени, на самом деле эмоция – это процесс, волна.

 

Правила связи между собой простых эмоций:

1.Любая простая эмоция может быть изображена в виде точки в системе координат, заданной шестью изменениями или тремя векторам.

 

2.Любая простая эмоция может быть описана во всех трёх векторах.

 

3.Эмоция, которая описана в терминах одной полярности, одного вектора не может быть выражена в терминах противоположной полярности этого же вектора.

 

4.Простые эмоции могут складываться, суммироваться, образуя целостное эмоциональное состояние. Это называется принцип единства эмоционального состояния (правила):

· Эмоции образуют равнодействующую чувства

· Простые чувства взаимно модифицируют друг друга и модифицируются равнодействующей

· Принцип ценности целого (целое больше суммы частей)

· Принцип градации элементов

 

3.Дифференциальная теория эмоций Изарда

Теория дифференциальных эмоций Изарда. Изард считает, что эмоции включают в себя нейрофизиологический, чувственный и двигательно – экспрессивный компонент. Аффект в теории дифференциальных эмоций – это общий, неспецифический термин для изображения всех мотивационных состояний и процессов. Эмоции составляют основу мотивации.

Он выделяет несколько уровней эмоций, которые составляют основу мотивации:

1)базовый уровень, их всего 9:

· Интерес – возбуждение

· Удовольствие – радость

· Удивление – очарованность

· Горе – страдание

· Гнев – ярость

· Отвращение – брезгливость

· Презрение – пренебрежение

· Страх – ужас

· Стыд – застенчивость, которое может переходить в чувство вины – покаяние

2)драйвы (система побуждений, основанная на информации о потребностях тела), их всего 5:

· Голод

· Жажда

· Утомление

· Боль

· Секс

3)аффективно – когнитивные структуры, их 5:

· Интроверсия – экстроверсия

· Скептицизм

· Эгоизм

· Решительность

· Непоколебимость

4)аффективно – когнитивные взаимодействия (особое мотивационное состояние, которое является аффектом и когнитивных процессов, взаимодействие аффективно-когнитивных структур с драйвами и базовыми эмоциями):

· Эмоция – эмоция

· Эмоция – драйв

· Эмоции – когнитивно-аффективные структуры

· Эмоционально-когнитивные взаимодействия (интерес – экстроверсия - мышление)

 

Теория Симонова предполагает, что эмоции является результатом отражения мозга человеком и животным вероятности осуществления потребностей.

 

Если человек не имеет потребности, то эмоции не будет. Общая формула

Э=f[П, (Ин - Ис)…]

Э – эмоция, её сила, её качество, её знак.

П – потребность

И – информация

Ин – необходимая информация, информация о нужном

Ис – информация о существующем

 

Если необходимое превышает существующее, то знак положительный, если наоборот, то отрицательной. Если Ин>Ис, то эмоция отрицательная, если Ис>Ин, то положительная. Если Ин=Ис, то эмоций нет.

Ис по-украински пишется как Іі.

 

Функции эмоций по Симонову:

1.Отражательно-оценочная

2.Переключающая

3.Подкрепляющая (при выработке УР)

4.Компенсаторная (эмоция подменяет собой дефицит информации)

 

Когнитивная схема А-В-С. А – объективные причины, В – установки, С – поведение.

 

Эмоции и личность

1.Общая эмоциональная направленность

2.Отдельные эмоциональные состояния и явления (алекситимия, эмоциональное выгорание, стресс).

3.Стратегии совладания со стрессом (защитное поведение, преодоление, совладание)

 

Эмоциональность – черта личности, которая показывает как и с какой силой человек реагирует на события.

 

Понятие «эмоциональный интеллект» появилось в 80х годах, опираясь на работы Гарднера (интерпсихический и интрапсихический компоненты).

 

Эмоциональная компетентность – один из аналогов понятия эмоциональный интеллект. Это понятие включает 5 компонентов:

· Самосознание

· Саморегуляция

· Самомотивация

· Социальное сознание

· Социальные умения

EQ – эмоциональный интеллект оценивают иногда даже выше, чем интеллект, то есть IQ.

 

Можно выделить несколько типов общей эмоциональной направленности:

· Альтруистические

· Клорические (потребность в славе)

· Проксические (деятельность)

· Пугнические (преодоление)

· Романтические (таинсвенное)

· Гностические

· Эстетические

· Гедонистические

· Акизитивные (эмоции приобретения и накопления)

 

Алекситимия. Сифнеос ввёл это понятие.

Алекситимия – психологическая характеристика личности, которая состоит из:

1. Трудности определения и описания собственных эмоциональных переживаний;

2. Трудности вербализации собственных эмоций и различения эмоций и телесных ощущений.

3. Трудности в символизации.

4. Фиксация на внешних событиях, а не на внутренних переживаниях.

Алекситимия приводит к психосоматическим переживаниям.

 

Эмоциональное выгорание.

Эмоциональное выгорание – разновидность профессиональной деформации, выработанный личностью защитный механизм в форме полного или частичного отключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие.

 

Внешние факторы («тяжёлые» клиенты, хроническое напряжение, условия труда, уровень оплаты труда, социальная оценка, повышенная ответственность, неблагополучная психологическая атмосфера).

Внутренние факторы (соответствие ценностей и мотивов человек той работе, которую он выполняет, склонность к большей или меньшей интериоризации, слабая мотивация к работе и морально-этические конфликты).

 

Показатели эмоционального выгорания:

1.Агрессивность учителей

2.Циничность врачей

3.Сфера торговли становятся «холодными», высокомерными

 

Стадии эмоционального выгорания:

1.Стадия напряжения (состояние взвинченности)

2.Стадия резистенции или сопротивления (поведенческие стереотипы как реагировать,чтобы не переживать)

3.Стадия истощения (человек не способен защищаться)

 

Мотивация внутренняя должна быть высокой, заниматься любимым делом, при первых симптомах выгорания менять структуру деятельности.

 

Стресс (в 14 веке). Ввёл в психологию Ганса Селье.

На каком-то этапе мышки адаптировались. Эта адаптация не зависила от силы стрессора.

Общий адаптационный синдром как неспецифическая реакция организма на травмирующие факторы. Ошибка Селье в слове неспецифическая.

Стресс – целостная реакция организма, которая выражается как физиологически (гуморальные и вегетативные процессы), так и психически.

 

Критические жизненные ситуации называются ситуациями невозможности. Василюк определяет уровни переживаний в ответ на травмирующие воздействия:

1.стресс

2.фрустрация (невозможность осуществления потребности)

3.конфликт (не знает, какая у него потребность, мотивационный конфликт)

4.кризис (и выбрать нельзя и осуществить невозможно)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.237 с.)