Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ объекта прогнозированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи исторических форм. Из взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего следует, что будущее существует как возможность в настоящем, поэтому прогнозирование связано с перенесением законов, тенденций существующих в настоящем за его пределы с тем, чтобы на этой основе воспроизвести еще не существующую модель будущего. Связь различных исторических форм существования одного и того же явления означает, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее это закономерный результат развития прошлого и настоящего. При таком подходе логическое исследование является отражением исторического хода общественного развития. Важной стороной исторического подхода в прогнозировании является его связь с практикой. Общественная практика составляет основу, как экономического прогнозирования, так и других видов общественного прогнозирования. Вместе с тем практика не может рассматриваться вне ее исторического развития. Она заключается в превращении полученного знания в инструмент воздействия на действительность в целях дальнейшего совершенствования и изменения будущего в соответствии с поставленными целями. Комплексный подход включает рассмотрение явлений в их связи и зависимости используя для этого методы исследования не только данной науки, но и других наук изучающих эти же явления. Теоретической разработкой научных представлений о будущем является экономическая теория. С этой же точки зрения в прогнозировании широко используется аппарат математических наук, т.е. при исследовании конкретных объектов, экономическое прогнозирование основывается на теории управления производством, планирования, оно связано с рядом естественных и технических наук. Системный подход предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных экономических системах. С точки зрения системного подхода, каждое явление действительности рассматривается как система. Это значит, что оно состоит из ряда связанных между собой частей, элементов, обеспечивающих в целом определенные свойства, функции, а следовательно и поведение. Системный подход представляет собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения, отталкивается от определения общей целостности и достижение этой цели деятельности всех подсистем, включая все параметры деятельности объекта. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель ее развития согласуется с целями развития этой крупной системы. Системный подход позволяет на научной основе соотнести цели развития и необходимые для их достижения ресурсы, тем самым, предупреждая принятие субъективных решений. Структурный подход. Значение этого подхода возрастает в связи того, что целью исследования является причинное объяснение, т.е. установление причины исследуемого явления. На основании выявленных причин объясняется структура, тем самым расширяя представление об изучаемом явлении. Системно-структурный подход представляет с одной стороны рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, с другой стороны разделение системы на составляющие структурные элементы в их взаимосвязи. Поскольку в реальных условиях каждый структурный элемент воздействует как на все другие элементы, так и на систему в целом, тем самым создается возможность вскрыть закономерности связей элементов системы, а также их соотношение и субординацию. Целью анализа объекта прогнозирования является разработка прогностической модели объекта, позволяющей посредством экспериментов с ней получить прогнозную информацию об объекте. Основные этапы прогнозирования: 1. ретроспекция; 2. диагноз; 3. проекция. На этапе ретроспекции в более углубленной, детальной и конкретной форме определяются цели и задачи прогнозирования, объект прогнозирования, границы прогнозирования и формируется задание на прогноз. На этапе диагноза практически заканчивается разработка прогностической модели и выбор адекватного метода прогнозирования. На этапе проекции уточняются, выявляются, вносятся коррективы на основании вновь поступающей информации. Перечень задач, которые должны решаться при анализе объекта прогнозирования на различных этапах: 1. На этапе предпрогнозных исследований: а) формирование первичного описания объекта прогнозирования; б) формирование задания на прогноз; в) подготовка этапа ретроспекции. 2. В процессе подготовки ретроспективного исследования выделяется три основных этапа: а) уточнение описания объекта прогнозирования; б) предварительное решение проблемы источника информации об объекте прогнозирования; в) предварительное решение проблемы измерений для характеристик объекта прогнозирования. Задача прогнозирования уточняется одновременно с уточнением структуры объекта и прогнозного фона, т.е. состава и взаимосвязи элементов и характеристик системе классификации объекта прогнозирования. 3. Уточнение структуры проводится двумя методами: а) путем объединения частных, детальных характеристик в более обобщенные (агрегирование). б) последовательным углублением детализации структуры перехода от обобщенных характеристик ко все более частным характеристикам (дезагрегирование). 4. На этапе ретроспекции основные задачи следующие: а) сбор, хранение и обработка информации источника; б) оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации; в) уточнение и окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования. Два подхода к анализу и синтезу структур, которые применяются в анализе объекта прогнозирования: 1. Объектный, при котором выделение подсистем осуществляется путем поэлементного деления объекта на более мелкие, каждый из которых затем рассматривается в качестве объекта прогнозирования соответствующего уровня иерархии. 2. Функциональный. Отличается от первого тем, что за основу структурного разделения объекта берется функциональный признак. Теоретический аппарат, составляющий основу анализа объекта прогнозирования: 1. современная теория систем и системный анализ; 2. теория моделирования и подобия; 3. теория вероятности и математическая статистика; 4. комплекс экономических дисциплин. Основные методологические принципы, которые должны соблюдаться при построении процедуры анализа объекта прогнозирования: 1. Принцип системности – требует рассмотрения объекта прогнозирования как системы взаимосвязанных характеристик объекта и прогностического фона с позиции целей и задач прогнозного исследования. 2. Принцип природной специфичности – требует обязательного учета специфики природы объекта прогнозирования, специфики закономерных законов его развития, абсолютных и расчетных значений в пределах его развития. 3. Принцип оптимизации – требует такого описания объекта, которое обеспечивало бы заданию достоверность и точность при минимальных затратах на его разработку. 4. Принцип аналогичности – требует постоянного сопоставления его свойств с известными схемами, объектами и их моделями с целью отыскания объекта анализа и использования его при прогнозировании. В качестве цели классификации объектов прогнозирования принимают создание предпосылок для выбора адекватных методов анализа и прогнозирования объекта. В качестве способа классификации используют параллельный способ. Данный способ дает возможность более четко и гибко определять классы по совокупности значений классификационных признаков. 1. По природе объекты прогнозирования можно подразделить на следующие классы: а) научно-технические; б) технико-экономические; в) социально-экономические; г) военно-политические; д) естественно-природные. 2. По масштабности объекты прогнозирования можно классифицировать в зависимости от числа переменных, входящих в полное описание объекта на стадии анализа: а) сублокальные – с числом значащих переменных от 1 до 3 (производственная функция). б) локальные – с числом значащих переменных от 4 до 14 (производственный участок). в) субглобальные - с числом значащих переменных от 15 до 35 (цех). г) глобальные - с числом значащих переменных от 36 до 100 (предприятие). д) суперглобальные - с числом значащих переменных свыше 100 (отрасль). 3. По признаку «сложность объекта прогнозирования» объекты можно классифицировать по степени взаимосвязанности значащих переменных в их описании: а) сверхпростые – это объекты с отсутствием существенных взаимосвязей между переменными, такие объекты можно анализировать и разрабатывать для них прогнозы путем последовательного анализа независимых переменных, составляющих описание при любой масштабности объекта; б) простые – это объекты, в описании которых содержатся парные взаимосвязи между переменными, для анализа таких объектов используют простые модели аппроксимации функций взаимосвязей, модели парный регрессий, несложные экспертные методы оценки степени и характера взаимосвязей между переменными; в) сложные – это объекты, для адекватного описания которых необходимо учитывать взаимосвязи и совместные влияния нескольких значащих переменных, однако имеется возможность выделения главных и влияющих на них групп переменных описания, для анализа такого рода объектов можно использовать методы ступенчатых регрессионных зависимостей, методы множественного регрессионного и корреляционного анализа; г) сверхсложные – это объекты, в описании которых необходимо учитывать взаимосвязи между всеми переменными, основными инструментами анализа в этом случае являются множественный корреляционный анализ, факторный и дисперсный анализ. 4. По степени детерминированности выделяют объекты: а) детерминированные, описание которых может быть представлено в детерминированном виде с удовлетворительной для поставленной задачи прогнозирования точностью, это объекты, в характеристиках которых случайная составляющая несущественна, так что ею можно пренебречь в описании объекта; б) стохастические, в описании которых необходим учет случайной составляющей переменных в соответствии с требуемой точностью и задачей прогноза; в) смешанные, имеющие характеристики как детерминированного, так и стохастического характера. 5. По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно разделить на: а) дискретные, регулярная составляющая которых (тренд) изменяется скачками в фиксированные моменты времени; б) апериодические, имеющие описание регулярной составляющей в виде апериодической непрерывной функции времени; в) циклические, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени. 6. По степени информационной обеспеченности объекты прогнозирования можно разделить на: а) объекты с полным обеспечением количественной информацией – это объекты, для которых имеется в наличии ретроспективная количественная информация в объеме, достаточном для реализации метода экстраполяции либо статистического метода прогнозирования с заданной точностью на заданное время упреждения; б) объекты с неполным обеспечением количественной информацией – это объекты, для которых имеющаяся в наличии ретроспективная информация допускает использование статистических и экстраполяционных методов, однако не обеспечивает на заданном времени упреждения заданную точность прогноза; в) объекты с наличием качественной ретроспективной информации – это объекты, относительно прошлого развития которых имеется только качественная информация и полностью отсутствует либо очень ограничена количественная информация; г) объекты с полным отсутствием ретроспективной информации – это, как правило, проектируемые объекты. Основной целью анализа объекта прогнозирования является разработкаадекватной прогнозной модели. Прогнозная модель – это модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем или путях достижения этих состояний. Цель прогностической модели – получить информацию не об объекте вообще, а о его будущих состояниях. Классификация моделей: 1. функциональные модели; 2. модели физических процессов; 3. экономические модели; 4. процедурные модели. Функциональные модели – описывают функции, выполняемые основными составными частями системы или управленческого процесса. Эти модели составляются в начале проведения исследования системы или проведения модельного эксперимента. Разновидностью модели являются структурно-функциональные модели, которые строятся в виде укрупненного описания технологической схемы представляемой в графическом виде, либо в форме уравнения. Модели физического процесса – определяют математические зависимости между параметрами физического процесса. В соответствии с характером изучаемого процесса эти модели могут быть: -непрерывные; -дискретные; -детерминированные; -статистические. Экономические модели – определяют зависимость между различными экономическими показателями изучаемого процесса, различного рода ограничения, накладываемые на экономические показатели. Критерии позволяющие оптимизировать процесс в экономическом плане. Процедурные модели – описывают операционные характеристики систем, т.е. порядок и содержание управленческих воздействий. В этом классе информационные модели, которые определяют структуру информационных потоков, содержание, формат, скорость обработки информации, а так же основные этапы прохождения информации и контроля за ним. Основные средства выражения модели следующие: -словесное описание; -графическое представление; -матрица решений; -математическое описание; -программное описание. Требования, которые предъявляются к прогностической модели: 1. модель должна удовлетворять требованиям: полноты, адаптивности, эволюционности. 2. модель должна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений, добавлений для удовлетворения исследователя. 3. модель должна быть достаточно абстрактной для допущения варьирования достаточно большим числом переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности. 4. модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи. 5. модель должна ориентироваться на реализацию существующих технических средств. 6. модель должна обеспечивать получение полной информации об объекте в плане поставленной задачи исследования. 7. модель должна строиться с использованием установившейся терминологии. 8. модель должна предусматривать возможность проверки истинности в соответствии ее оригиналу. Принципы определяют общие свойства, которыми должна обладать модель, соответственно правило определяет способы получения нужных свойств модели. 1. Компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели. Сложность модели ограничивается стоимостью и временем создания. Точность определяется требованиями исследования, т.е. в процессе создания ищется разумный компромисс между точностью, сложностью и затратами времени. 2. Баланс точности. Соразмерность систематической погрешности моделирования и случайной погрешности в задании параметров описания. 3. Достаточное разнообразие элементов модели. 4. Наглядность модели для исследователя и потребителя. 5. Математическое представление модели. 6. Специализация моделей – это принцип утверждающий целесообразность использования относительно малых условных подмоделей, предназначенных для анализа функционирования системы у узком диапазоне условий. 7. Проверка соответствия конкретной модели и модели оригинала о сходности результатов, получаемых на моделях возрастающей сложности. Лекция №9 154
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.013 с.) |