Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс прогнозирования социально-экономических систем

Поиск

Необходимо рассмотреть основные понятия прогностики.

Прогностика – это научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов.

Прогноз – (согласно терминологии прогностики) это научно обоснованное суждение о возможных

Состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Прогнозирование определяют как процесс разработки прогнозов.

Прогнозирование рассматривается

-как необходимый элемент системы управления национальной экономикой, основная задача

-которого определяется ориентацией управления на возможные изменения состояния и развития

-объектов управления и внешней среды их функционирования в будущем.

В процессе прогнозирования необходимо найти ответы на ряд ключевых вопросов:


1.В каком направлении можно влиять на процесс функционирования и развития прогнозируемой

социально-экономической системы?

2.Как сформулировать цели развития прогнозируемой социально-экономической системы?

3.Что будет получено или что необходимо получить в результате прогноза, т.е. конечный результат

или выход для системы управления?

 

4.Какими способами можно достигнуть поставленных целей, или каковы правила, процедуры и

алгоритмы получения необходимого конечного результата прогноза?

 

В практической деятельности по прогнозированию необходимо использовать основные положения и

понятия прогностики (рис. 1).

Предвидение – это разновидность получения информации о будущем. Может быть научное (основано на знании), интуитивное (основано на предчувствиях) и обыденное (на основе житейского опыта) предвидение.

Основные составляющие предвидения – это предсказание и предуказание, которые в свою очередь имеют соответствующую разновидность.

Предчувствие – информация на основе интуиции человека.

Предугадание – несет информацию о будущем на специальных научных знаниях.

Прогнозирование – научное исследование, предметом которого выступает перспектива развития объекта или явления.

 

Целеполагание – установление идеально предположенного результата деятельности.
Планирование – проекция в будущее для достижения поставленных целей.

Методы прогнозирования

 

Всю совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам; степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим.

Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы прогнозирования позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной

процедуры, интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов применяется как решение проблемы.

Характерным для методов экспертных оценок является научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом этапе; применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждения экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении специальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

При помощи экспертных методов можно решать следующие типовые задачи: составление перечня возможных событий за определенный промежуток времени; определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий; определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности; разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение

ресурсов для решения с ранжированием их очередности; альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений: формирование репрезентативной экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы; статистическую обработку полученных результатов опроса. В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

Метод индивидуальных экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценария.

При методе «интервью» происходит непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

При аналитическом методе осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления при различных условиях во времени. Основное назначение сценария – определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхнего уровня дерева целей. Ценность сценария тем выше, чем степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласования мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т.д.

Основные преимущества вышеперечисленных методов - возможность максимально использовать индивидуальные способности экспертов, при этом оказывая незначительное психологическое давление на отдельных работников.

Метод коллективных экспертных оценок имеет следующие разновидности: метод «комиссий», метод «Дельфи», Метод «коллективной генерации идей» («мозговой атаки»), метод морфологического анализа и т.д.

Метод «комиссий» имеет следующее содержание:


1.создается рабочая группа (функции: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материала, анализ результатов коллективной экспертной оценки);

2.уточняются основные направления развития объекта, и составляется матрица, которая отображает генеральную цель, подцели и средства их достижения, т.е. направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения цели;

 

3.разрабатываются вопросы для экспертов, которые определяются спецификой прогнозируемого объекта;

4.проводится опрос экспертов и статистическая обработка материалов, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов.


Методика представляет собой совокупность оценок относительной важности, назначенных экспертами, каждого из оцениваемых направлений

исследований и разработок, выражающихся в баллах и принимающих значение

от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100 и т.д. Эти оценки по определенному вопросу сводятся в таблицу, строки которой соответствуют направлениям исследований, а столбцы – порядковым номерам экспертов.

Метод «Дельфи» - один из наиболее распространенных методов экспертных оценок. Его основными особенностями являются: анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен между экспертами после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

Метод «коллективной генерации идей» включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объектов прогнозирования и их оценка. При «мозговой атаке» сначала активизируются творческий потенциал специалистов, что находит отражение в генерации определенной идеи. Затем следует процесс деструктирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контридея. Это позволяет за короткое время путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс получить продуктивные результаты.

Метод морфологического анализа представляет собой упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизированной информации по всем возможным вариантам его развития. Он включает ряд приемов, имеющих единый принцип действия: систематизированное рассмотрение характеристик объекта, стремление не пропустить ни одной из них, ничего не отбрасывать без предварительного исчерпывающего исследования.

Этой цели служит прием систематизированного охвата информации с последующим исследованием ее по методу «морфологического ящика». Последний строиться в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие характеристики объекта.

Последовательное соединение одного из параметров первого уровня с одним из параметров последующего уровня представляет собой одно параметров последующего уровня представляет собой одно из возможных состояний объекта или решений проблемы. В результате создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив его состояния.

Группа методов коллективных экспертных оценок основана на том, что при коллективном мышлении выше точность результата, а при обработке индивидуальных независимых оценок могут возникнуть продуктивные идеи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.144 (0.006 с.)