Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная оценка внедрения мероприятий НТП.

Поиск

 

Для определения целесообразн. внедрения мероприятий НТП, принятия решений о предостав-нии кредитов на проведение НТ мероприятий, при технико-эк-ком обосновании мероприятий, выполн-мых по договорам и установлении цен на НТ продукцию должна осущ. комплексная оценка(КО) мероприят., направленных на ускорение НТП.

Основным обобщающ. показателем, характериз. эффективность НТП, явл. показат. эк-го эффекта(ПЭЭ). ПЭЭ на всех этапах реализ. мероприятий НТП опред. как превышение стомостной оценки результ. над ст-ной оценкой совокупных затрат ресурсов на весь срок осущ. мероприят. НТП. К мероприят. НТП относят создание, пр-во и использ. новых, модернизация существующ. средств и орудий труда, предметов труда и потребления, технологических процессов и др

Общий подход к выбору наилучшего вариынтареализ. мероприятий НТП след:

- избираются варианты из потенциально возможных, каждый из котор. удовл-ет заданным ограничениям: соц. стандартам, экологич. требованиям, по времени реализации и др.

- по каждому варианту из числа допустимых(с учетом динамики) опред. затраты, результаты и экономич. эффект

- лучшим признается вариант, у которого величина эк-кого эффекта максимальна либо при условии тождества полезного результата затраты на его достижение минимальны.

Эк. эффект мероприят. НТП рассчит. по условиям использ-ния продукц. за расчетный период. Суммарный по годам эк. эффект(ЭЭ) рассчит.: Эт=Ст – Зт, где Эт – ЭЭ за расчетн. период; Ст – стоимостная оценка осуществ. мероприят. НТП за расч. период; Зт – стоим. оценка затрат за расч. период.

Расчет ЭЭ проводится с учетом приведен. разновременных затрат и результ. к единому для всех вариантов мероприят. НТП расчетн. году, в качестве которого принимается календарн. год. Приведение разновремен. затрат и результ. всех лет к расчетному году осущ. путем умнож.их величины за каждый год на коэффиц. приведения, кот. опред. исходя из нормативов приведения затрат и результатов.

Стоимостная оценка результ. за расчетн.

период опред.: Ст =∑Сt х аt

t=tн

Сt - стоимостная оценка результатов в t-ом году расч. периода; tн – начальный год расч. периода; tк – конечн. год расч. периода; аt – коэффициент приведения к расчетн. году.

В кач-ве нач. года расч. периода приним. год начала финансирования работ по осущ. меропр-тия, вкл. проведение научных исследований. Конечный год опред-ся моментом завершения жизненного цикла меропр-ия НТП.

Стоимостная оценка результатов опред. как сумма основных и сопутствующих затрат.

Прибыль от внедрения мероприятия НТП, остающаяся в распоряжении предприятия (П) определяется по формуле:

 

П = ОП – И – Н,

 

где ОП – выручка от реализации продукции;

И – издержки(с/с) продукции;

Н – общая сумма налогов и выплат из балансовой прибыли.

Для определения прироста прибыли от внедрения мероприятия НТП сравнивается величина прибыли, ост. в распоряжении предприятия до (По) и после реализации мероприятия НТП(Пt):

П=Пt - По

 

Результаты расчетов по оценке эффективности мероприят. НТП используютяс при проведении экспертизы мероприят., а также при разработке планов НИОКР и планов развития отдельных предприятий, целевых комплексных программ по энерго- и рерурсосбережению и др. рода научно-технических программ.

Величина экон-го эффекта должна учитыв-ся при установлении цен на соответствующую продукцию.

 

Лекция №6 92

Тема №8: Методология макропланирования и программный подход

в системе макропланирования

План:

1. Методология макропланирования и программный подход в системе макропланирования

2.Целевые комплексные программы и их назначение

3.Формализованные методы прогнозирования

 

1. Методология макропланирования и программный подход в системе макропланирования

 

 

Макроэкономическое планирование – научное приведение развития и результата функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении закономерностей тенденций социального и научно технического

прогресса, объективных зависимостей в народном хозяйстве.
Теория планирования определяет содержание общегосударственного планирования, как систему принятия решений о предстоящем социально-экономическом развитии, размещении производительных сил, потери страны во внешнеэкономических связях.

В планировании можно выделить две стороны:

-Совокупность принципов и методов планирования.

-Организационная сторона (структура плановых органов и разработка планов).

Основные задачи, решаемые в процессе общегосударственного планирования:

-Определение общих потребностей;

-Выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-Обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с перспективными и текущими потребностями;

-Обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами экономики, отраслями и видами производств, между экономическими районами страны;

-Повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально-возможных социальных результатов экономической деятельности.

В переходный период суть макроэкономического планирования состоит в научной расстановке целей предстоящего развития и выработки действительных средств и возможностей для их реального достижения.

Общегосударственное планирование направленно на увязки всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных финансово стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов, для достижения поставленных целей и задач.

Методология планирования - система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений и логика планирования.

Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции

 

воспроизводственных процессов; развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории и хозяйственной практики.

Принцип планирования – это исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых документов.

Основные принципы планирования следующие:

Принцип научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития.

В процессе разработки плана проводится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.


Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества.

Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип повышения эффективности общественного благосостояния предусматривает то, что все цели и задачи планирования должны осуществляться с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией

живого и овеществленного труда при производстве единицы продукции. Он

реализуется через возможные направления эффективности: рост производительности труда, снижение материало– и энергоемкости производства, повышение фондоотдачи.

Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенства.

С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Но формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему

планирования.

Реализация этого принципа предполагает:

1.эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах производства;

2.равновесие совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

3.рациональное соотношение между разумными потребностями и всеми имеющимися ресурсами;

4.паритет различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества.

Этот принцип направлен на поддержание материально – вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.

Принцип приоритетности. Первенство в каком либо открытии изобретении, либо как преобладающее значение чего либо. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом

общественно – экономическом строе и, во-вторых, неотложность решения важнейших общегосударственных проблем.

Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально- экономического развития страны с достижением научно обоснованных стратегических целей, позволяет добиться их одинаковой направленности и непротиворечивости.

Методы планирования – совокупность методов и приемов, с помощью которых разрабатываются и обосновываются плановые документы. Сюда относятся методы предплановых исследований, собственно методы планирования (балансовый, нормативный, программно-целевой) и математические методы.

Методы предплановых исследований используются на прогнозно–аналитической стадии планирования и составляют две группы: общие и конкретные.

Общие методы определяют методологическую, логическую направленность процесса обоснования планового решения. К их числу относят методы системного и экономического анализа.

Системные анализ – это упорядоченный целенаправленный подход к поиску эффективный путей решения сложных проблем. Он включает вычленение организационно-экономической системы и определение ее границ, входов и выходов (формирование внешней структуры); выявление целей развития и функционирования систем; формирование внутренней структуры

организационно- экономической системы; формирование альтернативных вариантов развития системы, выбор и обоснование предпочтительного из них.

Экономический анализ предназначен для регистрации, объяснения и использования в плановых документах результатов производственно-хозяйственной деятельности. Экономический анализ включает в себя анализ организационно-технического уровня производства, анализ использования

основных фондов и производственных мощностей, материальных ресурсов, качества продукции и заработной платы, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности, анализ финансового состояния.

Конкретные методы предплановых исследований можно назвать методами получения и анализа исходной плановой информации. К ним относятся следующие методы:

-Метод экономических группировок (объекты анализа объединяются в группы по однородным признакам);

-Метод прямого счета (показатели рассчитываются, исходя из научно обоснованных норм и нормативов расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

-Метод социологического изучения (применяется для получения разного рода информации о социальной действительности посредством опроса, наблюдения и анализа документов для последующего обобщения в процессе обоснования плановых решений);

-Метод структуризации (построение дерева «цели – средства», т.е. поэтапное расчленение общих целей на их составляющие);

-Метод соотношений (сравнение каких-либо показателей двух различных периодов времени, например, индексный метод);

-Экспертные методы (получение информации исходя из суждений отдельных специалистов – экспертов по определенным вопросам).

Собственно методы планирования. Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивных норм и нормативов отражающих достижение НТП и важнейшие цели развития экономики. Преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами и конечными результатами производства.

Норма – научно-обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества в планируемом периоде.

Норматив – поэлементная составляющая нормы, которая характеризует степень использования ресурса или его удельного веса (расхода) на единицу измерения.

Комплекс норм и нормативов называется – нормативной массой. Система норм и нормативов – комплекс научно-обоснованных, материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозных и плановых документов, их пропорциональности и сбалансированности, глубоком выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению его эффективности. Развитие хозяйственного механизма, переход к рыночным отношениям обуславливает постоянное развитие системы норм и нормативов.

 

Различают следующие группы норм и нормативов:

1.нормы и нормативы использования основных производственных фондов;

2.нормы и нормативы использования оборотных средств;

3.нормы и нормативы затрат труда и трудоемкости изделий;

4.нормы и нормативы организации производственных процессов;

5.нормы и нормативы качества продукции;

6.нормы и нормативы капитальных вложений;

7.нормы и нормативы издержек производства и обращения;

8.нормы и нормативы рентабельности;

9.нормы и нормативы по охране окружающей среды.

Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, для обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территории и народного хозяйства в целом. Макроэкономическая сбалансированность выступает как совокупная пропорциональность между: производством и потреблением,

предложением и спросом, факторами производства м его результатами, материально – вещественными и финансовыми потоками.

Балансовый метод в планировании означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей.

Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются.

Так как совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей – распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т.д.

В общей системе экономических балансов выделяются следующие виды балансов:

- материальные (расчет сырья, п/ф, топлива, т.е. всесторонняя увязку производства и потребления материальных ресурсов);

- трудовые (потребность в рабочей силе и источниках ее покрытия);

- стоимостные (финансовые балансы, отражающие все виды доходов и расходов);

Программно-целевой метод – это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его сущность заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно – технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства. Он предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из народнохозяйственных целей при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.011 с.)