Внутрифирменный контроль за исполнением бюджетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутрифирменный контроль за исполнением бюджетов




Контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами предприятий, а с другой — он выступает необходимым условием управления ими. Финансовый контроль имманентно присущ контрольной функции финансов и тесно с ней взаимосвязан. Контроль определяет все стадии индивидуального кругооборота фондов, начиная с авансирования средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации продукции и поступления выручки па счета предприятия в банках. Финансовый контроль как понятие субъективное представляет собой метод управления финансовыми ресурсами и денежными потоками хозяйствующих субъектов.

Западные экономисты выделяют следующие фундаментальные принципы внутреннего финансового контроля.

Разделение обязанностей. Ответственность между персоналом компании распределяют таким образом, чтобы ни один служащий не нес ответственности за операцию в целом. Основное мотив состоит в том, что лицо, разрешающее операцию не несет ответственности за участвующие в ней активы и за регистрацию данной операции. Конечно, за финансовое состояние компании в целом отвечает финансовый директор.

1. Разрешение и одобрение. Данный принцип заключается в том, что все операции, связанные с движением денежных средств, реальных и финансовых активов, должны быть одобрены финансовым директором в пределах тех объемов финансовых ресурсов, на которые он имеет полномочия. В акционерных обществах работу правления контролируют совет директоров ревизионная комиссия и общее собрание акционеров.

2. Физический контроль предполагает право доступа проверяющего к активам и документам компании. Чтобы эффективно управлять контрольной работой, руководство должно составить план ее организации. Данный план должен содержать четкие инструкции, права и обязанности различных официальных лиц, чтобы исключить бесполезное дублирование в их контрольной работе.


4. Важность свидетельства. Основной частью системы контроля является свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера. Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих лиц руководство обязано регулярно проверять их с целью определения эффективности их деятельности и точности исправления ошибок. В крупных компаниях потенциальные преимущества регулярного финансового контроля часто окупают расходы по созданию отдела внутреннего аудита. Важным критерием его работы служит снижение потенциальных убытков.

Система контроля предназначена для помощи руководителям предприятий в вопросах: выбора между различными альтернативными действиями, планирования действий, которые должны быть приняты в течение определенного периода времени; выявления ошибок конкретных исполнителей. Они могут заключаться в установлении нереальных планов при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации конкретных маркетинговых, инвестиционных и иных решений; осуществления действий для исправления ошибок и закрепления успеха.

Объектом финансового контроля выступают показатели бюджетов предприятия. Для осуществления контроля за исполнением бюджетов Минэкономразвития России рекомендует использовать двухуровневую систему. Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, который осуществляют их руководители. Верхний уровень — контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по элементам затрат), проводимый финансово-экономической службой и бухгалтерией предприятия.

Ключевыми элементами системы контроля являются:

-объекты контроля — бюджеты структурных подразделений;

-предметы контроля — отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья, материалов и энергии, накладных расходов и т.д.);

-субъекты контроля — руководители структурных подразделений и финансово-экономических служб предприятия;

-методы контроля бюджетов — осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в относительном выражении (в процентах); построение динамических рядов этих отклонений. Контроль за выполнением доходной части сводного бюджета призван обеспечить бесперебойность финансирования текущей (операционной) и инвестиционной деятельности предприятия. Его осуществляет финансовая служба. Контроль за соблюдением расходной части консолидированного бюджета является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.


Для успешного решения данной проблемы рекомендуют устанавливать и соблюдать четкий порядок проведения управленческих процедур, который обеспечивает:

 

1. оперативный анализ фактических отклонений от плановых функциональных и сводного бюджетов (за месяц, квартал, год);

2. разработку мероприятий по устранению непроизводительных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

3. оформление и представление дирекции предприятия аналитических мате риалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов с предложениями по корректировке их доходной и расходной части.


Рекомендуют использовать метод пересмотра расходов бюджета, основанный на принятой системе приоритетов финансирования (оплаты) операционных расходов предприятия. В качестве приоритетных предлагают следующие расходы бюджета:

 

1. оплата труда работников в расчете на производственную программу;

2. взносы в государственные внебюджетные фонды;

3. выплата налогов в федеральный, региональный и местный бюджеты;

4. оплата закупок материальных ресурсов и энергии, коммунальные платежи;

5. все остальные расходы.


Целесообразно на каждом предприятии создавать и внедрять комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что позволяет оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности управления финансами предприятий.

 

 

Лекция №5 83

Тема №7: Инвестиционная политика

План:

1.Инвестиционная политика

2. Методы прогнозирования и планирования инвестиций

3. Оценка эффективности инвестиций

4. Инновационная политика. Планирование и пргнозирование развития НТП и инновационной деятельности.

5. Комплексная оценка внедрения мероприятий НТП.

 

Инвестиционная политика

 

Инвестиционная политика является составной частью экономической политики. Она представляет собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях эконо­мики.

Определяющее влияние на оценку инвестиционных возможнос­тей оказывает экономический и политический климат (состояние эко­номики, законы и принципы государственного регулирования эконо­мики, политика правительства, характер взаимодействия местных и зарубежных партнеров и т.д.).

иностранные инвестиции осуществля­ются при определенных условиях. В частности, размещение капита­ла определяется уровнем прибыли, которую инвестор ожидает полу­чить на протяжении жизни инвестиционного проекта. Учитывается ряд других условий.

Торговая палата США провела на материале входящих в ее со­став компаний исследования с целью выявления критериев, которы­ми руководствуются американские ТНК, когда принимают решения об инвестициях в других странах. Было выявлено 12 основных кри­териев: размеры местного рынка; природные ресурсы и географичес­кое положение страны; доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собствен­ности; торговая политика (уровень тарифов, обменный курс нацио­нальной валюты, квоты, лицензии и др.); государственное регулиро­вание (налоговый режим и другие привилегии); политическая ста­бильность; макроэкономическая политика (экономическая стабиль­ность, важнейшим условием которой выступает низкая и предсказу­емая инфляция. Гиперинфляция усложняет фирмам управление, бан­ковские расчеты и операции с наличностью); инфраструктура и ус­луги (дороги, порты, телекоммуникационные сети, юридические, стра­ховые фирмы, коммерческие банки и др.).

Кроме того, определены критерии инвестиционных рисков, вклю­чающие параметры, их содержание и удельный вес каждого парамет­ра в процентах На основе указанных в таблице критериев можно определить место страны но степени инвестиционного риска среди других стран мира. Эти данные выступают в качестве рекомендаций потенциальным за­рубежным инвесторам. Инвесторы стремятся вкладывать средства в регионы с благоприятным инвестиционным климатом. Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые оп­ределяют степень риска капитальных вложений и возможность их эффективного использования.

Республика Беларусь, например, по степени инвестиционного риска находится на 147 месте среди 182 стран мира и па предпос­леднем месте в СНГ. Поэтому в настоящее время в республике особая значимость стала придаваться формированию инвестици­онной политики.

Основная цель инвестиционной политики — перевооружение производства, обновление основных фондов за счет внедрения науч­но-технических достижений.

Среди важнейших направлений инвестиционной политики рес­публики следует выделить:

-создание правовой базы по страхованию инвестиций;

-инвестирование в первую очередь приоритетных отраслей эко­номики;

-предпочтительное инвестирование конкурентоспособных про­изводств, рентабельных и быстроокупаемых проектов, в том чис­ле проектов предприятий малой и средней мощности, проектов реконструкции и перевооружения действующих предприятий;

-создание рынка инвестиционных ресурсов;

-совместное государственно-коммерческое финансирование ин­вестиционных проектов, в том числе с привлечением капитала из стран СНГ и частного бизнеса;

-расширение использования сбережений населения для строи­тельства жилья и реализации других инвестиционных проектов;

- сокращение продолжительности инвестиционного цикла.

С целью мобилизации внутренних и внешних инвестиций в рес­публике в 1996 г. разработана Национальная программа привлече­ния инвестиций в экономику страны. В ней отражены основные при­нципы и механизмы привлечения отечественных и иностранных, ин­вестиций, приоритетные сферы инвестиционного сотрудничества и его эффективные формы.

 

 

2. Методы прогнозирования и планирования инвестиций

 

П И - сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем.

П И предполагает:

-осуществление количественного и качественного анализа тен­денций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений;

-альтернативное предвидение будущего развития отраслей наро­дного хозяйства как возможных объектов вложения капитала;

-оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики.

Разрабатываются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные П. К П служит для выработки тактики ин­вестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные фи­нансовые инструменты. Он разрабся с учетом влияния крат­ковр факторов, выявленных в процессе анализа краткосроч­ных колебаний на рынке И. С П предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности и обоснования вложений в относительно небольшие по капиталоемкости объекты реального ин­вестирования и долгосрочные финансовые инструменты. Долг П связан прежде всего с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и вложением средств в круп­ные капиталоемкие объекты реального инвестирования.

Процесс П И можно условно подразде­лить на три этапа:

1) П инвестиционных потоков;

2) П потребности в инвестициях;

3) оценка экономической эффективности использования И с учетом факторов инвестиционного риска.

Возможные И потоки (ресурсы) можно опреде­лить но доле И (KB) в ВНП.

Нормативная величина И определяется путем умножения нормативной доли И в ВНП па П объем ВНП.

Для обеспечения простого воспроизводства доля И до­лжна быть не ниже 20%, расширенного 30 40%.

Важным компонентом возможных И потоков яв­ляются иностранные И. Потребность в иностранных И определяется исходя из Пных расчетов общей потреб­ности страны в И и возможного ее покрытия за счет со­бств средств предприятий Возможный размер иностранных И определяется с ис­пользованием методов экспертных оценок. Определение возможного объема И на предприятиях, в компаниях и по отдельным И проектам производится путем планирования вероятного привлечения средств из различных источников финансирования На начальном этапе П при определении потреб­ности в И целесообразно использовать методы экстрапо­ляции. Наиболее приемлемыми являются методы подб функ­ций и экспоненц сглаживания с регулируемым трендом. Первый метод позволяет осуществить выбор оптимальной функ­ции, описывающей динамический ряд но инвестициям, с помощью которой определяется зависимость показателя (И) от фактора времени. Второй метод позволяет учитывать старение дан­ных, используемых для П И, В сочетании с методами экстраполяции целесообразно применять методы экспертных оценок и анкетных обследований экономических агентов. Методы экспертных оценок при П И широко применяются в зарубежных странах. Наиболее распр явл метод "Дельфи". Методом анкетных обследований (опросов) определяются буду­щие изменения па рынках инвестиционных товаров на основе изуче­ния массового поведения функционирующих на нем отдельных эко­номических агентов.

Наиб эфф методом при П на пер­спективу является метод межотраслевого баланса. На основе дина­мической модели МОБа, где центральным звеном является блок "И", просматривается тесная взаимосвязь с другими бло­ками модели и раскрывается полная картина развития экономики.

Может использоваться модель расчета перспективной потребнос­ти в инвестициях, которая строится с учетом результатов исследова­ния структуры капитальных вложений и факторов, влияющих на их величину.

В отдельных отраслях экономики потребность в инвестициях может быть определена факторным методом, т.е. на основе много­факторной модели:

= f(xu х2, х3.....х„).Факторные модели могут применяться как для краткосрочного и среднесрочного, так и для долгосрочного П И, если правильно учтено изменение факторов в П периоде.

На микроуровне потребность в инвестициях определяется при формировании бизнес-планов на основе затрат на оборудование и других затрат. ПиП реальных И на мак­роуровне базируются на определении стратегии социально-экономи­ческого развития страны, структурной политике, а также разработке и реализации общегосударственных, отраслевых и региональных программ; на микроуровие — на выработанной стратегии в бизнес-планах.

При планировании И формируется воспроизводствен­ная и технологическая, отраслевая и территориальная их структура. Для этого на макроуровне производятся укрупненные расчеты. Ус­танавливаются лимиты централизованных государственных капвло­жений для инвестирования важнейших проектов.

На современном этапе в связи с развитием финансового рынка наряду с планированием реальных И важная роль отводит­ся и планированию финансовых И.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.102.228 (0.032 с.)