Направления совершенствования системы государственного управления в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления совершенствования системы государственного управления в РФ



Стержневые направления совершенствования системы государственного управления обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по коим проводится периодическая работа, являются:

• снижение избыточного государственного регулирования;

Модернизация государственного управления началась в 2003 году с перемен в самой системе управления: с уменьшения административного давления на предпринимательские структуры и наведения порядка в сферах, где присутствовало избыточное государственное вмешательство. Для этого была проведена инвентаризация функций ведомств. Обнаружилось, собственно что больше тридцати процентов функций и полномочий в различных госучреждениях являются сверхизбыточными или же дублируют друг друга. В следствии этого была изменена структура Правительства – разграничены полномочия между федеральными и региональными органами исполнительной власти, контрольные и надзорные функции переданы разным ведомствам, в соответствии с этим, усилена личная ответственность государственных служащих. Почти наполовину сокращено количество госучреждений, на содержание которых тратились внушительные средства из бюджета.

На протяжении 2000-х годов с целью улучшения условий для ведения бизнеса был принят ряд законов по дебюрократизации экономики: от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Благодаря реформе были внедрены действенные инструменты защиты прав предпринимателей при взаимодействии с проверяющими органами: впервые введен элемент публичности проверок, сокращено численность проверок, значительно изменена идеология проведения внепланового контроля.

Были проанализированы те направления, где можно перейти к другим формам регулирования, дабы избежать лишнего регулирования. Значительно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. Проводится работа по унификации процедур лицензирования отдельных видов деятельности.

Создана единая система аккредитации, централизованы функции органов по сертификации, испытательных лабораторий, отдельных экспертных организаций и экспертов в одном органе – Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации). Продолжается реформирование системы аккредитации, а также гармонизация правил и процедур аккредитации с едиными международными стандартами.

В рамках реформы был введен институт саморегулирования, позволяющий ограничить вмешательство страны в хозяйственную деятельность и создающий предпосылки для выработки стандартов и правил, отвечающих как профессиональным, так и общественным интересам, а также был введен институт уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности, направленный на уменьшение административного давления на бизнес на стадии его первоначального запуска.

С целью упрощения административных процедур для ведения бизнеса были проанализированы новые механизмы, позволяющие сделать лучше правотворческие инициативы. Одним из таких инструментов, отсекающим возникновение лишних барьеров для бизнеса на стадии законодательной инициативы, стал институт оценки регулирующего воздействия, внедренный в правотворческую практику Российской Федерации в 2010 году. Оценка регулирующего воздействия – современный механизм правотворчества, обеспечивающий высокую прозрачность и структурированность процесса принятия решений. Главным элементом в подготовке решения оценки регулирующего воздействия является институт публичного обсуждения, применение которого на регулярной основе в рамках процедур оценки регулирующего воздействия впервые позволило закрепить за представителями бизнес-ассоциаций, общественных организаций и научного сообщества роль полноценных участников законотворческого процесса.

Одним из новых инструментов становления института общественного участия является выстраивание системы раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которая реализуется на базе единого вебсайта в сети Интернет – regulation.gov.ru. Предоставленная система позволит специалистам и заинтересованным участникам процесса вовремя знакомиться с проектами, своевременно реагировать на возможные изменения законодательства и быть уверенными в том, что их голос будет услышан.

В направлении реализации активного права граждан самостоятельно выдвигать на обсуждение органов власти важные с точки зрения россиян проекты сделан серьезный шаг – утверждена «Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тысяч граждан Российской Федерации в течение одного года». Разрабатывается специализированный Интернет сайт, на котором граждане Российской Федерации смогут выдвигать свои предложения с использованием так называемого механизма «российской общественной инициативы».

повышение качества государственных услуг;

В рамках реформы проведена работа по регламентации деятельности государственных органов исполнительной власти в части предоставления услуг населению, а также по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», переводу госуслуг в электронную форму. В связи с этим сформирована нормативная и методическая база повышения качества исполнения государственных функций и предоставления госуслуг. Выработаны механизмы управления и стимулирования реформирования всей системы оказания госуслуг.

27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором заложены все основные направления оптимизации предоставления государственных услуг. Это первый законодательный акт в отечественной нормативной правовой базе, направленный, прежде всего, на обеспечение прав населения при обращении в государственные и муниципальные органы.

За годы реформы выстроена система оказания госуслуг, направленная на разные группы людей – как активных пользователей Интернет, предпочитающих удаленные способы получения услуг, так и россиян, нацеленных на личное общение с консультантами центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Происходит внедрение универсальной электронной карты, которая призвана стать единым и удобным ключом, открывающим доступ к государственным, муниципальным и коммерческим услугам. Проводится работа по совершенствованию форм оказания госуслуг.

Логика проведения реформы потребовала введения механизма досудебного обжалования, законодательное закрепление которого устанавливает административную ответственность госслужащих за нарушение прав граждан при предоставлении госуслуг. С 1 января 2012 года после вступления в силу изменений в Федеральный закон о государственных услугах у граждан появилась возможность оперативно подать жалобу в письменной или электронной форме в органы власти через их официальные сайты или Единый портал госуслуг, а также по единому телефону доверия.

Модернизация государственного управления – комплексная задача, не решаемая разобщенными стараниями и усилиями отдельных ведомств. Глобальные задачи реформирования системы оказания госуслуг, установленные Правительством, потребовали организации взаимодействия ведомств на новом уровне. В связи с этим был совершен переход на межведомственное взаимодействие. Законом был установлен запрет для госслужащих требовать от получателей госуслуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти. Что, в свою очередь, потребовало реализации полноценной электронной системы обмена данными между ведомствами, внедрение которой позволило уменьшить сроки предоставления госуслуг.

Для повышения качества госуслуг и улучшения системы их оказания Минэкономразвития РФ каждый год проводит мониторинг качества и доступности госуслуг, а также исследование степени удовлетворенности граждан качеством работы государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления госуслуг и осуществления контрольно-надзорных функций.

• повышение эффективности органов власти;

Одним из определяющих факторов темпа социально-экономического развития государства считается эффективность органов власти. В следствие этого ведется работа по созданию комплекса критериев для увеличения эффективности их деятельности: создание инструментов, позволяющих гарантировать информационный обмен между органами исполнительной власти всех уровней; реформирование системы общественных советов, собственно что может помочь втянуть представителей общества в обсуждение решений государственной важности; противодействие коррупции, выявление и дальнейшее уничтожение причин и условий ее проявления.

Были разработаны показатели эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и госслужащих. В настоящее время осуществляется внедрение особого порядка оплаты труда госслужащих в зависимости от достижения ими показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

• повышение информационной открытости.

Держаться принципа открытости – одна из главных установок работы Правительства. Популяризация этого подхода находит отражение во всех сферах его деятельности. Для увеличения прозрачности работы государства ведется деятельность по совершенствованию информационных ресурсов органов государственной власти, доступных в сети Интернет для всех аудиторий и содержащих важную и актуальную информацию о работе государственных органов и порядке предоставления госуслуг. В 2011 году был создан инструмент контроля данного направления – автоматизированная информационная система мониторинга государственных сайтов, размещенная по адресу gosmonitor.ru, развитие этой системы позволяет выявлять критичные и неразвитые особенности функционирования сайтов государственных органов и стимулировать представителей государственных органов, ответственных за работу официальных сайтов, совершенствовать функциональные характеристики для удобной работы и использования.

В рамках увеличения информационной открытости ведется работа по обеспечению доступа в сети Интернет к открытым сведениям, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, благодаря чему деятельность государственных органов должна стать понятнее и доступнее для граждан.

Можно сделать вывод о том, что ключевыми направлениями совершенствования системы государственного управления в РФ являются снижение избыточного государственного регулирования, повышение качества государственных услуг, повышение эффективности органов власти, повышение информационной открытости.

Реформирование системы государственного управления в РФ считается одним из главных критериев высоких темпов социально- экономического развития государства. В связи с этим особое значение приобретает сбалансированность мер по реализации административной реформы, направленной на повышение эффективности работы органов власти и приоритетных направлений реформирования политической системы Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.013 с.)