Тема 16. Производство по делам несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Производство по делам несовершеннолетних



 

1. Понятие, значение и задачи производства по делам несовершен­нолетних.

2. Особенности производства предварительного следствия по делам несовершеннолетних.

3. Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних.

4. Судебное разбирательство по делам несовершеннолетних.

5. Вопросы, рассматриваемые судом при постановлении приговора несовершеннолетнему.

6. Применение судом принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетнему.

 

Задача 169

При производстве по уголовному делу по обвинению Курочкина в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 161 УК РФ, установлено, что документы, подтверждающие его возраст, отсут­ствуют. Следователь допросил в качестве свидетеля мать Курочкина, которая показала, что ее сыну 15 лет, а свидетельство о рождении потеряно при переезде на новое место жительства. Следователь прекратил уголовное дело по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Оцените решение следователя. Какие меры должен был пред­при­нять следователь? Какие обстоятельства подлежат установ­лению по делам о преступлениях несовершеннолетних?

 

Задача 170

Несовершеннолетнему Журбину предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.228 УК РФ, и избрана мера пресечения – отдача под присмотр родителей. Однако его отец отказался взять на себя обязательства, связанные с осуществле­нием присмотра за несовершеннолетним и обеспечением надлежащего поведения Журбина.

Какое решение должен принять следователь?

Задача 171

На приговор, вынесенный по обвинению несовершеннолетнего Кириченко по ч. 1 ст. 166 УК РФ, была принесена кассационная жало­ба, в которой мать осужденного Гаврилова просила отменить приговор в связи с тем, что она была лишена возможности участвовать в иссле­довании доказательств в ходе судебного разбирательства.

Дайте анализ ситуации. Примите решение.

 

Задача 172

Несовершеннолетний Минаев (16 лет) в соучастии с совершен­нолетним Коровиным совершили кражу чужого имущества из кварти­ры, а также ряд грабежей и разбой. Из материалов дела усматривается, что Коровин является организатором преступлений. Защитник обвиняе­мого Минаева заявил ходатайство о выделении дела в отношении Коровина в отдельное производство.

Как должен поступить следователь? Каковы основания и порядок выделения дел о преступлениях несовершеннолетних в отдельное производство?

 

Задача 173

Несовершеннолетний Петухов заявил следователю о нежелании иметь защитника при предъявлении обвинения. Свой отказ он мотивировал тем, что ему уже исполнилось 17 лет, поэтому он в состоянии защищаться сам. Кроме того, вину свою в совершении преступления он признает, считает ее доказанной, поэтому защитник ему не нужен.

Как должен поступить следователь? Какова роль защит­ника в предварительном следствии по делам о преступлениях несовершеннолетних?

 

Задача 174

По уголовному делу в отношении 16-летнего Морозова, совершившего несколько краж чужого имущества из дачных домиков, следователь назначил судебную психолого-психиатрическую экспер­тизу, чтобы выяснить, соответствует ли психическое развитие подрост­ка его возрасту. Согласно заключению, психическое развитие обвиняе­мого Морозова не соответствует его возрасту по причине неблагопри­ятной внутрисемейной обстановки и индивидуальных особенностей психики, а соответствует возрасту 13 лет. Следователь прекратил уголовное преследование в отношении Морозова по п.2 ч.1 ст.24 и ч.3 ст. 27 УПК РФ, мотивируя свое решение тем, что «Морозов к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность».

Оцените решение следователя. Можно ли согласиться с мотивами, изложенными в постановлении следователем в обосно­вание принятого решения?

Составьте по данной фабуле постановление о прекращении уголовного преследования.

 

Задача 175

В ходе судебного следствия суд вынес определение об удалении несовершеннолетнего Макаренко, обвинявшегося в совершении изна­силования, совершенного группой лиц (п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ) из зала судебного заседания на неопределенное время.

Дайте правовую оценку ситуации.

 

Задача 176

Несовершеннолетний Журин впервые совершил преступление – кражу чужого имущества. Установив условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, а также другие обстоятельства, характеризую­щие личность обвиняемого, следователь пришел к выводу, что исправ­ление Журина возможно путем применения принудительных мер вос­питательного воздействия. Следователь вынес постановление о прек­ра­щении уголовного дела в порядке ст.427 УПК РФ и направил мате­риа­лы уголовного дела в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Оцените действия следователя. Какие требования уголовно-процессуального закона нарушены?

Каков порядок принятия решения о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением принуди­тельных мер воспитательного воздействия?

Кто является субъектом применения принудительных мер воспитательного воздействия? Кто осуществляет контроль за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия?

 

Задача 177

В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу, что исправление несовершеннолетней подсудимой Никончук возможно путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Суд вынес обвинительный приговор с освобождением несовершен­нолетней Никончук от наказания, назначил ограничение досуга сроком на пять месяцев и направил материалы дела в соответствующее подраз­деление ОВД по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Оцените решение суда. Каковы условия применения судом принудительных мер воспитательного воздействия к несовершен­нолетнему?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем объясняется необходимость специальной регламентации производства по делам несовершеннолетних?

2. В чем заключаются особенности доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних?

3. Каковы особенности допроса несовершеннолетних?

4. Каковы особенности применения мер пресечения в отношении несовершеннолетних?

5. Кто обязательно участвует в предварительном следствии по делам несовершеннолетних и с какого момента?

6. Какими правами наделен законный представитель несовершен­нолетнего?

7. Какими правами обладает педагог при допросе несовершен­нолетнего обвиняемого?

8. Каким образом устанавливается умственная отсталость несовершен­нолетних, не связанная с душевными заболеваниями?

9. Каковы основания и порядок освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности?

10. Какие судебные составы рассматривают уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних?

11. В каких случаях суд направляет несовершеннолетнего осужденного в специализированное учреждение?

12. Каков процессуальный порядок рассмотрения вопроса о направле­нии несовершеннолетнего осужденного в специализированное учреждение?

 

Дополнительная литература

1. ФЗ от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //СПС «Гарант».

2. Галимов О. Х. Малолетние лица в судебном судопроизводстве: Учеб. пособие / Под ред. Е.Ю. Львовой. СПб.: Питер, 2001.

3. Ибрагимова А.М. применение ареста в отношении несовершен­нолетнего // Российский следователь. 2005. №4.

4. Козлов С.С. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профи­лак­тики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних». СПС «Гарант», 2007.

5. Медведева И., Шишкова Т. Троянский конь ювенальной юстиции //Наш современник. 2006. №5.

6. Москалева Е., Зверева И. Если на скамье подсудимых подросток... //Судья. 2006. № 10.

7. Смирнова Н.В. Комиссии по делам несовершеннолетних и их роль в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью //Российский следо­ва­тель. 2005. №3.

8. Штаммер Г. Американские суды для малолетних, их возникнове­ние, развитие и результаты. CПб., 1910 // СПС «Гарант».

9. Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.011 с.)