Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц



Одним из важнейших принципов, лежащих в основе уголовного судопроизводства, является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, в силу которого уголовно-процессуальный закон действует по кругу лиц в равной мере, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, образования, имущественного и должностного положения и других факторов.

Вместе с тем действующее уголовно-процессуальное законодательство, исходя из ряда публично-правовых интересов, допускает некоторые исключения из этого правила. Эти изъятия касаются определенной категории граждан (в основном должностных лиц государственных органов), в отношении которых закон предусматривает особенности производства по уголовным делам. Необходимость создания специального правового режима в отношении отдельной категории лиц вызвана значимостью и интересами их процессуальной деятельности, нуждающейся в обеспечении дополнительными гарантиями независимости. Такой порядок, - как отметил Конституционный Суд РФ, - установлен в целях обеспечения беспрепятственного исполнения указанными лицами своих профессиональных либо иных обязанностей, их независимости и самостоятельности, исключения попыток необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

Применение в отношении данных лиц особенностей производства по уголовным делам обусловлено наличием у них особого правового статуса, включающего служебный иммунитет.

Под юридическим термином "иммунитет" понимается исключительное право, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, не подчиняться некоторым общим законам. Однако, учитывая конституционный принцип равенства всех перед законом и судом и недопустимость толкования этого положения в контексте отрицания или умаления, отождествлять понятия "иммунитет" и "ограждение лица от уголовного преследования" не допустимо.

Служебный иммунитет определенные лица приобретают после вступления в должность на основании Конституции РФ и соответствующих федеральных законов: Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральных конституционных законов от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральных законов от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др.

Эти законодательные акты определяют понятие статуса должностных лиц, объем гарантий, предоставляемых им, а также процедуру лишения неприкосновенности. Уголовно-процессуальный кодекс же закрепляет порядок применения этих норм в случаях возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности, направления дела в суд в отношении их.

Служебный иммунитет носит характер межотраслевого института, его нормативная регламентация содержится в различных отраслях права. В области правового регулирования особенностей производства в отношении отдельных категорий лиц по уголовным делам служебный иммунитет проявляется в виде уголовно-процессуального (процессуального) иммунитета.

Уголовно-процессуальный иммунитет, не нарушая общих принципов уголовной ответственности, предусматривает дополнительные уголовно-процессуальные процедуры, применяемые к отдельным категориям лиц, с целью ограждения их от необоснованных преследований в связи с осуществлением ими должностных функций.

Особый порядок производства процессуальных и следственных действий в отношении лиц, наделенных уголовно-процессуальным иммунитетом, регулируется исключительными уголовно-процессуальными нормами, составляющими институт особенностей производства в отношении отдельных категорий лиц.

Лица, наделенные служебным иммунитетом, по отношению к иным участникам уголовно-процессуальных отношений, выступают в качестве специальных субъектов.

Особенности производства в отношении отдельных категорий лиц как самостоятельный правовой институт впервые был введен УПК 2001 г., который объединил разрозненные правовые предписания в общую систему кодифицированного законодательства, заключив их в отдельную главу.

Особенности производства по уголовным делам, в соответствии с ч. 1 ст. 447 УПК, предусмотрены в отношении следующих категорий лиц:

1) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления;

2) судей Конституционного Суда РФ, судей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, присяжных или арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия;

3) Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудитора Счетной палаты РФ;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидатов в Президенты РФ;

6) прокуроров;

7) Председателя Следственного комитета РФ;

8) руководителя следственного органа;

9) следователей;

10) адвокатов;

11) членов избирательных комиссий, комиссий референдумов с правом решающего голоса;

12) зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Порядок производства по уголовным делам в отношении вышеуказанных специальных субъектов, как следует из ч. 2 ст. 447 УПК, устанавливается на основе общих процессуальных правил, предусмотренных УПК, с изъятиями, предусмотренными гл. 52 УПК. Эти исключения касаются следующих процессуальных процедур:

1) возбуждения уголовного дела и привлечения лица в качестве обвиняемого;

2) применения задержания по подозрению в совершении преступления;

3) избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;

4) производства отдельных следственных действий;

5) направления и рассмотрения уголовного дела в суде.

Помимо этого, ряд изъятий содержится в уголовно-процессуальных нормах, расположенных за пределами гл. 52 УПК. Это нормы, определяющие специальные основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования (ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 27 УПК), а также нормы, устанавливающие подследственность уголовных дел данной категории (ч. 2 ст. 151 УПК).

Иных исключений уголовно-процессуальный закон не предусматривает, откуда следует, что в остальных случаях правоприменитель должен руководствоваться общими положениями и условиями уголовного судопроизводства.

102.Особенности предварительного следствия по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера

Порядок производства по применению принудительных мер медицинского характера определяется общими правилами Уголовно-процессуального кодекса и нормами, выделенными в специальную главу УПК РФ (гл. 51), которые дополняют общие правила судопроизводства и служат дополнительной гарантией прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами.

Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера состоят в следующем:

1. По делам лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или страдающих психическими расстройствами, делающими невозможным назначение или исполнение наказания, предварительное расследование осуществляется только в форме предварительного следствия.

2. По делам данной категории установлен особый предмет доказывания. Наряду с обстоятельствами, перечисленными в ст. 73 УПК РФ, необходимо установить обстоятельства, указанные в ст. 434 УПК РФ:

1) время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния;

2) факт совершения этого деяния данным лицом;

3) характер и размер вреда, причиненного деянием;

4) наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу;

5) связано ли психическое расстройство с опасностью для самого лица, других лиц либо возможностью причинения иного существенного вреда.

3. В производстве о применении принудительных мер медицинского характера участие защитника является обязательным с момента вынесения постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы, если он ранее не участвовал в данном деле.

4. По делам данной категории обязательно участие законного представителя лица, страдающего психическим расстройством, который привлекается к участию в деле на основании постановления следователя, прокурора либо суда. При отсутствии близкого родственника законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства.

Законный представитель вправе: знать, в совершении какого деяния, запрещенного уголовным законом, уличается представляемое им лицо; заявлять ходатайства и отводы; представлять доказательства; участвовать с разрешения следователя в следственных действиях; знакомиться с протоколами следственных действий и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; знакомиться с материалами уголовного дела по окончании расследования, выписывать из него любые сведения; участвовать в судебном разбирательстве; обжаловать действия и решения следователя, прокурора и суда; участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций и т.д.

5. Для установления психического состояния лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние, обязательно производство судебно-психиатрической экспертизы.

Если факт психического заболевания установлен у лица, которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, то суд по ходатайству прокурора принимает решение о его переводе в психиатрический стационар.

Если же лицо не содержится под стражей, помещение его в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы осуществляется по судебному решению в общем порядке.

6. Лицам, совершившим запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшим после совершения преступления психическим расстройством, обвинение не предъявляется.

Показания и объяснения лиц, признанных невменяемыми, не имеют доказательственного значения.

7. Если в ходе расследования группового преступления будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из них наступило психическое расстройство после совершения преступления, то следователь обязан рассмотреть вопрос о выделении уголовного дела в отношении этого лица в отдельное производство.

8. Предварительное следствие по делам данной категории оканчивается (ст. 439 УПК РФ):

а) постановлением о прекращении дела, если имеются основания, предусмотренные ст. 24 и 27 УПК РФ, или когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (приложение 137 к ст. 476 УПК РФ);

б) постановлением о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. В этом постановлении должны быть изложены обстоятельства дела, установленные на предварительном следствии, основание для применения принудительной меры медицинского характера, доводы защитника и других лиц, оспаривающих основание для применения принудительной меры медицинского характера (приложение 138 к ст. 476 УПК РФ).

О прекращении уголовного дела или направлении его в суд следователь обязан уведомить законного представителя, защитника и потерпевшего, а также разъяснить им право знакомиться с материалами дела. Ознакомление, заявление и разрешение ходатайств производятся в общем порядке.

Копия постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера вручается защитнику и законному представителю.

Постановление вместе с делом направляется прокурору, который при согласии с постановлением утверждает его и передает дело в суд, а при несогласии — прекращает его или возвращает для производства дополнительного расследования.

 

103.Особенности предварительного расследования по делам в отношении несовершеннолетних.

Процессуальные нормы, определяющие особенности порядка производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в новом УПК закреплены в ч. 4 гл. 50 раздела XVI.

Особый порядок производства по делам несовершеннолетних устанавливается с целью особой юридической защиты этой категории лиц.

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет (ст. 87 УК). Лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности по истечении суток, на которые приходится дата рождения, т.е. со следующих суток.

Все особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних традиционно подразделяют на особенности досудебного производства и судебного производства.

В соответствии со ст. 150, 151 УПК форма предварительного расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего зависит от деяния, им совершенного (подследственность определяется исходя из предметного и территориального признаков), т.е. расследование уголовного дела в отношении несовершеннолетнего возможно как в форме следствия, так и в форме дознания.

Особенности предварительного расследования в отношении несовершеннолетних касаются следующих вопросов: предмет доказывания, представительство интересов несовершеннолетнего, проведение следственных действий с участием несовершеннолетнего, избрание меры пресечения, прекращение уголовного дела.

Предмет доказывания по делам в отношении несовершеннолетних представляет собой обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу в соответствии со ст. 73 УПК (обстоятельства, устанавливаемые по всем уголовным делам) и обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам несовершеннолетних (ст. 421 УПК). При производстве предварительного следствия и судебного разбирательства по делу о преступлении несовершеннолетнего наряду с доказыванием обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК, устанавливается:

1) возраст несовершеннолетнего: число, месяц, год рождения;

2) условия жизни и воспитания;

3) влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц.

При наличии данных об отставании в умственном развитии несовершеннолетнего, не связанном с душевным заболеванием, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, его учителя, воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы и проведены иные следственные и судебные действия.

Одной из особенностей досудебного производства является двойное представительство интересов несовершеннолетнего — защитником и законным представителем.

В соответствии со ст. 51 УПК участие защитника обязательно, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним.

Законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится подозреваемый, обвиняемый или потерпевший (п. 12 ст. 5 УПК).

Правила участия законного представителя в досудебном производстве

Законный представитель допускается к участию в деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в деле законному представителю разъясняются его права.

Законный представитель имеет право: знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе несовершеннолетнего, а также с разрешения следователя — в иных следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого и его защитника; знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения следователя и прокурора; представлять доказательства; по окончании расследования знакомиться со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме. Законный представитель может быть отстранен от участия в деле, если имеются основания считать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего или направлены на воспрепятствование объективному расследованию дела. Об этом прокурор, следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление. В этом случае к участию в деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего.

Еще одним участником уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних является гражданский ответчик.

Другими особенностями досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних являются особенности отдельных процессуальных действий. К ним относятся особенности проведения экспертизы, выделения дела в отношении несовершеннолетнего, допроса и вызова несовершеннолетнего, ознакомления с материалами уголовного дела.

Законом предусмотрено обязательное проведение экспертизы для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют. Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми, дело о нем должно быть выделено в отдельное производство (ст. 422 УПК). В порядке исключения в случае, когда выделение отдельного производства о несовершеннолетнем может создать существенные препятствия для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, дело в отдельное производство не выделяется.

Вызов к следователю (ст. 424 УПК) и в суд несовершеннолетнего производится, как правило, через его родителей или других законных представителей. Несовершеннолетний, находящийся под стражей, вызывается через администрацию.

Правила допроса несовершеннолетнего:

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в обшей сложности более четырех часов в день.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участие защитника обязательно.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не Достигшего шестнадцатилетнего возраста, а также достигшего этого возраста, но признанного умственно отсталым, участие педагога или психолога обязательно.

Педагог или психолог участвуют в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого старше шестнадцати лет по усмотрению следователя, прокурора либо по ходатайству защитника. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса — знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняет педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего, о чем делается отметка в протоколе допроса.

При решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетнего в каждом случае должна быть рассмотрена возможность избрания в качестве такой меры отдача несовершеннолетнего под присмотр в порядке, предусмотренном ст.-105 УПК.

В соответствии с ч. 2 ст. 108 УПК к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей ставятся в известность родители несовершеннолетнего или другие его законные представители.

Особенности прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетних заключаются прежде всего в наличии специального вида прекращения уголовного дела (ст. 427 УПК). Прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в ходе предварительного расследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия возможно по решению прокурора, а также следователя, дознавателя с согласия прокурора, если установлено, что несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести впервые и его исправление возможно без применения наказания. Уголовное дело, постановление о прекращении уголовного преследования и ходатайство направляются прокурором в суд для решения вопроса о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия. Судья рассматривает материалы уголовного дела и ходатайство по правилам ч. 4, 5, 7, 8, 10 ст. 108 УПК, за исключением процессуальных сроков, и принимает решение о применении принудительных мер воспитательного воздействия.

При производстве в суде суд вправе прекратить уголовное дело по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 427 УПК, и применить в отношении несовершеннолетнего принудительные меры воспитательного воздействия. Контроль за исполнением несовершеннолетним требований, предусмотренных назначенной ему принудительной мерой воспитательного воздействия, возлагается по постановлению судьи на специализированный государственный орган, обеспечивающий исправление несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним этих требований судья по представлению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление несовершеннолетнего, отменяет принудительную меру воспитательного воздействия и направляет материалы прокурору для дальнейшего производства по уголовному делу. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ст. 427 УПК, не допускается, если несовершеннолетний или его законный представитель против этого возражает.

Особенностью окончания предварительного расследования по делам несовершеннолетних является также право следователя вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему для ознакомления тех материалов, которые могут оказать на него отрицательное влияние, а ознакомить с этими материалами законного представителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.034 с.)