Наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним и домашний арест как меры пресечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним и домашний арест как меры пресечения



Меры пресечения — в уголовно-процессуальном праве, принудительные меры, временно ограничивающие права личности, применяемые органами дознания, следователем и судом к обвиняемым, в исключительных случаях к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с целью лишить их возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу или продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

Наблюдение командования воинской части за обвиняемым (подозреваемым) в качестве меры пресечения применяется в соответствии со ст. 104 УПК к специальному субъекту - военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы. Сущность этой меры состоит в принятии специальных предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ мер для обеспечения явки обвиняемого (подозреваемого) по вызовам органов расследования, прокурора и суда и непрепятствования производству по уголовному делу.

Командование воинской части уведомляется о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения. Согласия командования на применение меры пресечения согласно ст. 104 УПК не требуется. Однако если командование воинской части не в состоянии обеспечить надлежащее наблюдение за военнослужащим и возражает против применения данной меры пресечения, то игнорировать такое возражение не следует.

О применении данной меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор выносят постановление, а суд - определение. Получив постановление, командование воинской части издает приказ по воинской части и в письменной форме сообщает органу, избравшему эту меру пресечения, об установлении наблюдения.

Избрание этой меры пресечения допускается только с согласия подозреваемого, обвиняемого (ч. 2 ст. 104 УПК). На время действия этой меры пресечения они лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул, не могут отлучаться из подразделения без разрешения командования, лишаются увольнения в городской отпуск.

Нарушение обвиняемым (подозреваемым) меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части создает основания для решения вопроса о применении к нему более строгой меры пресечения..

Присмотр за несовершеннолетним относиться к психологически-принудительным мерам пресечения и, по сути, представляет собой разновидность поручительства, обладая всеми его признаками.

Присмотр состоит в обеспечении по письменному обязательству надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) тремя категориями лиц:

а) родителями, усыновителями, опекунами и попечителями;

б) другими заслуживающими доверия лицами;

в) должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находиться несовершеннолетний.

Специальным условием данной меры пресечения является недостижение обвиняемым (подозреваемым) на момент производства по делу возраста 18 лет. Присмотр избирается при согласии (ходатайстве) родителей, опекунов, попечителей и иных лиц.

При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд разъясняет законным представителям несовершеннолетних, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

Избрание присмотра должностными лицами специализированного детского учреждения обычно применяется тогда, когда несовершеннолетний уже находится в этом учреждении не в связи с данным уголовным делом. В рамках применения меры пресечения – присмотра, следователь не вправе поместить находящегося на свободе несовершеннолетнего обвиняемого в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

В соответствии со статьёй 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации домашний арест является мерой пресечения, которая избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Домашний арест заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной или частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля.

С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, контролирующему органу по месту отбывания домашнего ареста, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Домашний арест избирается на срок до двух месяцев и применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого данной меры пресечения. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения срок домашнего ареста по решению суда может быть продлён.

В решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать).

С учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств суд при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может ему запретить и (или) ограничить выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает; общение с определенными лицами; отправку и получение почтово-телеграфных отправлений; использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем перечисленным запретам и (или) ограничениям, либо некоторым из них.

Ограничения могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело.

Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем. О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 729 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 360) осуществление контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений включено в перечень задач государственных учреждений уголовно-исполнительной системы – уголовно-исполнительных инспекций.

В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля.

Инспекции также наделены правом вызывать лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, для разъяснения условий её исполнения, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе исполнения, а также причин нарушения условий исполнения меры пресечения; посещать их по месту нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением установленных обязанностей и запретов; обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением меры пресечения в виде домашнего ареста.

В обязанности уголовно-исполнительных инспекций входит разъяснение подозреваемым и обвиняемым условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, внесение в суды в установленном порядке представлений о её изменении.

Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, то до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты и (или) ограничения. Местом исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.

В орган дознания или орган предварительного следствия, а также в суд подозреваемый или обвиняемый доставляется транспортным средством контролирующего органа.

Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящегося под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества, с защитником, законным представителем проходят в месте исполнения этой меры пресечения.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, условий исполнения этой меры пресечения следователь, дознаватель вправе подать ходатайство об изменении меры пресечения. Если нарушение условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста было допущено после назначения судебного разбирательства, эта мера пресечения может быть изменена по представлению контролирующего органа.

39. Основания, порядок и сроки заключения под стражу в стадии предварительного расследования

Срок заключения под стражу при производстве предварительного расследования*(210), как правило, не должен превышать двух месяцев (ч. 1 ст. 109).

В случае невозможности закончить предварительное следствие до истечения 2-х месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен до 6 месяцев судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с соблюдением процедуры, установленной ч. 3 ст. 108 УПК для вынесения постановления судьи по итогам рассмотрения ходатайства дознавателя, следователя, прокурора и приложенных к нему материалов (см. предыдущий параграф данной главы учебника).
Дальнейшее продление срока (до 12 месяцев) возможно только в отношении лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и только в случае особой сложности уголовного дела. Решение об этом может принять судья того же уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему прокурора.
Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен до 18 месяцев лишь в исключительном случае в отношении лица, обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления, судьей суда субъекта РФ или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ либо его заместителя.
Сроки содержания обвиняемых под стражей при расследовании уголовных дел при продлении их до 12 или тем более до 18 месяцев являются предельными. Их дальнейшее продление, как правило, не допускается.
Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. В этот срок также засчитывается время: 1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого; 2) домашнего ареста; 3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда; 4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его в соответствии со ст. 460 УПК.
Время, в течение которого находящийся под стражей обвиняемый один или вместе со своим защитником знакомится с материалами оконченного расследованием дела, тоже входит в установленный законом срок заключения под стражу в стадии предварительного расследования. В связи с этим по особо сложным, т.н. многоэпизодным делам, с многотомными материалами которых находящийся под стражей обвиняемый и его защитник порой не в состоянии полностью ознакомиться даже в течение месяца, возникает проблема согласования двух взаимно противоречащих друг другу требований. С одной стороны, нужно обеспечить содержащемуся под стражей обвиняемому и его защитнику все необходимые нормальные условия для полного ознакомления со всеми материалами дела, а с другой - не допустить, чтобы предельный срок содержания обвиняемого под стражей не выходил за разумные границы.
Разрешить такого рода проблему, возникающую в ситуациях, когда время содержания обвиняемого под стражей грозит "зашкалить" за установленные законом предельные сроки в 12 или даже 18 месяцев, законодатель попытался введением трех твердых правил.
Во-первых, он обязал органы расследования в таких случаях предъявлять обвиняемому и его защитнику материалы оконченного расследованием уголовного дела не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания обвиняемого под стражей (ч. 5 ст. 109 УПК).
Во-вторых, если вопреки требованиям данного правила материалы оконченного расследованием уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания обвиняемого под стражей, то он обязал, чтобы по истечении этого срока обвиняемый немедленно освобождался из-под стражи. При этом за освобожденным из-под стражи обвиняемым и его защитником сохранено право продолжать ознакомление с материалами уголовного дела (ч. 6 ст. 109 УПК).
В-третьих, для случаев, когда материалы дела обвиняемому и его защитнику были предоставлены не позднее 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, но, тем не менее, времени для полного ознакомления с этими материалами им все равно оказалось недостаточно, следователю с согласия прокурора субъекта РФ предоставлена еще одна, и последняя на сей раз, особо исключительная возможность не позднее, чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей, возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом субъекта РФ или военным судом соответствующего уровня (ч. 7 ст. 109 УПК).
Судье при этом предоставлено право в течение не позднее, чем через 5 суток со дня получения ходатайства, разрешить продление срока содержания обвиняемого под стражей до момента окончания ознакомления им и его защитником с материалами уголовного дела либо в удовлетворении ходатайства следователя отказать и обвиняемого из-под стражи освободить.
В-четвертых, особое изъятие установлено для тех случаев, когда обвиняемый содержался под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о его выдаче, а также когда имеется необходимость в производстве предварительного расследования по делу такого обвиняемого. При установлении обстоятельств подобного рода судье дано право продлить срок содержания под стражей сверх предельного срока, но не более, чем на 6 месяцев (ч. 11 ст. 109 УПК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.01 с.)