Качества, характеристики и закономерности систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качества, характеристики и закономерности систем



В связи с системами чаще всего упоминаются такие характеристики как целостность (эмерджентность) и аддитивность. Целостность показывает, насколько самостоятельны входящие в систему элементы.

Пример из жизни Одиннадцать молодых мужчин могут представлять собой отделение солдат, футбольную команду, строительную бригаду или компанию посетителей пивного бара. Во всех случаях они будут представлять собой систему, но во всех случаях целостность этой системы будет различной. Целостность проявляется в том, что все эти парни, входя в ту или иную систему, в некоторой степени утрачивают свою самостоятельность, но зато приобретают такие свойства, которых не имели, не входя в систему: солдаты воюют с неприятелем, футболисты забивают голы, строители возводят постройки, посетители бара изливают друг другу души. Это и есть эмерджентность (от англ. «внезапное появление») - когда свойства системы не сводятся к сумме свойств ее частей, а представляет собой что-то большее. Но выйти из системы легче всего посетителю бара: расплатился и пошел домой. Солдат, пожелавший выйти из системы, становится дезертиром и подлежит суду, футболит, прекративший играть и ушедший с поля, заплатит неустойку, строитель, не вышедший на работу, будет оштрафован или уволен. Примерно так можно проиллюстрировать различную степень целостности. Из перечисленных систем самая целостная - отделение (войсковая единица), поскольку ее элементы (солдаты), в наибольшей степени лишены самостоятельности (выход из системы уголовно наказывается).  

 


Аддитивность - качество противоположное эмержентности и представляет собой как бы отсутствие системы, когда предметы, которые могли бы составить систему, ее не составляют. Те же одиннадцать парней, просто идущие по улице - это просто одиннадцать парней (можно ли их назвать «аддитивные парни»?) Каждый из них волен делать то, что хочет. Но скорее всего, просто идя по улице, ни один из них не будет стрелять в неприятеля, играть в футбол, строить гараж или изливать прохожим душу. Аддитивность проявляется, прежде всего, в количественном восприятии: одиннадцать парней, это двадцать две руки или ноги, или двадцать два глаза; их суммарный вес равен сумме весов всех одиннадцати, и так же - рост. Находясь вне системы, каждый из парней обладает только теми качествами, которые присущи именно ему. Он не приобретает новых качеств, поскольку не входит в систему, но и не утрачивает своих качеств, как это получается, когда он входит в систему. Например, когда парни сидят в баре, совершенно неважно, что кто-то из них - квалифицированный кровельщик, или отличный стрелок, или способный хавбек.

Можно сказать, что реальная система колеблется между абсолютной целостностью и абсолютной аддитивностью. В системе может быть стремление к большей или меньшей самостоятельности частей. Эти тенденции называются прогрессирующей факторизацией и прогрессирующей систематизацией. Прогрессирующая факторизация представляет собой стремление системы к состоянию большей независимости элементов, а прогрессирующая систематизация - стремление к большей целостности, к меньшей самостоятельности элементов.

Кроме такого качества, как целостность, любая система обладает рядом других качественных общих характеристик. К таким характеристикам относятся:

· Свойство связи. Между элементами системы существуют устойчивые связи, превосходящие по силе (мощности) связи этих элементов с элементами, не входящими в систему. Связь определяется как канал, по которому обеспечивается обмен веществом, энергией, информацией между элементами системы и между системой и окружающей средой.

· Свойство организации. Система характеризуется наличием определенной организации, что проявляется в повышенной упорядоченности внутри системы по сравнению с уровнем упорядоченности простой совокупности элементов.

· Свойство избыточности. Это свойство очень важно с практической точки зрения. Эффективно функционирующая (жизнеспособная) система в подвижной, изменчивой среде должна быть элементно, ресурсно, функционально избыточна. Уровень избыточности определяется степенью подвижности внешней среды.

· Свойство изоморфизма. Системы разной природы подобны друг другу. Это свойство систем лежит в основе любых видов моделирования.

Как ведут себя системы? Они подчиняются так называемым системным законам и закономерностям. Знание системных законов позволяет предсказывать поведение систем, изменение их свойств и характеристик.

Закон сохранения. Для организаций как систем этот закон проявляется в известной фразе «за все надо платить». В соответствии с этим законом не бывает выигрышей (положительных с точки зрения человека эффектов) без соответствующих проигрышей (отрицательных эффектов). Почему же некоторые управленческие решения мы считаем правильными (несущими положительный эффект)? Положительный эффект от управленческих решений и действий менеджера объясняется следующими возможными причинами:

· в проигрыше остаются другие организации;

· отрицательный эффект проявляется значительно позже получения положительного эффекта;

· в проигрыше остается окружающая среда.

Поэтому принимая решение, надо всегда отдавать себе отчет, что существует закон сохранения и на каждый положительный эффект всегда есть или будет отрицательный.

Закон возрастающей энтропии. Энтропия - это мера неупорядоченности в системах. Целесообразно такое движение или развитие систем, при которых не происходит нарастания энтропии. То есть закон налагает ограничения на варианты развития организаций. Следствие: если ничего не предпринимать, то энтропия нарастает, системы теряют упорядоченность и разрушаются.

Закон наименьших. В любой заданный момент времени устойчивость, эффективность, жизнеспособность системы определяет самый слабый, самый неустойчивый в рассматриваемом отношении элемент.

Закон равновесия. Если система находится в состоянии равновесия и подвергается воздействию, изменяющему какое-либо из условий равновесия, то в ней возникают процессы, направленные так, чтобы противодействовать этому изменению. Этот закон объясняет всю проблематику инновационного развития: инновации подвергают систему, находящуюся в равновесии, воздействию, способному из этого равновесия вывести. Поэтому система изо всех сил старается инновацию отторгнуть.

Закон необратимости структурных изменений. Невозможен переход от новообразованной структуры к старой, разрушенной.

Закон необходимого разнообразия У.Р.Эшби. Сложность систем характеризуется разнообразием поведения ее элементов. Чем большим разнообразием поведения обладают элементы системы, тем она сложнее. Речь здесь идет именно об этом разнообразии. Если учесть, что система состоит из управляющей и управляемой подсистем, то закон необходимого разнообразия гласит, что управляющая подсистема должна быть более сложной, чем управляемая, обладать б о льшим разнообразием действий и возможностей или обладать способностями развить в себе это разнообразие.

 

Соотношение качеств управляющего и управляемого звена в любой организации является очень важным элементом менеджмента. Нарушение закона необходимого разнообразия Эшби заключается в том, что назначается начальник, который заведомо менее квалифицирован, чем большинство его подчиненных. Если начальник не стремится достичь «необходимого разнообразия», то есть превзойти своих подчиненных в знаниях и умениях или хотя бы сравняться с большинством из них, то менеджмент будет неэффективным, а организация будет деградировать. Такие подходы имели место в советский период, когда руководитель назначался по идеологическим критериям и не справлялся с задачей роста своей квалификации, то есть достижения необходимого разнообразия. В постсоветский период такое также случалось, когда к руководству в промышленности приходили люди, ориентированные только на экономику, а не на технологию, и все управление сложнейшими производствами сводили к управлению финансами и денежными потоками. Такая однобокость не могла обеспечить «необходимого разнообразия», в результате чего многие квалифицированные специалисты оказались вне сферы своей деятельности.
Уже в середине 70-х годов ХХ века специалисты анализировали пути совершенствования управления при усложнении производственных процессов, то есть пути достижения «необходимого разнообразия. Как реагировать на то, что усложняется управляемая система? 1. Увеличить численность аппарата управления, повысить его квалификацию, усовершенствовать технику. 2. Сократить разнообразие управляемых объектов: типизация, регламентация. 3. Снизить уровень требований к управлению, сократить число жестко контролируемых параметров, снизить частоту контроля. 4. Дать возможность объектам управления (управляемой подсистеме) самоорганизоваться. Тогда сократится «разнообразие» ее поведения и имеющегося «разнообразия» системы управления будет достаточно. Наверняка менеджеры древности не знали закона необходимого разнообразия, но они его интуитивно использовали, разделив общество на слои: касты, сословия и т.п., внутри которых происходило сокращение «разнообразия». Этот путь - путь предоставления самостоятельности и возможности самоуправления - не исчерпан до сих пор!  

 

 


Принцип минимума диссипации. Диссипация переводится как рассеяние; представляет собой процесс нарастания энтропии. Принцип гласит, что из всего множества вариантов действий система выбирает вариант, соответствующий минимуму диссипации, обеспечивающий минимальное нарастание энтропии или неразберихи.

Закономерности систем. Закономерности - это почти законы, не могут быть признаны законами по причине наличия исключений, но полезные для понимания сути явлений.

В экономике примером диссипации можно назвать рост трансакционных издержек. Например, учреждается новое предприятие. Возникают трансакционные издержки, выраженные в разных вариантах действий: · затратами времени на хождение по инстанциям или оплатой услуг специальной фирмы · взятками лицам, которые регистрируют новое предприятие Система (будущий бизнес, юридическое лицо), действуя в соответствии с принципом минимума диссипации, должна выбрать вариант с минимальными затратами. В российских условиях для системы «бизнес» минимум диссипации будет, если дать взятку. Почему? Потому, что нормативные правила учреждения бизнеса слишком сложны и трудновыполнимы. Услуги специальной фирмы могут не устроить заказчика и потребуется долгая тяжба, чтобы получить свое. Взятка пока надежнее. Пример из российской практики 90-х годов: как избавиться от конкурента? Можно победить в честной конкурентной борьбе, а можно «заказать» конкурента у киллера. Где минимум диссипации?  

 


·
Почему закономерность, а не закон? Является ли системой дерево? Является. Обладает ли дерево как система иерархичностью? Делится ли оно на иерархические уровни и оказывает ли верхний уровень направляющее воздействие на нижний? Сомнительно. Но подавляющее большинство систем, в том числе и живых (как дерево), подчиняются этой закономерности.
Закономерность иерархичности или иерархической упорядоченности. Большинство систем имеет иерархичность и делится на иерархические уровни и верхний уровень оказывает направляющее воздействие на нижний уровень.

 

· Закономерность историчности. Любая система существует во времени и проходит определенные стадии жизненного цикла.

· Закономерность коммуникативности. Отражает единство системы со средой. Любая система является элементом более сложной системы, и наоборот, элементы любой системы представляют собой системы более низкого порядка.

· Закономерность целостности (эмерджентности). О целостности и эмерджентности см. в начале этого раздела. Закономерность проявляется в том, что все системы должны обладать целостностью. Целостность следует оценивать с трех сторон:

Во-первых, свойства системы не являются простой суммой свойств ее элементов (как известно, целостность - это не аддитивность!).

Во вторых, свойства системы зависят от свойств составляющих ее элементов.

В-третьих, объединенные в систему элементы могут утрачивать часть свойств, присущих им как самостоятельным объектам, но одновременно приобретают новые свойства именно потому, что объединились в систему (как те самые одиннадцать славных парней…).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ

 

Существует множество классификаций систем. Р.Л.Акофф один из немногих специалистов по менеджменту, который привязывает классификацию систем к управленческому контексту, причем делает это просто и понятно (Акофф, 2002). Этот автор показывает, как трансформируется менеджмент при использовании на практике той или иной системной модели. Подход Акоффа является в наибольшей степени прагматическим, поскольку многое объясняет в менеджменте. Поэтому в дальнейших рассуждениях о системах и системности в менеджменте ограничимся рассмотрением «систем по Акоффу».

По Р.Л.Акоффу бывают:

· детерминированные (механистические) системы

· анимационные (одушевленные, организматические) системы

· социальные (общественные) системы

· экологические системы

Детерминированные (механистические) системы не имеют собственной цели, их части также не являются целенаправленными. Примером детерминированных систем являются механизмы. Представить себе механизм, имеющий собственную цель можно только насмотревшись американских фильмов ужасов про взбесившихся роботов. Исправные механизмы выполняют определенную функцию и не могут ее выполнять без команды оператора или заложенной в них программы. Части механизма (или механистической системы) не имеют собственных целей, но способствуют, тому, чтобы система в целом выполняла функцию, для которой она создана.

Анимационные (одушевленные, организматические) системы имеют собственные цели. Примерами анимационных систем могут быть все живые организмы, от простейших организмов до человека. Части анимационных систем не имеют собственных целей, но их функции необходимы для выживания и выполнения целей всего организма в целом.

Социальные системы имеют свои цели и состоят из частей, также имеющих свои цели. Самым распространенным примером социальных систем является организация. Совокупность организаций формирует среду обитания человека, не менее значимую, чем природа. В любой организации, учреждении, на предприятии имеются элементы в виде структурных подразделений, которые имеют свои интересы и цели.

 

Пример из жизни Интересы структурных подразделений организаций мы замечаем, когда за чем-нибудь приходим в организацию и сталкиваемся с извечным вопросом: «А что мы будем с этого иметь?» или «Вас тут много, а мы одни!». С точки зрения системности это значит только одно: в организации не учитываются интересы ее структурных подразделений (зарплата служащих слишком низкая, если они нам не рады), или в системе не учитываются интересы ее элементов.  


Экологические системы не имеют собственных целей и интересов, а входящие в них элементы имеют собственные цели и интересы. Экологические системы можно также назвать средами. Экологические системы создают условия для успешного функционирования входящих в них элементов. Примерами экологической системы могут служить рынок, природа, Интернет. По отношению к механистическим, анимационным и социальным системам экологическая система или среда является системой более высокого уровня, часто являясь сама по себе механизмом, организмом или организацией. Механизмы функционируют в определенной среде, они «под нее» созданы: например, бульдозер или марсоход. Бульдозеру «плохо» в городе, а марсоходу - на Земле. Организмы могут жить в другом организме: например, паразиты. Социальная система существует в определенном социально-правовом поле, может функционировать в рамках более широкой организации (в рамках кластера, особой экономической зоны, национального государства и т.п.)

Основным объектом менеджмента является социальная система  

 


Следует учесть, что у различных авторов учебников встречается иная терминология, в частности организация называется социально-экономической или социотехнической системой. Будем считать, что в данном контексте упоминания организации как объекта менеджмента это не принципиально.

Есть еще один очень важный признак классификации систем: все они делятся на закрытые и открытые. Закрытые системы практически не взаимодействуют с внешней средой, она не оказывает на них воздействий. В качестве примера закрытых систем обычно приводят механизмы, которые выполняют определенную функцию, «не обращая внимания» на внешнюю среду. Открытые системы взаимодействуют с внешней средой и воспринимают ее воздействия. Такая система зависит от энергии, материалов и информации, поступающей извне. Открытая система имеет свойство приспосабливаться к изменениям внешней среды. Может ли социальная система быть закрытой? Это значит, что надо представить себе организацию, которая не взаимодействует с внешней средой. Примером, казалось бы, могут быть такие организации как тайное общество или буддистский монастырь. Но если внимательно рассмотреть эти организации, то станет очевидным, что тайное общество существует «в обществе», его членов преследуют, арестовывают и т.п. Даже буддистский монастырь все-таки имеет связи с внешним миром, иначе мы никогда не узнали бы о боевых искусствах Шаолиня. Поэтому, строго говоря, закрытых систем не бывает, даже среди механизмов. Самый пылевлагонепроницаемый и противоударный механизм может быть сломан. То есть все системы - открытые в той или иной степени, закрытые системы - это теоретическая модель.

Еще одним значимым признаком классификации систем может быть их искусственный или естественный характер. К искусственным системам относятся механистические, социальные и некоторые средовые или экологические системы. К естественным системам относятся анимационные и частично средовые (экологические) системы.

Таким образом, в менеджменте мы имеем дело с открытыми искусственными социальными системами  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.023 с.)