Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наименования организационно-правовых форм

Поиск

Государственные и муниципальные учреждения могут иметь собственные наименования:

· Федеральное государственное учреждение (ФГУ)

· Федеральное государственное автономное учреждение (ФГАУ)

· Областное государственное учреждение или Государственное областное учреждение (ОГУ, ГОУ)

· Государственное учреждение

· Федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ)

· Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

· Областное государственное бюджетное учреждение

· Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области

· Государственное бюджетное учреждение города Москвы

· Государственное бюджетное учреждение

· Государственное (муниципальное) казенное учреждение

Учреждения образования, здравоохранения и культуры имеют свои собственные наименования ОПФ:

· Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

· Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

· Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

· Государственное образовательное учреждение

· Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

· Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

· Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования

· Государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования

· Федеральное государственное учреждение здравоохранения

· Государственное учреждение здравоохранения

· Муниципальное учреждение здравоохранения

· Федеральное государственное учреждение культуры

· Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области

· Государственное учреждение культуры города Москвы

«Необычные» ОПФ:

· Областное государственное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

· Государственное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов

· Федеральное государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Астраханское суворовское училище Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Государственные и муниципальные унитарные предприятия:

· Федеральное государственное унитарное предприятие

· Государственное областное унитарное предприятие

· Государственное унитарное предприятие

· Муниципальное унитарное предприятие

 

КОРПОРАЦИИ. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Корпорации

Корпорация - организация, созданная несколькими людьми на базе соединения капиталов. В общем случае корпорация воспринимается как акционерное общество, компания, неважно открытое оно или закрытое (Эго: компания, что в переводе на русский - коллектив). Что заставляет людей соединять свои капиталы и усилия? Очевидно, бизнес и желание разбогатеть. Каждый понимает, что сложив вместе капиталы, все они будут иметь больше возможностей для получения прибыли. Но каждый боится, что остальные его обманут. Поэтому в учредительных документах очень четко должны быть прописаны все процедуры по распределению прибыли и наступающая в случае неудачи ответственность.

Существует такое понятие как корпоративное управление. Некоторые авторы учебников считают, что это не что иное, как управление корпорацией. Однако это не так.

Корпоративное управление (corporate governance) – система взаимоотношений и взаимодействия между менеджерами компании и ее владельцами (акционерами/инвесторами) по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон (кредиторов, партнеров, клиентов, персонала, региональных властей и т.п., то есть стейкхолдеров)

Система корпоративного управления включает правила и методы контроля за корпорацией. Контроль необходим для того, чтобы акционеры были уверены в том, что их деньги работают так, как надо и приносят доход не меньше альтернативного (например, дохода по депозиту). Кроме того, на определенном этапе развития корпорации могут стать опасными обществу (монополия со всеми вытекающими последствиями).

Основные принципы корпоративного управления:

· Прозрачность.Структура общества и хозяйственные операции должны быть понятны всем, а не только основным акционерам, причем в любой момент.

· Ответственность.Менеджеры должны нести ответственность и быть подотчетны акционерам.

· Равенство групп акционеров.Держатели контрольного пакета и миноритарии

· Этика.Нельзя «заказывать» конкурента налоговой полиции, инициировать судебные решения от лица обиженной гражданки, не опечатывать руками судебного пристава кабинет генерального директора, не вдохновлять трудовой коллектив на восстание против акционеров и т.п.

· Механизмы защиты интересов всех вовлеченных сторон.Речь идет как о внутрикорпоративных механизмах, так и о судебной защите.

Система корпоративного управления – это всегда и везде плод кропотливого труда по созданию правил и методов контроля над корпорацией, чтобы она учитывала интересы всех акционеров и соблюдала этику поведения по отношению к внешней среде (конкуренты, поставщики, партнеры, потребители, общество).

Модели корпоративного управления

Англо-американская модель – Великобритания, США, Канада, Австралия. Предполагает жесткое разграничение собственности и управления. Круг участников корпоративных отношений достаточно узкий: собственники, менеджеры и Совет директоров. Вмешательство государства в дела компаний весьма ограничено. В основном капитал привлекается на фондовом рынке, а финансовые институты не могут владеть крупными пакетами акций компаний. Такие инвесторы крайне чувствительны к доступности информации, к внешним проявлениям неблагополучия. Вкладывают деньги только в акции той компании, которая докажет свое дружественное расположение к ним.

Континентальная (европейская, немецкая) модель ограничивает в правах собственников компании, ставит общественные и государственные интересы выше интересов собственников, вовлекает в корпоративные отношения различные группы стейкхолдеров (заинтересованных кругов) – банки, кредиторы, трудовые коллективы, профсоюзы и общественные организации. Предполагает строгую финансовую отчетность перед кредитными институтами. Государственное вмешательство достаточно велико. Имеет место вовлечение различных групп стейкхолдеров в структуру управления компании. Банки не ограничены в приобретении контрольных пакетов акций, а источником инвестиционного капитала является банк. Континентальная (европейская, немецкая) модель корпоративного управления предполагает двухпалатный совет директоров.

Японская модель предусматривает взаимное проникновение капитала и ориентацию на корпоративные и государственные интересы. Менеджеры контролируют эти интересы и являются единственными участниками однопалатного совета директоров.

Предпринимательская модель. Характерна для стран с переходной экономикой. Присутствуют все необходимые элементы корпоративного управления, но ни один из них в реальности не работает. Государственное регулирование и экономическая политика не системны, зависят от политических интересов различных групп чиновников, олигархов. Основное в этой модели – отсутствие разделения права собственности и контроля, управления. Класс собственников нескоро отойдет от управления компаниями хотя бы потому, что не сложились объективные факторы, позволяющие им это сделать – административный ресурс по-прежнему неизмеримо более важный инструмент достижения успешности бизнеса, чем эффективное ведение хозяйства вообще.

В России пока не существует модели корпоративного поведения как таковой. Есть лишь отдельные ее элементы, не складывающиеся в целостную систему.

Де-юре российская модель корпоративного управления получена сложением всего лучшего из трех основных моделей - англо-американской, немецкой и японской моделей. Де-факто попытки применить эту формальную модель на практике не всегда успешны.

Государственные корпорации

Государственная корпорация (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основании Федерального Закона о ее создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В Федеральном Законе о создании Государственной корпорации прописывается, подлежит ли она банкротству.

Каждая ГК создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от федеральных государственных унитарных предприятий). То есть, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУП): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности. Исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ. В настоящее время эта организационная форма признается бесперспективной. Наиболее продвинутые руководители ГК (А.Б.Чубайс) провели реорганизацию и превратили ГК в коммерческие организации.

 

ОБЪЕДИНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Почему объединяются организации? Причины и факторы межорганизационных объединений будут рассмотрены в отдельном разделе. На первый взгляд объединяются организации потому, что большая (объединенная) организация устойчивее.

Организации объединяются (интегрируются) в разных формах.

Холдинговая компания (холдинг) - это система коммерческих организаций, которая включает в себя управляющую компанию, владеющую контрольными пакетами акций дочерних компаний, и дочерние компании. Холдинговые компании возникают по всему миру под влиянием общих для всех стран процессов интеграции.

Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и снижение издержек.

В последнее время корпоративный мир захлестнула волна объединений, слияний и поглощений. Объединяются все: автомобилестроители, связисты, энергетики, компьютерщики, финансисты.

Объединение или интеграция может происходить различным образом.

1. Горизонтальная интеграция. Последовательное присоединение или получение контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка.

2. Вертикальная интеграция. Объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности.

3. Последовательное создание предприятий и последующее их присоединение к группе. Только после того, как созданное предприятие доказало свою эффективность, оно включается в группу.

4. Интеграция как следствие дезинтеграции. Холдинговая компания образуется как завершающий этап реструктуризации крупных компаний. Крупные компании разваливаются на мелкие, а мелкие объединяются в виде холдинга.

Концерн (от латинского «concernere» — смешивать) -крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, расположенные в разных регионах, сохраняют юридическую самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения (отказ от экономической самостоятельности), особенно в области управления финансами, инвестициями.

Трест -объединение предприятий, фирм, в котором его участники теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра.

Кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Кластер обладает свойствами взаимной конкуренции его участников, их кооперации, формирования некоторых уникальных компетенций.

Характерными признаками кластера являются:

· максимальная географическая близость;

· родство технологий (СПб автомобильный кластер, СПб фармакологический кластер);

· общность сырьевой базы;

· наличие инновационной составляющей

На данный момент в РФ понятие «кластер» законодательно не закреплено.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – одна из форм добровольного объединения промышленных предприятий на основе вертикальной или горизонтальной интеграции и финансовых учреждений (чаще всего банка).

Образование ФПГ – это объективный процесс создания новых институтов, свойственных рыночной экономике. Создание ФПГ обусловлено следующими факторами:

· формирование ФПГ обеспечивает координацию действий предприятий, которые связаны единством производственного процесса;

· создание ФПГ способствует успешному разрешению проблем, возникающих при сочетании отраслевого и территориального управления экономикой;

· образование ФПГ усиливает концентрацию финансово-кредитных ресурсов, облегчает маневренность или позволяет осуществлять перераспределение средств в ключевые сферы производства и научно-технического развития.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Признаки государственно-частного партнерства в экономической трактовке:

· сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

· взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

· взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

· ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

· в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

· финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях

ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Всего в мире известно семь основных типов ГЧП:

1. BOT Build, Operate, Transfer (Построй-Управляй-Передай). Концессионный механизм: строительство, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству.

2. BOOT Build, Own, Operate, Transfer (Построй-Владей-Управляй-Передай). Аналогично вышесказанному, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнеру

3. BTO Build, Transfer, Operate (Построй-Передай-Управляй). Аналогично 1, только объект передается государству сразу после строительства. Частный партнер обслуживает объект в течение срока действия соглашения, а публичный (государство) возмещает затраты регулярными платежами (контракт жизненного цикла).

4. BOO Build, Own, Operate (Построй-Владей-Управляй). Аналогично 2, но по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнера.

5. BOMT Build, Operate, Maintain, Transfer (Построй-Управляй-Поддерживай-Передай).Акцент на поддержке жизнеспособности и обслуживании объекта. Право собственности остается у публичного партнера.

6.DBOOT Design, Build, Own, Operate, Transfer (Спроектируй-Построй-Владей-Управляй-Передай) Аналогично 2, но в обязанности частного партнера входит и проектирование объекта соглашения.

7.DBFO Design, Build, Finance, Operate (Спроектируй-Построй-Финансируй-Управляй) Акцент на обязанности частного партнера финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию. Публичный партнер возмещает издержки регулярными платежами.

Из вышеобозначенных типов ГЧП в российском законодательстве закреплены лишь три (BOT, BTO, BOO).

Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей, а также проекты в жилищно-коммунальном хозяйстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.149 (0.01 с.)