Раздел 3. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ



Раздел 3. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Изучение этого раздела способствует формированию следующих компетенций:

· владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщение и анализ информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-5);

· готовность к кооперации с коллегами, работа в коллективе (ОК-7);

· способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

· способность учитывать последствия управленческих решений и действия с позиции социальной ответственности (ОК-20);

· способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

· способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8).

· способность идентифицировать различные организационно-правовые формы;

· способность оценивать факторы установления межорганизационных отношений;

· способность оценивать уровень порядка и уровень дезорганизации при осуществлении деятельности

 

Теория организации это область социальной науки. Строго говоря, теории организации как единой, целостной теории не существует. По мнению, специалистов (Дж. Шафриц и Дж. Отт, 1996) речь идет скорее о совокупности различных концепций, школ, подходов или перспектив, одни из которых дополняют друг друга, а другие друг другу противоречат.

Почему так происходит? Почему существует множество «теорий организации»?

Тому есть несколько причин.

Во-первых, объект исследования - организация - является очень сложной системой, даже более сложной, чем человек. По К. Боулдингу (1956), человек является системой седьмого уровня, а любое объединение людей, в том числе организация, - системой восьмого уровня. То есть получается, что сам исследователь менее сложен, чем объект его исследования. Это значит, что созданное в рамках теории организации знание будет, скорее всего, субъективным и небеспристрастным.

Во-вторых, организационные исследования имеют метафорическую природу. Каждая метафора порождает свои взгляды и концепции.

Тем не менее, такое предисловие вовсе не означает, что не следует изучать теорию организации, поскольку она до сих пор «не устоялась» как научная теория. Знание концепций и подходов, объясняющих сущность организации и закономерности ее возникновения и функционирования, является неотъемлемой частью квалификации менеджера-профессионала. Даже «менеджеры от бога», которые никогда менеджменту не учились, в своей работе невольно и неявно используют концепции и результаты исследований в области теории организации.

Вопрос о возникновении первых концепций теории организации остается до сих пор открытым. Европейцы считают, что основателем теории организации как научной дисциплины является М.Вебер (концепция рациональной бюрократии, см. раздел 2.6. данного учебника). По североамериканской версии теорию менеджмента как научную дисциплину сформировали Ч.Барнард и А.Файоль (см. там же).

Современная теория организации, являясь областью социальной науки, то есть социологии, базируется на основных положениях общей теории управления, теории систем и институциональной теории. В соответствующем разделе учебника эти основные положения будут рассмотрены подробно в приложении к теории организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

ВСЕОБЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

Человечество живет в естественной и искусственной средах. Естественную среду представляет окружающая человека природа. Искусственных сред человечество создало две: технологическую и организационную. Можно также сказать, что в рамках человеческой цивилизации существует три природы:

· Естественная среда обитания человека: земля, водная поверхность, рельеф, природные зоны и объекты, флора. Воспринимается как данность. Происхождение и назначение достоверно неизвестно.

· Первая искусственная среда обитания человека - технологическая: города и населенные пункты (жилища), инфраструктура (дороги, транспорт, передача энергии на расстояние, логистические системы, мелиоративные сооружения, искусственные природорегулирующие сооружения), здания и сооружения производственного и управленческого назначения (рабочие помещения). Воспринимается как данность. Создана усилиями людей.

· Вторая искусственная среда обитания человека - организационная: организации различных масштабов и назначения, общественные институты, то есть система ограничений в поведении людей. Воспринимается как данность. Создана усилиями людей.

Формирование организационной среды обитания человека – естественный процесс и начался в древности, одновременно с формированием первой искусственной среды. Современный человек рождается, живет и умирает среди организаций. Организации представляют собой главный компонент современного общества. Организаций можно избежать, только если вести строгую отшельническую жизнь, совершенно не общаясь с внешним миром. Жизненное пространство современного человека заполнено организациями, которые определяют его жизнь. Результаты деятельности организаций могут быть как позитивными, так и негативными и для конкретного человека, и для общества в целом.

 

Товарищества

· Полные товарищества

· Товарищества на вере

Общества

· Общества с ограниченной ответственностью

· Общества с дополнительной ответственностью

Акционерные общества

· Открытые акционерные общества

· Закрытые акционерные общества

Унитарные предприятия

· Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

· Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (в том числе ФКП - федеральные казенные предприятия под эгидой правительства РФ)

Прочие

· Производственные кооперативы

Некоммерческие организации

· Потребительские кооперативы

· Общественные объединения (в том числе религиозные объединения)

· Общественные организации

· Общественные движения

· Органы общественной самодеятельности

· Политические партии

· Фонды (в том числе общественные фонды)

· Учреждения (в том числе общественные учреждения)

· Государственные корпорации

· Некоммерческие партнерства

· Автономные некоммерческие организации

· Общины коренных малочисленных народов

· Казачьи общества

· Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

· Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств

· Территориальные общественные самоуправления

· Товарищества собственников жилья

· Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества

Хозяйствующие субъекты без прав юридического лица:

· Паевые инвестиционные фонды

· Простые товарищества

· Представительства и филиалы

· Индивидуальные предприниматели

· Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.)

КОРПОРАЦИИ. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Корпорации

Корпорация - организация, созданная несколькими людьми на базе соединения капиталов. В общем случае корпорация воспринимается как акционерное общество, компания, неважно открытое оно или закрытое (Эго: компания, что в переводе на русский - коллектив). Что заставляет людей соединять свои капиталы и усилия? Очевидно, бизнес и желание разбогатеть. Каждый понимает, что сложив вместе капиталы, все они будут иметь больше возможностей для получения прибыли. Но каждый боится, что остальные его обманут. Поэтому в учредительных документах очень четко должны быть прописаны все процедуры по распределению прибыли и наступающая в случае неудачи ответственность.

Существует такое понятие как корпоративное управление. Некоторые авторы учебников считают, что это не что иное, как управление корпорацией. Однако это не так.

Корпоративное управление (corporate governance) – система взаимоотношений и взаимодействия между менеджерами компании и ее владельцами (акционерами/инвесторами) по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон (кредиторов, партнеров, клиентов, персонала, региональных властей и т.п., то есть стейкхолдеров)

Система корпоративного управления включает правила и методы контроля за корпорацией. Контроль необходим для того, чтобы акционеры были уверены в том, что их деньги работают так, как надо и приносят доход не меньше альтернативного (например, дохода по депозиту). Кроме того, на определенном этапе развития корпорации могут стать опасными обществу (монополия со всеми вытекающими последствиями).

Основные принципы корпоративного управления:

· Прозрачность.Структура общества и хозяйственные операции должны быть понятны всем, а не только основным акционерам, причем в любой момент.

· Ответственность.Менеджеры должны нести ответственность и быть подотчетны акционерам.

· Равенство групп акционеров.Держатели контрольного пакета и миноритарии

· Этика.Нельзя «заказывать» конкурента налоговой полиции, инициировать судебные решения от лица обиженной гражданки, не опечатывать руками судебного пристава кабинет генерального директора, не вдохновлять трудовой коллектив на восстание против акционеров и т.п.

· Механизмы защиты интересов всех вовлеченных сторон.Речь идет как о внутрикорпоративных механизмах, так и о судебной защите.

Система корпоративного управления – это всегда и везде плод кропотливого труда по созданию правил и методов контроля над корпорацией, чтобы она учитывала интересы всех акционеров и соблюдала этику поведения по отношению к внешней среде (конкуренты, поставщики, партнеры, потребители, общество).

Модели корпоративного управления

Англо-американская модель – Великобритания, США, Канада, Австралия. Предполагает жесткое разграничение собственности и управления. Круг участников корпоративных отношений достаточно узкий: собственники, менеджеры и Совет директоров. Вмешательство государства в дела компаний весьма ограничено. В основном капитал привлекается на фондовом рынке, а финансовые институты не могут владеть крупными пакетами акций компаний. Такие инвесторы крайне чувствительны к доступности информации, к внешним проявлениям неблагополучия. Вкладывают деньги только в акции той компании, которая докажет свое дружественное расположение к ним.

Континентальная (европейская, немецкая) модель ограничивает в правах собственников компании, ставит общественные и государственные интересы выше интересов собственников, вовлекает в корпоративные отношения различные группы стейкхолдеров (заинтересованных кругов) – банки, кредиторы, трудовые коллективы, профсоюзы и общественные организации. Предполагает строгую финансовую отчетность перед кредитными институтами. Государственное вмешательство достаточно велико. Имеет место вовлечение различных групп стейкхолдеров в структуру управления компании. Банки не ограничены в приобретении контрольных пакетов акций, а источником инвестиционного капитала является банк. Континентальная (европейская, немецкая) модель корпоративного управления предполагает двухпалатный совет директоров.

Японская модель предусматривает взаимное проникновение капитала и ориентацию на корпоративные и государственные интересы. Менеджеры контролируют эти интересы и являются единственными участниками однопалатного совета директоров.

Предпринимательская модель. Характерна для стран с переходной экономикой. Присутствуют все необходимые элементы корпоративного управления, но ни один из них в реальности не работает. Государственное регулирование и экономическая политика не системны, зависят от политических интересов различных групп чиновников, олигархов. Основное в этой модели – отсутствие разделения права собственности и контроля, управления. Класс собственников нескоро отойдет от управления компаниями хотя бы потому, что не сложились объективные факторы, позволяющие им это сделать – административный ресурс по-прежнему неизмеримо более важный инструмент достижения успешности бизнеса, чем эффективное ведение хозяйства вообще.

В России пока не существует модели корпоративного поведения как таковой. Есть лишь отдельные ее элементы, не складывающиеся в целостную систему.

Де-юре российская модель корпоративного управления получена сложением всего лучшего из трех основных моделей - англо-американской, немецкой и японской моделей. Де-факто попытки применить эту формальную модель на практике не всегда успешны.

Государственные корпорации

Государственная корпорация (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основании Федерального Закона о ее создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В Федеральном Законе о создании Государственной корпорации прописывается, подлежит ли она банкротству.

Каждая ГК создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от федеральных государственных унитарных предприятий). То есть, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУП): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности. Исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ. В настоящее время эта организационная форма признается бесперспективной. Наиболее продвинутые руководители ГК (А.Б.Чубайс) провели реорганизацию и превратили ГК в коммерческие организации.

 

ОБЪЕДИНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Почему объединяются организации? Причины и факторы межорганизационных объединений будут рассмотрены в отдельном разделе. На первый взгляд объединяются организации потому, что большая (объединенная) организация устойчивее.

Организации объединяются (интегрируются) в разных формах.

Холдинговая компания (холдинг) - это система коммерческих организаций, которая включает в себя управляющую компанию, владеющую контрольными пакетами акций дочерних компаний, и дочерние компании. Холдинговые компании возникают по всему миру под влиянием общих для всех стран процессов интеграции.

Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и снижение издержек.

В последнее время корпоративный мир захлестнула волна объединений, слияний и поглощений. Объединяются все: автомобилестроители, связисты, энергетики, компьютерщики, финансисты.

Объединение или интеграция может происходить различным образом.

1. Горизонтальная интеграция. Последовательное присоединение или получение контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка.

2. Вертикальная интеграция. Объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности.

3. Последовательное создание предприятий и последующее их присоединение к группе. Только после того, как созданное предприятие доказало свою эффективность, оно включается в группу.

4. Интеграция как следствие дезинтеграции. Холдинговая компания образуется как завершающий этап реструктуризации крупных компаний. Крупные компании разваливаются на мелкие, а мелкие объединяются в виде холдинга.

Концерн (от латинского «concernere» — смешивать) -крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, расположенные в разных регионах, сохраняют юридическую самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения (отказ от экономической самостоятельности), особенно в области управления финансами, инвестициями.

Трест -объединение предприятий, фирм, в котором его участники теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра.

Кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Кластер обладает свойствами взаимной конкуренции его участников, их кооперации, формирования некоторых уникальных компетенций.

Характерными признаками кластера являются:

· максимальная географическая близость;

· родство технологий (СПб автомобильный кластер, СПб фармакологический кластер);

· общность сырьевой базы;

· наличие инновационной составляющей

На данный момент в РФ понятие «кластер» законодательно не закреплено.

Финансово-промышленная группа (ФПГ)– одна из форм добровольного объединения промышленных предприятий на основе вертикальной или горизонтальной интеграции и финансовых учреждений (чаще всего банка).

Образование ФПГ – это объективный процесс создания новых институтов, свойственных рыночной экономике. Создание ФПГ обусловлено следующими факторами:

· формирование ФПГ обеспечивает координацию действий предприятий, которые связаны единством производственного процесса;

· создание ФПГ способствует успешному разрешению проблем, возникающих при сочетании отраслевого и территориального управления экономикой;

· образование ФПГ усиливает концентрацию финансово-кредитных ресурсов, облегчает маневренность или позволяет осуществлять перераспределение средств в ключевые сферы производства и научно-технического развития.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Признаки государственно-частного партнерства в экономической трактовке:

· сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

· взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

· взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

· ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

· в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

· финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях

ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Всего в мире известно семь основных типов ГЧП:

1. BOT Build, Operate, Transfer (Построй-Управляй-Передай). Концессионный механизм: строительство, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству.

2. BOOT Build, Own, Operate, Transfer (Построй-Владей-Управляй-Передай). Аналогично вышесказанному, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнеру

3. BTO Build, Transfer, Operate (Построй-Передай-Управляй). Аналогично 1, только объект передается государству сразу после строительства. Частный партнер обслуживает объект в течение срока действия соглашения, а публичный (государство) возмещает затраты регулярными платежами (контракт жизненного цикла).

4. BOO Build, Own, Operate (Построй-Владей-Управляй). Аналогично 2, но по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнера.

5. BOMT Build, Operate, Maintain, Transfer (Построй-Управляй-Поддерживай-Передай).Акцент на поддержке жизнеспособности и обслуживании объекта. Право собственности остается у публичного партнера.

6.DBOOT Design, Build, Own, Operate, Transfer (Спроектируй-Построй-Владей-Управляй-Передай) Аналогично 2, но в обязанности частного партнера входит и проектирование объекта соглашения.

7.DBFO Design, Build, Finance, Operate (Спроектируй-Построй-Финансируй-Управляй) Акцент на обязанности частного партнера финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию. Публичный партнер возмещает издержки регулярными платежами.

Из вышеобозначенных типов ГЧП в российском законодательстве закреплены лишь три (BOT, BTO, BOO).

Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей, а также проекты в жилищно-коммунальном хозяйстве.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Прежде всего, общая теория управления предполагает наличие субъекта управления (того, что управляет, управляющей системы), объекта управления (того, чем управляют, управляемой системы) и цели управления.

Субъект управления (блок управления, мозг, менеджер) осуществляет по отношению к объекту управления (механизму, организму, организации) определенную деятельность, направленную на достижение цели управления. Например, «умная бомба» имеет блок управления, который генерирует управленческие воздействия, добиваясь движения в определенном направлении и с определенной скоростью, огибания преград и достижения точности попадания в цель. Леопард имеет мозг, который отдает команды (генерирует управленческие воздействия) мышцам и другим органам, и животное гонит жертву и совершает прыжок, который позволяет добиться цели – схватить добычу и потенциальную еду. Менеджер, используя приобретенные знания, опыт или врожденные способности к лидерству, генерирует управленческие воздействия на других людей (участников организации), что позволяет выполнить в срок определенные действия и добиться результатов, которые описывают достижение целей управления.

Объект управления (механизм, организм, организация) выполняет действия и функции, которые необходимы субъекту управления. В этом - предназначение объекта управления. «Умная» бомба летит в цель и уничтожает ее, хищник хватает и убивает жертву, организация производит продукцию или услуги, выполняет функции, ради которых она создана.

Объекты управления имеют встроенные исполнительные механизмы. Для механизма это рычаги, шатуны, зубчатые и другие передачи, сенсорные механизмы, гидро- и пневмоприводы, электронные блоки и т.п. Для организма это мышцы, внутренние органы, органы чувств. Для организации это службы и структурные подразделения, системы передачи информации, системы мотивации деятельности, традиции и ценности.

Деятельность управляющего субъекта по достижению управляемым объектом цели управления предполагает:

· Знания возможностей объекта управления (блок управления «знает» программу, которую в состоянии выполнить механизм, мозг животного формирует условные рефлексы, в него заложены инстинкты и безусловные рефлексы, менеджер знает структуру организации, производственную базу, технологические возможности и возможности сотрудников)

· Исследование внешних условий, способствующих или препятствующих достижению объектом управления цели (на механизм могут воздействовать климатические условия: холод-жара, ветер, осадки, разгильдяйство оператора; на организм воздействует рельеф местности, количество потенциальной добычи, наличие конкурентов в ареале и т.п.; менеджер исследует состояние рынка, капризы спроса потребителей, конкурентную среду, возможности продвижения товара и т.п.)

· Принятие субъектом управления решений по достижению цели управления на основе анализа возможностей ее достижения у объекта управления и анализа внешней среды (блок управления принимает решение на основе заложенной в него программы, мозг хищника анализирует ситуацию и решает прекратить преследование добычи, поскольку она бегает быстрее или появился более крупный хищник, претендующий на нее; менеджер принимает решение о расширении производства на основе анализа конъюнктуры рынка и производственных возможностей бизнеса).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ

Система – одно из основных понятий современной научной методологии, широко используемое во всех областях знания и научных дисциплинах. Существует множество подходов к определению системы, а количество определений системы исчисляется десятками. Если наблюдается такое разнообразие взглядов, то можно вполне обоснованно считать, что достаточно строгого и точного определения, пригодного для характеристики многочисленных частных случаев системы, попросту нет.

Заведомо неполная и нестрогая формулировка звучит примерно так: система – это множество элементов, находящихся во взаимодействиях, отношениях, связях, и, благодаря этому, представляющее собой целостность. Однозначно определить, что такое «целостность» нельзя, поскольку не существует объективных критериев целостности. Поэтому в различных областях знания принимаются те или иные уточнения, снижающие уровень общности определения.

Менеджмент как сфера деятельности и сфера исследований является таким частным случаем, поэтому для менеджмента будет свое определение менеджмента:

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и определенным образом взаимодействующих для достижения заданной цели. В дальнейших рассуждениях будем придерживаться этого определения.

Если в этом определении непонятно, что такое элемент системы, то существует определение элемента системы: элемент системы - это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения (Волкова, Емельянов, 2006, с. 19)

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ

 

Существует множество классификаций систем. Р.Л.Акофф один из немногих специалистов по менеджменту, который привязывает классификацию систем к управленческому контексту, причем делает это просто и понятно (Акофф, 2002). Этот автор показывает, как трансформируется менеджмент при использовании на практике той или иной системной модели. Подход Акоффа является в наибольшей степени прагматическим, поскольку многое объясняет в менеджменте. Поэтому в дальнейших рассуждениях о системах и системности в менеджменте ограничимся рассмотрением «систем по Акоффу».

По Р.Л.Акоффу бывают:

· детерминированные(механистические) системы

· анимационные (одушевленные, организматические) системы

· социальные (общественные) системы

· экологические системы

Детерминированные (механистические) системы не имеют собственной цели, их части также не являются целенаправленными. Примером детерминированных систем являются механизмы. Представить себе механизм, имеющий собственную цель можно только насмотревшись американских фильмов ужасов про взбесившихся роботов. Исправные механизмы выполняют определенную функцию и не могут ее выполнять без команды оператора или заложенной в них программы. Части механизма (или механистической системы) не имеют собственных целей, но способствуют, тому, чтобы система в целом выполняла функцию, для которой она создана.

Анимационные (одушевленные, организматические) системы имеют собственные цели. Примерами анимационных систем могут быть все живые организмы, от простейших организмов до человека. Частианимационных систем не имеют собственных целей, но их функции необходимы для выживания и выполнения целей всего организма в целом.

Социальные системы имеют свои цели и состоят из частей, также имеющих свои цели. Самым распространенным примером социальных систем является организация. Совокупность организаций формирует среду обитания человека, не менее значимую, чем природа. В любой организации, учреждении, на предприятии имеются элементы в виде структурных подразделений, которые имеют свои интересы и цели.

 

Пример из жизни Интересы структурных подразделений организаций мы замечаем, когда за чем-нибудь приходим в организацию и сталкиваемся с извечным вопросом: «А что мы будем с этого иметь?» или «Вас тут много, а мы одни!». С точки зрения системности это значит только одно: в организации не учитываются интересы ее структурных подразделений (зарплата служащих слишком низкая, если они нам не рады), или в системе не учитываются интересы ее элементов.  


Экологические системы не имеют собственных целей и интересов, а входящие в них элементы имеют собственные цели и интересы. Экологические системы можно также назвать средами. Экологические системы создают условия для успешного функционирования входящих в них элементов. Примерами экологической системы могут служить рынок, природа, Интернет. По отношению к механистическим, анимационным и социальным системам экологическая система или среда является системой более высокого уровня, часто являясь сама по себе механизмом, организмом или организацией. Механизмы функционируют в определенной среде, они «под нее» созданы: например, бульдозер или марсоход. Бульдозеру «плохо» в городе, а марсоходу - на Земле. Организмы могут жить в другом организме: например, паразиты. Социальная система существует в определенном социально-правовом поле, может функционировать в рамках более широкой организации (в рамках кластера, особой экономической зоны, национального государства и т.п.)

Основным объектом менеджмента является социальная система  

 


Следует учесть, что у различных авторов учебников встречается иная терминология, в частности организация называется социально-экономической или социотехнической системой. Будем считать, что в данном контексте упоминания организации как объекта менеджмента это не принципиально.

Есть еще один очень важный признак классификации систем: все они делятся на закрытые и открытые. Закрытые системы практически не взаимодействуют с внешней средой, она не оказывает на них воздействий. В качестве примера закрытых систем обычно приводят механизмы, которые выполняют определенную функцию, «не обращая внимания» на внешнюю среду. Открытые системы взаимодействуют с внешней средой и воспринимают ее воздействия. Такая система зависит от энергии, материалов и информации, поступающей извне. Открытая система имеет свойство приспосабливаться к изменениям внешней среды. Может ли социальная система быть закрытой? Это значит, что надо представить себе организацию, которая не взаимодействует с внешней средой. Примером, казалось бы, могут быть такие организации как тайное общество или буддистский монастырь. Но если внимательно рассмотреть эти организации, то станет очевидным, что тайное общество существует «в обществе», его членов преследуют, арестовывают и т.п. Даже буддистский монастырь все-таки имеет связи с внешним миром, иначе мы никогда не узнали бы о боевых искусствах Шаолиня. Поэтому, строго говоря, закрытых систем не бывает, даже среди механизмов. Самый пылевлагонепроницаемый и противоударный механизм может быть сломан. То есть все системы - открытые в той или иной степени, закрытые системы - это теоретическая модель.

Еще одним значимым признаком классификации систем может быть их искусственный или естественный характер. К искусственным системам относятся механистические, социальные и некоторые средовые или экологические системы. К естественным системам относятся анимационные и частично средовые (экологические) системы.

Таким образом, в менеджменте мы имеем дело с открытыми искусственными социальными системами  


Социально-системная модель

Развитие социальных отношений в ХХ веке вызывает изменение производственных условий. Требования к квалификации рабочей силы продолжают расти. Необходимо вкладывать большие средства в подготовку персонала. С персоналом следовало обращатьсякак с элементамисистемы, имеющими собственные интересыицели.

Социальные изменения приводили к изменениям в сознании людей. «Послевоенные дети» (50-60-е годы ХХ века в промышленно развитых странах, исключая СССР: в Советском Союзе «благодаря» пионерской и комсомольской организациям, а также обязательной военной повинности надолго было законсервировано отношение к детерминированной и организматической моделям как единственно правильным и возможным) стали поколением вседозволенности, с которым нельзя было обращаться иначе, как с людьми, имеющими собственные интересы. Бэби-бумеры (люди, рожденные сразу после второй мировой войны) ожидали, что их интересы будут учитываться работодателями и там где их интересы игнорировали, производительность труда снижалась.

К концу 60-х годов стало очевидно, что Запад столкнулся с проблемой постоянно возрастающих темпов перемен. Произошла дестабилизация социоэкономической среды, возможности прогнозирования будущего значительно уменьшились, а единственным равновесием, которого можно было достигнуть, стало «динамическое равновесие авиалайнера, летящего через грозу» (Акофф, 2001).

Эти перемены полностью подорвали эффективность, достигнутую применением организматических моделей. Наемные работники все чаще оказывались способными выполнять свою работу лучше, чем их начальники, но только тогда, когда им давали свободу делать это. Такой подход означал, что внутренние структурные подразделения организации должны получить достаточную степень свободы в проявлении своего профессионализма. Естественно это утверждение касается основных подразделений, выполняющих ту деятельность

Функции управления стали заключаться в том, чтобы дать подчиненным возможность работать в полную силу и поощрять их в этом, совершенствовать их знания, управлять их взаимодействиями, а не действиями. Все это можно сделать только в рамках социально-системной модели.

Для социально-системной модели характерен паритет целей системы и ее элементов. Это значит, что руководство организации уже не может не считаться с целями и интересами структурных подразделений. Это означает также, что организация с целенаправленными частями почти неизбежно генерирует внутренние конфликт



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.017 с.)