Зависимый и независимый допуски формы и расположения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зависимый и независимый допуски формы и расположения.



Зависимый и независимый допуски формы и расположения.

Допуски расположения или формы, устанавливаемые для валов или отверстий, могут быть зависимыми и независимыми.

Зависимым называется допуск формы или расположения, минимальное значение которого указывается в чертежах или технических требованиях и которое допус­кается превышать на величину, соответствующую отклонению действительного размера детали от проходного предела (наибольшего предельного размера вала или наименьшего предельного размера отверстия):

Tзав=Tmin + Tдоп,

где Tmin — минимальная часть допуска, связанная при расчете с допустимым зазо­ром;

Тдоп - дополнительная часть допуска, зависящая от действительных разме­ров рассматриваемых поверхностей.

Зависимые допуски расположения устанавливаются для деталей, которые со­прягаются с контрдеталями одновременно по двум и более поверхностям и для которых требования взаимозаменяемости сводятся к обеспечению собираемости, то есть возможности соединения деталей по всем сопрягаемым поверхностям. Зависимые допуски связаны с зазорами между сопрягаемыми поверхностями, и предельные отклонения их должны быть в соответствии с наименьшим предель­ным размером охватывающей поверхности (отверстий) и наибольшим предель­ным размером охватываемой поверхности (валов). Зависимые допуски обычно контролируют комплексными калибрами, являющимися прототипами сопрягае­мых деталей. Эти калибры всегда проходные, что гарантирует беспригоночную сборку изделий.

Пример. На рис. 34 показана деталь с отверстиями разных размеров Æ20+0.1 и Æ30+0.2 с допуском на соосность Tmin = 0,1 мм. Дополнительная часть допуска определится по выражению Tдоп = D1дейст - Dlmin + D2min, - D2min

При наибольших значениях действительных размеров отверстий

T доп max = 30,2 - 30 + + 20,1 - 20 = 0,3. При этом Тзав m ах = 0.1 + 0,3 = 0,4.

Независимым называют допуск расположения (формы), числовое значение кото­рого постоянно для всей совокупности деталей, изготовляемых по данному чер­тежу, и не зависит от действительных размеров рассматриваемых поверхностей. Например, когда необходимо выдержать соосность посадочных гнезд под под­шипники качения, ограничить колебание межосевых расстояний в корпусах ре­дукторов и т. п., следует контролировать собственно расположение осей поверх­ностей.

 

Числовые значения допусков формы и расположения поверхностей. Согласно ГОСТ 24643-81 для каждого вида допуска формы и расположения поверхностей установлено 16 степеней точности. Числовые значения допусков от одной степе­ни к другой изменяются с коэффициентом возрастания 1,6. В зависимости от со­отношения между допуском размера и допусками формы или расположения ус­танавливают следующие уровни относительной геометрической точности: А — нормальная относительная геометрическая точность (допуски формы или распо­ложения составляют примерно 60% допуска размера); В — повышенная относительная геометрическая точность (допуски формы или расположения со­ставляют примерно 40% допуска размера); С — высокая относительная геомет­рическая точность (допуски формы или расположения составляют примерно 25% допуска размера).

Допуски формы цилиндрических поверхностей, соответствующие уровням А, В и С, составляют примерно 30, 20 и 12% допуска размера, так как допуск формы ограничивает отклонение радиуса, а допуск размера — отклонение диаметра по­верхности. Допуски формы и расположения можно ограничивать полем допуска размера. Эти допуски указывают только тогда, когда по функциональным или технологическим причинам они должны быть меньше допусков размера или не­указанных допусков по ГОСТ 25670-83.

Волнистость поверхности

Под волнистостью поверхности понимают совокупность периодически повто­ряющихся неровностей, у которых расстояния между смежными возвышен­ностями или впадинами превышают базовую длину /. Волнистость занимает промежуточное положение между отклонениями формы и шероховатостью поверхности. Условно границу между различными порядками отклонений по­верхности можно установить по значению отношения шага Sw к высоте неровно­стей Wz. При (Sw/Wz) < 40 отклонения относят к шероховатости поверхности, при 1000 > (Sw/Wz) > 40 — к волнистости, при (Sw/Wz) > 1000 — к отклонениям формы.

 
 

Рис 37. Схема для определения высоты (а) и шага (б) волнистости.

 

Параметры волнистости установлены рекомендацией СЭВ (PC 3951-73). Наибольшая высота волнистости Wmax расстояние между наивысшей и наи­низшей точками измеренного профиля в пределах длины L,,,, измеренное на од­ной полной волне.

Контакт зубьев в передаче.

Для повышения износостойкости и долговечности зубчатых передач необходи­мо, чтобы полнота контакта сопряженных боковых поверхностей зубьев колес была наибольшей. При неполном и неравномерном прилегании зубьев уменьша­ется несущая площадь поверхности их контакта, неравномерно распределяются контактные напряжения и смазочный материал, что приводит к интенсивному изнашиванию зубьев. Для обеспечения необходимой полноты контакта зубьев в передаче установлены наименьшие размеры суммарного пятна контакта.

Мгновенное пятно контакта, определяемое после поворота колеса собранной пе­редачи на полный оборот при легком торможении.

На полноту контакта колес влияют погрешности формы зубьев и погрешности их взаимного расположения в передаче.

Отклонением осевых шагов по нормали FPxnr называют разность между действи­тельным осевым расстоянием зубьев и суммой соответствующего числа номи­нальных осевых шагов, умноженную на синус угла наклона делительной линии зуба (bр, то есть FPxnr = FPxr sin b (рис. 59, а).

Под действительным осевым расстоянием зубьев понимают расстояние между одноименными линиями зубьев косозубого зубчатого колеса по прямой, парал­лельной рабочей оси. Расстояние между одноименными линиями соседних зубь­ев является действительным осевым шагом. По ГОСТу 1643-81 предусмотрены предельные отклонения осевых шагов по нормали ± Fpxn.

Рис. 59. Параметры полноты контакта зубьев в передаче: а — отклонение осевых шагов.

По нормали FPxnr; б — суммарная погрешность контактной линии Fkr; e-погрешность направления зуба Fβr; г — отклонение от параллельности осей fxr, перекос осей fyr и отклонение межосевого расстояния far.

Суммарная погрешность контактной линии Fkr — расстояние по нормали между двумя ближайшими номинальными потенциальными контактными линиями 1, условно наложенными на плоскость (поверхность) зацепления, между которыми размещается действительная потенциальная контактная линия 2 на активной боковой поверхности зуба (рис. 59, б). Под контактной линией понимают ли­нию пересечения поверхности зуба поверхностью зацепления.

Допуск на суммарную погрешность контактной линии Fk для данного модуля за­висит от ширины колеса (или длины контактной линии) и коэффициента (с их увеличением допуск увеличивается). Отклонение FPxnr влияет на продоль­ный, а погрешность Fkr на высотный контакт зубьев.

Погрешность направления зуба Fbr — расстояние по нормали между двумя бли­жайшими номинальными делительными линиями зуба 1 в торцовом сечении (рис. 59, в), между которыми проходит действительная делительная линия зуба 2, соответствующая рабочей ширине венца или полушеврона. Под действи­тельной делительной линией зуба понимают линию пересечения действитель­ной боковой поверхности зуба колеса делительным цилиндром, ось которого совпадает с рабочей осью. Допуск на направление зуба F bувеличивается с увели­чением ширины колеса (или длины контактной линии).

Отклонением от параллельности осей fxr называют отклонение от параллель­ности проекций рабочих осей зубчатых колес в передаче на плоскость, в кото­рой лежит одна из осей и точка второй оси в средней плоскости передачи (рис. 59, г). Средней плоскостью передачи считают плоскость, проходящую че­рез середину рабочей ширины зубчатого венца или (для шевронной передачи) через середину расстояния между внешними торцами, ограничивающими рабо­чую ширину полушевронов.

Перекос осей fyr — отклонение от параллельности проекции рабочих осей зубча­тых колес в передаче на плоскость, параллельную одной из осей и перпендику­лярную плоскости, в которой лежит эта ось, и точка пересечения второй оси со средней плоскостью передачи (рис. 59, г).

Отклонение от параллельности и перекос осей определяют в торцовой плоско­сти в линейных единицах на длине, равной рабочей ширине венца или ширине полушеврона. Эти погрешности, характеризующие точность монтажа передачи с нерегулируемым расположением осей, ограничивают допусками fx и fy.

Отклонениями межосевого расстояния far,. определяется точность монтажа пере­дачи (рис. 59, г). Для этой погрешности установлены предельные отклоне­ния +/- f a.

При соответствии суммарного или мгновенного пятна контакта требованиям стандарта контроль по другим показателям, определяющим контакт зубьев в пе­редаче, не является необходимым. Допускается определять пятна контакта с по­мощью измерительного колеса.

Боковой зазор.

Для устранения возможного заклинивания при нагреве передачи, обеспечения условий протекания смазочного материала и ограничения мертвого хода при ре­версировании отсчетных и делительных реальных передач они должны иметь боковой зазор jn (между нерабочими профилями зубьев сопряженных колес). Этот зазор необходим также для компенсации погрешностей изготовления и монтажа передачи и для устранения удара по нерабочим профилям, который может быть вызван разрывом контакта рабочих профилей вследствие динамиче­ских явлений. Такая передача является однопрофильной (контакт зубьев колес происходит по одним рабочим профилям).

Боковой зазор определяют в сечении, перпендикулярном к направлению зубьев, в плоскости, касательной к основным цилиндрам (рис. 60).

Независимо от степени точности изготовления колес передачи предусмотрено шесть видов сопряжении (А, В, С, D, Е, Н), определяющих различные значения jn min(рис. 61). Установлено шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами от I до VI. Со­ответствие видов сопряжении и указанных классов, приведенных в табл. 16., допускается изменять.

 

 

 
 

На боковой зазор установлен допуск Tjn, определяемый разностью между наи­большим и наименьшим зазорами. По мере увеличения бокового зазора увели­чивается допуск Tjn. Установлено восемь видов допуска на боковой зазор: х, у, z, а, b, с, d, h. Каждому виду сопряжения соответствует определенный вид допуска (табл. 16.). Соответствие видов сопряжений и видов допусков допускается из­менять, используя при этом и виды допуска х, у и z.

Боковой зазор jn min, необходимый для компенсации температурных деформаций и размещения смазочного материала, определяют по формуле

jn min =V + aw (a1D t1 - a2 D t2) 2 sin λ,

где V —толщина слоя смазочного материала между зубьями; аw межосевое расстояние;

а1 и a2 - температурные коэффициенты линейного расширения материала колес и корпуса;

Dt1 и D t2 отклонение температур колеса и корпуса от 20 °С; а — угол профиля исходного контура.

Деформацию от нагрева определяют по нормали к профилям.

Боковой зазор обеспечивают путем радиального смещения исходного контура рейки (зуборезного инструмента) от его номинального положения в тело колеса (рис. 62). Под номинальным положением исходного контура понимают положе­ние исходного контура на зубчатом колесе, лишенном погрешностей, при кото­ром номинальная толщина зуба соответствует плотному двухпрофильному заце­плению.

Рис. 62. Исходный контур: 1 — номинальное положение; 2 — действительное положение.

Таблица 16. Виды сопряжений и соответствующие им виды допусков на боковой зазор и классы отклонений на межосевое расстояние.

Виды сопряжений с зазором Обозначение вида сопряжений Для степеней точности по нормам плавности Виды допусков на боковой зазор Классы отклонений на межосевое расстояние
        I
Нулевым Н 3-7 h II
Весьма малым Е 3-7 h  
Малым D 3-8 d III
Уменьшенным С 3-9 с IV
Нормальным В 3-11 b V
Увеличенным А 3-12 а VI
      z, у, х  

Связь смещения исходного контура с боковым зазором jn и утолщением зуба по постоянной хорде Еcs можно установить соответственно из треугольников abc и dbc (рис. 62):

hn min = 2EHssin a; Ecs= 2EHs tg a.

 

Основы взаимозаменяемости

2.1.Основные понятия и определения

Шероховатость поверхности

Волнистость поверхности

Зависимый и независимый допуски формы и расположения.

Допуски расположения или формы, устанавливаемые для валов или отверстий, могут быть зависимыми и независимыми.

Зависимым называется допуск формы или расположения, минимальное значение которого указывается в чертежах или технических требованиях и которое допус­кается превышать на величину, соответствующую отклонению действительного размера детали от проходного предела (наибольшего предельного размера вала или наименьшего предельного размера отверстия):

Tзав=Tmin + Tдоп,

где Tmin — минимальная часть допуска, связанная при расчете с допустимым зазо­ром;

Тдоп - дополнительная часть допуска, зависящая от действительных разме­ров рассматриваемых поверхностей.

Зависимые допуски расположения устанавливаются для деталей, которые со­прягаются с контрдеталями одновременно по двум и более поверхностям и для которых требования взаимозаменяемости сводятся к обеспечению собираемости, то есть возможности соединения деталей по всем сопрягаемым поверхностям. Зависимые допуски связаны с зазорами между сопрягаемыми поверхностями, и предельные отклонения их должны быть в соответствии с наименьшим предель­ным размером охватывающей поверхности (отверстий) и наибольшим предель­ным размером охватываемой поверхности (валов). Зависимые допуски обычно контролируют комплексными калибрами, являющимися прототипами сопрягае­мых деталей. Эти калибры всегда проходные, что гарантирует беспригоночную сборку изделий.

Пример. На рис. 34 показана деталь с отверстиями разных размеров Æ20+0.1 и Æ30+0.2 с допуском на соосность Tmin = 0,1 мм. Дополнительная часть допуска определится по выражению Tдоп = D1дейст - Dlmin + D2min, - D2min

При наибольших значениях действительных размеров отверстий

T доп max = 30,2 - 30 + + 20,1 - 20 = 0,3. При этом Тзав m ах = 0.1 + 0,3 = 0,4.

Независимым называют допуск расположения (формы), числовое значение кото­рого постоянно для всей совокупности деталей, изготовляемых по данному чер­тежу, и не зависит от действительных размеров рассматриваемых поверхностей. Например, когда необходимо выдержать соосность посадочных гнезд под под­шипники качения, ограничить колебание межосевых расстояний в корпусах ре­дукторов и т. п., следует контролировать собственно расположение осей поверх­ностей.

 

Числовые значения допусков формы и расположения поверхностей. Согласно ГОСТ 24643-81 для каждого вида допуска формы и расположения поверхностей установлено 16 степеней точности. Числовые значения допусков от одной степе­ни к другой изменяются с коэффициентом возрастания 1,6. В зависимости от со­отношения между допуском размера и допусками формы или расположения ус­танавливают следующие уровни относительной геометрической точности: А — нормальная относительная геометрическая точность (допуски формы или распо­ложения составляют примерно 60% допуска размера); В — повышенная относительная геометрическая точность (допуски формы или расположения со­ставляют примерно 40% допуска размера); С — высокая относительная геомет­рическая точность (допуски формы или расположения составляют примерно 25% допуска размера).

Допуски формы цилиндрических поверхностей, соответствующие уровням А, В и С, составляют примерно 30, 20 и 12% допуска размера, так как допуск формы ограничивает отклонение радиуса, а допуск размера — отклонение диаметра по­верхности. Допуски формы и расположения можно ограничивать полем допуска размера. Эти допуски указывают только тогда, когда по функциональным или технологическим причинам они должны быть меньше допусков размера или не­указанных допусков по ГОСТ 25670-83.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.154 с.)