Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.



 

Государство в целом представляет собой единство трех основных признаков (элементов): государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.

 

Каждое общество (культура, цивилизация) и государство создается конкретным народом — этносом или суперэтносом (группой этносов, возникших в одном регионе и противопоставляющих себя другим суперэтносам).

Этнос — это естественный субстрат, в котором формируются общество и государство.

Политически самоопределяющийся этнос — это субстанция государства. В процессе политического самоопределения этносов (суперэтносов) возникают нации, или "государствообразующие народы"

Итак, этнос можно рассматривать как общность людей, объединенных чувством общей этнической принадлежности, возникающую на определенной территории (в определенном ландшафте), приобретающую социокультурные особенности и стремящуюся к политическому самоопределению в отношениях с другими такими же общностями.

Наличие определенной территории и территориальное разделение граждан отличает государство от других форм общественной организации людей. Деление людей по признаку родства, как при родоплеменной организации общества, уступает место административно-территориальному делению. Следовательно, люди делятся не по принадлежности к тому или иному роду, а по принадлежности к определенной административно-территориальной единице, т.е. по месту жительства. Прежде всего, это позволило более эффективно осуществлять государственную власть и управлять обществом и государством.

Публичная (общественная) власть, как известно, существовала и в первобытном обществе, однако там она практически совпадала с населением и не носила политического характера. Отличительной чертой государственной публичной власти является то, что она принадлежит не всем гражданам, а доминирующему в обществе социальному слою, и носит политический характер. Публичная власть осуществляется специальными группами людей, которые управляют государством и при необходимости используют принуждение. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения

Право - необходимый атрибут государства, т.к. без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и обеспечивает устойчивость государственной власти. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства веления, которые обличены в фому правовых норм, исполнение которых обеспечено государственной принудительной силой. Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.

Суверенитет государства означает верховенство и независимость государственной власти по отношению к другим проявлениям власти в обществе и в отношениях с другими государствами и народами. По сравнению с другими видами власти, государственная власть универсальна, т.к. только ее решения распространяются на все население и на все общественные организации страны. Все остальные виды власти, по сравнению с государственной, находятся в подчиненном положении и незаконны, а решения этих властей могут быть отменены государственной властью.

Налоги - также необходимый атрибут государства, т.к. только государство может облагать налогами население. Налоги необходимы государственной власти для поддержания жизнедеятельности государственного аппарата, а также для обеспечения обороны страны, для осуществления общественных работ, социальных программ, охраны окружающей среды и т.д.

Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

Кроме основных признаков, каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого государства свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия.

Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями - с другой.

 

 

  1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких либо средств: авторитета, воли, права, насилия.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти.

Гос-ая власть возникает одновременно с гос-ом и является его неотъемлемым атрибутом. Гос-ая власть – это политическое руководство общ-ом осуществляемое при помощи органов гос-ва и др. гос-ых учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо соц-ых групп.

Признаки гос. власти:

1) гос власть это соц-ая публичная власть – важнейшая разновидность соц-ой власти.

2) гос власть это политическая власть основная её разновидность (носит политический характер и выступает политической). Часто приобретает классовый характер. Нередко гос власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять. Т.к политической является не только гос власть но и власть др. полит-их орг-ий, например власть полит-их партий. Гос власть это лишь основная главная разновидность полит-ой власти.

3) признак Гос-ая власть это власть действующая в пределах тер-ии гос-ва.

4) Гос власть это суверенная власть (верховенство и независимость).

5) Гос власть это власть которая осущ-ся при помощи органов гос-ва и др. гос-ых средств.

6) гос власть легитимированная власть. Легитимность – имеет две стороны с одной стороны она выр-ся в законности власти. С др. стороны легитимность означает поддержку этой власти населением.

7) гос власть - это власть коллективов руководство общ-ом которое осуществляется в чьих либо интересах вего населения либо классов.

Соотношение гос-ва и гос власти. Если гос-во рассматривается как определенная политическая орг-ия сущ-ая в общ-ве, то власть атрибут гос-ва. Когда гос-во рассматривается как определенным образом организованная политическая власть то гос-во и гос власть отождествляются. Гос-во определенный аппарат т.е. сис-ма органов, но в этом случае гос-во является средством осущ-ия гос власти.

 

Вопрос о структуре гос-ой власти – это вопрос о её внутреннем строении, т.е. структура гос власти говорит о том как власть устроена и из каких элементов, частей она состоит. Структуру гос-ой власти необходимо рассматривать с трех точек зрения. С точки зрения структуры любой власти, с учётом принципа разделения властей и с учетом собственной структуры или структуры властеотношений.

С точки зрения любой власти гос власть состоит из двух элементов воли и силы. Гос власть как и любая другая власть представляет собой прежде всего выражение чьей то воли. Властвовать значить навязывать свою волю другим. Гос-ая власть как и любая др. власть предполагает также подчинение, а подчинение нередко сопряжено с применением силы. т.е. для того что бы властвовать нужно иметь не только волю, но и обладать определенной силой.

2ая позиция с учетом принципа разделения властей. Можно выделить три элемента гос власти которые именуются ветвями власти. Законодательная, исполнительная, судебная ветви. Такая структура возможна лишь при условии действия принципа разделения властей.

С точки зрения структуры властеотношений можно выделить пять элементов:

1)Субъект власти (народ, классы, соц-ые группы). 2) объект власти (это тот в отношении кого осуществляется гос власть т.е. подвластное). К объектам гос власти относится народ, классы, соц-ые группы, организации, отдельные индивиды. 3) содержание власти или собственно властеотношения. Содержание власти характеризуется отношением которое возникает между субъектами и объектами власти. В это отношении есть две стороны: 1ая – передача или навязывание власти субъекта к объектам. 2ая подчинение объектов власти субъектам власти. 4) средства осуществления гос власти это то с помощью чего осуществляется гос власть. К средствам осущ-ия гос власти относятся прежде всего органы гос власти. Кроме органов могут использоваться и иные др. средства в частности гос-ые и негос-ые организации. 5) методы осуществления гос-ой власти- говорят о том как осуществляется гос-ая власть. Основными методами осуществления гос власти являются: во 1ых метод убеждения, во 2ых метод принуждения. Метод убеждения: идеологические и воспитательные средства, пропаганда, поощрения. Принуждение метод основан на применении силы гос-ва. Гос власть чаще всего использует оба метода.

 

 

  1. Формационный подход к типологии государства.

Формационный подход к типологии гос-ва основан на объединении гос-тв в рамках общественно- экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который определяется господствующей формой собственности на средства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первой стадией, которой является социализм).

Каждый тип государства, присущий той или иной формации (кроме первобытно-общинной), охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. Главные недостатки этого подхода состоят в том, что он, во-первых, базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории. Во-вторых, этот подход характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии, - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях, и пошли разными путями в государствообразовании.

Оба подхода к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

 

 

  1. Цивилизационный подход к типологии государства.

 

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.

Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу.

Выделяют следующие этапы цивилизации:

1) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская др.);

2) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

3) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество, а формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо. В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию.

Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизаций. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли.

Для государств первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство этого типа связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западно-европейскую, восточно-европейскую, северо-американскую, латиноамериканскую и др.

Как видно, критерии разграничения государств первичной и вторичной цивилизаций не отличаются четкостью, они расплывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, что науке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизационному критерию.

Оба подхода к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

 

 

  1. Понятие и элементы формы государства.

 

Обычно под формой гос-ва понимают организацию гос-ой власти или организацию гос ва в целом. Вместе с тем форма гос-ва является достаточно сложной и по этому понятие форма гос-ва раскрывается через характеристику структурных элементов формы гос-ва. Вопрос о структурных элементах формы гос-ва носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы гос-ва сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юр-ой науке, нежели вторая точка зрения, а именно формы правления и формы гос-го устр-ва. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отеч. науке. Согласно 3ей точке зрения форма гос-ва состоит из 3х элементов, а именно – формы правления, формы гос-го устр-ва и политического (гос-го) режима – наиболее широко распространена в отеч-ой науке. Сущ-ет ещё одна точка зрения согласно которой форма гос-ва состоит из: формы правления, формы гос-го устройства, политиского режима, и политической динамики – не получила распространения в отеч. науке.

Понятие и элементы формы государства.

Форма государства - организация гос власти или организация государства в целом.

Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

Формы гос-ва зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип гос-ва. Так феодальному типу гос-ва соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному республиканская. Формы гос-ва во многом зависят и от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные рев-ии (Например в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На форму гос-ва влияют национальный состав. Исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории гос-ва обычно являются унитарными.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.132.40 (0.009 с.)