Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма государственного устройства современной России.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Форма государственного устройства современной России. 19. Государственно-политический режим, понятие и виды. 20. Государственно-политический режим Российской Федерации. 21. Функции государства: понятие и классификация. 22. Формы и методы осуществления функций государства. 23. Современные функции Российского государства. 24. Механизм и аппарат государства: понятие и структура. 25. Понятие, признаки и виды государственных органов. 26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 27. Содержание принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов». 28. Законодательная власть в современном государстве. 29. Исполнительная власть в современном государстве. 30. Судебная власть в современном государстве. 31. Понятие, структура политической системы общества. 32. Место и роль государства в политической системе общества. 33. Правовое государство: понятие, признаки. 34. Формирование правового государства в современной России. 35. Утверждение статуса правового государства в Конституции РФ. 36. Соотношение общества и государства. 37. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. 38. Правовой статус личности: понятие, структура и классификация. 39. Основные концепции современного правопонимания. 40. Понятие, признаки и сущность права. Принципы и функции права, их классификация. 42. Соотношение права с нормами морали, обычаями и корпоративными нормами. 43. Соотношения права с техническими нормами. 44. Понятие и виды форм (источников) права. 45. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды. 46. Правотворчество: понятие, стадии, принципы. 47. Понятие и требования юридической техники. 48. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 49. Понятие, признаки и виды норм права. 50. Логическая структура нормы права. 51. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. Способы изложения норм права. 52. Понятие и основные компоненты системы права. Отрасль и институт права. 53. Материальное и процессуальное право. 54. Публичное и частное право. 55. Внутригосударственное и международное право. 56. Понятие системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства. 57. Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов. 58. Правовая система: понятие и современная классификация. 59. Правовая система России. 60. Понятие реализации права и ее формы. 61. Применение права – особая форма реализации права. Стадии применения права. 62. Правоприменительный акт: понятие, структура и виды. 63. Пробел в праве и способы его преодоления. 64. Юридические коллизии и способы их разрешения. 65. Понятие, признаки и виды правоотношений. 66. Структура и содержание правоотношений. 67. Правосубъектность: понятие и ее виды. 68. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав. 69. Понятие и способы толкования норм права. 70. Виды толкования норм права по объему и субъектам. 71. Акты толкования права: понятие, особенности, виды. 72. Правовое регулирование: понятие, предмет и методы. Стадии и механизм правового регулирования. 73. Правомерное поведение: понятие, структура и виды. 74. Правонарушение: понятие, признаки и виды. 75. Состав правонарушения. 76. Понятие, признаки и виды юридической ответственности. 77. Цели, функции и принципы юридической ответственности. 78. Законность: понятие, содержание, принципы. 79. Понятие и виды правопорядка, его соотношение с общественным порядком. 80. Правосознание: понятие, структура, виды. 81. Правовая культура: понятие и структура. 82. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
Понятие, т.е. термин ТГП употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под ТГП подразумевается вся юридическая наука, в этом значении данное понятие употребляется очень редко т.к. вместо него обычно используется такие понятия как Юрид-ая наука, правоведение, юриспруденция. Под ТГП в узком смысле подразумевается одна из юрид-их наук которую традиционно именуют ТГП. В то же время существуют и некоторые другие наименования этой науки: Общая теория права, Теория права, Общая теория права и гос-ва, Теория права и гос-ва, Общая теория гос-ва. ТГП как наука это совокупность знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития, и функционирования Г и П. Основные черты ТГП. 1) ТГП – это гуманитарная (общественная) наука. Все науки делятся на естественные, технические и общественные. 2)Г и П – общественные явления, являются определенными элементами общ-ва, они непосредственно связаны с человеческими общественными отношениями. По этому наука изучающая Г и П является гуманитарной, общ-ой наукой. 3) ТГП – политико-правовая наука. Политико-правовой характер определяется тем, что она изучает гос-во т.е политическое явление и право которое является правовым, юридическим явлением. 4) ТГП – это единая наука о гос-ве и праве. Хотя гос-во и право различные явления тем не менее они очень тесно связаны и находятся в определенном единстве друг с другом. ТГП изучает их в этом единстве и потому является единой наукой о гос-ве. 5) ТГП – это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не единственная наука изучающая Г и П. Но в отличии от других наук в том числе и юридических ТГП изучает самые общие вопросы Г и П, она изучает наиболее общие закономерности возникновения развития и функционирования Г и П. 6) ТГП – это фундаментальная юрид-ая наука, она не занимается изучением прикладных сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих глубоко теоретических фундаментальных знаний о Г и П. 7) ТГП – это методологическая наука. К методологическим наукам относятся науки формирующие мировоззрение т.е. взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относятся прежде всего Философия (учение о мудрости) однако кроме Философии подобную т.е. методологическая роль выполняют и некоторые др. науки. В сис-ме юрид-их наук такой наукой является ТГП.
Гос-во это всеобъемлющая суверенная политико-территориальная орг-ия, обладающая публичной властью, со спец-ым аппаратом управления и принуждения и осущ-ет руководство общ-ом в интересах либо народа в целом, либо класса, либо какой то соц-ой группы. Сущность гос-ва. В понимание сущности гос-ва существуют два основных подхода классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности гос-ва выражен в основном в марксистко-лениской теории гос-ва. Согласно марксистко-лениской теории, гос-во есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Гос-во в марксистко-лениской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами. Другой подход – надклассовый, выр-ся в различных не марксистских теориях гос-ва: теория правового гос-ва, теория плюралистической демократии, теория гос-ва благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность гос-ва, но не одна из этих теорий не рассматривает гос-во как орудие классового господства. В совр. отеч. ТГП вопрос о сущности гос-ва решается по разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность гос-ва не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению сущность гос-ва имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность гос-ва – двуединая сущность. В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая либо общесоц-ая сторона сущности гос-ва. Согласно др. точке зрения гос-во носило классовый характер в прошлом. Совр-ое гос-во классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие соц-ых компромиссов. Сущ-ют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход в характеристики сущности гос-ва, акцентирующий внимание на управленческую деятельность гос-ва. Согласно этому: сущность гос-ва выр-ся в том что гос-во есть орг-ия осущ-ая руководство и управление обществом. Это управление может выр-ся в разл-ых формах в том числе и в подавлении одних классов другими.
Тип цивилизации. Древневосточное Древнеафинское Древнеримское Средневековое Современное Форма государства: Форма правления (республика, монархия), Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), Форма политического режима (тоталитарный, авторитарный, демократический, антидемократический). По форме правления: Монархия – древневосточная (Вавилон, Индия, Древний Египет), римская централизованная, средневековая раннефеодальная (древнерусское государство), сословно-представительная (парламент в Англии), абсолютная (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная конституционная (Великобритания, Япония). Республика – афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековая (Венеция, Новгород), современная парламентская (Австрия, Италия), президентская (США). Форма государства - организация гос власти или организацию государства в целом. Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
Право и мораль. Мораль – это представления людей о добре и зле, о долге, чести и достоинстве, а справедливом и несправедливом, и соответствующие этим представлениям нормы. Мораль складывается из: 1. Из представлений людей о добре и зле и тд. 2. Из норм которые соответствуют этим представлениям. Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль – это: 1) правила поведения, 2) обладают общим характером, 3) это регулятор общ-ых отношений, 4) это продукты сознательной волевой деятельности людей. Различия права и морали выражается в следующем: 1) нормы права устанавливаются гос-ом в отличии от норм морали. 2) Нормы права всегда обеспечиваются гос-ом. Нормы морали обеспечиваются гос-ом только в отдельных случаях. 3) Нормы права – это общеобязательные правила поведения. 4) Нормы права – это формально определенные правила поведения. 5) Можно назвать и такое различие по времени возникновения исторически мораль возникла задолго до возникновения гос-ва и права. Права и мораль тесно взаимодействуют между собой: 1) Право в процессе регулирования общ-ых отношений опирается на нормы морали и учитывает их в этой связи право приобретает всегда нравственное содержание. 2) Мораль получает определенную поддержку со стороны права, мораль способна активно изменятся в сознании людей. 3) Некоторые нормы морали обеспечиваются принудительной силой гос-ва. Несмотря на тесное взаимодействие между правом и моралью могут возникать противоречия.
Право и обычай. Обычай - это правила поведения сложившиеся в результате повторения людьми определенных действий. Обычаи рождаются постепенно и передаются по поколениям. Традиции рождаются в следствие почитания. Иногда обычаи и традиции отождествляются, хотя между ними есть различия. 1. Обычай- это конкретные правила поведения. Традиция- это несколько абстрактное правило поведения, выступающая как определённая линия поведения. 2. Обычай формируется постепенно, традиции в результате почина. Единство право и обычая заключается в том что это: 1) это правила поведения (это общие правила поведения), 2) это регуляторы общественных отношений. Различие: 1) право общеобязательно, а обычай не общеобязателен 2) право это единая система, а обычай носит локальный хар-тер. 3) право это формально-определённые правила поведения, а обычаи носят устный хар-р, и содержится в пословицах и т.п. 4) право обеспечивается гос-ым принуждением, а обычаи не обеспечиваются гос-ым принуждением. Взаимодействие: право и обычаи регулируют правила поведения вместе они как бы соприкасаются, право часто учитывает действия обычаев иногда обычаи возносят в ранге правовых обычаев и обычай становится правом, иногда право выступает против обычаев.
Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы – это правила поведения регулирующие общ-ые отношения внутри различных общ-ых орг-ий между их членами. Единство права и корпоративных норм выражается в наличии у них определенных общих черт: 1) это правила поведения, право 2) обладают общим характером, 3) это регулятор общ-ых отношений, 4) это продукты сознательной волевой деятельности людей. Право и корпоративные нормы обладают формальной определенностью. Различия: 1) нормы права устанавливаются гос-ом в отличие от корпоративных норм. 2) Нормы права всегда обеспечиваются гос-ом, а корпоративные нормы только в отдельных случаях. 3) Нормы права – это общеобязательные правила поведения. Взаимодействие: 1) Корпоративные нормы получают жизнь со стороны права, корпоративные нормы способны активно изменятся в сознании людей. 2) Некоторые корпоративные нормы обеспечиваются принудительной силой гос-ва.
Технические нормы это целевые правила общего характера. Регламентируя тем или иным способом поведение людей в сфере их производственно-технической деятельности, в сфере техники, технические нормы и отражают обобщенный производственной опыт, закон природы и свойства вещества природы, лежащие в основе техники созданной человеком. Чтобы стать нормой, техническое правило должно приобрести черты правила общего характера, должно стать мерой поведения не отдельного индивида, а коллектива. К техническим нормам в широком смысле относят нормы: санитарно-гигиенические, научно-технические, экологические, правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья топлива, электроэнергии и т.д. Среди технических норм есть такие, которые в силу своей значимости получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, получив название технико-правовых (вопрос о технико-правовых нормах, несмотря на свое значение, остается одним из малоисследованных в теории государства и права). Существуют некоторые группы технических норм, находящих закрепление в законодательстве, превращаясь в нормы технико-юридического характера. К этим нормам относятся технические условия (ТУ), различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации транспорта, оборудования), индексы загрязнения окружающей среды и др. За нарушения этих норм установлена юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная. Следует подчеркнуть, что роль технических норм в регулировании общественных отношений становится более действенной тогда, когда они облекаются в форму других социальных норм в особенности правовых. Подобные, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: 1) они исходят от государства, выражают его волю; 2) обеспечиваются возможностью принуждения; 3) закрепляются в специальных актах; 4) регулируют, хотя и специфические, но весьма важные отношения. Граница между ТН и СН проходит главным образом по предмету регулирования. Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от норм социальных, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек-человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек-техника-человек). Общее у технических и социальных норм, то, что они имеют дело с человеческой деятельностью. Общее и особенное в праве и иных социальных нормах.
Одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме. Под формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права — внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма — это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя — эта та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы. Различают источники права в трех смыслах: материальном, идеологическом и формально-юридическом. Источник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова, главный правообразующий фактор. Здесь имеется в виду постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально-экономических отношений, материальные и иные потребности. Источник права в идеологическом смысле - это правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. Господствующая правовая идеология - важнейшая предпосылка формирования права. Значение термина " источник права " в юридическом смысле следует понимать только как специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения обязательности. Таким образом, юридическими источниками, или формами права являются официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве. Проблема выбора формы права чрезвычайно важна, ибо от этого зависит юридическая сила данного регулятора, его место и роль в правовой системе, а в конечном счете - и эффективность. Виды форм (источников) права 1) Правовой обычай - обычай, санкционированный государством. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится государство. Государственное санкционирование обычая производится двумя способами: а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю); б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения. В отечественной правовой литературе под обычаем понимают - правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени. Отечественная доктрина подразделяет обычаи на неправовые и правовые. Неправовой обычай — это обычай, который либо действует в обществе, где право исторически еще не сложилось (обычай родового общества), либо, действуя в государственно-организованном обществе или обществе, переход-ном к нему, регулирует неправовую социальную сферу (например, сферу этикета). Под правовым обычаем - понимается обычай, получивший санкцию государства и признаваемый вследствие этого источником права. 2) Судебный прецедент, который признавался источником права еще в Древнем Риме (преторское право). Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Суть доктрины прецедента — в обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня, а также в связанности апелляционных судов своими прежними решениями. В Англии к таким относятся Высокий суд, Апелляционный суд, палата Лордов. Условием действия системы прецедентов является наличие источников информации о прецедентах, т. е. судебных отчетов. В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется. Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. 3) Нормативно-правовой договор. Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором - выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права. 4) Нормативно-правовой акт - официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: а) компетентными органами государства, б) в порядке делегированного законодательства, в) в порядке референдума. Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права. По существу, данное понятие является синонимом понятия "законодательство" в широком смысле. Это основной источник права в странах романо-германской правовой семьи. Представляя важнейшую составляющую системы источников права, нормативно-правовые акты образуют в своей совокупности сложную структуру, построенную как по горизонтальному (отраслевому), так и по вертикальному (иерархическому) принципу. В Российской Федерации законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся: а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны), б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции, в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации. Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить. В Российской Федерации, подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие: а) указы Президента РФ, б) нормативные акты Правительства РФ, в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств) На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (т.е. мнения авторитетных ученых по вопросам права, правовые теории, учения о праве). Во многих странах как континентального, так и общего права, источником норм являются общие принципы права. Вместе с тем сегодня отсутствует единая концепция принципов права как источника права. Неодинакова также их роль в правовой системе. В качестве принципов права в истории права, а также в рамках правовых семей выступают божественная воля, разум, справедливость, неотчуждаемые права человека как высшая ценность и т. д.
Нормативно-правовой акт (НПА) - этот источник права известен с древних времен, но наибольшее распространение он получил с 19го века во многих странах. Нормативно-правовой акт - официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: а) компетентными органами государства, б) в порядке делегированного законодательства, в) в порядке референдума. Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права. По существу, данное понятие является синонимом понятия "законодательство" в широком смысле. Это основной источник права в странах романо-германской правовой семьи. Представляя важнейшую составляющую системы источников права, нормативно-правовые акты образуют в своей совокупности сложную структуру, построенную как по горизонтальному (отраслевому), так и по вертикальному (иерархическому) принципу. В РФ данный источник имеет наибольшее распространение. Совокупность действующих в гос-ве НПА именуются законом. НПА принято классифицировать по различным основаниям: 1) По субъектам правотворчества: а) акты гос органов и орг-ий, б) акты не гос-ых органов и орг-ий, в) совместные акты, г) акты народного правотворчества. Основной разновидностью НПА являются НПА установленные гос органами и орг-ями. 2ая разновидность акты не гос-ых органов и орг-ий принимаются с разрешения гос-ва. 3ая разновидность (совместные НПА) – в современной практике РФ нет таких актов, но в прошлые годы они были. Это акты, издаваемые органами гос власти совместно с негос-ми органами. 4ая – акты народного правотворчества – это НПА принимаемые населением (например, референдум). 2) С учетом действия НПА во времени: а) Постоянные – это НПА действующие неопределенно длительное время. б) Временные – это НПА срок действия, которых ограничен (срок действия указа). в) Чрезвычайные – это НПА, действующие в определённых условиях (в военное время). 3) С учетом действия в пространстве: а) общие (федеральные) – действуют на территории всей страны. б) субъектов федерации – действуют на территории субъекта федерации. в) местные – действуют на территории соответствующих территориальных образований. 4) С учетом действия НПА по кругу лиц: а) общие - распространяют свое действие на всех граждан гос-ва (конституция,). б) специальные - распространяющие свое действие на определенные категории субъектов (на студентов, следователей и т.п.). в) исключительные - направляющие свое действие на особые категории субъекта (дипломаты). Такие акты исключают действие общих и специальных норм.
Правотворчество - это деятельность, направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество госуд-ая деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой (исключ. правом) гос-ва. Правотворческая деятельность основана на целом ряде принципов т.е. определенных идей начал на которых основывается правотворчество. К основным принципам правотворчества относятся: 1) принцип демократизма, который означает, что правотворческой деятельностью занимаются различные органы и орг-ии. Кроме того, нередко в правотворческой деятельности в тех или иных формах принимает участие население. 2) принцип законности, он выражается в том, что правотворческой деятельностью различные органы и орг-ии могут заниматься только в пределах своей компетенции. 3) принцип научности. Правотворческая деятельность должна осущ-ся на научных основах. 4) принцип профессионализма, говорит о том, что НПА должны приниматься на профессиональной основе. Либо непосредственно профессионалами или с привлечением профессионалов. 5) принцип оперативности, он говори о том, что правотворчество должно оперативно реагировать на изменения, происходящие в общ-ой жизни, а также оценивать НПА на предмет их эффективности. Субъекты правотворчества – это лица осущ-ие правотворческую деятельность. Основными субъектами правотворчества являются гос-ые органы и гос-ые орг-ии. Кроме гос-ых органов и орг-ий субъектами правотворчества могут быть и не гос органы и орг-ии. Но субъектами правотворчества они становятся с санкции гос-ва, а именно тогда когда гос-во делегирует часть своих полномочий не гос-ым органам и орг-ям. В настоящее время органы местного самоуправления это не гос-ые органы, но они осущ-ют правотворческую деятельность. Кроме не гос-ых орг-ий субъектом правотворчества может выступить народ в целом (в порядке референдума). Стадии правотворчества (правотворческого процесса). Правотворчество всегда протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит несколько этапов или стадий. Вопрос о стадиях правотворческого процесса является в юр-ой науке дискуссионным. Наиболее приемлемой представляется точка зрения, согласно которой правотворческий процесс подразделяется на 2 этапа: 1) этап правотворчества связан с подготовкой проекта НПА. Этот этап является подготовительным и в своем развитии проходит 4 основные стадии: а) связана с принятием решением о подготовке проекта соответствующего НПА. Нередко такое решение выр-ся в утверждении плана законопроектных работ, того или иного правотворческого органа. б) связана с разработкой (подготовкой) проекта НПА. Проект НПА может разрабатываться либо самим органом, либо поручается тем или иным органам или каким то лицам. После того как проект юр-го акта подготовлен, наступает 3 стадия в) стадия предварительного обсуждения НПА. г) стадия утверждения проекта НПА. 2) этап правотворчества связан с принятием НПА. Это основной этап правотворчества, который в своем развитии тоже проходит 4 стадии: а) стадия правотворческой инициативы. Это внесение проекта НПА в правотворческий орган. Разновидностью правотворческой инициативы является законодательная инициатива – это внесение проекта закона в законодательный орган. б) стадия связана с обсуждением проекта НПА в правотворческом органе. в) стадия связана с принятием НПА правотворческим органом (кульминация). г) стадия это стадия подписания НПА и его официального опубликования (промульгация). Правотворчество необходимо отличать от правообразования. Правообразование - это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1) это возникновение общ-ых отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. 2) связан с осознанием необходимости правового регулирования данных общ-ых отношений. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание. 3) связан с правотворчеством. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования.
Юридическая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Исходя из этого определения можно выделить 2 основных вида юр-ой техники. 1) Правотворческая техника Правотворческую технику составляют правила, средства, и приемы которые используются при подготовке, оформлении и систематизации НПА. Разновидностью правотворческой техники является законодательная техника. 2) Техника индивидуальных правовых актов. Техника индивидуальных правовых актов – это совокупность правил, средств и приемов которые используются при подготовке и оформлении индивидуальных правовых актов (актов применения права, индивидуальных договоров и т.п.). Содержание юр-ой техники складывается из 3х основных элементов: 1) Правила юр-ой техники – подразделяются на 3 категории или части: а) правила относящиеся к внешнему оформлению НПА. Каждый НПА должен иметь заголовок, указывающий на вид НПА. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц. б) правила относящиеся к содержанию и внутренней структуре НПА. в) правила относящиеся к изложению самих норм права. 2) Средства юр-ой техники – подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юр-ой техники относят терминологию т.е. это язык который является государственным. Терминология подразделяется на общеупотребительную (лит-ый язык), специальная юр-ая терминология (выраж-ся юр-ой наукой), и специально техническая терминология (относится к др. областям знаний). Кроме общих средств используются и спец-ые средства. К ним относятся прежде всего юр-ие конструкции – идеальные модели, схемы, шаблоны которые вырабатываются юр-ой наукой и юр-ой практикой. Кроме юр-их конструкций к специальным юр-им средствам относятся презумпции и фикции. Презумпции - это предположения о сущности тех или иных фактов которые используются в процессе доказывания. Фикции – это сформулированные в законодательстве положения о не существующих явлениях, которые принимаются как действительные. Публичное и частное право.
Юридические нормы можно подразделить на две большие группы на частное и публичное право. Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения. Если частное право – это область свободы и частной инициативы, то публичное - это сфера власти и подчинения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.013 с.) |