Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма государственного устройства современной России.

Поиск

Форма государственного устройства современной России.

19. Государственно-политический режим, понятие и виды.

20. Государственно-политический режим Российской Федерации.

21. Функции государства: понятие и классификация.

22. Формы и методы осуществления функций государства.

23. Современные функции Российского государства.

24. Механизм и аппарат государства: понятие и структура.

25. Понятие, признаки и виды государственных органов.

26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

27. Содержание принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов».

28. Законодательная власть в современном государстве.

29. Исполнительная власть в современном государстве.

30. Судебная власть в современном государстве.

31. Понятие, структура политической системы общества.

32. Место и роль государства в политической системе общества.

33. Правовое государство: понятие, признаки.

34. Формирование правового государства в современной России.

35. Утверждение статуса правового государства в Конституции РФ.

36. Соотношение общества и государства.

37. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

38. Правовой статус личности: понятие, структура и классификация.

39. Основные концепции современного правопонимания.

40. Понятие, признаки и сущность права.

Принципы и функции права, их классификация.

42. Соотношение права с нормами морали, обычаями и корпоративными нормами.

43. Соотношения права с техническими нормами.

44. Понятие и виды форм (источников) права.

45. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

46. Правотворчество: понятие, стадии, принципы.

47. Понятие и требования юридической техники.

48. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

49. Понятие, признаки и виды норм права.

50. Логическая структура нормы права.

51. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. Способы изложения норм права.

52. Понятие и основные компоненты системы права. Отрасль и институт права.

53. Материальное и процессуальное право.

54. Публичное и частное право.

55. Внутригосударственное и международное право.

56. Понятие системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

57. Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов.

58. Правовая система: понятие и современная классификация.

59. Правовая система России.

60. Понятие реализации права и ее формы.

61. Применение права – особая форма реализации права. Стадии применения права.

62. Правоприменительный акт: понятие, структура и виды.

63. Пробел в праве и способы его преодоления.

64. Юридические коллизии и способы их разрешения.

65. Понятие, признаки и виды правоотношений.

66. Структура и содержание правоотношений.

67. Правосубъектность: понятие и ее виды.

68. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.

69. Понятие и способы толкования норм права.

70. Виды толкования норм права по объему и субъектам.

71. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

72. Правовое регулирование: понятие, предмет и методы. Стадии и механизм правового регулирования.

73. Правомерное поведение: понятие, структура и виды.

74. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

75. Состав правонарушения.

76. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

77. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

78. Законность: понятие, содержание, принципы.

79. Понятие и виды правопорядка, его соотношение с общественным порядком.

80. Правосознание: понятие, структура, виды.

81. Правовая культура: понятие и структура.

82. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

 

 

  1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина, ее значение для науки и практики.

 

Понятие, т.е. термин ТГП употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под ТГП подразумевается вся юридическая наука, в этом значении данное понятие употребляется очень редко т.к. вместо него обычно используется такие понятия как Юрид-ая наука, правоведение, юриспруденция. Под ТГП в узком смысле подразумевается одна из юрид-их наук которую традиционно именуют ТГП. В то же время существуют и некоторые другие наименования этой науки: Общая теория права, Теория права, Общая теория права и гос-ва, Теория права и гос-ва, Общая теория гос-ва.

ТГП как наука это совокупность знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития, и функционирования Г и П.

Основные черты ТГП.

1) ТГП – это гуманитарная (общественная) наука. Все науки делятся на естественные, технические и общественные.

2)Г и П – общественные явления, являются определенными элементами общ-ва, они непосредственно связаны с человеческими общественными отношениями. По этому наука изучающая Г и П является гуманитарной, общ-ой наукой.

3) ТГП – политико-правовая наука. Политико-правовой характер определяется тем, что она изучает гос-во т.е политическое явление и право которое является правовым, юридическим явлением.

4) ТГП – это единая наука о гос-ве и праве. Хотя гос-во и право различные явления тем не менее они очень тесно связаны и находятся в определенном единстве друг с другом. ТГП изучает их в этом единстве и потому является единой наукой о гос-ве.

5) ТГП – это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не единственная наука изучающая Г и П. Но в отличии от других наук в том числе и юридических ТГП изучает самые общие вопросы Г и П, она изучает наиболее общие закономерности возникновения развития и функционирования Г и П.

6) ТГП – это фундаментальная юрид-ая наука, она не занимается изучением прикладных сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих глубоко теоретических фундаментальных знаний о Г и П.

7) ТГП – это методологическая наука. К методологическим наукам относятся науки формирующие мировоззрение т.е. взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относятся прежде всего Философия (учение о мудрости) однако кроме Философии подобную т.е. методологическая роль выполняют и некоторые др. науки. В сис-ме юрид-их наук такой наукой является ТГП.

 

 

Гос-во это всеобъемлющая суверенная политико-территориальная орг-ия, обладающая публичной властью, со спец-ым аппаратом управления и принуждения и осущ-ет руководство общ-ом в интересах либо народа в целом, либо класса, либо какой то соц-ой группы.

Сущность гос-ва. В понимание сущности гос-ва существуют два основных подхода классовый и надклассовый.

Классовый подход в понимании сущности гос-ва выражен в основном в марксистко-лениской теории гос-ва. Согласно марксистко-лениской теории, гос-во есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Гос-во в марксистко-лениской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами.

Другой подход – надклассовый, выр-ся в различных не марксистских теориях гос-ва: теория правового гос-ва, теория плюралистической демократии, теория гос-ва благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность гос-ва, но не одна из этих теорий не рассматривает гос-во как орудие классового господства.

В совр. отеч. ТГП вопрос о сущности гос-ва решается по разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность гос-ва не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению сущность гос-ва имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность гос-ва – двуединая сущность.

В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая либо общесоц-ая сторона сущности гос-ва. Согласно др. точке зрения гос-во носило классовый характер в прошлом. Совр-ое гос-во классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие соц-ых компромиссов.

Сущ-ют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход в характеристики сущности гос-ва, акцентирующий внимание на управленческую деятельность гос-ва. Согласно этому: сущность гос-ва выр-ся в том что гос-во есть орг-ия осущ-ая руководство и управление обществом. Это управление может выр-ся в разл-ых формах в том числе и в подавлении одних классов другими.

 

Тип цивилизации.

Древневосточное

Древнеафинское

Древнеримское

Средневековое

Современное

Форма государства:

Форма правления (республика, монархия),

Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация),

Форма политического режима (тоталитарный, авторитарный, демократический, антидемократический).

По форме правления: Монархия – древневосточная (Вавилон, Индия, Древний Египет), римская централизованная, средневековая раннефеодальная (древнерусское государство), сословно-представительная (парламент в Англии), абсолютная (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная конституционная (Великобритания, Япония). Республика – афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековая (Венеция, Новгород), современная парламентская (Австрия, Италия), президентская (США).

Форма государства - организация гос власти или организацию государства в целом.

Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

 

 

Право и мораль.

Моральэто представления людей о добре и зле, о долге, чести и достоинстве, а справедливом и несправедливом, и соответствующие этим представлениям нормы.

Мораль складывается из: 1. Из представлений людей о добре и зле и тд. 2. Из норм которые соответствуют этим представлениям.

Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль – это:

1) правила поведения,

2) обладают общим характером,

3) это регулятор общ-ых отношений,

4) это продукты сознательной волевой деятельности людей.

Различия права и морали выражается в следующем:

1) нормы права устанавливаются гос-ом в отличии от норм морали.

2) Нормы права всегда обеспечиваются гос-ом. Нормы морали обеспечиваются гос-ом только в отдельных случаях.

3) Нормы права – это общеобязательные правила поведения.

4) Нормы права – это формально определенные правила поведения.

5) Можно назвать и такое различие по времени возникновения исторически мораль возникла задолго до возникновения гос-ва и права.

Права и мораль тесно взаимодействуют между собой:

1) Право в процессе регулирования общ-ых отношений опирается на нормы морали и учитывает их в этой связи право приобретает всегда нравственное содержание.

2) Мораль получает определенную поддержку со стороны права, мораль способна активно изменятся в сознании людей.

3) Некоторые нормы морали обеспечиваются принудительной силой гос-ва.

Несмотря на тесное взаимодействие между правом и моралью могут возникать противоречия.

 

Право и обычай.

Обычай - это правила поведения сложившиеся в результате повторения людьми определенных действий.

Обычаи рождаются постепенно и передаются по поколениям. Традиции рождаются в следствие почитания. Иногда обычаи и традиции отождествляются, хотя между ними есть различия. 1. Обычай- это конкретные правила поведения. Традиция- это несколько абстрактное правило поведения, выступающая как определённая линия поведения. 2. Обычай формируется постепенно, традиции в результате почина.

Единство право и обычая заключается в том что это:

1) это правила поведения (это общие правила поведения),

2) это регуляторы общественных отношений.

Различие:

1) право общеобязательно, а обычай не общеобязателен

2) право это единая система, а обычай носит локальный хар-тер.

3) право это формально-определённые правила поведения, а обычаи носят устный хар-р, и содержится в пословицах и т.п.

4) право обеспечивается гос-ым принуждением, а обычаи не обеспечиваются гос-ым принуждением.

Взаимодействие: право и обычаи регулируют правила поведения вместе они как бы соприкасаются, право часто учитывает действия обычаев иногда обычаи возносят в ранге правовых обычаев и обычай становится правом, иногда право выступает против обычаев.

 

Право и корпоративные нормы.

Корпоративные нормыэто правила поведения регулирующие общ-ые отношения внутри различных общ-ых орг-ий между их членами.

Единство права и корпоративных норм выражается в наличии у них определенных общих черт:

1) это правила поведения, право

2) обладают общим характером,

3) это регулятор общ-ых отношений,

4) это продукты сознательной волевой деятельности людей.

Право и корпоративные нормы обладают формальной определенностью.

Различия:

1) нормы права устанавливаются гос-ом в отличие от корпоративных норм.

2) Нормы права всегда обеспечиваются гос-ом, а корпоративные нормы только в отдельных случаях.

3) Нормы права – это общеобязательные правила поведения.

Взаимодействие:

1) Корпоративные нормы получают жизнь со стороны права, корпоративные нормы способны активно изменятся в сознании людей.

2) Некоторые корпоративные нормы обеспечиваются принудительной силой гос-ва.

 

  1. Соотношения права с техническими нормами.

 

Технические нормы это целевые правила общего характера. Регламентируя тем или иным способом поведение людей в сфере их производственно-технической деятельности, в сфере техники, технические нормы и отражают обобщенный производственной опыт, закон природы и свойства вещества природы, лежащие в основе техники созданной человеком.

Чтобы стать нормой, техническое правило должно приобрести черты правила общего характера, должно стать мерой поведения не отдельного индивида, а коллектива.

К техническим нормам в широком смысле относят нормы: санитарно-гигиенические, научно-технические, экологические, правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья топлива, электроэнергии и т.д.

Среди технических норм есть такие, которые в силу своей значимости получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, получив название технико-правовых (вопрос о технико-правовых нормах, несмотря на свое значение, остается одним из малоисследованных в теории государства и права).

Существуют некоторые группы технических норм, находящих закрепление в законодательстве, превращаясь в нормы технико-юридического характера.

К этим нормам относятся технические условия (ТУ), различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации транспорта, оборудования), индексы загрязнения окружающей среды и др.

За нарушения этих норм установлена юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная.

Следует подчеркнуть, что роль технических норм в регулировании общественных отношений становится более действенной тогда, когда они облекаются в форму других социальных норм в особенности правовых.

Подобные, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы:

1) они исходят от государства, выражают его волю;

2) обеспечиваются возможностью принуждения;

3) закрепляются в специальных актах;

4) регулируют, хотя и специфические, но весьма важные отношения.

Граница между ТН и СН проходит главным образом по предмету регулирования.

Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от норм социальных, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек-человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек-техника-человек).

Общее у технических и социальных норм, то, что они имеют дело с человеческой деятельностью.

Общее и особенное в праве и иных социальных нормах.

 

  1. Понятие и виды форм (источников) права.

 

Одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме.

Под формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках.

Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права — внешней и внутренней.

По их мнению, внешняя формаэто закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения,

а внутренняяэта та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы.

Различают источники права в трех смыслах: материальном, идеологическом и формально-юридическом.

Источник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова, главный правообразующий фактор. Здесь имеется в виду постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально-экономических отношений, материальные и иные потребности.

Источник права в идеологическом смысле - это правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. Господствующая правовая идеология - важнейшая предпосылка формирования права.

Значение термина " источник права " в юридическом смысле следует понимать только как специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения обязательности.

Таким образом, юридическими источниками, или формами права являются официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве.

Проблема выбора формы права чрезвычайно важна, ибо от этого зависит юридическая сила данного регулятора, его место и роль в правовой системе, а в конечном счете - и эффективность.

Виды форм (источников) права

1) Правовой обычай - обычай, санкционированный государством. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится государство.

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

В отечественной правовой литературе под обычаем понимают - правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени.

Отечественная доктрина подразделяет обычаи на неправовые и правовые.

Неправовой обычайэто обычай, который либо действует в обществе, где право исторически еще не сложилось (обычай родового общества), либо, действуя в государственно-организованном обществе или обществе, переход-ном к нему, регулирует неправовую социальную сферу (например, сферу этикета).

Под правовым обычаем - понимается обычай, получивший санкцию государства и признаваемый вследствие этого источником права.

2) Судебный прецедент, который признавался источником права еще в Древнем Риме (преторское право).

Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии).

Суть доктрины прецедента — в обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня, а также в связанности апелляционных судов своими прежними решениями. В Англии к таким относятся Высокий суд, Апелляционный суд, палата Лордов.

Условием действия системы прецедентов является наличие источников информации о прецедентах, т. е. судебных отчетов.

В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется.

Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом.

3) Нормативно-правовой договор. Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов.

Нормативно-правовым договором - выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила.

Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права.

4) Нормативно-правовой акт - официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме:

а) компетентными органами государства,

б) в порядке делегированного законодательства,

в) в порядке референдума.

Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права. По существу, данное понятие является синонимом понятия "законодательство" в широком смысле. Это основной источник права в странах романо-германской правовой семьи.

Представляя важнейшую составляющую системы источников права, нормативно-правовые акты образуют в своей совокупности сложную структуру, построенную как по горизонтальному (отраслевому), так и по вертикальному (иерархическому) принципу.

В Российской Федерации законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные.

К числу конституционных относятся:

а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны),

б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции,

в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией

Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.

В Российской Федерации, подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие:

а) указы Президента РФ,

б) нормативные акты Правительства РФ,

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств)

На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.

В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (т.е. мнения авторитетных ученых по вопросам права, правовые теории, учения о праве).

Во многих странах как континентального, так и общего права, источником норм являются общие принципы права. Вместе с тем сегодня отсутствует единая концепция принципов права как источника права. Неодинакова также их роль в правовой системе. В качестве принципов права в истории права, а также в рамках правовых семей выступают божественная воля, разум, справедливость, неотчуждаемые права человека как высшая ценность и т. д.

 

  1. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

 

Нормативно-правовой акт (НПА) - этот источник права известен с древних времен, но наибольшее распространение он получил с 19го века во многих странах.

Нормативно-правовой акт - официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: а) компетентными органами государства, б) в порядке делегированного законодательства, в) в порядке референдума.

Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права. По существу, данное понятие является синонимом понятия "законодательство" в широком смысле. Это основной источник права в странах романо-германской правовой семьи.

Представляя важнейшую составляющую системы источников права, нормативно-правовые акты образуют в своей совокупности сложную структуру, построенную как по горизонтальному (отраслевому), так и по вертикальному (иерархическому) принципу.

В РФ данный источник имеет наибольшее распространение. Совокупность действующих в гос-ве НПА именуются законом.

НПА принято классифицировать по различным основаниям:

1) По субъектам правотворчества:

а) акты гос органов и орг-ий,

б) акты не гос-ых органов и орг-ий,

в) совместные акты,

г) акты народного правотворчества.

Основной разновидностью НПА являются НПА установленные гос органами и орг-ями. 2ая разновидность акты не гос-ых органов и орг-ий принимаются с разрешения гос-ва. 3ая разновидность (совместные НПА) – в современной практике РФ нет таких актов, но в прошлые годы они были. Это акты, издаваемые органами гос власти совместно с негос-ми органами. 4ая – акты народного правотворчества – это НПА принимаемые населением (например, референдум).

2) С учетом действия НПА во времени:

а) Постоянные – это НПА действующие неопределенно длительное время.

б) Временные – это НПА срок действия, которых ограничен (срок действия указа).

в) Чрезвычайные – это НПА, действующие в определённых условиях (в военное время).

3) С учетом действия в пространстве:

а) общие (федеральные) – действуют на территории всей страны.

б) субъектов федерации – действуют на территории субъекта федерации.

в) местные – действуют на территории соответствующих территориальных образований.

4) С учетом действия НПА по кругу лиц:

а) общие - распространяют свое действие на всех граждан гос-ва (конституция,).

б) специальные - распространяющие свое действие на определенные категории субъектов (на студентов, следователей и т.п.).

в) исключительные - направляющие свое действие на особые категории субъекта (дипломаты). Такие акты исключают действие общих и специальных норм.

 

 

  1. Правотворчество: понятие, стадии, принципы.

 

Правотворчество - это деятельность, направленная на установление, изменение или отмену норм права.

Правотворчество госуд-ая деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой (исключ. правом) гос-ва.

Правотворческая деятельность основана на целом ряде принципов т.е. определенных идей начал на которых основывается правотворчество.

К основным принципам правотворчества относятся:

1) принцип демократизма, который означает, что правотворческой деятельностью занимаются различные органы и орг-ии. Кроме того, нередко в правотворческой деятельности в тех или иных формах принимает участие население.

2) принцип законности, он выражается в том, что правотворческой деятельностью различные органы и орг-ии могут заниматься только в пределах своей компетенции.

3) принцип научности. Правотворческая деятельность должна осущ-ся на научных основах.

4) принцип профессионализма, говорит о том, что НПА должны приниматься на профессиональной основе. Либо непосредственно профессионалами или с привлечением профессионалов.

5) принцип оперативности, он говори о том, что правотворчество должно оперативно реагировать на изменения, происходящие в общ-ой жизни, а также оценивать НПА на предмет их эффективности.

Субъекты правотворчестваэто лица осущ-ие правотворческую деятельность.

Основными субъектами правотворчества являются гос-ые органы и гос-ые орг-ии. Кроме гос-ых органов и орг-ий субъектами правотворчества могут быть и не гос органы и орг-ии. Но субъектами правотворчества они становятся с санкции гос-ва, а именно тогда когда гос-во делегирует часть своих полномочий не гос-ым органам и орг-ям. В настоящее время органы местного самоуправления это не гос-ые органы, но они осущ-ют правотворческую деятельность. Кроме не гос-ых орг-ий субъектом правотворчества может выступить народ в целом (в порядке референдума).

Стадии правотворчества (правотворческого процесса).

Правотворчество всегда протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит несколько этапов или стадий. Вопрос о стадиях правотворческого процесса является в юр-ой науке дискуссионным. Наиболее приемлемой представляется точка зрения, согласно которой правотворческий процесс подразделяется на 2 этапа:

1) этап правотворчества связан с подготовкой проекта НПА. Этот этап является подготовительным и в своем развитии проходит 4 основные стадии:

а) связана с принятием решением о подготовке проекта соответствующего НПА.

Нередко такое решение выр-ся в утверждении плана законопроектных работ, того или иного правотворческого органа.

б) связана с разработкой (подготовкой) проекта НПА.

Проект НПА может разрабатываться либо самим органом, либо поручается тем или иным органам или каким то лицам. После того как проект юр-го акта подготовлен, наступает 3 стадия

в) стадия предварительного обсуждения НПА.

г) стадия утверждения проекта НПА.

2) этап правотворчества связан с принятием НПА. Это основной этап правотворчества, который в своем развитии тоже проходит 4 стадии:

а) стадия правотворческой инициативы. Это внесение проекта НПА в правотворческий орган. Разновидностью правотворческой инициативы является законодательная инициатива – это внесение проекта закона в законодательный орган.

б) стадия связана с обсуждением проекта НПА в правотворческом органе.

в) стадия связана с принятием НПА правотворческим органом (кульминация).

г) стадия это стадия подписания НПА и его официального опубликования (промульгация).

Правотворчество необходимо отличать от правообразования.

Правообразование - это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа:

1) это возникновение общ-ых отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось.

2) связан с осознанием необходимости правового регулирования данных общ-ых отношений. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание.

3) связан с правотворчеством. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования.

 

 

  1. Понятие и требования юридической техники.

 

Юридическая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов.

Исходя из этого определения можно выделить 2 основных вида юр-ой техники.

1) Правотворческая техника

Правотворческую технику составляют правила, средства, и приемы которые используются при подготовке, оформлении и систематизации НПА. Разновидностью правотворческой техники является законодательная техника.

2) Техника индивидуальных правовых актов.

Техника индивидуальных правовых актов – это совокупность правил, средств и приемов которые используются при подготовке и оформлении индивидуальных правовых актов (актов применения права, индивидуальных договоров и т.п.).

Содержание юр-ой техники складывается из 3х основных элементов:

1) Правила юр-ой техникиподразделяются на 3 категории или части:

а) правила относящиеся к внешнему оформлению НПА. Каждый НПА должен иметь заголовок, указывающий на вид НПА. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц.

б) правила относящиеся к содержанию и внутренней структуре НПА.

в) правила относящиеся к изложению самих норм права.

2) Средства юр-ой техники – подразделяются на общие и специальные.

К общим средствам юр-ой техники относят терминологию т.е. это язык который является государственным.

Терминология подразделяется на общеупотребительную (лит-ый язык), специальная юр-ая терминология (выраж-ся юр-ой наукой), и специально техническая терминология (относится к др. областям знаний).

Кроме общих средств используются и спец-ые средства. К ним относятся прежде всего юр-ие конструкции – идеальные модели, схемы, шаблоны которые вырабатываются юр-ой наукой и юр-ой практикой. Кроме юр-их конструкций к специальным юр-им средствам относятся презумпции и фикции.

Презумпции - это предположения о сущности тех или иных фактов которые используются в процессе доказывания.

Фикции – это сформулированные в законодательстве положения о не существующих явлениях, которые принимаются как действительные.

Публичное и частное право.

 

Юридические нормы можно подразделить на две большие группы на частное и публичное право.

Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения.

Если частное правоэто область свободы и частной инициативы, то публичное - это сфера власти и подчинения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.013 с.)