Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правосубъектность: понятие и ее виды.

Поиск

 

Для того, что бы быть субъектом правоотношений индивиды и орг-ии должны обладать таким качеством как Правосубъектность – это способность быть субъектом права отсюда и субъектом правоотношений.

Вместе с тем, правосубъектность это комплексное понятие, включающее в свой состав 2 элемента: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это способность иметь юр-ие права и обязанности, т.е. если индивид или орг-ия способны иметь юр-ие права и обязанности, значит они правоспособны. Обычно правоспособность рассматривают, как абстрактную возможность иметь юр-ие права и обязанности.

Принято различать правоспособность индивидов, в частности граждан, возникает с момента их рождения и прекращается смертью. А правоспособность орг-ии возникает с момента официального создания орг-ии и прекращается с момента ликвидации.

В лит-ре нередко правоспособность подразделяют на общую, отраслевую (трудовая) и специальную (некоторые орг-ии обладают).

Дееспособность – это способность самостоятельно своими действиями осущ-ть свои юр-ие права и обязанности. Понятие дееспособность имеет значение только для индивидов, поскольку дееспособность орг-ий сливается с их правоспособностью и автономно от правоспособности сущ-ть не может.

Дееспособность индивида имеет значение только в области гр. права. Правоспособность с рождения, а дееспособность с 18ти лет.

На дееспособность влияет возраст, психическое здоровье индивида т.к. лица, имеющие психические заболевания могут быть признаны судом недееспособными. Так же, и некоторые др. факторы могут повлиять на дееспособность: родственные отношения, лица принимающие алкоголь или наркотики могут быть признаны частично недееспособными.

Права недееспособных лиц осущ-ют их законные представители.

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – это способность самостоятельно нести юр-ую ответственность за правонарушение.

Деликтоспособность часто выделяют как дееспособность в охранительных правоотношениях. Иногда деликтоспособности придают самостоятельное значение и рассматривают её не как разновидность дееспособности, а как самостоятельный третий элемент правосубъектности.

 

 

  1. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.

 

Юр-ие факты – это основания возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений.

Юр-ие факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки:

1) Юр-ие факты – это определенные жизненные обстоятельства, т.е. факты реальной действительности, связанные с жизнью людей.

2) Юр-ми фактами являются только такие факты реальной действительности, которые нашли отражение в гипотезах правовых норм и с которыми нормы права связали наступление определенных юр-их последствий, т.е. либо возникновение либо изменение, либо прекращение правоотношений.

Классификация юр-их фактов.

1) С учетом волевого содержания или связи фактов с индивидуальной волей отсюда юр-ие факты подразделяются на: события и действия.

События – это факты, наступление которых прямо не связано с волей человека. События делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные – это такие факты, наступление которых вообще не зависит от воли человека (стихийные бедствия, достижение определенного возраста, естественная смерть).

Относительные – это факты, наступление которых связано с волей человека. Начинается факт обычно по воле человека, а заканчивается помимо воли (рождение ребенка, смерть человека в результате самоубийства).

Действия – это юр-ие факты, которые всецело зависят от воли людей. Действия подразделяются на: правомерные и неправомерные.

Правомерные – это действия связанные с выполнением требований правовых норм.

Подразделяются на:

1) Юр-ие акты – это правомерные действия, имеющие своей целью вызвать определенный правовой результат (сделки, договоры, АПП и т.п.)

2) Юр-ие поступки – это правомерные действия, которые вызывают правовой результат уже в силу своего существования, т.е. целенаправленность таких действий никакого значения не имеет (художник рисует картину и становится автором в любом случае).

Неправомерные – это действия, нарушающие нормы права, носящие противоправный характер. К ним относятся: правонарушения, объективно противоправные деяния (нет либо субъекта, либо субъективной стороны), злоупотребление правом.

2) С учетом правовых последствий юр-ие факты делят на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Правообразующие вызывают возникновение правоотношений, т.е. объем субъективных прав и обязанностей (подача заявление о приеме на работу).

Правоизменяющие - изменяют юр-ое содержание правоотношений, т.е. объем субъективных прав и обязанностей.

Правопрекращающие – прекращают правоотношения (смерть человека).

Нередко один и тот же факт может быть, в одних случаях правообразующим в др. правопрекращающим.

3) С учетом элементарного состава (сложности) юр-ие факты делятся на: простые и сложные.

Простые – одноэлементные факты (договор займа).

Сложные – многоэлементные элементы (правонарушение).

4) С учетом продолжительности существования юр-ие факты делятся на: факты однократного действия и на факты состояния.

Факты однократного действия сущ-ют непродолжительное время (договор займа).

Факты состояния сущ-ют неопределенно длительное время (состояние в родстве, в браке).

5) С учетом формы выражения юр-ие факты делятся на: положительные (реально сущ-ий факт) и отрицательные (отсутствие факта тоже факт).

Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один юр-ий факт, а определенная совокупность. Такая совокупность юр-их фактов в юриспруденции именуется фактическим (юр-им составом).

Фактический состав – это такая совокупность юр-их фактов, которая необходима для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Классификация фактических составов:

1) С учетом правовых последствий подразделяются на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

2) С учетом порядка накопления юр-их фактов в состав, юр-ие составы делят на: простые, сложные и смешанные.

Простые – факты накапливаются в любой последовательности в любом порядке.

Сложные – факты накапливаются в строго определенной последовательности.

Смешанные – факты накапливаются вначале в любой, затем в строго определенной последовательности.

Фактические составы необходимо отличать от сложных юр-их фактов. Это отличие состоит в том, что фактические составы – это всегда совокупность юр-их фактов, т.е. несколько юр-их фактов, взятых вместе, а сложный юр-ий факт – это всегда один факт, но состоящий из нескольких элементов.

 

  1. Понятие и способы толкования норм права.

 

Толкование правовых норм – деятельность гос. органов, общ-ых организаций, должностных лиц и граждан по уяснению и разъяснению правовых норм.

Оно состоит из 2 этапов:

1) Уяснение смысла и содержания норм (для себя);

2) Разъяснение смысла и содержания правовых норм (во вне) для адресата правоприменения.

Способы толкования правовых норм:

1) Грамматический – означает уяснение текста грамматических форм (род, падеж, число, склонение и т.д.). Означает уяснение терминологических выражений, морфологических и синтаксических структур.

2) Систематический – означает выяснение нормы среди других правовых норм.

3) Историко-политический – означает выяснение для правоприменителей обстановки в которой создавалась эта норма.

4) Логический – означает использование законов формальной логики.

5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.

6) Телеологическое (целевое) толкование, направлено на уяснение целей издания правовых актов. Разумеется, подобное толкование необходимо не всегда.

7) Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма.

Виды толкования:

1) Официальное – осуществляют специальные органы (суды) или органы, принимающие их (Федеральное собрание). Официальное толкование подразделяется на аутентическое и легальное.

Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции. Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда — толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.

2) Неофициальное – когда растолковывание ведется юристами, ученными и т.д. (лица не уполномоченные официально). Неофициальное толкование подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.

Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.

Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.

В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.

В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.

При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.

Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма.

Функции толкования:

- Познавательная функция

- Конкретизационная функция

- Регламентирующая функция

- Правообеспечительная функция

- Сигнализаторская функция

 

 

  1. Виды толкования норм права по объему и субъектам.

 

Нормы права толкуются всеми субъектами их реализующими. Однако юр-ое значение результатов толкования различаются в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования права по его субъектам:

1) Официальное толкование - это разъяснения, которые дают в официальном порядке гос-ые органы и должностные лица в рамках их компетенции. Такое разъяснение может быть нормативным и казуальным(индивидуальным).

Нормативное толкование - это официальное разъяснение, которое, как и норма права обладает общим действием. К нормативному толкованию относятся: аутентичное (разъяснение исходящие от того же самого органа, который издал толкуемую норму) и легальное (разъяснение исходящие от компетентного органа, в отношение акта, изданного др. органом).

Казуальное - официальное разъяснение обязательное только для конкретного случая, для данного юр-го дела.

2) Неофициальное толкование - это разъяснение не имеющие формально-юридического обязательного значения т.е. лишенные юр-ой силы. Такое толкование подразделяется на 3 вида:

Доктринальное (разъяснения даваемые учеными работниками, преподавателями, в результате непосредственного теоретического анализа права, правовых доктрин.)

Специально-компетентноетолкование (разъяснения, которые основаны на профессиональных знаниях в области политики и права, в том числе толкование осуществляемое юристами-практиками).

Обыденное толкование (пояснение и мнение в отношение законов, юр-ой практики, которые дают люди на основе житейского опыта массового правосознания.)

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения буквального текста и действительного содержания юр-их норм. Исходя из этого соотношения, различаются 3 вида толкования по объему:

1) Буквальное (адекватное) - это такое толкование в соответствии, с которым действительное содержание юр-их норм раскрытое в результате толкования соответствует буквальному тексту и букве закона.

2) Распространительное - это такое толкование в соответствии, с которым действительное содержание юр-их норм раскрытое в результате толкования шире, чем буквальное.

3) Ограничительное - это такое толкование в соответствии, с которым действительное содержание юр-их норм раскрытое в результате толкования уже, чем буквальный текст.

Распространительное и ограничительное толкование осущ-ся строго в пределах толкующей нормы.

 

 

  1. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

Акты толкования норм права представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизациию и уточнение их предписаний.

В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования (интерпретационные акты).

Акт толкования права - это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм.

Акты толкования не просто разъясняют смысл норм права, но содержат, прежде всего, конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права.

Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение, которое проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений.

Виды актов толкования различаются в зависимости от:

1) Типов официального толкования (акты нормативного и казуального толкования);

2) Юридической природы (интерпретационные акты правотворческих и правоприменительных органов);

3) Конкретных органов, осуществляющих толкование, (акты суда, прокуратуры, администрации и др.);

4) Формы (постановления, разъяснения, приказы, инструкции и т.д.);

5) Предмета правового регулирования (акты толкования конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др.);

6) Характера (материальные и процессуальные интерпретационные акты).

Самостоятельное значение, прежде всего, имеют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно - правовым и индивидуальным актам.

 

Особенность интерпретационных актов в том, что они действуют в единстве с теми НПА, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их содержания и сферы распространения.

ИА правотворчества – будучи офиц. разъяснениями действительного содержания норм права, в то же время являются источниками права, так как содержат конкретизирующие нормы.

Индивидуальные ИА – акты, которые содержат указания по поводу применения правовой нормы к конкретным жизненным ситуациям. В отличие от ИА правотворчества, они не являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляют собой своеобразную форму юридической практики.

 

 

  1. Правовое регулирование: понятие, предмет и методы. Стадии и механизм правового регулирования.

 

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи норм права и др. правовых средств воздействие на общ-ые отношения с целью их упорядочения.

Признаки:

1) Правовое регулирование – это определенное воздействие на общ-ые отношения.

2) Правовое регулирование – воздействие, которое осуществляется либо гос-ом, либо с разрешения гос-ва. (правовое рег-ие это в принципе гос-ое регулирование).

3) Правовое регулирование – это воздействие, которое осущ-ся при помощи норм права и др. правовых средств (правоотношений, актов реализации права, АПП).

4) Правовое регулирование – это воздействие, направленное на упорядочение общ-ых отношений, на привидение их в опред-ую систему.

Виды правового регулирования:

1) С учетом субъектов осуществляющих правовое регулирование делятся на: гос-ое и не гос-ое.

2) По средствам делится на: нормативное (при помощи нормативных актов) и ненормативное (при помощи индив-ых правых средств, АПП).

Правовое регулирование не следует отождествлять с правовым воздействием, т.к. правовое воздействие понятие более широкое. Правовое регулирование – это лишь одна из форм (основная).

Др. формами правового регулирования является информационное воздействие права и ценностно-ориентационное правовое воздействие.

Информационное правовое воздействие выражается в том, что право несет определенную информацию.

Ценностное правовое воздействие выражается в том, что право ориентирует поведение людей на определенные поступки (на совершение или несовершение каких либо действий).

Информационное и ценностное правовое воздействие осуществляются параллельно с правовым регулированием (когда НПА вступил в силу и начал действовать) или предшествует правовому регулированию (когда НПА опубликован, но в законную силу не вступил т.к. не все НПА начинают действовать с его момента опубликования).

Предмет правового регулированияэто общ-ые отношения, но не все общ-ые отношения регулируются правом, по этому предмет правового регулирования состоит в следующем:

1) Волевые общ-ые отношения (есть и те, которые складываются помимо воли людей).

2) Конкретные волевые отношения (право не способно регулировать волевые отношения как процесс - Пример: не может регулировать демографический процесс).

3) Конкретные волевые отношения поддающиеся внешнему контролю (право не может регулировать не поддающиеся контролю отношения – любовь, дружбу).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.011 с.)