Исполнительная власть в современном государстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнительная власть в современном государстве.



 

Исполнительно-распорядительные органы власти

Образуют органы, которые занимаются оперативным управлением, т.е. систематическим воздействием субъекта (органа управления) на объект (определенная сфера общества).

Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной.

Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

К исполнительной власти относятся органы исполнительной власти на местах, на уровне субъекта Федерации, на уровня района. Большинству из этих органов характерно двойное подчинение, к главе администрации, а также по вертикали своему соответствующему министерству.

По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

 

 

  1. Судебная власть в современном государстве.

 

Органы правосудия

Разрешением конкретных индивидуальных дел; вынесение по ним решений в соответствии с процессуальным законодательством организационным и независимым органом – судом.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам.

Конституционный суд РФ – является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование.

Верховный суд РФ – является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший арбитражный суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

 

  1. Понятие, структура политической системы общества.

Политическая система общества - это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоёв, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через гос-во.

Политическая сис-ма общ-ва - взятые в единстве гос-ые и негос-ые орг-ии участвующие в политической жизни общ-ва.

В структуре выделяются 3 элемента: гос-во, политические партии и полит-ие движения и иные не гос-ые орг-ии участвующие в политической жизни общ-ва.

Своеобразную роль в политической системе играет церковь как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью. Отношение государства к церкви как к элементу неполитического характера закреплено в конституциях современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Основным законом (ст. 14) церковь формально исключена из политической системы. Однако прямо и косвенно церковь пользуется сбоим духовным влиянием на политическую жизнь, то есть фактически является элементом политического общества.

Политическая система общества - это органическое единство государственных и общественных организаций, осуществляющих социально-политическое травление обществом.
Это системное образование имеет сложную структуру, состоящую из элементов различных уровней и взаимосвязей между ними. Элементами политической системы являются: государство, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социальные институты. В зависимости от степени участия в политической жизни эти органы и организации в научной литературе подразделяются на следующие группы.

Компонентами политической системы являются:

а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические орг-ии. и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

 

  1. Место и роль государства в политической системе общества.

 

Политическая сис-ма общ-ва - взятые в единстве гос-ые и негос-ые орг-ии участвующие в политической жизни общ-ва.

В структуре выделяются 3 элемента: гос-во, политические партии и полит-ие движения и иные не гос-ые орг-ии участвующие в политической жизни общ-ва.

Гос-во в политической сис-ме общ-ва занимает центральное место и ведущую роль, а об этом говорит следующее:

1)Гос-во самая всеобъемлющая политическая орг-ия,

2)Гос-во официальный представитель общ-ва. И по этому гос-во решает все основные задачи стоящие перед общ-ом.

3)Гос-во располагает разветвленным аппаратом управления.

4)Гос-во обладает спец. средствами (силой: армия, полиция, суд-ые органы).

5)Гос-во способно творить право – основной регулятор общ-ых отношений.

6)Гос-во это суверенная орг-ия, а это означает что гос-во обладает верховенством по отношению к др. политическим орг-ям.

7)Гос-во это исторически первая политическая орг-ия.

Государство как политическая организация имеет открытые и теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности. В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, то есть ведут политическую игру.

 

  1. Правовое государство: понятие, признаки.

Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.
Признаки правового государства:
• Верховенство закона.
• Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод.
• Четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы разных ветвей государственной власти действуют в пределах своей компетенции, не подменяют друг друга, устанавливают взаимный контроль.
• Сильная судебная власть.
• Демократизм.

Верховенство закона в правовом государстве означает, что:
• Законы, как акты высшей юридической силы содержат исходные, первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
• Действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы государства призваны обеспечить неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации;
• Все нормативно-правые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить.

Будучи демократическим по своей сути, правовые государства предоставляют самые широкие права всем гражданам. Все гражданские права делятся на основные и процедурные. Основные права:
• Право на жизнь.
• Право на достоинство личности, свободу от пыток, насилия.
• Право наследования.
• Право на личную неприкосновенность.
• Право на неприкосновенность частной жизни.
• Право на неприкосновенность жилища.
• Право на свободное передвижение по стране и «въезд-выезд».
• Право частной собственности охраняется законом.
Процедурные гражданские права:
• Статья 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
• Статья 47 предусматривает суд присяжных (наиболее объективную форму рассмотрения судебных дел).
• Статья 48 гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи.
• Принцип презумпции невиновности (ст. 49).
• Право позволяющее родственникам не свидетельствовать друг против друга (ст.51).
• Ошибки следствия. На этот случай предусмотрено возмещение государством причиненного ему вреда (ст. 53).

Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.

 

 

  1. Формирование правового государства в современной России.

 

Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последние два десятилетия. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности.

Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью. Преемственность же названного процесса выражается в следующем: а) мировая идея, правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

1)гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

2) экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

3)налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

4) до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие внеправовых законов — это не самое главное.

 

 

  1. Утверждение статуса правового государства в Конституции РФ.

Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.
Признаки правового государства:
• Верховенство закона.
• Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод.
• Четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы разных ветвей государственной власти действуют в пределах своей компетенции, не подменяют друг друга, устанавливают взаимный контроль.
• Сильная судебная власть.
• Демократизм.

Верховенство закона в правовом государстве означает, что:
• Законы, как акты высшей юридической силы содержат исходные. Первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
• Действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы государства призваны обеспечить неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации;
• Все нормативно-правые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить.

Будучи демократическим по своей сути, правовые государства предоставляют самые широкие права всем гражданам. Все гражданские права делятся на основные и процедурные. Основные права:
• Право на жизнь.
• Право на достоинство личности, свободу от пыток, насилия.
• Право наследования.
• Право на личную неприкосновенность.
• Право на неприкосновенность частной жизни.
• Право на неприкосновенность жилища.
• Право на свободное передвижение по стране и «въезд-выезд».
• Право частной собственности охраняется законом.
Процедурные гражданские права:
• Статья 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
• Статья 47 предусматривает суд присяжных (наиболее объективную форму рассмотрения судебных дел).
• Статья 48 гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи.
• Принцип презумпции невиновности (ст. 49).
• Право позволяющее родственникам не свидетельствовать друг против друга (ст.51).
• Ошибки следствия. На этот случай предусмотрено возмещение государством причиненного ему вреда (ст. 53).

Характерная черта правового государства - последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.

 

 

  1. Соотношение общества и государства.

 

Государство - это всеобъемлющая суверенная политико-территориальная организация, обладающая публичной властью, со специальным аппаратом управления и принуждения, которая осуществляет руководство обществом в интересах либо народа в целом, либо класса, либо какой то социальной группы. Государство как политическая организация существующая и функционирующая в обществе обладает следующими признаками:

Гражданское общество это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично с гражданским обществом.

Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого слова. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма.

государство как организация обладает публичной (общественной властью), специальным аппаратом управления и принуждения.

государство - это управляющая система, регулирует отношения субъектов гражданского общества в той степени, в которой последние отдали ей свою свободу, выдав соответствующие полномочия лицам, ее представляющим. Лица, ее представляющие, действуют от имени и в пользу всех членов.

  1. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Гражданское общество -это свободное демократическое правовое общ-во, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации, прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью гос-ва.

Гражданское общество формируют три начала: индивидуальное, коллективное и государственное. Силой, связующей личность и общество, является государство. Последнее выделяется на определенном этапе развития общества и объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейные, культурные, правовые и другие отношения с участием граждан.

Категория "гражданское общ-во" исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общ-го устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.

Формирование гражданского общества всегда, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона. Анализ исторических данных показывает, что процесс становления гражданского общ-ва сложен и противоречив.

Становление гражданского общ-ва зависит от степени развития экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической свободы индивидов, действенности механизма общ-го контроля за государственно-властными структурами. Качество гражданского общ-ва заложено в любой общ-ой системе, но могут иметь разную степень развития.

Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточном состоянии, в условиях тоталитарного государства они могут быть временно подавлены, находятся в состоянии сжатой пружины, при ярко выраженном классовом характере общ-го строя они дозируются и лишь при достижении социального равновесия и в условиях демократической правовой государственности получают развитие и становятся преобладающими.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние "здоровья" социального организма и необходимые направления его самосовершенствования.

1)Гражданское общ-во — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может сущ-ть самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой сущ-ей гос-ой власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов гос-ой власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие, гос-ых или иных структур в отношении себя.

2)Гражданское общ-во открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными гос-ми и общ-ми орг-ми, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

3)Гражданское общ-во есть сложноструктурированная плюралистическая сис-ма. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общ-ва характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общ-ых форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общ-ой сис-мы, появляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общ-ой и гос-ой). В социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общ-ых образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

4)Гражданское общ-во - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные орг-ии, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы. Гражданское общ-во имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от гос-ва. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность гос-ва. Одной из важных характеристик динамики общ-ва является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общ-ва. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общ-ва.

5)Гражданское общ-во - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общ-ва о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей гос-ой власти. Гражданское общ-во на пути к, правовому развивается вместе с гос-ом. Правовое гос-во можно считать результатом развития гражданского общ-ва и условием его дальнейшего совершенствования. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое гос-во не противостоит гражданскому общ-ву, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействий содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантий ненасильственного поступательного развития общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.053 с.)