Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Круг административных дел, подведомственный Арбитражным судам.

Поиск

В соответствии с действующим АПК РФ от 24.07.2002, а конкретно ст. 29, Арбитражные суды в порядке административного судопроизводства рассматривают экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Категории дел:

1. дела об оспаривании нормативно-правовых актов;

Предусмотрено Гл. 23 АПК РФ.

В соответствии со ст. 192 АПК РФ арбитражный суд рассматривает спор о признании недействующим нормативно-правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, если указанный акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают законные права и интересы граждан, организаций или иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности.

Указанные споры носят исключительно публично-правовой характер. Предметом судебного разбирательства является правовой конфликт в сфере нормотворчества.

Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативно-правовых актов только тогда, когда это отнесено к компетенции арбитражного суда Федеральным законом.

Напр., к ведению арбитражных судов относится рассмотрение дел об оспаривании нормативно-правовых актов налоговых органов (ч. 2 ст. 138 НК РФ), органов местного самоуправления (ст. 78 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”), нормативных актов, принятых по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (ст. 23.1 ФЗ “Об электроэнергетике”).

2. дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (гл. 24 АПК РФ).

В данном случае предметом оспаривания являются:

а) индивидуальные правовые акты различных органов и должностных лиц, содержащие предписания, направленные на установление изменений или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

б) действия или бездействия, а также решения государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. В качестве таковых рассматриваются и действия судебных приставов-исполнителей по исполнению документов, выданных Арбитражным судом.

Все упомянутые акты, решения, действия могут быть оспорены лишь тогда, когда они противоречат закону и нарушают права, свободы и законные интересы заявителя.

3. дела, возникающие из административных правонарушений;

Они подсудны Арбитражному суду в соответствии с Гл. 25 АПК РФ.

Дела об административных правонарушениях АПК РФ разделяет на 2 группы:

а) дела о привлечении к административной ответственности

Круг этих дел указан в ч. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ. В настоящее время это 29 составов правонарушений, совершённых юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями (ст. 14. 1 - незаконное получение кредита, ст. 14.12 – фиктивное или преднамеренное банкротство и др.). Мерами ответственности по данным правонарушениям кроме штрафов выступает конфискация и дисквалификация.

б) дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;

При этом, в соответствии со ст. 211 АПК РФ решения Арбитражного суда РФ первой инстанции по делу, если размер административного штрафа не превышает 5 тыс. руб. для ИП и 100 тыс. руб. для юридических лиц может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и принятое по делу постановление могут быть обжалованы в Арбитражный суд кассационной инстанции.

Вступившие в законную силу судебные акты Арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным судом РФ.

4. дела о взыскании обязательных платежей и санкций;

Производство по ним предусмотрено Гл. 26 АПК РФ.

Обязательные платежи по общему правилу взыскиваются во внесудебном порядке. Вместе с тем, законами предусмотрены случаи, когда взыскание налогов, сборов, пошлин, пеней осуществляется в порядке административного судопроизводства. Напр., в соответствии с ч. 2 ст. 150 ФЗ “О таможенном регулировании в РФ” принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится в судебном порядке.

Дела о взыскании санкций относятся к взысканию санкций за правонарушения, не подпадающие под административные. Это, например, штрафы, взыскиваемые за нарушения законодательства о налогах и сборах (Гл. 16 НК РФ, предусматривающая ответственность за налоговые правонарушения)

Круг административных дел, подведомственный Конституционному Суду РФ.

В соответствии со ст. 1 ФКЗ “О Конституционном суде РФ” конституционный суд выступает судебным органом конституционного контроля. Напрямую он не уполномочен разрешать дела в порядке административного судопроизводства

Вместе с тем, в числе его полномочий перечислены в ст. 3 упомянутого закона можно выделить также рассмотрение дел, имеющих административно-правовой характер.

Категории дел:

1. дела по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан;

В соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд РФ по жалобам граждан проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона “О конституционном суде РФ” правом на обращение в суд обладают граждане только в том случае, если:

а) оспариваемым законом затрагивают не какие-либо права вообще, а основные права и свободы, предусмотренные в Конституции РФ.

При этом речь должна идти в отношении закона, а не какого-то иного подзаконного нормативного акта (напр., Указа Президента РФ, Постановления Правительства РФ)

б) нарушающая права норма должна быть применена в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон;

Положения Гл. 18 Закона “О конституционном суде РФ” устанавливают пределы проверки соответствия норм закона Конституции РФ. При этом, объём проверки связан как с оценкой содержания норм, так и с оценкой конституционности закона с точки зрения его формальной стороны, в том числе порядка принятия, подписания, опубликования и других моментов.

2. дела по спорам о компетенции в системе органов исполнительной власти;

В основном эти споры гасятся согласительными процедурами (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). С другой стороны, если согласованное решение не достигнуто, то Президент РФ вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ до решения данного вопроса соответствующим (т.е. Конституционным) судом.

Н. В. Витрук различает три вида спора о компетенции:

а) споры о признании компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что принятие другим органом государственной власти нормативного или индивидуального акта либо совершение действий правового характера входит в компетенцию ходатайствующего органа;

б) споры об отрицании компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что спорные полномочия должны осуществляться другими органами государственной власти, но последние уклоняются от издания акта или совершения действий правового характера;

в) споры о присвоении компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что другой орган государственной власти присваивает не принадлежащие ему полномочия.

Тема 6. Участники рассмотрения административного дела в суде.

Понятие и система субъектов, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

Органы, представляющие в процессе государственный интерес.

Субъекты, имеющие в процессе личный правовой интерес.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.007 с.)