Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с нормами Подраздела 3 ГПК РФ дела, возникающие из публичных отношений, рассматриваются и разрешаются судьёй единолично по правилам искового производства с особенностями, свойственными для рассмотрения указанной категории дел. В частности, при рассмотрении дел указанной категории, не применяется правило заочного производства. Кроме того, при разрешении таких дел суд не связан основанием и доводами заявленных требований. Производство по делу, возникающему из публичных отношений, возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, в котором указывается: какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными; какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Таким образом, предмет доказывания по этой категории дел состоит в обосновании тезиса о несоответствии закону оспариваемого решения, действия (бездействия), а также в установлении факта нарушения этими действиями и актами прав и свобод заявителя. Согласно ст. 249 ГПК РФ доказывание законности акта, действия (бездействия) возлагается на орган, принявший нормативный акт; органы и лиц, вынесших оспариваемое решение или совершивших оспариваемые действия или бездействия. В соответствии с ч. 2 рассматриваемой статьи суд по своей инициативе может истребовать доказательства в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполнившие требования суда о представлении доказательств, подвергаются штрафу. Аналогичное правило содержится и в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. В ч. 6 ст. 194 АПК РФ, в соответствии с которой именно орган или должностное лицо, принявшие акт, обязаны доказать его соответствие ФКЗ, ФЗ или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а также доказать наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие акта. Порядок производства по делам о признании не действующими нормативно-правовых актов Основанием для обращения в суд по делам данной категории определены ст. 251 ГПК РФ и ст. 192 АПК РФ (см. тему Подведомственность и подсудность). Закон установил сокращенный срок рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов, а именно – 1 месяц. Вместе с тем, при рассмотрении дела Верховным Судом РФ срок составляет 3 месяца. Для арбитражных судов этот срок также составляет 3 месяца. Наряду с требованиями к содержанию искового заявления, заявление об оспаривании НПА должно содержать: 1. сведения о наименовании органа, принявшего нормативный акт; 2. сведения о названии самого акта и дате его принятия; 3. указание на то, какие права и свободы гражданина или круга лиц нарушаются этим актом; 4. каким средством массовой информации и когда этот акт опубликован. Ст. 193 АПК РФ дополняет также к требованиям о признании оспариваемого акта недействующим. Рассмотрение дел этой категории имеет ряд особенностей: 1. особенность в распределении бремени доказывания; 2. отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечёт прекращения производства по делу; 3. признание заявленных требований органом, принявшим оспариваемый нормативный акт, для суда не обязательно; 4. вступившее в законную силу решение суда о признании недействующим нормативного акта распространяется на указанный акт со дня его принятия и влечёт за собой утрату силы этого акта, а также других нормативных актов, основанных на нём или воспроизводящих его содержание; 5. в соответствии с ч. 4 ст. 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативно-правого акта в ступает в законную силу немедленно после его принятия; если же дело рассматривается в суде общей юрисдикции по правилам ГПК РФ, то решение о признании акта недействующим вступает в силу через 10 дней; 6. текст решения либо сообщение о нём подлежит опубликованию. Если оспариваемый нормативный акт утратил силу к моменту обращения в суд либо был отменён принявшим его органом во время рассмотрения дела, то это не является препятствием для обращения заинтересованного лица в суд и защиты его нарушенных прав и законных интересов. Особенности рассмотрения дел об оспаривании индивидуальных ненормативных актов, действий, решений и т.д. Регламентировано ст. 25 ГПК и Гл. 24 АПК РФ. В суд общей юрисдикции заявление подаётся либо по месту жительства гражданина, либо по месту нахождения органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие или бездействие которых оспаривается. В основном такие дела рассматривают районные суды. Вместе с тем оспаривание отказов разрешении на выезд из РФ рассматривается в суде субъекта в связи с тем, что заявитель может быть осведомлён о сведениях, составляющих государственную тайну. Заявление военнослужащего рассматривается в Военном суде. Гражданин вправе обратиться с заявлением в течение 3х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск этого срока не является основанием для отказа в принятии заявления, но может стать основанием для отказа в удовлетворении заявления. В соответствии со ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение 10-ти дней, а Верховным судом – в течение 2х месяцев. Если суд признаёт заявление обоснованным, то он принимает решение об обязанности соответствующего органа или должностного лица устранить в полном объёме допущенные нарушения или устранить препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. По правилам АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий незаконными должно содержать: 1. наименование органа или лица, которые его приняли; 2. название, номер и дату принятия; 3. права и законные интересы, которые актом нарушены; 4. законы, кот которым оспариваемый акт не соответствует; 5. требование о признании акта недействительным, а решения и действия – незаконными. Судьёй арбитражного суда эти дела рассматриваются в срок, не превышающий 3х месяцев. Если оспаривается действие судебного пристава, то срок рассмотрения составляет не более 10-ти дней со дня поступления дела в суд. Общей процессуальной особенностью рассмотрения дел этой категории является то, что рассмотрение спора начинается с обоснования органом или лицом, принявшим акт, фактов его соответствия закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия данного акта. В случае, если Арбитражный суд установит, что исследуемый акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то суд не только признает такой акт недействительным (решение, действие, бездействие – незаконными), но и обязывает орган либо должностное лицо устранить допущенные нарушения. Особенностью производства по данной категории дел является также и то обстоятельство, что решения арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, и со дня принятия судом такого решения оспоренный акт применению не подлежит. В ГПК РФ предусмотрены иные правила. Так, согласно ч. 2 ст. 258 ГПК РФ решение по такой категории спора подлежит направлению для исполнения в течение 3х дней после вступления его в силу; т.е. по сути, через 10 дней после вынесения, если судебный акт не оспорен. Особенности рассмотрения дел по защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Регламентировано Гл. 26 ГПК РФ. Процессуальные особенности: 1. особая категория заявителей – избиратели, кандидаты, их доверенные лица (см. ст. 259 ГПК РФ); 2. в зависимости от категории спора устанавливаются различные сроки для обращения в суд; а) заявление о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме либо избирательных прав может быть подано в течение 3х месяцев со дня, когда заявитель узнал о нарушении прав; б) заявление, касающееся решения об отказе в регистрации кандидата, об отмене регистрации кандидата или списка кандидатов, может быть подано в течение 10-ти дней со дня принятия такого решения; в) заявление избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата или списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за 8 дней до голосования; г) после опубликования результатов выборов заявление о нарушении избирательных прав может быть подано в течение 1 года со дня опубликования результатов. 3. законом установлены сокращённые сроки рассмотрения поданных заявлений: В частности: а) заявления, поданные в ходе избирательной компании должны быть рассмотрены в течение 5-ти дней со дня подачи, но не позднее дня, предшествующего голосованию, а заявления, поступившие в день голосования, – немедленно; б) заявления о неправильности в списках избирателей должны быть рассмотрены в течение 3х дней со дня подачи, но не позднее дня… (см. п. «а»); в) решение по заявлению об отмене регистрации кандидата или списка кандидатов принимается судом не позднее, чем за 5 дней до голосования; г) решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее, чем за 3 дня до голосования; д) решения по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимаются судом не позднее, чем через 14 дней, а в ходе избирательной компании или компании референдума – не позднее чем через 3 дня со дня поступления заявления в суд. 4. если суд установит обоснованность заявления, то он обязывает удовлетворить требования заявителя либо иным путём восстанавливает нарушенные избирательные права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.61 (0.009 с.) |