Симоненко Андрей Владимирович



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симоненко Андрей Владимирович



Административная юстиция

 

Тема 1. Сущность административной юстиции. 1

1. Понятие и основные черты административной юстиции. 1

2. Административная юстиция как отрасль права, отрасль законодательства, наука и учебная дисциплина. 2

Тема 2. История возникновения и развития административной юстиции в России. 5

1. Система административной юстиции в России в конце 19 – начале 20 века. 5

2. Система административной юстиции в Послеоктябрьской России. 6

3. Постсоветский этап развития административной юстиции. 8

Тема 3. Административный процесс как вид юридического процесса. 8

1. Общее понятие юридического процесса, его особенности и виды. 8

2. Понятие и особенности административного процесса. 10

3. Административная юрисдикция: понятие и характеристика. 11

4. Административное судопроизводство как метод осуществления правосудия. 11

Тема 4. Принципы Российской административной юстиции. 12

1. Понятие, значение и свойства принципов административной юстиции. Система принципов. 12

2. Принципы, определяющие независимость судебной власти и организацию суда. 14

3. Принципы, обеспечивающие охрану интересов общества и личности. 14

4. Принципы, определяющие порядок деятельности суда при разрешении административного дела………………... 15

Тема 5. Подведомственность и подсудность в сфере административной юстиции. 16

1. Круг дел, подведомственный судам общей юрисдикции. 16

2. Круг административных дел, подведомственный Арбитражным судам. 18

3. Круг административных дел, подведомственный Конституционному Суду РФ. 19

Тема 6. Участники рассмотрения административного дела в суде. 20

1. Понятие и система субъектов, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. 20

2. Органы, представляющие в процессе государственный интерес. 21

3. Субъекты, имеющие в процессе личный правовой интерес. 22

4. Субъекты, представляющие в процессе интересы других участников. 24

5. Субъекты, привлекаемые к делу для выполнения процессуальных обязанностей. 25

Тема 7. Доказывание в сфере административной юстиции. 27

1. Методологические основы доказывания. 27

2. Предмет и пределы доказывания. 28

3. Структура процесса доказывания. 29

4. Субъекты доказывания. Обязанность доказывания. 30

Тема 8. Доказательства по делу об административном правонарушении. 31

1. Понятие и свойства доказательств. 31

2. Классификация доказательств. 32

3. Виды доказательств и их характеристика. 33

 


Административная юстиция

 

Симоненко Андрей Владимирович

доцент кафедры теории и истории

государства и права, административного права

 

Консультации в среду в 16.30, ауд. 217.

32 лекционных часа. Летом – зачёт. Если без пропусков – бонус, при определённом количестве посещений – тест

 

Литература:

1. Скитович В. В. “Проблемы административной юстиции как формы реализации судебной власти”, Москва, 1999;

2. Стаилов Ю. Н. “Административная юстиция: проблемы теории”, Воронеж, 1998;

3. Тихомиров Ю. А. “Курс административного права и процесса”, Москва, 2006;

4. Хаманова Н. Ю., Саищева Н. Г. “Административная юстиция и административное судопроизводство”, Москва, 2001,

5. “Административно-процессуальное право: курс лекций” под ред. проф. Килясханова И. Ш., Москва, 2004.

Тема 1. Сущность административной юстиции.

Понятие и основные черты административной юстиции.

2. Административная юстиция как отрасль права, отрасль законодательства, наука и учебная дисциплина.

Понятие и основные черты административной юстиции.

Термин административная юстиция внутренне противоречив, поскольку сочетает в себе различные по своей сущности понятия: администрация и юстиция.

Администрация – это управление, руководство; а применительно к соответствующим государственным структурам – это органы исполнительной власти и их должностные лица.

Юстиция – это законность, справедливость, правосудие; а применительно к органам, её осуществляющим – это система судебных учреждений.

Как соотносятся понятия управление и правосудие? Между этими понятиями есть различия, вытекающие как из содержания деятельности, так и из внешних форм проявления данной деятельности.

Управление – это организующая исполнительно-распорядительная деятельность уполномоченных государственных органов, каждый из которых действует в пределах своей компетенции. Круг вопросов компетенции достаточно широк и предполагает, в том числе, разрешение споров о праве (это не правосудие, а юрисдикционная деятельность).

Когда мы говорим о правосудии, мы всегда имеем отношение к деятельности суда; мы говорим о применении права к установленным в судебном процессе юридическим фактам. С точки зрения формы правосудие предполагает деятельность суда по гражданским, уголовным и административным делам (административные дела – это широкая категория, она предполагает ещё подкатегории: дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, а также дела об административных правонарушениях).

Если с учётом особенности управления и правосудия раскрыть содержание термина “административная юстиция”, то толкование будет следующее:

Административная юстиция – это рассмотрение и разрешение споров в сфере управления (администрация) органами, осуществляющими правосудие (юстиция).

Сам институт административной юстиции прошёл достаточно большое развитие. Прежде всего мы говорим о тех странах, где механизм защиты граждан от произвола государства достаточно разработан. В России этот институт проходит стадию возрождения.

Не смотря на различие правовых систем, есть ряд общих черт, свойственных институту административной юстиции во всех странах:

1. Для всех систем административной юстиции характерно отнесение к её ведению споров, возникающих в сфере государственного (административного) управления между гражданами или юридическими лицами – с одной стороны и административными органами – с другой. Круг и содержание этих споров в каждой отдельно взятой системе административной юстиции – индивидуальный, но общим для всех споров является именно административно-правовой характер. Отсюда наличие спора о публичном административном праве характеризует административную юстицию как спорную юрисдикцию по административным делам.

2. В качестве юрисдикционного органа используется государственный орган, специально созданный или приспособленный к разрешению споров о праве. Это могут быть:

а) независимые от Администрации общие суды;

б) административные суды, созданные вне систем как общих судов, так и административных органов;

в) специальные ведомственные квази-суды, разрешающие споры только в пределах своего ведомства.

3. Рассмотрение и разрешение административных споров происходит в установленной законом процессуальной форме. Судебный процесс в административных судах построен по образцу общего судебного и нередко почти полностью его воспроизводит. Процесс в административных судах является гласным, публичным, устным, носит состязательный характер.

4. Обязательное участие в административно-правовом споре органа управления, его должностного лица, чьи действия, решения или акты обжалуются.

5. Публичный характер объекта правонарушения, т.е. речь идёт о нарушении не частно-правовых, а именно публичных прав и свобод.

6. Результатом рассмотрения судом административно-правового спора является отмена либо исправление ненадлежащего административного акта.

Административная юстиция или административное судопроизводство – это правосудие по административным делам, осуществляемое в особой процессуальной форме судебными органами путём разрешения спора, возникшего между административными органами и иными участниками, вытекающего из административных правоотношений, результатом которого является отмена либо исправление ненадлежащего административного акта.

2. Административная юстиция как отрасль права, отрасль законодательства, наука и учебная дисциплина.

Тема 2. История возникновения и развития административной юстиции в России.

Система административной юстиции в России в конце 19 – начале 20 века.

Система административной юстиции в Послеоктябрьской России.

Переводчик.

Процессуальное положение определено ст. 25.10 КоАП РФ.

Переводчик – это любое совершеннолетнее, не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее навыками перевода или сурдоперевода.

Назначается судьёй, в производстве которого находится дело.

Переводчик обязан:

· явиться по вызову;

· выполнить полно и точно порученный перевод;

· удостоверить правильность перевода своей подписью.

В соответствии со ст. 17.9 КоАП РФпереводчик несёт ответственность за заведомо неправильный перевод и предупреждается об этом.

Франция

Система административной юстиции стала формироваться с 1799г., когда Наполеон создал Государственный совет.

В следующем году были образованы Советы Префектур. В эти советы разрешалось жаловаться на должностных лиц, которые допускали злоупотребления.

По Закону 1872 г. им были переданы судебные полномочия, именно – право выносить судебные постановления. Наконец, в 1953 г. Советы префектур были реформированы и преобразованы в настоящие суды по образцу общегражданских судов. Стали называться территориальные административные суды.

В настоящее время во Франции система административной юстиции включает следующие звенья:

1. территориальные административные суды (административные суды общего права);

2. административные апелляционные трибуналы;

Из всего 5, каждый разделён на 2 или 3 палаты. Председателями судов являются члены Государственного совета.

3. специализированные суды;

Они создаются в интересах использования выгод узкой специализации.

К ним относятся: Счётная палата, дисциплинарные суды и суды по вопросам социального обеспечения.

4. Государственный Совет.

Он возглавляет систему административной юстиции; выступает в качестве первой инстанции по жалобам с целью отмены Декретов Президента и (или) Премьер-Министра Франции; по жалобе о законности административных актов, сфера применения которых выходит за пределы одного административного суда и в некоторых других случаях.

Государственный Совет по своим задачам и характеру деятельности является элементом исполнительной власти. Члены Государственного Совета независимы как судьи в принятии решений по делу, но сменяемы как государственные чиновники.

Судьи системы административной юстиции составляют особый судейский корпус. Его члены подбираются на конкурсной основе из выпускников так называемой “Национальной школы администрации”, а также из чиновников государственной, военной и местной администрации.

Правила организации и функционирования каждого звена системы административной юстиции, процессуальный порядок рассмотрения дел регламентируется Кодексом административной юстиции Франции, вступившим в силу с 01.01.2001.

Процесс во всех административных судах носит состязательный характер. В нём участвуют 2 стороны; истец и ответчик, которые выдвигают аргументы и предоставляют доказательства.

Судопроизводство является больше тайным, нежели гласным, поскольку досудебное исследование материалов проводится судом не гласно, и само судопроизводство имеет характер письменного производства.

Одной из особенностей процессуального порядка является то, что подача искового заявления не приостанавливает действие оспариваемого акта.

Решение по делу принимается, как правило, коллегиально. Оно имеет строго определённую форму и должно быть обоснованно как в отношении фактов по делу, так и в отношении применённых судом правовых норм.

Постановление суда обязательно для исполнения всеми гражданами и организациями.

Вместе с тем, в постановлении Административного суда не содержится требований к Администрации о выполнении каких-либо действий. Суд не исправляет неправомерный управленческий акт, а только указывает у кого какие права и обязанности; кто прав, а кто виноват.

Администрация сама должна сделать вывод и исполнитель постановление суда.

ФРГ

С точки зрения разделения властей германская модель административной юстиции более последовательна. Её независимость гарантирована Конституцией.

Функционирование института административной юстиции основано на Положении “Об административных судах” 1960 г. и Законе “Об административно-процессуальной деятельности” 1976 г.

В Германии административные суды создаются только Парламентом. В основу деятельности судов, также ка и во Франции, положен территориальный принцип.

Система административной юстиции включает:

1. Административные суды I инстанции – они могут принять к РАССМОТРЕНИЮ любые жалобы, имеющие административный характер;

2. Верховные административные суды Земель ФРГ;

В отличие от административных апелляционных судов во Франции, они выступают не только в качестве надзорной инстанции по отношению к административным судам I инстанции, но также могут принять к рассмотрению дела, которые, как правило, затрагивают важную для Земли административную проблему.

Одной из сторон в споре при этому выступает Земельный административный орган.

3. Федеральный административный суд.

Он выступает в качестве апелляционной и кассационной инстанции по отношению к нижестоящим судам.

Наряду с этим, является судом I инстанции в спорах, где одной из сторон выступает Высшие федеральные органы государственной власти. Наряду с этим, к ведению Федерального административного суда подлежат споры о конституционности партий, объединений и общественных движений; споры по социальным и правовым вопросам между Федерацией и Землями, а также между Землями.

В Германии судьи административной юстиции назначаются соответствующими органами государственной власти, как правило, пожизненно.

Власти Земель вправе самостоятельно решать некоторые вопросы; в частности, увеличивать количество членов суда.

Помимо постоянных судей в составе административных судов действуют общественные, которые избираются из числа граждан сроком на 4 года.

В административных судах рассматривается 3 категории исков:

1. об оспаривании актов управления;

2. об издании акта;

3. об установлении факта издания акта.

Таким образом, при обращении в Административный суд гражданин наделён правом требовать отмены какого-либо решения государственного органа или, напротив, принятия какого-либо решения.

В Административном суде действуют принципы гласности, состязательности сторон, публичности, законности, процессуального равенства и другие.

Англия

Административные дела в Великобритании могут рассматривать:

1. общие суды;

2. административные трибуналы.

Это специфически Британское явление. Эти органы занимают промежуточное место между Администрацией и общими судами. Стали создаваться с начала 20 в., но юридическую регламентацию получили только по Закону 1971 г. “О трибуналах и расследованиях”.

Долгое время трибуналы создавались как актами Парламента, так и актами отдельных министров.

Административные трибуналы превратились в сложную и запутанную систему, насчитывающую более 2 тыс. трибуналов.

В 2007 г. в целях упорядочивания данной системы был принят Закон О трибуналах, судах и правоохранительной системе. В соответствии с ним вместо существовавших многочисленных трибуналов были созданы: трибуналы первого уровня и Верховный трибунал, выступающий апелляционной инстанцией для решений трибунала первого уровня.

В составе Трибунале первого уровня образованы коллегии по общим вопросам управления; по социальным пособия и платежам; по здравоохранению, образованию и социальной защите; по налогам; по земельным вопросам; по вопросам недвижимости и строительства.

В Верховном трибунале созданы коллегии:

1. апелляционная;

2. финансовая и налоговая;

3. по вопросам недвижимости.

Для целей организации контроля за деятельностью трибуналов, анализа и обобщения правоприменительной практики создан специальный орган – Совет по административному правосудию и трибуналам.

Административные трибуналы полностью независимы от Администрации и комплектуются, как правило, не из числа государственных служащих. Дела рассматриваются в упрощённом порядке. В частности, протокол, как правило, не ведётся; жёсткие правила отбора доказательств не применяются, участие адвокатов необязательно; интересы сторон защищают, как правило, представители профсоюзов. Зачастую, дела рассматриваются в отсутствие сторон.

Общие суды. Общие суды могут пересматривать решения трибуналов в порядке апелляции и рассматривать административные дела по существу. Наряду с этим в функции суда входит осуществление масштабного контроля над государственной Администрацией. Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд на действия администрации, суд вмешивается каждый раз, когда какой-либо государственный орган совершает “незаконные, неразумные или несправедливые” деяния.

Эти понятия не являются строго определёнными, и их расширительное толкование в делах, по которым уже вынесено решение, в немалой степени способствует повышению значимости судебного контроля в правовой защите граждан.

При рассмотрении дел в порядке административного судопроизводства суды действуют на основании принципов справедливой процедуры. Здесь необходимо выделить 2 основных правила:

1. никто не может быть судьёй в собственном деле;

2. никто не может быть осуждён будучи невыслушанным.

В рамках судебного контроля, по-прежнему, действуют прерогативные приказы. Напр., Цертиорарий (Prohibition) – это приказ суда, запрещающий Администрации продолжать её действия с превышением власти (другие будут рассмотрены применительно к США).

США

Нужно сказать, что по сравнению с Англией здесь система похожая.

В США все органы исполнительной власти управомочены в той или иной степени рассматривать и разрешать споры, связанные с их деятельностью.

Порядок рассмотрения этих споров определён Законом “Об административной процедуре” 1946 г. В нём предусмотрены следующие организационные формы осуществления административной юстиции:

1. специализированные подразделения органов исполнительной власти – комиссии, комитеты, административные советы, коллегии и т.д.;

2. специальные органы, создаваемые законодателем – Федеральная торговая комиссия, Комиссия по безопасности потребительских продуктов, Агентство по защите окружающей среды.

Порядок формирования органов административной юстиции зависит от уровня и характера деятельности. члены федеральных органов назначаются Президентом с согласия Сената. Если функции административной юстиции осуществляют структурные подразделения органов, то назначение производится приказами руководителей соответствующих министерств и ведомств.

Выбор кандидатов на должности административных судей осуществляется по списку, утверждаемому управлением кадровой службы. Согласно требованиям этой службы административные судьи должны иметь высшее юридическое образование, стаж работы по специальности и лицензию на занятие юридической практикой.

Административные судьи входят в состав государственной службы и на них распространяется положение, касающееся чиновничьего корпуса.

Наделение административных учреждений судебными полномочиями было сделано, по существу, в нарушение положений Конституции США, поскольку она исключает возможность разрешения споров, в которых одной из сторон выступает государственное учреждение, иным органом, нежели судом. Однако, в связи с расширением круга узкопрофильных дел (напр., дел о налогах), возник вопрос либо о расширении системы судебных органов, либо о передачи ряда полномочий судебных органов органам административным.

Развитие пошло по второму варианту и административная юстиция США представляет собой, прежде всего, “квази-судебную деятельность”. Под квазисудебной деятельностью следует понимать рассмотрение административных дел государственным учреждением.

Многие дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, связаны или касаются актов и действий Федеральной Администрации, её конфликтов с властями штатов. Рассмотрение дел происходит в том же порядке, что и защита индивидуальных прав граждан.

Рассмотрение дел предполагает соблюдение правил надлежащей правовой процедуры. Она предполагает:

1. право сторон на оповещение о предмете спора и претензиях по делу;

2. право сторон на представление доказательств;

3. право на опровержение доказательств путём проведения перекрёстных допросов;

4. право на участие адвоката в рассмотрении дела;

5. решение по делу должно основываться только на доказательствах, внесённых в протокол;

6. право получать копии протоколов с подробным изложением обстоятельств дела.

Лица, не согласные с решением государственного учреждения по индивидуальному делу, имеют право обжаловать решение сперва в специальное апелляционное управление внутри данного учреждения, а затем – в суд.

Конституция США возлагает на суды не только обязанность разрешать административно-правовые споры, но и осуществлять контроль над администрацией в иных формах. В одних случаях – это статутный контроль (предусмотренный законом), в других же – не статутные формы, а именно – через систему прерогативных приказов (унаследованных от английских судов справедливости).

На федеральном уровне к прерогативным приказам относятся:

а) Хабеас Корпус – Приказ об освобождении из-под стражи лица, незаконно задержанного и содержащегося под стражей;

б) Мон тамус – это приказ суда, обязывающий учреждение прекратить бездействие;

в) Ингжаншин - это запрет суда государственному учреждению совершать действие, которое оно совершать не вправе;

г) Декларативное суждение – это мнение суда по юридическому вопросу относительно прав и обязанностей сторон в споре.

Административная юстиция

 

Тема 1. Сущность административной юстиции. 1

1. Понятие и основные черты административной юстиции. 1

2. Административная юстиция как отрасль права, отрасль законодательства, наука и учебная дисциплина. 2

Тема 2. История возникновения и развития административной юстиции в России. 5

1. Система административной юстиции в России в конце 19 – начале 20 века. 5

2. Система административной юстиции в Послеоктябрьской России. 6

3. Постсоветский этап развития административной юстиции. 8

Тема 3. Административный процесс как вид юридического процесса. 8

1. Общее понятие юридического процесса, его особенности и виды. 8

2. Понятие и особенности административного процесса. 10

3. Административная юрисдикция: понятие и характеристика. 11

4. Административное судопроизводство как метод осуществления правосудия. 11

Тема 4. Принципы Российской административной юстиции. 12

1. Понятие, значение и свойства принципов административной юстиции. Система принципов. 12

2. Принципы, определяющие независимость судебной власти и организацию суда. 14

3. Принципы, обеспечивающие охрану интересов общества и личности. 14

4. Принципы, определяющие порядок деятельности суда при разрешении административного дела………………... 15

Тема 5. Подведомственность и подсудность в сфере административной юстиции. 16

1. Круг дел, подведомственный судам общей юрисдикции. 16

2. Круг административных дел, подведомственный Арбитражным судам. 18

3. Круг административных дел, подведомственный Конституционному Суду РФ. 19

Тема 6. Участники рассмотрения административного дела в суде. 20

1. Понятие и система субъектов, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. 20

2. Органы, представляющие в процессе государственный интерес. 21

3. Субъекты, имеющие в процессе личный правовой интерес. 22

4. Субъекты, представляющие в процессе интересы других участников. 24

5. Субъекты, привлекаемые к делу для выполнения процессуальных обязанностей. 25

Тема 7. Доказывание в сфере административной юстиции. 27

1. Методологические основы доказывания. 27

2. Предмет и пределы доказывания. 28

3. Структура процесса доказывания. 29

4. Субъекты доказывания. Обязанность доказывания. 30

Тема 8. Доказательства по делу об административном правонарушении. 31

1. Понятие и свойства доказательств. 31

2. Классификация доказательств. 32

3. Виды доказательств и их характеристика. 33

 


Административная юстиция

 

Симоненко Андрей Владимирович

доцент кафедры теории и истории

государства и права, административного права

 

Консультации в среду в 16.30, ауд. 217.

32 лекционных часа. Летом – зачёт. Если без пропусков – бонус, при определённом количестве посещений – тест

 

Литература:

1. Скитович В. В. “Проблемы административной юстиции как формы реализации судебной власти”, Москва, 1999;

2. Стаилов Ю. Н. “Административная юстиция: проблемы теории”, Воронеж, 1998;

3. Тихомиров Ю. А. “Курс административного права и процесса”, Москва, 2006;

4. Хаманова Н. Ю., Саищева Н. Г. “Административная юстиция и административное судопроизводство”, Москва, 2001,

5. “Административно-процессуальное право: курс лекций” под ред. проф. Килясханова И. Ш., Москва, 2004.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.014 с.)