Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Административная юстиция в Зарубежных странах.

Поиск

Административная юстиция в странах континентальной системы права.

Административная юстиция в странах англосаксонской системы права.

Административная юстиция в странах континентальной системы права.

Франция

Система административной юстиции стала формироваться с 1799 г., когда Наполеон создал Государственный совет.

В следующем году были образованы Советы Префектур. В эти советы разрешалось жаловаться на должностных лиц, которые допускали злоупотребления.

По Закону 1872 г. им были переданы судебные полномочия, именно – право выносить судебные постановления. Наконец, в 1953 г. Советы префектур были реформированы и преобразованы в настоящие суды по образцу общегражданских судов. Стали называться территориальные административные суды.

В настоящее время во Франции система административной юстиции включает следующие звенья:

1. территориальные административные суды (административные суды общего права);

2. административные апелляционные трибуналы;

Из всего 5, каждый разделён на 2 или 3 палаты. Председателями судов являются члены Государственного совета.

3. специализированные суды;

Они создаются в интересах использования выгод узкой специализации.

К ним относятся: Счётная палата, дисциплинарные суды и суды по вопросам социального обеспечения.

4. Государственный Совет.

Он возглавляет систему административной юстиции; выступает в качестве первой инстанции по жалобам с целью отмены Декретов Президента и (или) Премьер-Министра Франции; по жалобе о законности административных актов, сфера применения которых выходит за пределы одного административного суда и в некоторых других случаях.

Государственный Совет по своим задачам и характеру деятельности является элементом исполнительной власти. Члены Государственного Совета независимы как судьи в принятии решений по делу, но сменяемы как государственные чиновники.

Судьи системы административной юстиции составляют особый судейский корпус. Его члены подбираются на конкурсной основе из выпускников так называемой “Национальной школы администрации”, а также из чиновников государственной, военной и местной администрации.

Правила организации и функционирования каждого звена системы административной юстиции, процессуальный порядок рассмотрения дел регламентируется Кодексом административной юстиции Франции, вступившим в силу с 01.01.2001.

Процесс во всех административных судах носит состязательный характер. В нём участвуют 2 стороны; истец и ответчик, которые выдвигают аргументы и предоставляют доказательства.

Судопроизводство является больше тайным, нежели гласным, поскольку досудебное исследование материалов проводится судом не гласно, и само судопроизводство имеет характер письменного производства.

Одной из особенностей процессуального порядка является то, что подача искового заявления не приостанавливает действие оспариваемого акта.

Решение по делу принимается, как правило, коллегиально. Оно имеет строго определённую форму и должно быть обоснованно как в отношении фактов по делу, так и в отношении применённых судом правовых норм.

Постановление суда обязательно для исполнения всеми гражданами и организациями.

Вместе с тем, в постановлении Административного суда не содержится требований к Администрации о выполнении каких-либо действий. Суд не исправляет неправомерный управленческий акт, а только указывает у кого какие права и обязанности; кто прав, а кто виноват.

Администрация сама должна сделать вывод и исполнитель постановление суда.

ФРГ

С точки зрения разделения властей германская модель административной юстиции более последовательна. Её независимость гарантирована Конституцией.

Функционирование института административной юстиции основано на Положении “Об административных судах” 1960 г. и Законе “Об административно-процессуальной деятельности” 1976 г.

В Германии административные суды создаются только Парламентом. В основу деятельности судов, также ка и во Франции, положен территориальный принцип.

Система административной юстиции включает:

1. Административные суды I инстанции – они могут принять к РАССМОТРЕНИЮ любые жалобы, имеющие административный характер;

2. Верховные административные суды Земель ФРГ;

В отличие от административных апелляционных судов во Франции, они выступают не только в качестве надзорной инстанции по отношению к административным судам I инстанции, но также могут принять к рассмотрению дела, которые, как правило, затрагивают важную для Земли административную проблему.

Одной из сторон в споре при этому выступает Земельный административный орган.

3. Федеральный административный суд.

Он выступает в качестве апелляционной и кассационной инстанции по отношению к нижестоящим судам.

Наряду с этим, является судом I инстанции в спорах, где одной из сторон выступает Высшие федеральные органы государственной власти. Наряду с этим, к ведению Федерального административного суда подлежат споры о конституционности партий, объединений и общественных движений; споры по социальным и правовым вопросам между Федерацией и Землями, а также между Землями.

В Германии судьи административной юстиции назначаются соответствующими органами государственной власти, как правило, пожизненно.

Власти Земель вправе самостоятельно решать некоторые вопросы; в частности, увеличивать количество членов суда.

Помимо постоянных судей в составе административных судов действуют общественные, которые избираются из числа граждан сроком на 4 года.

В административных судах рассматривается 3 категории исков:

1. об оспаривании актов управления;

2. об издании акта;

3. об установлении факта издания акта.

Таким образом, при обращении в Административный суд гражданин наделён правом требовать отмены какого-либо решения государственного органа или, напротив, принятия какого-либо решения.

В Административном суде действуют принципы гласности, состязательности сторон, публичности, законности, процессуального равенства и другие.

Административная юстиция в странах англосаксонской системы права.

Англия

Административные дела в Великобритании могут рассматривать:

1. общие суды;

2. административные трибуналы.

Это специфически Британское явление. Эти органы занимают промежуточное место между Администрацией и общими судами. Стали создаваться с начала 20 в., но юридическую регламентацию получили только по Закону 1971 г. “О трибуналах и расследованиях”.

Долгое время трибуналы создавались как актами Парламента, так и актами отдельных министров.

Административные трибуналы превратились в сложную и запутанную систему, насчитывающую более 2 тыс. трибуналов.

В 2007 г. в целях упорядочивания данной системы был принят Закон О трибуналах, судах и правоохранительной системе. В соответствии с ним вместо существовавших многочисленных трибуналов были созданы: трибуналы первого уровня и Верховный трибунал, выступающий апелляционной инстанцией для решений трибунала первого уровня.

В составе Трибунале первого уровня образованы коллегии по общим вопросам управления; по социальным пособия и платежам; по здравоохранению, образованию и социальной защите; по налогам; по земельным вопросам; по вопросам недвижимости и строительства.

В Верховном трибунале созданы коллегии:

1. апелляционная;

2. финансовая и налоговая;

3. по вопросам недвижимости.

Для целей организации контроля за деятельностью трибуналов, анализа и обобщения правоприменительной практики создан специальный орган – Совет по административному правосудию и трибуналам.

Административные трибуналы полностью независимы от Администрации и комплектуются, как правило, не из числа государственных служащих. Дела рассматриваются в упрощённом порядке. В частности, протокол, как правило, не ведётся; жёсткие правила отбора доказательств не применяются, участие адвокатов необязательно; интересы сторон защищают, как правило, представители профсоюзов. Зачастую, дела рассматриваются в отсутствие сторон.

Общие суды. Общие суды могут пересматривать решения трибуналов в порядке апелляции и рассматривать административные дела по существу. Наряду с этим в функции суда входит осуществление масштабного контроля над государственной Администрацией. Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд на действия администрации, суд вмешивается каждый раз, когда какой-либо государственный орган совершает “незаконные, неразумные или несправедливые” деяния.

Эти понятия не являются строго определёнными, и их расширительное толкование в делах, по которым уже вынесено решение, в немалой степени способствует повышению значимости судебного контроля в правовой защите граждан.

При рассмотрении дел в порядке административного судопроизводства суды действуют на основании принципов справедливой процедуры. Здесь необходимо выделить 2 основных правила:

1. никто не может быть судьёй в собственном деле;

2. никто не может быть осуждён будучи невыслушанным.

В рамках судебного контроля, по-прежнему, действуют прерогативные приказы. Напр., Цертиорарий (Prohibition) – это приказ суда, запрещающий Администрации продолжать её действия с превышением власти (другие будут рассмотрены применительно к США).

США

Нужно сказать, что по сравнению с Англией здесь система похожая.

В США все органы исполнительной власти управомочены в той или иной степени рассматривать и разрешать споры, связанные с их деятельностью.

Порядок рассмотрения этих споров определён Законом “Об административной процедуре” 1946 г. В нём предусмотрены следующие организационные формы осуществления административной юстиции:

1. специализированные подразделения органов исполнительной власти – комиссии, комитеты, административные советы, коллегии и т.д.;

2. специальные органы, создаваемые законодателем – Федеральная торговая комиссия, Комиссия по безопасности потребительских продуктов, Агентство по защите окружающей среды.

Порядок формирования органов административной юстиции зависит от уровня и характера деятельности. члены федеральных органов назначаются Президентом с согласия Сената. Если функции административной юстиции осуществляют структурные подразделения органов, то назначение производится приказами руководителей соответствующих министерств и ведомств.

Выбор кандидатов на должности административных судей осуществляется по списку, утверждаемому управлением кадровой службы. Согласно требованиям этой службы административные судьи должны иметь высшее юридическое образование, стаж работы по специальности и лицензию на занятие юридической практикой.

Административные судьи входят в состав государственной службы и на них распространяется положение, касающееся чиновничьего корпуса.

Наделение административных учреждений судебными полномочиями было сделано, по существу, в нарушение положений Конституции США, поскольку она исключает возможность разрешения споров, в которых одной из сторон выступает государственное учреждение, иным органом, нежели судом. Однако, в связи с расширением круга узкопрофильных дел (напр., дел о налогах), возник вопрос либо о расширении системы судебных органов, либо о передачи ряда полномочий судебных органов органам административным.

Развитие пошло по второму варианту и административная юстиция США представляет собой, прежде всего, “квази-судебную деятельность”. Под квазисудебной деятельностью следует понимать рассмотрение административных дел государственным учреждением.

Многие дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, связаны или касаются актов и действий Федеральной Администрации, её конфликтов с властями штатов. Рассмотрение дел происходит в том же порядке, что и защита индивидуальных прав граждан.

Рассмотрение дел предполагает соблюдение правил надлежащей правовой процедуры. Она предполагает:

1. право сторон на оповещение о предмете спора и претензиях по делу;

2. право сторон на представление доказательств;

3. право на опровержение доказательств путём проведения перекрёстных допросов;

4. право на участие адвоката в рассмотрении дела;

5. решение по делу должно основываться только на доказательствах, внесённых в протокол;

6. право получать копии протоколов с подробным изложением обстоятельств дела.

Лица, не согласные с решением государственного учреждения по индивидуальному делу, имеют право обжаловать решение сперва в специальное апелляционное управление внутри данного учреждения, а затем – в суд.

Конституция США возлагает на суды не только обязанность разрешать административно-правовые споры, но и осуществлять контроль над администрацией в иных формах. В одних случаях – это статутный контроль (предусмотренный законом), в других же – не статутные формы, а именно – через систему прерогативных приказов (унаследованных от английских судов справедливости).

На федеральном уровне к прерогативным приказам относятся:

а) Хабеас Корпус – Приказ об освобождении из-под стражи лица, незаконно задержанного и содержащегося под стражей;

б) Мон тамус – это приказ суда, обязывающий учреждение прекратить бездействие;

в) Ингжаншин - это запрет суда государственному учреждению совершать действие, которое оно совершать не вправе;

г) Декларативное суждение – это мнение суда по юридическому вопросу относительно прав и обязанностей сторон в споре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.01 с.)