Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовно-процессуальная деятельность

Поиск

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Курс лекций

Барнаул 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА № 1. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Возбуждение уголовного дела: понятие и значение

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

4. Решения, принимаемые по результатам проверки сообщения о преступлении: виды и процессуальный порядок их принятия и оформления

Гарантии обеспечения прав заявителя и иных заинтересованных лиц на стадии возбуждения уголовного дела. Судебный контроль и прокурорский надзор за исполнением законов на стадии возбуждения уголовного дела

ТЕМА №2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

1. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования

2. Понятие, значение и система общих условий стадии предварительного расследования

3. Характеристика общих условий стадии предварительного расследования

 

ТЕМА №3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ И ДОПРОС ОБВИНЯЕМОГО

Привлечение в качестве обвиняемого: понятие, основания и значение

2. Порядок привлечения в качестве обвиняемого

3. Изменение и дополнение обвинения

ТЕМА № 4. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

1. Приостановление предварительного расследования: понятие и значение

2. Основания и условия приостановления предварительного расследования

3. Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования. Действия следователя (дознавателя) после приостановления предварительного расследования

4. Возобновление приостановленного предварительного расследования

ТЕМА № 5. СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Понятие и сущность следственных действий, их система

Общие правила производства следственных действий

Виды следственных действий, их характеристика

ТЕМА № 1. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

 

Возбуждение уголовного дела: понятие и значение

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

4. Решения, принимаемые по результатам проверки сообщения о преступлении: виды и процессуальный порядок их принятия и оформления

Гарантии обеспечения прав заявителя и иных заинтересованных лиц на стадии возбуждения уголовного дела. Судебный контроль и прокурорский надзор за исполнением законов на стадии возбуждения уголовного дела

 

Гарантии обеспечения прав заявителя и иных заинтересованных лиц на стадии возбуждения уголовного дела. Судебный контроль и прокурорский надзор за исполнением законов на стадии возбуждения уголовного дела

Решение вопроса о возбуждении уголовного дела, существенно затрагивает законные интересы и права граждан, защита которых согласно ст.2 Конституции РФ – обязанность государства. Сокрытие сообщений о преступлениях от регистрации и учета, принятие незаконных решений по результатам их рассмотрения нарушают права граждан и юридических лиц, искажают данные статистической отчетности и препятствуют своевременному принятию мер, направленных на борьбу с преступностью.

В целях обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела законодателем предусмотрен ряд определенных гарантий соблюдения прав граждан при разрешении сообщений о преступлениях и предусмотрены такие средства как прокурорский надзор, ведомственный и судебный контроль.

Рассмотрим названные средства обеспечения гарантий соблюдения прав граждан при разрешении сообщений о преступлений.

Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан при разрешении сообщений о преступлений

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе за органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Прокурорский надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие, осуществляется на всем этапе досудебного производства, включая стадию возбуждения уголовного дела. В уголовно-процессуальном законе эта отрасль прокурорского надзора имеет несколько иное наименование – надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч.1 ст.37 УПК РФ). Из чего можно сделать вывод, что УПК РФ определяет содержание надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве только применительно к уголовно-процессуальным отношениям.

Переходя к вопросу о предмете прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела, следует отметить, что в теории прокурорского надзора вопрос о понятии «предмет прокурорского надзора» является спорным. Некоторые авторы различают понятия «предмет» и «объект» и считают, что объектом прокурорского надзора являются предприятия, учреждения и организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов, а предметом – соблюдение Конституции РФ и исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

По мнению других ученых, объектом прокурорского надзора не могут быть поднадзорные органы, так как они сами по себе, вне их деятельности, прокурора интересовать не могут, как и сама деятельность поднадзорных органов во всех ее аспектах, поскольку иначе произошла бы подмена надзора контролем.[42]

Исходя из целей и назначения деятельности прокуратуры, более правильной следует признать вторую точку зрения и определять объект прокурорского надзора как законность деятельности поднадзорных органов. Для конкретизации объекта надзора можно использовать понятие «предмет» прокурорского надзора.

Сообразно этому, каждая отрасль прокурорского надзора имеет свой предмет. Согласно ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре», предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Содержания указанного определения указывает на то, что разрешение заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, а также законность принимаемых по ним решений являются частью предмета прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Исходя из этого, можно заключить, что прокурорский надзор за законностью акта возбуждения уголовного дела является составной частью прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Предметом прокурорского надзора за актом возбуждения уголовного дела является соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и законность принимаемых по ним решений, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина при разрешении сообщений о преступлениях.[43]

Помимо норм Федерального закона «О прокуратуре РФ», при организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях следует знать нормы Приказа Генпрокуратуры России от 05.09.2011 № 277 (ред. от 08.06.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».[44]

Так, согласно норм Приказа Генпрокуратуры России от 05.09.2011 № 277, проверки исполнения требований УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) проводить в органах внутренних дел систематически, не реже одного раза в месяц.

Рассматриваемым Приказом Генпрокуратуры России предписано особое внимание обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений.

В случае направления органами предварительного расследования сообщений о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, прокурорам предписано незамедлительно принимать меры к проверке законности таких решений. Путем проведения ежемесячных сверок с соответствующими прокурорами контролировать фактическое поступление этих сообщений уполномоченным органам и их регистрацию в установленном порядке.

При необходимости, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокуроры вправе вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурорам предписано оперативно реагировать на выявленные нарушения законов, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.

Судебный контроль на стадии возбуждения уголовного дела.

Возможность обжалования в суд действий (бездействия) и решений государственных органов и должностных лиц провозглашена Конституцией РФ, согласно ч. 1 ст. 46 которой, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В части 2 ст. 46 Конституции РФ закреплено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Положения Конституции РФ нашли свое развитие в нормах уголовно-процессуального закона (ст. 19, 123-127 УПК РФ).

Регламентация принципа обжалования в досудебных стадиях уголовного процесса, связана с актами конституционного правосудия[45]. Так, в постановлении от 18 февраля 2000 года № 3-П Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой лица, чьи права затрагиваются решением следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами (предварительной) проверки, что, в свою очередь, позволит им отстаивать свои права и интересы в суде общей юрисдикции более аргументировано.[46]

Судебный контроль на стадии возбуждения уголовного дела являлся предметом исследования многих ученых, среди которых В.А. Азаров, В.М. Бозров, Л.М. Володина, В.В. Волынский, О.В. Рябкова, А.В. Смирнов, В.А. Семенцов и др.

Основываясь на трудах названных и других ученых, рассмотрим реализацию судебного контроля на стадии возбуждения уголовного дела.

Так, по мнению О.В. Рябковой, судебный контроль на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования – это основанная на законе уголовно-процессуальная деятельность специально уполномоченного субъекта – суда (судьи), осуществляемая путем рассмотрения и разрешения ходатайств (представлений) и жалоб заинтересованных лиц, в рамках судебного заседания, в установленные законом сроки с вынесением судебного решения (заключения), с целью защиты гарантированных конституционных прав и свобод человека и гражданина, достижения назначения уголовного судопроизводства.[47]

Судебный контроль на стадии возбуждения уголовного дела осуществляется в различных формах, которые имеют различную процессуальную процедуру (ст. 127, ч. 5 ст. 144, ч. 2 ст. 145, ч. 5 ст. 148, ч. 4 ст. 147, ч. 1 ст. 318, ч. 1 ст. 448 УПК РФ и др.).

В науке выделяют две формы судебного контроля:

Предварительный судебный контроль, направленный на предотвращение необоснованных, т.е. не оправданных необходимостью ограничения прав и свобод человека и гражданина. Например, возбуждение перед судом ходатайства о производстве осмотра жилища, при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

Вторая – последующий судебный контроль, направленный на восстановление прав и свобод, нарушенных органами предварительного следствия и дознания. Например, производство осмотра жилища как неотложного следственного действия без согласия проживающих в нем лиц с последующим уведомлением об этом суд и прокурора в порядке ч. 5 ст. 165 УПК РФ.

На стадии возбуждения уголовного дела судебный контроль реализуется и при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ на незаконный действия (бездействие) должностных лиц, а равно принятых ими решений.[48]

В заключении отметим, что наличие действенных механизмов обеспечения законности и обоснованности разрешения сообщений о преступлениях в виде прокурорского надзора и судебного контроля должны способствовать не допущению нарушений на стадии возбуждения уголовного дела.

ТЕМА №2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

1. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования

2. Понятие, значение и система общих условий стадии предварительного расследования

3. Характеристика общих условий стадии предварительного расследования

1. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования

Предварительное расследование является второй досудебной стадией уголовного процесса, следующей за стадией возбуждения уголовного дела. Предварительное расследование производится по большинству уголовных дел, за исключением дел частного обвинения. Предварительное расследование именуется «предварительным» в связи с тем, что оно предшествует судебному следствию. Однако, это не означает, что данная стадия носит вспомогательный характер, предназначенный обслуживать судебное разбирательство. Расследование именуется предварительным еще и потому, что все выводы должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу на этой стадии (следователя, дознавателя, органа дознания), касающиеся обстоятельства преступления и виновности лица в его совершении, являются предварительными и подлежат последующему исследованию (проверке) в ходе судебного разбирательства с участием сторон. Более того, предварительное установление обстоятельств совершенного преступления является условием последующего судебного разбирательства, обеспечивающим полное, всестороннее и объективное исследование судом уголовного дела и его разрешения в оптимальные сроки.

Как и любая другая стадия процесса, предварительное расследование определяется четырьмя признаками: 1) непосредственными задачами, 2) специфическими методами, 3) кругом участников и 4) структурой (начало, окончание, протяженность).

Обеспечивая реализацию назначения уголовного судопроизводства, стадия предварительного расследования имеет и свои специфические задачи, основными из которых являются:

1) установление всех обстоятельств совершенного преступления в установленные законом процессуальные сроки.

Оптимизация сроков предварительного расследования является важнейшим условием повышения эффективности предварительного расследования. В этой связи исключительно актуально требование Следственного комитета РФ об обеспечении уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в разумные сроки. При определении разумного срока предварительного расследования необходимо учитывать в том числе такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий следователя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования, и общий срок предварительного расследования по уголовному делу[49].

2) обнаружение и процессуальная фиксация доказательств по делу;

3) установление лица (лиц), совершившего преступление, и привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу;

4) принятие процессуальных решений и иных мер, направленных на предотвращение уклонения обвиняемого от участия в деле, включая последующее судебное разбирательство;

5) принятие процессуальных и иных мер, направленных на установление и последующее возмещение причиненного преступлением вреда, а также обеспечение возможной конфискации имущества;

6) выявление условий, способствующих совершению преступления, и принятие эффективных мер по их устранению;

7) правильное применение закона, обеспечивающего обоснованное вовлечение физических и юридических лиц в сферу уголовного судопроизводства, а также защиту их прав и законных интересов при производстве по уголовному делу;

8) создание иных условий, обеспечивающих последующее судебное разбирательство.

Методы: 1) процессуальные; 2) непроцессуальные.

В этой стадии обстоятельства, подлежащие доказыванию, устанавливаются в основном путем производства следственных действий.

Стадия предварительного расследования состоит из целого комплекса процессуальных действий и решений, в число которых входит: принятие следователем (дознавателем) уголовного дела к своему производству; наделение лиц, вовлеченных в производство по уголовному делу, соответствующими процессуальными статусами; производство различных процессуальных действий и принятие процессуальных решений, в том числе и итогового в виде постановления о прекращении уголовного дела или обвинительного заключения либо обвинительного акта.

Следователь или дознаватель, собрав доказательства виновности лица и составив итоговый документ (соответственно обвинительное заключение или обвинительный акт), направляет материалы уголовного дела прокурору. Проверив соблюдение требований законности производства по уголовному делу, прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, который после исследования доказательств окончательно от имени государства разрешает вопрос о невиновности или виновности лица в инкриминируемом ему деянии.

Структура стадии:

Начало стадии предварительного расследования исчисляется с момента возбуждения уголовного дела. Сама же деятельность, именуемая предварительным расследованием, осуществляется с того момента, когда определенным государственным органом или должностным лицом уголовное дело было принято к своему производству. При этом не имеет определяющего значения, кем было возбуждено уголовное дело – тем же органом (должностным лицом) или иным. В первом случае решение о принятии уголовного дела к своему производству фиксируется одновременно с решением о возбуждении уголовного дела, во втором – оформляется отдельным постановлением.

Возбуждение уголовного дела означает начало производства в стадии предварительного расследования независимо от принятия следователем, дознавателем уголовного дела к своему производству. Срок предварительного расследования в соответствии со ст. 162 и 223 УПК всегда исчисляется с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

Окончание. Окончание предварительного расследования является заключительным этапом досудебного производства и представляет собой комплекс процессуальных действий, связанных с завершающим анализом и оформлением результатов расследования, обеспечением прав участников уголовного судопроизводства и принятием следователем, дознавателем итоговых решений по уголовному делу.

Рассматриваемая нами стадия заканчивается направлением уголовного дела в суд или же его прекращением.

Итоговые решения стадии предварительного расследования:

1) о прекращении уголовного дела (постановление);

2) о направлении уголовного дела в суд с обвинительным заключением;

3) о направлении уголовного дела в суд с обвинительным актом (обвинительным постановлением).

4) о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (постановление).

Предварительное следствие может быть приостановлено, однако это не окончательное решение по уголовному делу, а промежуточное.

Протяженность. Завершение предварительного расследования в установленный законом срок является необходимым условием своевременного раскрытия преступления, обнаружения, закрепления и использования доказательств, создания необходимых предпосылок для рассмотрения уголовного дела в суде, обеспечения обвиняемому, потерпевшему и другим участникам уголовного судопроизводства права на участие в судебном разбирательстве.

Начало течения срока предварительного расследования определяется датой вынесения следователем постановления о возбуждении уголовного дела (для дознавателя – с момента согласования с прокурором), окончание - соответственно датой направления дела прокурору с обвинительным заключением (обвинительным актом) или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо датой прекращения производства по делу.

Срок предварительного следствия исчисляется в месяцах и, следовательно, истекает в соответствующее число последнего месяца. Если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок заканчивается в последние сутки месяца. В случаях, когда истечение срока приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Сроки следствия (ст. 162): 2 месяца – 3 месяца – 12 месяцев – свыше 12 месяцев.

Срок дознания исчисляется в сутках и месяцах: 30 суток – + 30 суток – 6 мес. – 12 мес.

Круг субъектов стадии предварительного расследования гораздо шире, чем на предшествующей стадии - стадии возбуждения уголовного дела. Это потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, защитник, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетель, понятой, специалист и др.

Непосредственно само же предварительное расследование осуществляется компетентными государственными органами и должностными лицами, круг которых строго определен законом. К их числу относятся:

а) следователь;

б) дознаватель;

в) орган дознания;

г) руководитель следственного органа;

д) начальник подразделения дознания.

Из указанных участников уголовного судопроизводства к категории государственных органов относятся органы дознания, а все остальные участники именуются должностными лицами.

Итак, под предварительным расследованием понимается стадия уголовного процесса, в ходе которой орган расследования (следователь, дознаватель, орган дознания) в установленном УПК РФ порядке путем производства следственных и иных процессуальных действий устанавливает обстоятельства совершенного преступления, лицо, его совершившее, привлекает это лицо в качестве обвиняемого по уголовному делу, принимает меры по предотвращению уклонения обвиняемого от органов расследования и суда с последующим принятием решения о направлении уголовного дела в суд с обвинительным заключением, актом или постановлением, а в предусмотренных законом случаях – о прекращении уголовного дела.

Следует иметь в виду, что стадия предварительного расследования включает в себя сложный и многообразный комплекс процессуальных действий, сопровождаемых необходимыми организационно-техническими мероприятиями. Закон не устанавливает строгой последовательности их производства, предоставляя следователю или дознавателю самостоятельно (за исключением случаев, когда необходимо решение суда) в зависимости от конкретных обстоятельств дела решать вопрос о целесообразности и очередности производства тех или иных процессуальных действий и принятия решений.

Однако это не означает полной хаотичности в осуществлении расследования. Устанавливая общие условия предварительно расследования (гл.21 УПК), а также требования обоснованности принимаемых на данной стадии процессуальных решений (ч.4 ст.7 и др. УПК), законодатель тем самым все же указывает последовательность неизменных действий и решений по любому уголовному делу, выполнение которых и обусловливает развитие расследования и достижение назначения уголовного судопроизводства.

Содержание стадии предварительного расследования позволяет выделить в нем следующие этапы:

- производство следственных и иных процессуальных действий по установлению обстоятельств совершенного преступления и изобличения лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

- привлечение лица в качестве обвиняемого по уголовному делу и предъявление ему обвинения;

- последующее производство следственных и иных процессуальных действий для установления всех обстоятельств совершенного преступления, в том числе и с участием обвиняемого;

- производство процессуальных и иных действий в связи с окончанием предварительного расследования.

Таким образом, можно констатировать, что данная стадия имеет важное юридическое значение, так как результаты процессуальной деятельности, осуществляемой в ходе предварительного расследования, являются необходимыми условиями отправления правосудия по конкретному уголовному делу и реализации установленной законом ответственности или же реабилитации невиновного.

Сказанное позволяет определить предварительное расследование как стадию уголовного процесса, являющуюся основной формой досудебного производства, в ходе которой компетентные государственные органы и должностные лица осуществляют деятельность, направленную на разрешение стоящих перед данным этапом уголовного судопроизводства задач.

 

2. Понятие, значение и система общих условий стадии предварительного расследования

Уголовно-процессуальное право регулирует общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, регламентирует порядок производства по уголовному делу. При этом надлежащая процессуальная регламентация стадии предварительного расследования обеспечивает последующее судебное разбирательство, реализацию прав, свобод и интересов участников уголовного судопроизводства. Особое место в регламентации предварительного расследования занимает институт общих условий предварительного расследования.

Под общими условиями предварительного расследования следует понимать закрепленные в УПК РФ положения, выражающие характерные черты предварительного расследования и определяющие наиболее существенные требования к порядку его производства.

Общие условия предварительного расследования – это такая совокупность уголовно-процессуальных норм, которая устанавливает наиболее общие вопросы процессуальной деятельности органа расследования, включающей в себя производство как следственных, так и иных процессуальных действий.

Значение общих условий предварительного расследования состоит в том, что они:

- обеспечивают единый порядок предварительного расследования по уголовным делам;

- носят организационно-правовой характер;

- способствуют всестороннему, полному и объективному установлению всех обстоятельств совершенного преступления в установленные законом процессуальные сроки;

- обеспечивают оптимальное использование сил и средств при производстве по уголовному делу;

- направлены на полную реализацию прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Прежде чем говорить о системе общих условий предварительного расследования следует разобраться в том, что означает слово «Система». Системой принято называть совокупность элементов или отношений, связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов или отношений их образующих.

Впервые институт общих условий предварительного расследования был установлен УУС, учрежденным в ходе Судебной реформы 1864 г. Однако наиболее полное и оптимальное определение современной системы общих условий предварительного расследования связано с принятием УПК РСФСР 1960 г.

Действующая система общих условий предварительного расследования определяется содержанием гл. 21 УПК РФ и включает в себя установление и регламентацию:

1) форм предварительного расследования;

2) подследственности;

3) места производства предварительного расследования;

4) порядка соединения уголовных дел;

5) порядка выделения уголовных дел;

6) порядка выделения в отдельное производство материалов уголовного дела;

7) начала производства предварительного расследования;

8) производства неотложных следственных действий;

9) окончания предварительного расследования;

10) восстановления уголовных дел;

11) обязательности рассмотрения ходатайств;

12) мер попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и мер по обеспечению сохранности его имущества;

13) Меры по обеспечению гражданского иска;

14) Недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

Таким образом, исходя из полученных представлений о понятии система, применительно к общим условиям предварительного расследования можно говорить, что это: во-первых такие условия, которые не противоречат друг другу, во-вторых, взаимодополняют друг друга, характеризуют досудебное производство по уголовному делу в его специфических особенностях.

3. Характеристика общих условий стадии предварительного расследования

Под формой расследования понимается установленная законом процедура деятельности уполномоченных должностных лиц по выяснению обстоятельств, необходимых для правильного разрешения уголовного дела. Эта процедура определяет участников расследования, его сроки, объем, круг процессуальных действий и тому подобное.

Процессуальная форма как совокупность оснований, условий, процедур и гарантий имеет свойство дифференцироваться, т.е. разделяться на различные составляющие в зависимости от характера уголовных дел. Дифференциация процессуальной формы возможна в сторону ее усложнения или упрощения (добавление или исключение отдельных гарантий, институтов, увеличение или сокращение сроков и т.п.).

Процессуальная форма дифференцируется по материально-правовому и процессуальному основаниям. Материально-правовым основанием для разделения процессуальной формы является степень общественной опасности преступления, которая определяется уголовно-правовой квалификацией по конкретной норме Особенной части УК РФ. Это основание выражено в таких процессуальных институтах, как предметная подследственность и подсудность. Чем выше общественная опасность преступления, тем сложнее должна быть процессуальная форма производства по нему.

Процессуальное основание для дифференциации юридической формы судопроизводства предстает в виде представления законодателя о сложности производства по тем или иным категориям уголовных дел. Эта сложность может быть связана с трудоемкостью собирания и проверки доказательств, а иногда – и позицией по делу, занимаемой обвиняемым.

Стадия предварительного расследования также обладает своей процессуальной формой, которая может дифференцироваться в сторону усложнения (предварительное следствие) или в сторону упрощения (дознание в общем порядке либо в сокращенной форме).

Так, «Формы предварительного расследования» - это не только название ст. 150 УПК РФ, но и обозначение первого общего условия предварительного расследования. Для этого общего условия характерно то, что оно определено в самом названии указанной статьи и, кроме того, раскрывается в других статьях Кодекса.

Исходя из этимологии слова «форма» [50] и содержания ст. 150 УПК РФ, формы предварительного расследования означают виды расследования и порядок их производства. В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК РФ «предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания». Причем, в соответствии с ч. 1. 1 ст. 150 УПК РФ, дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме. Таким образом, предварительное расследование имеет два вида: первый обозначен как предварительное следствие, второй - дознание.

Формы предварительного расследования и целесообразность их использования определяются законодателем в основном в зависимости от категории расследуемых преступлений.

По уголовным делам, разрешаемым в порядке частного обвинения (ч.2 ст.20 УПК), дознание и предварительное следствие, как правило, не производятся. Такие дела возбуждаются путем подачи жалобы потерпевшим непосредственно в суд. Предварительное расследование производится лишь в тех случаях, когда руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

С учетом относительно невысокой общественной значимости и незначительной степени сложности раскрытия некоторых преступлений небольшой и средней степени тяжести, особо перечисляемых в законе, предварительное следствие для установления обстоятельств их совершения может не проводиться, если это не признает необходимым прокурор согласно ч. 2 ст. 37 УПК.

Производство в связи с преступлениями, не вызывающими необходимости проведения предварительного следствия, может осуществляться в двух вариантах: 1) в порядке частного обвинения; 2) путем производства дознания.

Более широкая сфера деятельности органов предварительного следствия по расследованию преступлений в сравнении с органами дознания объясняется рядом обстоятельств. В первую очередь необходимо отметить, что расследование преступлений является специальным назначением следователей. Для органов же дознания функция расследования – не единственная и далеко не основная. Кроме того, следователь наделен более широкими процессуальными полномочиями для расследования преступлений.

Однако следует иметь в виду, что предварительное следствие и дознание как формы расследования связаны единством задач и средств деятельности и поэтому образуют единую стадию процесса. Данные, полученные в ходе, как дознания, так и предварительного следствия, имеют одинаковое доказательственное значение по уголовному делу.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ. Предварительное следствие производится следователем по наиболее опасным преступлениям. Столь важное его место в досудебном производстве объясняется тем, что предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением, как правило, уголовных дел частного обвинения и уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.

Предварительное следствие в обязательном порядке осуществляется в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.15.45 (0.019 с.)