Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Поиск

Приём и регистрация сообщения о преступлении.

Порядок приема, регистрации и разрешения сообщения о преступлении детально регламентируется Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».[21]

Согласно положений данного приказа заявления и сообщения о преступления вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

Электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними как с письменными заявлениями о преступлениях в порядке, предусмотренном Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736.

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел, принявший сообщение о преступлении обязан незамедлительно передать в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого сообщения для регистрации в КУСП.

В случае если по объективным причинам у сотрудника органов внутренних дел, принявшего заявление (сообщение) о преступлении отсутствует возможность сообщить в дежурную часть информацию по существу принятого сообщения, соответствующие сообщение либо подлинник заявления передаются в дежурную часть по прибытии сотрудника в территориальный орган МВД России. При этом указанный сотрудник обязан принять меры к незамедлительной передаче сообщения либо подлинника заявления в дежурную часть.

Поступившие в дежурную часть территориального органа МВД России сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, происшествиях регистрируются в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях[22] независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

КУСП заполняется четко и разборчиво. Записи производятся от руки ручкой, без сокращений. Исправления не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются и удостоверяются подписью оперативного дежурного дежурной части. По окончании КУСП передается из дежурной части в подразделение делопроизводства для последующего хранения.

При регистрации заявлений о преступлениях, поступивших в дежурную часть, на свободном от текста месте лицевой или оборотной сторон документа, зарегистрированного в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп. В оттиск штампа оперативный дежурный дежурной части вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

После регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. О принятых мерах неотложного реагирования и их результатах оперативный дежурный в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) территориального органа МВД России.

Проверка сообщения о преступлении.

Понятие «проверка сообщения о преступлении» используется в нормах уголовно-процессуального закона, подзаконных актах, но содержание определения данного понятия ни ив УПК, ни в подзаконных актах не раскрывается.

В научной литературе предложены различные определения данного понятия. Так, В.Н. Яшин под предварительной проверкой первичных материалов о преступлении предлагает понимать регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность органа дознания, следователя, прокурора и судьи по сбору дополнительных сведений, необходимых для принятия законного и обоснованного процессуального решения по поступившему первичному материалу о преступлении.[23]

С точки зрения Л.А. Савиной предварительная проверка – это основанная на законе и подзаконных актах деятельность уполномоченных уголовно-процессуальным законодательством компетентных государственных органов и должностных лиц, направленная на установление достоверности содержащейся в сообщении информации о наличии в событии признаков того или иного преступления и сбор дополнительных сведений, характеризующих это событие, которые необходимы для принятия законного и обоснованного процессуального решения по поступившему заявлению или сообщению.[24]

По мнению В.М. Тарзиманова, под предварительной проверкой сообщения о преступлении следует понимать регламентированную законом деятельность уполномоченных должностных лиц, направленная на выявление наличия или отсутствия признаков преступления по полученному сообщению о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении в целях вынесения законного и обоснованного процессуального решения.[25]

Можно привести и иные подходы к определению понятия «предварительная проверка». Вместе с тем, очевидно, что большинство авторов в своих определениях выделяют следующие характерные черты или признаки предварительной проверки:

1) предварительная проверка – это деятельность…. В то же время, отдельные ученые, рассматривают предварительную проверку как процесс….

Например, А.Н. Ильин определяет предварительную проверку сообщения о преступлении как процесс приема и регистрации информации о предполагаемом преступном событии, выявления в ней фактических данных, указывающих на признаки преступления, а также сбора дополнительных сведений о следах преступного события и иных его признаках, необходимых для принятия предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством решения по сообщению о преступлении[26].

2) нормативный характер деятельности, то есть её регулирование нормами уголовно-процессуального закона и подзаконных актов;

3) субъекты осуществления предварительной проверки: уполномоченные компетентные государственные органы и должностные лица (орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа);

4) содержание предварительной проверки составляют процессуальные действия, направленные на получение, проверку и оценку фактических данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления;

5) цель предварительной проверки – установление достаточных данных, указывающих на признаки преступления и необходимых для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом по каждому поступившему сообщению о совершенном или готовящемся преступлении.

Задачами предварительной проверки, по мнению Л.А. Савиной, являются:

1) объективное и всестороннее изучение и анализ информации, содержащейся в заявлении (сообщении), поступившем в правоохранительные органы;

2) сбор дополнительных сведений о предполагаемом преступном событии. При этом отмечает автор, требование достоверно установить событие и состав преступления относится уже к стадии предварительного расследования.[27]

Считаем, что к задачам предварительной проверки также необходимо отнести собирание, проверку и оценку дополнительно полученных в ходе предварительной проверки фактических данных для принятия итогового процессуального решения стадии возбуждения уголовного дела.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, предварительную проверку следует определить как регламентированную уголовно-процессуальным законом и подзаконными актами деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа по изучению, проверке и оценке информации, содержащейся в сообщении о преступлении, а также по собиранию, проверке и оценке дополнительных фактических данных, для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела (отказе в возбуждении уголовного дела) по каждому поступившему сообщению о совершенном или готовящемся преступлении.

Проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника отдела, отделения полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа, либо его заместителя.

По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения).

Передача не зарегистрированного в КУСП заявления (сообщения) о преступлении исполнителю для проведения проверки запрещается.

Исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.

Если в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным.

Если по одному и тому же преступлению поступили два и более заявления (сообщения), то в случае подтверждения в результате проверки этого факта, все заявления и сообщения после регистрации в КУСП по решению руководителя территориального органа приобщаются к первому зарегистрированному заявлению (сообщению). О принятом решении делается отметка в КУСП и уведомляется заявитель.

Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ.

Средствами проверки сообщений о преступлениях являются[28]:

1) предусмотренные УПК РФ:

- направление требований, поручений и запросов (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

- получение объяснений, образцов для сравнительного исследования;

- истребование документов и предметов, их изъятие в порядке, установленном УПК РФ;

- назначение судебной экспертизы, принятие участия в её производстве и получение заключение эксперта в разумный срок;

- производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствования;

- требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов с привлечением к участию в этих действиях специалистов;

- дача органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

2) предусмотренные иными федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, в частности Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.

Разрешение сообщения о преступлении.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

- о возбуждении уголовного дела.

- об отказе в возбуждении уголовного дела.

- о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

В заключении отметим, что существующий правовой режим предварительной проверки позволяет в целом эффективно решать задачи стадии, прежде всего, задачу информационного обеспечения принятия решения о начале предварительного расследования или наоборот – о прекращении проверки сообщения о якобы совершенном преступлении. Это достаточно удобный формат, в котором в максимально экономичном режиме правоохранительные органы могут выполнять специфические задачи, стоящие перед ними на начальном этапе уголовного расследования.[29]

4. Решения, принимаемые по результатам проверки сообщения о преступлении: виды и процессуальный порядок их принятия и оформления

Отметим, что на стадии возбуждения уголовного дела принимаются различные решения: решение о производстве освидетельствования; о возбуждении перед судом ходатайства о производстве осмотра жилища, в случаях добровольного отказа проживающих в жилище лиц; решение о назначении ревизии или документальной проверки; о назначении судебной экспертизы и др.[30] Однако это, так сказать процедурные, промежуточные решения. В рамках данного вопроса будут охарактеризованы итоговые процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела:

1) Решение о возбуждении уголовного дела;

2) Решение об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) Решение о передаче сообщения по подследственности.

УПК РФ предусматривает различный порядок возбуждения уголовных дел в зависимости от видов уголовного преследования, от должностного положения лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело. Имеются и различия в полномочиях лиц, наделенных правом возбуждения уголовного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 УПК РФ в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

Прежде всего, раскроем порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения.

Большинство уголовных дел – уголовные дела публичного обвинения.

При наличии повода и основания орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Как правило, выносится постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. Данное постановление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части указывается:

- дата, время и место вынесения постановления;

- кем оно вынесено, то есть должность, звание, фамилия инициалы должностного лица;

- повод для возбуждения уголовного дела, то есть вид сообщения, от кого, когда оно поступило и данные о регистрации сообщения в КУСП.

В описательно-мотивировочной части отражается:

- основание для возбуждения уголовного дела, то есть дата, время, место, способ совершенного деяния, наступившие последствия (для преступлений с материальным составом), иные обстоятельства совершенного преступления;

- квалификация деяния с указанием на пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации;

- ссылка на нормы УПК РФ, регламентирующих порядок возбуждения уголовного дела.

Резолютивная часть содержит решение о:

- возбуждении уголовного дела с указанием на пункт, часть, статью Уголовного кодекса Российской Федерации по которым возбуждается уголовное дело (если дело возбуждается в отношении конкретного лица, то фамилия имя отчество лица, в отношении которого возбуждается уголовное дело и пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело);

- решение о принятии уголовного дела к своему производству;

- указание на направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору;

- указание на уведомление о принятом решении заявителя и лица в отношении которого возбуждено уголовное дело;

- подпись лица вынесшего постановление.

Анализ норм действующего УПК РФ (ст. 46; ст. 146; ст. 223-1; ст. 448) позволяет говорить о том, что уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица, когда имеющаяся информация указывает на совершение деяния определенным лицом. Вместе с тем, в УПК РФ нет четких требований к возбуждению уголовного дела «по факту» и «в отношении лица».

В связи со сказанным, в литературе высказано предложение о том, что в УПК РФ следует четко указать на необходимость возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, если при возбуждении уголовного дела данное лицо известно. Например, когда лицо фактически задержан по подозрению в совершении преступления, доставлено в правоохранительный орган, а также явилось с повинной. Могут быть и другие случаи, когда известно лицо, предположительно совершившее преступление.[31]

Копия вынесенного органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору (ч. 4 ст. 146 УПК РФ)

Прокурор, изучив постановление о возбуждении уголовного дела, в случае, признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Анализ литературы, прокурорско-следственной практики позволяет говорить о том, что на практике, следователи, дознаватели вынуждены по-прежнему согласовывать с прокурором постановление о возбуждении уголовного дела с предъявлением материалов предварительной проверки[32].

В частности, А.В. Петров убежден, что только с копией постановления о возбуждении уголовного дела без предварительного изучения прокурором собранного по сообщению о преступлении материала невозможно сделать вывод о законности и обоснованности возбуждения уголовного дела. Следует тщательно ознакомиться с доводами заявителя о преступлении, выяснить, насколько полно они проверены, чем конкретно подкрепляются и, наконец, есть ли состав преступления. По мнению названного автора, необходимо четко прописать в УПК обязанность следователя и дознавателя в обязательном порядке после возбуждения уголовного дела представлять надзирающему прокурору собранный по сообщению о преступлении материал.[33]

Практически аналогичного мнения придерживается В.М. Тарзиманов, который предлагает дополнить часть 4 ст. 146 УПК РФ следующим: «Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела направляется прокурору вместе с копиями материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела в течение 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела…»[34].

В настоящее время практика согласования постановления о возбуждении складывается следующим образом: при предоставлении копии постановления о возбуждении уголовного дела, следователь или дознаватель предоставляют и имеющееся материалы предварительной проверки, так как прокурор подписывает карточку статистической отчетности о возбуждении уголовного дела Формы № 1[35], только после изучения всех материалов предварительной проверки.

Возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения.

Отличие порядка возбуждения уголовного дела частно-публичного обвинения заключается в том, что такое дело может быть возбуждено не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат (ч. 2 ст. 20 УПК РФ).

Исключением являются случаи прекращения таких дел в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ст. 25 УПК РФ).

К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, 145, ч. 1 ст. 146 УК РФ, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159-159.6, 160, 165 УК РФ, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.

Отсутствие заявления потерпевшего является в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.

Исключением из особого порядка возбуждения уголовного дела частно-публичного обвинения являются случаи, когда потерпевший не может самостоятельно защитить свои права и законные интересы. В этих случаях уголовное дело может быть возбуждено и при отсутствии заявления потерпевшего.

В соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление, совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

В постановлении о возбуждении уголовного дела в данном случае должны быть приведены конкретные сведения о соответствующих обстоятельствах (зависимое, беспомощное состояние, иные причины), которые лишают потерпевшего возможности защищать свои права и законные интересы и в силу этого требуют вмешательства органов государственного обвинения.

Возбуждение уголовного дела частного обвинения.

К делам частного обвинения относятся всего 3 состава уголовных преступлений: ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116 и ч. 1 ст. 128.1 УК РФ.

Особенностью рассматриваемой категории дел является то, что возбуждаются они не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев указанных в части 4 ст. 20 УКРФ, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

В законе определены требования к содержанию заявления по делам частного обвинения (ч. 5 ст. 318 УПК РФ). Такое заявление должно содержать:

- наименование суда, в который оно подается;

- описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;

- просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;

- данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;

- данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

- список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;

- подпись лица, его подавшего.

Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Одновременно мировой судья разъясняет заявителю его право на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление

Если содержание заявления не соответствует законным требованиям указанным выше, то мировой судья выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагает ему привести заявление в соответствие с требованиями закона и устанавливает для этого срок. В случае неисполнения данного указания мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и уведомляет об этом лицо, его подавшее (ч. 1 ст. 319 УПК РФ).

В случае если поданное заявление не содержит необходимых сведений о привлекаемом лице мировой судья в соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 319 УПК РФ:

во-первых, отказывает в принятии заявления к своему производству;

во-вторых, направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с ч.4 ст. 20 УПК РФ;

в-третьих, уведомляет лицо, подавшее заявление.

В случае если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление ч. 2 ст. 147 УПК РФ. Получив такой материал, следователь или дознаватель решают вопрос о возбуждении уголовного дела, руководствуясь ч. 4 ст. 147 УПК РФ.

 

Возбуждение уголовного дела в отношении отдельных категорий должностных лиц.

Для обеспечения стабильной работы органов государственной власти в отношении некоторых категорий должностных лиц введен особый порядок возбуждения уголовного дела. Характеризующийся усложнением процедуры возбуждения уголовного дела и возможностью вынесения такого решения уполномоченными лицами Следственного комитета РФ в порядке, установленном частью 1 ст. 448 УПК РФ.

Отказ в возбуждении уголовного дела. Основания отказа в возбуждении уголовного дела. Порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела – одно из возможных процессуальных решений, завершающих стадию возбуждения уголовного дела. В связи со сказанным, правовая природа отказа в возбуждении уголовного дела обусловлена содержанием указанной стадии, её местом в российском уголовном процессе.

Отказ в возбуждении уголовного дела – сложное процессуальное понятие. Оно употребляется в разных смысловых значениях, как широких, так и узких по содержанию. Под этим понятием можно подразумевать: во-первых, институт уголовно-процессуального права, нормы которого определяют основания, условия, порядок отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24, 148 УПК РФ); во-вторых, систему действий и отношений, которые имеют место при принятии, рассмотрении и разрешении первичных сведений о преступлении; в-третьих, отдельный процессуальный акт, т.е. само постановление, вынесенное надлежащим должностным лицом, о том, что по данному конкретному сообщению о преступлении в силу определенных обстоятельств, указанных в законе, исключается дальнейшее производство.

В рамках рассматриваемого вопроса раскроем отказ в возбуждении уголовного дела как один из видов решений, принимаемых в завершении стадии возбуждения уголовного дела: основания и порядок принятия такого решения, а также требования, предъявляемые к постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.

Основания отказа в возбуждении уголовного дела закреплены в статье 24 УПК РФ. Такими основаниями являются следующие:

1) отсутствие события преступления;

2) отсутствие в деянии состава преступления;

3) истечение сроков давности уголовного преследования;

4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 20УПК РФ;

6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448УПК РФ.

Подчеркнем, что основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются достоверно установленные в ходе проверки сообщений о преступлениях сведения об обстоятельствах, исключающих уголовное судопроизводство. Одни из них являются безусловным препятствием для возбуждения уголовного дела, а другие могут указывать на обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела в зависимости от волеизъявления отдельных заинтересованных участников процесса, а также по усмотрению уполномоченных на то законом государственных органов и должностных лиц.

В зависимости от силы правового предписания все основания отказа в возбуждении уголовного дела можно разделить на две группы: материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые основания исключают само основание уголовной ответственности, преступность деяния или его наказуемость.

К ним относятся: отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Процессуальными основаниями, устраняющими возбуждение уголовного дела, считаются такие основания, наличие которых, с точки зрения уголовного права, не исключает факта преступления и наказания за содеянное, но в силу требования процессуального закона препятствует возможности возбуждения уголовного дела. К этой группе обстоятельств относятся: отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); отсутствие заключения (согласия) суда либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Предложим краткую характеристику каждого основания для отказа в возбуждении уголовного дела, закрепленного в части 1 ст. 24 УПК РФ.

1) отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Отсутствие события преступления предполагает случаи отсутствия деяния (действия или бездействия), о котором поступило заявление или сообщение и которое, по мнению заявителя, можно было бы расценить как преступное. Так, п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ следует применять, когда:

а) не было самого события, которое могло быть расценено как преступление (например, факта кражи нет, если потерпевший сам переложил ценную вещь в другое место и забыл об этом);

б) событие предполагавшегося преступления явилось результатом действия стихийных сил природы, физиологических, физических или химических процессов, не зависящих от сознания и волевого контроля лиц;

в) происшедшее явилось результатом действия самого потерпевшего – самоубийство, несчастный случай на производстве в результате вины самого пострадавшего при отсутствии вины других лиц.[36]

2) отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Отказать в возбуждении уголовного дела по данному основанию можно лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УК РФ).

Отсутствие в действиях лица одного из элементов состава преступления влечет отказ в возбуждении уголовного дела, что должно быть установлено достоверно, т.е. не должно не остаться никаких сомнений в том, что в деянии отсутствует виновность либо противоправность.

В связи с отсутствием состава преступления в возбуждении уголовного дела должно быть отказано и в том случае, если деяние формально содержит признаки преступления, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ), а также если имеются такие обстоятельства, исключающие общественную опасность деяния, как необходимая оборона, правомерное применение мер по задержанию преступника и крайняя необходимость (ст. ст. 37-39 УК РФ);

3) истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Одним из необходимых условий законности возбуждения уголовного дела является соблюдение сроков давности, временные рамки которых определены ст. 78 УК РФ. На стадии возбуждения уголовного дела достоверно установить сроки давности иногда бывает невозможно, т.к. для этого необходимо дать квалификацию деянию, что не входит в задачи первоначальной стадии уголовного процесса. Вместе с тем, когда уже на стадии возбуждения уголовного дела нет сомнений в квалификации и, соответственно, можно установить срок давности преступления, данное обстоятельство может служить основанием отказа в возбуждении уголовного дела;

4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Отказать в возбуждении уголовного дела по настоящему основанию можно лишь в том случае, если в ходе проверки сообщения (заявления) будет достоверно установлено, что лицо, виновное в совершении преступления, умерло. Если возбуждение уголовного дела необходимо для реабилитации умершего, то в этом случае смерть субъекта преступления не будет являться препятствием для возбуждения уголовного дела. Смерть осужденного также не является препятствием для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в целях его реабилитации (ст. 414 УПК РФ);

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 ст. 20 УПК РФ (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Для возбуждения уголовного дела по делам частного и частно-публичного обвинения необходимо заявление потерпевшего.

Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении по делам частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

Отметим, что согласно части 1.1. ст. 148 УПК РФ решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.011 с.)