Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика России в период «красногвардейской атаки на капитал»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России — РСДРП(б). Основные положения экономической стратегии большевиков были разработаны В.И. Лениным весной — летом 1917г. В основе программы лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество должно было иметь бестоварный (безденежный) механизм. Но на первой стадии строительства нового общества предполагалось функционирование товарно-денежных отношений. Для понимания дальнейших событий следует иметь в виду, что длительность переходного периода не определялась да и не могла быть определена. Конкретные исторические условия 1917—1918 гг. в сочетании с революционным нетерпением масс рабочих и неприятием буржуазией новой власти «подстегнули» вызревание идей о возможности немедленного осуществления коммунистических принципов, создали иллюзию завершения перехода к социализму и коммунизму. И для того чтобы преодолеть тяжелейший кризис и одновременно использовать капитал в интересах трудящихся, предлагалась централизация хозяйственной жизни и всеобъемлющий характер государственного аппарата на основе вовлечения в управление всех граждан. Материальной базой этих процессов призвана была стать национализация банков и синдикатов, которая, по замыслу большевиков, не должна была разрушать капиталистические хозяйственные связи, а наоборот, объединить их в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала в период перехода к социализму и привести общество к самоуправлению. В сфере аграрных отношений большевики придерживались идеи о немедленной конфискации помещичьих земель и их национализации. Но в предреволюционные месяцы они откорректировали свою аграрную программу за счет «заимствований» у социалистов-революционеров (эсеров) и поддержали уравнительность землепользования крестьян. Таковы были основные программные установки. Но поскольку правительство большевиков унаследовало экономические и политические проблемы, связанные с кризисом военного времени, постольку и вынуждено было проводить политику, в значительной степени противоречащую своим заявлениям. Экономическую политику октября 1917 — лета 1918 г. В.И. Ленин определил как «красногвардейскую атаку на капитал». Основными методами ее стали принуждение и насилие. В число основных мероприятий данного периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, проведение в жизнь «Декрета о земле», национализация промышленности и организация государственной системы управления, введение монополии внешней торговли. Национализации банков, как и национализации промышленных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля. Органы рабочего контроля возникли еще во время Февральской революции в форме фабрично-заводских комитетов. Новое руководство страны рассматривало их как один из переходных шагов к социализму, видело в практическом контроле и учете не только контроль и учет результатов производства, но и форму организации, налаживания производства трудящимися, поскольку перед всенародным контролем ставилась задача «правильно распределить труд». 290 Рабочий контроль предполагалось осуществлять в течение продолжительного периода. 14 (27) ноября 1917 г. принимается «Положение о рабочем контроле». Его выборные органы намечалось создавать на всех предприятиях, где использовался наемный труд, — в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, сельском хозяйстве. Контролю подлежали производство, снабжение сырьем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. Устанавливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение распоряжений рабочих-контролеров. В ноябре-декабре 1917 г. рабочий контроль был установлен на большинстве крупных и средних предприятий в главнейших промышленных центрах. Он считался школой подготовки кадров советского хозяйственного аппарата и важным средством налаживания государственного учета ресурсов и потребностей. Одновременно рабочий контроль в значительной степени ускорил проведение национализации и изменил ее направленность. Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции. Овладение Государственным банком создало более благоприятные условия для проведения рабочего контроля за финансами предприятий. Более сложным делом было овладение частными банками. 27 декабря 1917 г. вышел декрет ВЦИК о национализации банков, однако фактическая ликвидация частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 г. Проведение рабочего контроля по всей стране встретило естественное сопротивление банкиров. Частные банки отказывались выдавать деньги с текущих счетов предприятиям, где был введен рабочий контроль, не выполняли соглашений с Государственным банком, запутывали счета, подавали заведомо ложные сведения о состоянии дел, финансировали контрреволюционные заговоры. Эти действия были определены новой властью как саботаж со стороны владельцев частных банков, что значительно ускорило их национализацию (конфискацию). Большевики сознавали необходимость постепенного проведения национализации промышленности. Поэтому в первые месяцы после Октябрьской революции в распоряжение Советской власти переходили отдельные предприятия, имевшие большое значение для государства, а также предприятия, владельцы которых не подчинялись решениям государственных органов. Прежде всего были национализированы крупные заводы военного назначения, например Обуховский. Балтийский. Однако уже в это время по инициативе рабочих объявлялись национализированными предприятия местного значения. Примером является Л икинская мануфактура (около Орехово-Зуева) — первое частное предприятие, перешедшее в руки государства. Постепенно идея национализации сводится на практике к конфискации. С начала 1918 г. национализация промышленности на местах стала принимать характер массового и стихийно нараставшего конфискационного движения. Зачастую обобществлялись предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также маломощные предприятия, которые становились обузой для государства; расширялась практика незаконной конфискации по решению фабзавкомов с последующим утверждением государственными органами. Все это отрицательно сказывалось на работе промышленности, поскольку нарушались хозяйственные связи, затруднялось налаживание контроля и управления в масштабе страны и усугублялся кризис. Нарастание этой неконтролируемой волны вынудило Совет народных комиссаров (СНК) пойти на централизацию «хозяйственной жизни в общенациональном масштабе» с целью сохранения разрушавшихся экономических связей. Это наложило отпечаток на характер национализации второго этапа (весна—лето 1918). В ведение государства переходили уже целые отрасли производства. В начале мая была национализирована сахарная промышленность, в июне — нефтяная, завершалась национализация металлургической и машиностроительной промышленности. В условиях Гражданской войны в январе 1919 г. началась национализация всех промышленных предприятий. Преобразования в сфере аграрных отношений осуществлялись на основе «Декрета о земле». В нем провозглашалась отмена частной собственности на землю (ст. 1), передача помещичьих имений, «равно как всех земель удельных, монастырских, церковных, со всем живым и мертвым инвентарем», в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов с признанием равноправия всех форм землепользования (подворной, хуторской, общинной, артельной) и правом раздела конфискованной земли по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами (ст. 7,8). Таким образом, и в аграрной политике большевики отошли от стратегии немедленного «введения» социализма в сторону мер, на- 292 правленных на спасение страны от «грозящей катастрофы». Направленность и степень радикальности этих мер в значительной степени усиливались политическими устремлениями части правящей партии (сторонники Н.И. Бухарина и Л.Д. Троцкого) к скорейшему разрушению основы эксплуатации — товарно-денежных отношений. «Сверхреволюционность» проявлялась и в деревне: при действиях продотрядов (их формирование началось в мае 1918 г. после утверждения декрета «О предоставлении Народному комиссариату продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими») и комбедов (созданы на основании декрета от 11 июня 1918 г.), в незаконных поборах с крестьянства, карательных отрядах, децимациях (расстрелах каждого десятого) в случаях невыполнения заданий по продразверстке. Это приводило к дискредитации Советской власти и нарастанию угрозы гражданской войны. Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли, принятого 27 января 1918 г. В нем определялся порядок раздела и надела. В 1917-1919 гг. раздел был произведен в 22 губерниях. И хотя вновь получили землю около 3 млн крестьян, раздел вызвал рост социальных противоречий в деревне -летом 1918 г. было подавлено 108 мятежей. Все эти мероприятия отразились и на объемах заготовок. Ответной реакцией государства стало принятие ряда мер военного характера: установлена государственная монополия на хлеб; продовольственные органы наделялись чрезвычайными полномочиями по закупке хлеба; создавались продотряды, задачей которых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам. Заметим, что весной 1918 г. деньги уже мало что значили и хлеб фактически изымался бесплатно, в лучшем случае путем обмена на промышленные товары. Да и товаров становилось все меньше, так как к осени 1918 г. промышленность была почти парализована. Натурализация хозяйства, свертывание товарно-денежных отношений, необходимость централизованного распределения продуктов создавали видимость завершения переходного периода. Следствием этого, а также теоретической основой для последующих экономических мероприятий стали положения лидеров правящей партии о необходимости и возможности, опираясь на энтузиазм масс, указания из центра и усилия пролетарского государства, организовать общегосударственное производство и распределение. Это накладывало отпечаток на функциональную ориентацию органов управления хозяйством. В целом к началу Гражданской войны система государственного управления народным хозяйством выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата. Общее руководство осуществлял Совет народных комиссаров (Совнарком), решавший наиболее важные вопросы. Отдельными сторонами народно-хозяйственной жизни руководили народные комиссариаты. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 г. как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки на капитал» трансформировался в центр управления промышленностью. При этом доминировал отраслевой подход к управлению. С началом Гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции страна была объявлена единым военным лагерем и устанавливался военный режим, целью которого было сосредоточение в руках государства всех имевшихся ресурсов и спасение остатков хозяйственных связей. Эта политика, получившая позднее название политика «военного коммунизма», приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. и представляла собой проведение трех основных групп мероприятий: • для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением. В январе 1919 г. была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) распределялся в централизованном порядке по классовой норме; национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия (оформилась так называемая система главкизма); • вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от нее предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентрационные лагеря. В сложившейся обстановке ускорился процесс вызревания идеи о немедленном построении бестоварного социализма путем заме- 294 ны торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов. Поэтому в конце 1920 — начале 1921 г. целенаправленно проводились «военно-коммунистические» мероприятия. На их реализацию были направлены декреты Совнаркома «О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов» (4 декабря 1920), «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления» (17 декабря), «Об отмене платы за всякого рода топливо» (23 декабря). Уже предлагались проекты отмены денег: вместо них С. Струмилин и Е. Варга предлагали использование учетных трудовых или энергетических единиц — «тредов» и «энедов». Однако кризисное состояние экономики свидетельствовало о неэффективности применяемых мер. В 1920 г. по сравнению с 1917 г. добыча угля снизилась в три раза, выплавка стали — в 16 раз, производство хлопчатобумажных тканей — в 12 раз. Рабочие Москвы, занятые самым тяжелым физическим трудом, получали в день 225 г хлеба, 7 г мяса или рыбы, 10 г сахару. Резко усиливалась централизация управления. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимального использования наличных ресурсов. Верховным органом стал с 30 ноября 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны, который был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и теснейшую координацию работы ведомств. Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ, структура которого приобрела ярко выраженный военный характер. Центральный аппарат ВСНХ состоял из общих (функциональных) и производственных отделов (металла, горный, текстильный и пр.). Производственные отделы решали общие вопросы распределения сырья, ведали учетом и распределением готовой продукции, финансированием отдельных отраслей. В ведении производственных отделов ВСНХ находилось по нескольку родственных отраслей промышленности. Оперативное руководство предприятиями было сосредоточено в основном в так называемых главных комитетах — главках или центрах, подчинявшихся ВСНХ (Главнефть, Главсоль, Центро-медь и др.). До конца 1918 г. было создано 42 главка. Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено — трест, управлявший несколькими предприятиями. При местных Советах сохранялись совнархозы. В их ведении находилось сравнительно небольшое количество мелких предприятий, не подчинявшихся непосредственно ВСНХ. Такая система централизованного управления получила название главкизм. Несмотря на тяжелейшее положение в стране, правящая партия в это время начала определять перспективы развития страны, что нашло выражение в плане ГОЭЛРО (декабрь 1920) — первом перспективном народно-хозяйственном плане. План предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы, химии и железнодорожного строительства — отраслей, призванных обеспечить технический прогресс всей экономики. В течение десяти лет предполагалось почти удвоить промышленное производство при увеличении численности рабочих всего на 17%. Намечалось строительство 30 крупных электростанций. Но речь шла не просто об электрификации народного хозяйства, а о том, чтобы на этой основе перевести экономику на интенсивный путь развития. Главным было обеспечение быстрого роста производительности труда при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов страны. 9.2. Новая экономическая политика С окончанием Гражданской войны на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства с помощью новой экономической политики. Политика «военного коммунизма» не в состоянии была решить основную хозяйственную задачу — вывести страну из разрухи и тем более не могла быть использована для решения новой стратегической задачи — построения «материального фундамента социализма». Стало очевидным также, что «коммунизм» как идеальная модель и его реальное воплощение — разные вещи. Поэтому возникла необходимость изменения политики государственного хозяйствования. Военизированная система управления (главкизм), милитаризация труда, бюрократизация аппарата, недовольство продразверсткой вызвали внутриполитический кризис. Он проявился в восстаниях 1920-1921 гг., вспыхнувших на Дону, Кубани, Украине, в Поволжье и Сибири, Тамбовской губернии, а также в Кронштадте (март 1921) и забастовках на предприятиях Петрограда, Москвы, Иваново-Вознесенска и Тулы. В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) было принято решение об отмене продразверстки и введении фиксированного продналога. Он определялся в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличия скота и объема полученного урожая. Размер налога устанавливался до сева и носил строго дифференцированный характер: для малоимущих крестьян он занижался, а в особых случаях отменялся вообще. Одновременно предполагалось, что излишки продукции будут реализовываться в рамках прямого обмена на промышленные товары. Однако обмен практически сразу перерос в торговлю, что вызвало необходимость признания товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации. Система продналога обеспечивала возможность накопления излишков сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьянства, что создавало стимул (спрос) для промышленного производства. Поскольку государственная промышленность не могла обеспечить достаточного товарного фонда, а государственных средств не хватало на восстановление, следующим необходимым шагом стала децентрализация промышленности на основе трестирования с переводом предприятий на хозяйственный (коммерческий) расчет. Объединялись в тресты предприятия, имевшие государственное значение и не требовавшие значительных капитальных вложений. Остальные подлежали консервации либо сдавались в аренду частным лицам или в концессию иностранцам. Позднее возникла новая форма организации производства — синдикаты, выполнявшие функции торгово-распределительного аппарата трестов по реализации продукции и снабжению предприятий сырьем. Постепенно синдикаты из торговых трансформировались в регулирующие, а отчасти и управленческие организации. Возрождение товарно-денежных отношений привело к необходимости восстановления денежной системы. В 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа — поэтапно вводилась твердая конвертируемая денежная единица (червонец). Одновременно была проведена налоговая реформа и возрождена кредитно-банков-ская система. Составной частью реформ стали коренные изменения в трудовых отношениях. Отменялась трудовая повинность, предприятия обеспечивались рабочей силой путем найма через биржи труда, отменялся уравнительный принцип оплаты; натуральная оплата заменялась денежной, вводилась сдельная оплата труда (1922). Однако у этого процесса была обратная сторона — безработица. Но новая система организации труда способствовала повышению его производительности. В аграрной политике также произошли изменения. Натуральный налог был заменен денежным, разрешены наем батраков и аренда земли. В восстановлении хозяйства важнейшую роль сыграли кооперативные организации, которые обеспечивали до 96% потребностей промышленности в сырье. Основные мероприятия новой экономической политики: • построение отношений между городом и деревней на экономической основе; • развитие промышленности на новых организационных принципах и на базе электрификации; • кооперирование населения; • внедрение хозрасчетных отношений, допуск частного капитала в экономику; • налаживание государственного регулирования, планирования и управления экономикой; • повышение образовательного и культурного уровней населения позволили к 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития. Успешное восстановление народного хозяйства в значительной степени было обусловлено объединением 30 декабря 1922 г. самостоятельных Советских республик — РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в единое государство — Союз Советских Социалистических республик.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.013 с.) |