США. Экономические проблемы страны-лидера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

США. Экономические проблемы страны-лидера



После окончания войны на долю США в совокупном мировом доходе приходилось 33%, в то время как на довоенного лидера — Великобританию — всего 6%. Страна производила 37% мировой промышленной продукции и обладала более 70% мирового резерва монетарного золота.

Положение финансового и промышленного лидера официально закрепилось за США в годы войны. Так, в июле 1944 г. в амери­канском городке Бреттон-Вудс (штат Нью-Гэмпшир) состоялась международная конференция с участием 44 стран, включая СССР. На ней были определены основные черты послевоенного эконо­мического устройства. Важнейшим решением стало принятие си­стемы завуалированного золотого стандарта, которая оставляла за золотом значение мировых денег, однако в качестве расчетного средства принималась валюта тех стран, которая обеспечивалась их золотым запасом.

Реально только США и Англия могли предложить свои валюты в качестве расчетного средства. Однако в 1947 г. в Англии разразил­ся острый кризис конвертируемости фунта стерлингов. Несмотря на огромный по тем временам льготный заем, полученный от США (3,75 млрд долл.), Англии в конечном счете пришлось отказаться от мировой привязки своей валюты к золоту. С этого момента доллар стал выполнять функцию резервной валюты. Прочие страны коти­ровали курсы национальных валют по отношению к доллару.

Помимо новой мировой золотовалютной системы взаиморас­четов, на конференции было принято решение о создании Меж­дународного валютного фонда (МВФ) и Международного банка ре­конструкции и развития (МБРР)3. Основной задачей МВФ в пер­вый период его деятельности являлось проведение согласованной валютной политики, сводившейся к восстановлению режима сво­бодной конвертируемости национальных валют стран-участниц, паритет которых был, как уже отмечалось, привязан к установлен­ному золотому содержанию американского доллара. МВФ прово­дил политику, направленную на предотвращение национальных

В настоящее время Международным банк реконструкции и развития (МБРР), вместе с относящимися к нему финансовыми учреждениями при­нято называть Всемирным банком. Оформление МВФ и МБРР проходи­ло и условиях начала «холодной войны», что привело к отказу СССР от вступления в эти организации. Россия вступила в МВФ только в 1992 г. На июнь 1945 г. внешний долг Англии составил 3355 млрд ф. ст. вместо 476 млн ф. ст. в 1939 г. Для сравнения: прямые и косвенные потери стра­ны в войне исчисляются суммой в S.6 млрд ф. ст.

 

и мировых финансовых кризисов, осуществляя не только жесткий контроль за выполнением обязательств по поддержанию парите­та национальных валют, но и кредитуя страны, оказавшиеся в сложном финансовом положении. Кредиты носили краткосроч­ный и льготный характер. Однако в условиях крушения колони­альной системы в 1960-х гг. и образования многочисленных но­вых государств кредитование приобретало все более долгосрочный характер, а внутренняя экономическая политика стран-должни­ков все более попадала под жесткий контроль МВФ.

Укреплению внешнеэкономических позиций США в первые послевоенные годы способствовала также «программа возрожде­ния Европы», вошедшая в историю под названием плана Маршал­ла (по имени ее инициатора, госсекретаря США Дж. Маршалла), для осуществления которой была создана Организация европей­ского экономического сотрудничества (ОЕЭС). По плану Маршал­ла с апреля 1948 по февраль 1952 г. 16 европейских стран: Авст­рия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Ислан­дия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция и несколько позднее ФРГ— получили помощь на сумму 17 млрд долл. Наряду с гума­нитарной помощью (поставки продовольствия, одежды, топлива) осуществлялись поставки промышленного оборудования, сырья и т.д. на кредитных условиях. При этом страны, принявшие план Маршалла, выполняли ряд обязательств, облегчавших экспансию товаров и капиталов из США, — в одностороннем порядке снижа­ли таможенные тарифы для американских товаров, отказывались от торговли с социалистическими странами и др. Американские компании получили возможность приобретать на выгодных усло­виях предприятия в этих странах. Осуществление плана Маршалла способствовало поддержанию необходимого уровня развития ряда отраслей национального хозяйства в самих США в непростой кон­версионный период. Вместе с тем следует отметить благотворное влияние американской помощи на восстановление и последующее развитие экономики европейских стран.

Одним из важных факторов экономического развития США в начале 1950-х гг. явилась война в Корее (1950—1953). Она способ­ствовала поддержанию высоких темпов роста в промышленных отраслях, связанных с ВПК, а также общего уровня занятости.

Следует учитывать, что отрасли ВПК являлись одной из то­чек развития на протяжении всего послевоенного периода, что определялось сначала длительным военно-политическим проти­востоянием двух общественно-политических систем на междуна­родной арене. После распада социалистического блока высокий уровень милитаризации сохранялся из-за амбициозного стремле­ния США к абсолютному военно-политическому превосходству в мире.

Крайняя непопулярность войны в Корее определила победу республиканской партии на выборах 1952 г. Приоритеты в облас­ти экономической политики не претерпели существенных изме­нений при новой администрации. С помощью мер косвенного регулирования финансово-кредитной сферы республиканцам уда­лось преодолеть кризис 1953—1954 гг. и завершить процесс кон­версии.

Последующий период в послевоенном развитии США можно условно обозначить рамками рецессии 1957—1958 гг. и кризисом начала 1970-х гг. С середины 1950-х гг. на развитие хозяйства стра­ны все возрастающее влияние оказывала НТР. Ведущие отрасли экономики активно переходили на поточное производство на ос­нове автоматизации производственных процессов, применения робототехники, ЭВМ. Производство отчетливо ориентировалось на выпуск стандартизированной, массовой продукции в условиях весьма благоприятной внутренней и мировой конъюнктуры. В этот период рост производства серьезно не сталкивался с проблемой насыщения рынков сбыта, не испытывал острого дефицита сырья, базовых материалов и источников энергии, о чем свидетельство­вали достаточно стабильные цены на эти производственные бла­га. О влиянии НТР на хозяйственное развитие США наглядно свидетельствовали сравнительные данные темпов роста произво­дительности труда и реального ВНП в расчете на душе населения. В 1948—1966 гг. среднегодовой рост производительности состав­лял 3,2%, а рост ВНП - 2,2%. В период с 1966 по 1973 г. эти по­казатели были одинаковыми и равнялись 2%. Обгоняющий рост производительности труда говорил об интенсификации производ­ства на основе новейших технологий и техники.

В этот период правительство США строило экономическую политику в соответствии с неокейнсианскими рецептами, что от­вечало в целом сложившимся условиям. Так, программа «Новые рубежи», разработанная в начале 1960-х гг. в период президент­ства Дж. Кеннеди, основывалась на методе дефицитного финан­сирования для поддержания равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением и обеспечения экономического роста при условии сохранения оптимального уровня занятости и цен.

В ходе осуществления программы индекс промышленного производства за четыре года после ее принятия вырос на 20%. Однако в 1960-е гг. происходит заметное замедление общих тем­пов роста в США. Их доля в мировом производстве неуклонно со­кращается. Экономика страны вступает в полосу кризиса индуст­риальной модели развития, которая, несмотря на постоянные тех­нико-технологические новации, связана с вовлечением все больших объемов благ в процесс производства, что в условиях наполнения рынков, а также растущей дефицитности природных ресурсов постоянно снижает эффективность индустриальной мо­дели развития.

10.2.2. Страны Европы — от возрождения к интеграции

Великобритания. Потери Англии в войне не были столь ощу­тимыми как в других европейских странах, на территории кото­рых велись военные действия. Уже в 1948 г. ее промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950 г. общий индекс промыш­ленного производства превзошел его на четверть. Главным след­ствием войны стало существенное ослабление финансово-экономи­ческих позиций Великобритании по отношению к США, куда пе­рекочевала значительная часть золотого запаса страны в результате оплаты военных поставок, при росте обшей внешней задолжен­ности Англии более чем в семь раз по сравнению с довоенным периодом4. Значительный урон был нанесен английскому экспор­ту и торговому флоту. Потеря господствующего положения в мире, не могла не оказывать влияние на политику послевоенных пра­вительств, стремившихся восстановить статус ведущей хозяйствен­ной державы.

Экономическую политику правительства в 1950—1960-е гг. определял постоянно изменявшийся в результате парламентских выборов баланс политических партий в законодательном органе. Лейбористские кабинеты министров проводили ярко выраженную

В конце XX в. показатель общей наукоемкое™ ВВП (отношение нацио­нальных расходов на НИОКР к ВВП) в США, Японии и Германии со­ставил 2.5-2,8%, во Франции и Великобритании - 2,2-2,4%, в Италии и Канаде - 1,3-1,5%.

316

политику этатизации (огосударствления), а консерваторы, сменяв­шие лейбористов, стремились максимально либерализовать хозяй­ственный режим. Несмотря на различие в подходах, и те и дру­гие считались со сложившимися реалиями, и в силу этого смена политической власти не влекла за собой кардинальных изменений курса, хотя и приводила к усилению этатистских либо либераль­ных тенденций в хозяйственной политике.

Немаловажным фактором, влиявшим на экономическое раз-питие Англии, стал распад ее колониальной системы. Поиски но­вых форм и методов взаимоотношений с бывшими колониями привел к созданию организации, получившей название Британ­ского содружества, в рамках которого Англии удалось отстоять свои экономические интересы и превратиться в «метрополию без колоний».

В условиях послевоенного кризиса на парламентских выборах 1945 г. победили левые партии во главе с лейбористами, пришед­шими к власти с программой национализации ряда отраслей хо­зяйства, установления жесткого контроля над монополиями, раз­вития социальной сферы. На основе предвыборных программ в 1946—1951 гг. была проведена частичная национализация базовых отраслей хозяйства — энергетики, транспорта, угольной и стале­литейной промышленности и ряда сфер инфраструктуры. В ре­зультате около 20% британской промышленности оказалось под непосредственным контролем государства, к которому помимо всего прочего перешли Английский банк, авиационные компании, аэропорты и автомобильные дороги. Государство стало совладель­цем ряда крупных частных предприятий, таких, как «Бритиш пет­ролеум», «Роллс-Ройс» и др. Следует отметить, что национализа­ция частной и корпоративной собственности проводилась исклю­чительно в форме выкупа, зачастую на весьма выгодных для бывших владельцев условиях.

Национализация предоставила британскому правительству возможность контроля над инвестициями, что в свою очередь, создавало условия для борьбы с депрессивным состоянием хозяй­ства. Она предоставила возможности для достижения приемлемого общего уровня занятости и рационализации отстающих угольной и металлургической отраслей. Однако эти возможности не были реализованы из-за отсутствия в стране государственной системы управления национализированными отраслями. Предложения созданного Совета экономического планирования не были оформлены в долгосрочную промышленную политику, так как прави­тельство с недоверием относилось ко всем формам централизован­ного планирования. Тем не менее весьма быстрые темпы восста­новления хозяйственного потенциала страны можно отнести к одной из заслуг лейбористской политики, основанной на укреп­лении системы государственного регулирования. Среди достиже­ний правительства лейбористов следует отметить и активизацию социальной политики государства, которая выразилась во введе­нии новой системы социального страхования, развитии муници­пального жилищного строительства и др. Однако социальная по­литика государства ограничивалась серьезными бюджетными про­блемами. На нее повлияла череда кризисов, среди которых выделяется упоминавшийся выше валютный кризис 1949 г., по­влекший за собой девальвацию фунта стерлинга и развитие ин­фляции.

Пришедшее к власти в конце 1951 г. консервативное правитель­ство первоначально не вторгалось в сложившуюся структуру государственной собственности, оставило без изменений соци­альную политику, однако отказалось от проведения инвестицион­ной программы лейбористов по реконструкции национализиро­ванных отраслей. Лишь в 1953 г. правительство У. Черчилля при­ступило к приватизации предприятий металлургической промышленности и автодорожного транспорта. В условиях затяж­ной рецессии консерваторы стремились сократить уровень госу­дарственных расходов, сбалансировать бюджет, снизить уровень инфляции. Несмотря на постоянно сокращавшиеся темпы эконо­мического роста, уменьшавшиеся относительные показатели доли Англии в мировом промышленном производстве, дефицитное состояние внешней торговли и т.д., характерные для 1950-х гг., па­раллельно шли позитивные структурные изменения в экономике, велась активная модернизация отраслей на основе достижений НТР, происходило усиление инвестирования НИОКР. Одним из результатов этого явился быстрый рост промышленного производ­ства, достигший 12% в конце 1950-х — начале 1960-х гг.

Важными факторами промышленного роста 1950-х гг. стали ак­тивизация военной политики страны в условиях распада колони­альной империи, гонка вооружений в рамках блока НАТО, про­тивостоящего СССР и социалистическим странам, а также попыт­ка отстоять индустриальное лидерство на фоне растущей мощи ФРГ, Франции и Общего рынка. Однако по всем названным направлениям консерваторы потерпели неудачу, что и определило в конечном счете возвращение во власть лейбористов в 1964 г.

Лейбористские правительства вновь активизировали соци­альную политику государства, сделали существенные шаги в сто­рону сближения с ЕЭС, провели реприватизацию предприятий черной металлургии и транспорта. На протяжении 1970-х гг: про­исходило расширение сектора смешанной экономики. Его разви­тие вновь заставило обратить внимание на проблему введения плановых основ в хозяйственном регулировании. Еще в 1962 г., в период правления консерваторов, начал осуществляться переход к системе индикативного планирования, о чем свидетельствова­ло создание Национального совета экономического развития, а также Национального бюро экономического развития, в функции которых входила независимая от государства разработка хозяй­ственных планов. В 1964 г. во всех отраслях экономики возникли отраслевые комитеты экономического развития. Считая, что ры­нок капиталов в состоянии самостоятельно мобилизовать ресур­сы для структурной перестройки промышленности, государство оставило за собой только одну функцию индикативного планиро­вания, а именно: придавать мероприятиям, направленным на ускорение экономического роста, необходимую гласность (так на­зываемое психологическое планирование).

Наряду с этим государство использовало испытанные формы регулирования, активно воздействуя на динамику накопления, норму процента, применяя финансово-кредитные инструменты. Правительство активно вмешивалось в отношения между трудом и капиталом путем регулирования темпов роста заработной пла­ты. Однако активизация этатистских элементов в политике госу­дарства, сыгравшая в целом позитивную роль в период с конца 1940-х по 1970-е гг., дала противоположный результат. Экономи­ка Великобритании, как и хозяйство ведущих индустриальных стран, вступило в полосу глубокого структурного кризиса.

Франция. Война и оккупация нанесли серьезный ущерб наци­ональному хозяйству страны. В весьма непростых внутриполити­ческих условиях, характеризовавшихся острой борьбой правых и левых сил, Франции удалось довольно быстро пройти период пос­левоенного восстановления экономики и выйти на довоенные показатели к окончанию 1940-х гг.

Одной из отличительных черт экономики Франции в после­военный период стал значительный рост государственного участия в хозяйственной жизни. Так, в 1945—1947 гг. под давлением левых сил была проведена широкомасштабная национализация, коснувшаяся 1/5 части промышленного сектора. К моменту при­хода к власти Шарля де Голля (1958) в руках государства находи­лось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, 80% авиационного производства и электроэнергетики, более 40% ав­томобильной промышленности. Помимо этого государство про­водило активное финансирование НИОКР в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железны­ми дорогами, крупными военными предприятиями, держало акции ряда авиационных и морских транспортных компаний. В 1957 г. государство располагало 36% всего национального имущества, а его доля в создании ВНП определялась приблизительно в 13%.

Неудивительно, что Франции принадлежал приоритет в при­менении метода индикативного планирования, осуществлявшего­ся с 1946 г. через специальный орган — Генеральный комиссари­ат по планированию. Плановые начала в экономической поли­тике получили развитие в период правления Ш. де Голля и последующих голлистских правительств. Каждая пятилетка опре­деляла основные хозяйственные приоритеты. Первый пятилетний план (1947-1953) был нацелен на восстановление хозяйства и мо­дернизацию национализированного сектора. Укрепление конку­рентоспособности частных фирм стало основной задачей второго плана (1954-1957). В годы третьего плана (1958-1961) происхо­дил переход от политики протекционизма к режиму «открытой экономики». В 1960-е гг. был взят курс на создание фирм-гиган­тов европейского типа. В 1971-1975 гг. осуществлялся шестой пя­тилетний план, в котором предусматривалось создание нацио­нальных компаний международного масштаба, а также уделялось повышенное внимание увеличению нормы прибыли и стимули­рованию накоплений. Симптоматично, что седьмой план, пришед­шейся на кризисные годы (1976-1980), провозглашал политику «промышленной переориентации».

Хотя планирование во Франции носило индикативный харак­тер, в отношении государственного сектора планирующие орга­ны наделялись значительными властными полномочиями. В це­лом экономическая политика, проводившаяся во Франции до на­чала 1980-х гг., получила название политики индикативного планирования. Ее отличительными чертами являлись: прямые ад­министративные методы вмешательства в хозяйственную жизнь(контроль над ценами, широкая кредитная деятельность государ­ства, эмиссия ценных бумаг и др.); активная предприниматель­ская деятельность государства, владевшего значительной частью промышленных и транспортных предприятий; индикативное пла­нирование.

Эти особенности оказали положительное влияние на темпы восстановительного процесса, определили высокие показатели роста экономики в 1949—1953 гг. В немалой степени успехи пос­левоенного развития Франции обусловили и инвестиции по пла­ну Маршалла, а также сохранявшаяся военная конъюнктура пер­вой половины 1950-х гг. из-за колониальных войн в Африке и Индокитае. Последнее обстоятельство, однако, явилось причиной предельного обострения внутриполитической обстановки и в ко­нечном счете привело к кризису Четвертой республики, а также стало причиной экономического кризиса конца 1950-х гг. и при­хода к власти Ш. де Голля.

Голлистам потребовалось четыре года для решения острейших проблем бывших колониальных владений. В этих условиях Фран­ция активизировала внешнюю полити-ку, стремясь предельно ослабить позиции США и Англии на европейском континенте. Ре­шение данной задачи проводилось на основе провозглашенной политики «индустриального императива». Это была, по сути, более последовательная и жесткая в сравнении с прежней линия госу­дарства, направленная на всемерное поощрение внешней индус­триальной экспансии Франции. Она предполагала поддержку большинства отраслей промышленности и одновременную уско­ренную структурную модернизацию национального хозяйства на основе достижений НТР. На протяжении 1960-х гг. наиболее бы­стрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атом­ная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли. Курс голлис-гов на укрепление военно-политической самостоятельности Пя­той республики способствовал развитию современных наукоемких отраслей хозяйства — аэрокосмической и ракетостроительной. Форсированными темпами развивалось производство полимеров, радиоэлектроники, началось производство вычислительной техни­ки и устройств. Характерно, что новые производства возникали в основном на периферии страны, где строились новые центры аэрокосмической, ядерной, электронной промышленности.

Глубокие изменения происходили и в аграрном секторе. Об этом свидетельствовало резкое сокращение числа занятых в сельском хозяйстве. Если в 1954 г. доля занятых в аграрном секторе составляла 27%, то к середине 1960-х гг. - уже 15%. Сокращение занятости в первичной сфере сопровождалось ростом товарности сельского хозяйства как за счет укрупнения предприятий, так и на основе комплексной механизации труда. К концу 1960-х гг. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельско­хозяйственной продукции, уступая лишь США. Страна стала крупнейшим экспортером молочных продуктов и вина и един­ственным в Западной Европе поставщиком зерновых. В целом в 1960-е гг. отчетливо обозначилась тенденция экспортной ориента­ции экономики страны. Так, в этот период производство на внеш­ний рынок в 1,2 раза обогнало рост внутреннего потребления.

Главным направлением экспортной экспансии явились стра­ны Общего рынка, где на конец 1960-х гг. было сосредоточено 28% французских капиталов от всех размещенных за рубежом. Удель­ный вес экспортной продукции, ранее составлявшей 20—25% от ВНП, вырос до 40%, а к середине 1960-х гг. исчез традиционный для Франции внешнеторговый дефицит. Успехам страны на внешних рынках способствовала государственная политика, на­правленная на повышение конкурентоспособности крупных национальных финансово-промышленных групп, представлявших объединения формально самостоятельных компаний под ру­ководством крупного банка или холдинга, например в области металлургии, химии, производства стекла, стройматериалов.

По мере укрепления финансово-промышленных групп госу­дарственная опека становилась все более обременительной. В це­лом политика «дирижизма» в условиях интернационализации хо­зяйства, быстрого развития европейской интеграции сковывала частную инициативу. Голлистские правительства постепенно смягчали политику государственного вмешательства, либерализо­вали режим индикативного планирования.

Одним из стратегических направлений экономической поли­тики голлистов было оздоровление кредитно-финансовой, денеж­ной, бюджетной систем. Сразу после прихода к власти ими был взят курс на возвращение «бежавших» из страны капиталов, тем более что в 1950-е гг. уже наметилась тенденция к оттоку капи­талов из боровшихся за независимость колоний Франции. Голли-сты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномас­штабных акций в этом направлении стал внутренний заем мини­стра финансов А. Пине в 1958 г., который обеспечил казне

24 млн франков чистой выручки и 30 млрд франков в облигациях прежних займов. На эти средства государство смогло пополнить золотой резерв на 150 т или на сумму в 190 млн долл., что позво­лило приступить к укреплению курса франка.

Процесс финансовой стабилизации был немыслим без сокра­щения роста бюджетных расходов. В конце 1950-х гг. правитель­ство урезало ассигнования по ряду социальных статей, отменило часть субсидий на товары широкого потребления, сократило раз­мер дотаций убыточным национализированным предприятиям, от­менило льготный режим закупок сельхозпродукции и т.д. Благодаря комплексу мер уже к 1960 г. золотовалютные резервы значительно превысили общую сумму внешнего долга страны, а правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был выпущен франк, равный 100 прежним. Оздоровление финансовой системы позво­лило активизировать политику «индустриального императива».

Несмотря на явные успехи в экономической сфере, 1960-е гг. едва ли можно рассматривать как безмятежный период поступа­тельного развития. Рост могущества монополий, последствия распада колониальной системы, издержки политики «дирижизма» и прочее являлись причинами кризисных явлений. К концу 1960-х гг. стратегия «индустриального императива» вошла в полосу первого кризиса (1968-1969), который нанес ощутимый удар по режиму де Голля. На протяжении последующего десятилетия происходи­ла постепенная трансформация экономической политики в сто­рону либерализма.

Германия. Немецкое «экономическое чудо». Первые послевоен­ные годы явились наиболее тяжелым периодом в истории Герма­нии, а ее экономическое положение можно охарактеризовать как катастрофическое. Глубочайшим кризисом были охвачены все отрасли хозяйства, разрушенного войной. Уровень ВНП едва до­стигал 50% от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полнос­тью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить как уровень выжи­вания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд долл. К этому следует добавить тяжелейшее психологи­ческое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство.

Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного переустройства Германии, которые были согласованы и утверждены на Потсдамской конференции летом 1945 г. Наряду с репарацион­ными выплатами план предусматривал демилитаризацию Герма­нии, денацификацию и демократизацию ее внутриполитической жизни. Начало «холодной войны» обусловило на долгие десятиле­тия раскол Германии на два государства — ФРГ и ГДР. Восста­новление и последующее развитие ФРГ происходило в рамках западной рыночной модели, на основе финансовой помощи ве­дущих капиталистических стран в то время как в ГДР осуществ­лялось строительство социализма по модели СССР.

Главным идеологом реформ в ФРГ явился Людвиг фон Эрхард (1897—1977), в 1948 г. занимавший пост директора Управления хо­зяйства объединенных западных зон оккупации. В 1949—1963 гг. он был министром народного хозяйства ФРГ, а в 1963—1967 гг. стал канцлером республики. Стратегической целью реформ Л. Эрхарда стало построение социального рыночного хозяйства, где основным экономическим регулятором являлся рынок, при рез­ком сужении системы государственного вмешательства. Этот пре­дельно для того времени либеральный подход опирался не толь­ко на сложившиеся реалии послевоенной Германии с максимально ослабленным государством и политикой демократизации, деми- i литаризации, денационализации и денацификации оккупацион­ных властей, но и на ордолиберальную «теорию порядка» австро-немецких теоретиков в лице В. Репке, В. Ойкена, Ф. Бёма, А. Рю-

стова и др.

В условиях полной дезорганизации хозяйственной жизни, бан- | кротства государства основным субъектом хозяйства, способным обеспечить возрождение страны, становится частный предприни­матель. Государство создает максимально благоприятные условия для развития частной инициативы, что ведет к росту эффектив­ности всего хозяйства и в долгосрочном плане подводит прочную | базу под его сильную социальную политику. Однако такая пози­ция вовсе не исключала, а напротив, предполагала активные меры государственного регулирования, которые были сосредоточены на создании необходимых условий для функционирования социаль- | но ориентированного рынка.

Первым шагом реформаторов явилась денежная реформа. В кратчайший срок произошло изъятие из оборота старых рейхс­марок и их замена на дойчмарки. Каждый житель ФРГ получил 1 по 40 дойчмарок, а затем еще по 20. Заработная плата и пенсионные выплаты с момента введения новой валюты стали произво­диться в соотношении 1: 1, в то время как половину наличности и сбережений можно было обменять в пропорции 1: 10, а остав­шуюся половину — позднее в соотношении 1: 20. Средства пред­приятий также обменивались в соотношении 1:10, что позволи­ло им выплатить первую заработную плату, а в дальнейшем ее фонд формировался исключительно из заработанных собственных средств. Обязательства банков и других учреждений финансово-кредитной сферы были аннулированы.

За проведением денежной реформы последовала обвальная либерализация цен. Молниеносная реформа преследовала цель выхода из состояния гиперинфляции. Она была достигнута, од­нако жесткость условий реформы определила в начальный пери­од преобразований в целом негативное отношение к ней, вызы­вало острую критику правительства, особенно в периоды инфля­ционных вспышек на всем протяжении 1950-х гг.

Несмотря на некоторые издержки первоначального этапа, пра­вительству удалось вывести рынок потребительских товаров из тени. Исчезновение тотального дефицита потребительских това­ров сделало дефицитными денежные средства, что, в свою оче­редь, формировало цивилизованные рыночные стимулы к хозяй­ствованию. Важным шагом в борьбе с инфляцией предложения в условиях сохранявшегося дефицита на потребительском рынке стало принятие закона против произвольного завышения цен и ряд других антиинфляционных мер в налоговой и кредитной сферах.

Непростые условия первоначального этапа реформ определи­ли повышенное внимание государства к развитию мелкого и сред­него предпринимательства, что в краткосрочной перспективе обес­печило существенный рост занятости, сокращение дефицита на потребительском рынке и, наконец, способствовало большей на­полняемости бюджета страны.

Наиболее сложный период реформ был пройден к 1954 г., ког­да уровень производства в ФРГ в два раза превысил показатели 1936 г. В первой половине 1950-х гг. среднегодовые темпы эко­номического роста в Германии были самыми высокими среди раз­витых стран и составляли 19%, что во многом следует отнести не столько на счет последовательной политики реформаторов, сколь­ко на невысокий исходный уровень, с которого началось возрож­дение страны. Впоследствии темпы роста существенно замедли­лись, а правительство столкнулось с проблемой инфляционного кризиса. Дальнейшее поступательное развитие хозяйства ФРГ было обеспечено умелыми действиями реформаторов по обузда­нию вспышек инфляции во второй половине 1950-х гг.

К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала наряду с Францией ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обес­печивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке.

Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950—1960-е гг. был назван «немец­ким экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передо­вых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал стра­ны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие тради­ции производственной, организационной культуры немецкого народа, и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйствен­ный рывок ФРГ обеспечивался в конечном счете модернизацией индустриального сектора экономики. Несмотря на своеобразие пути послевоенного развития ФРГ, предопределенность интегра­ции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хо­зяйственного лидерства, модель «немецкого чуда», тем не менее, может с известной долей условности рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели «догоняющего развития». Возможно, поэтому начиная с 1970-х гг. страна, нахо­дящаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими год от года проблемами качественной модерниза­ции высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в усло­виях второго этапа НТР.

10.2.3. Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии. «Японское экономическое чудо»

Систему современных мировых хозяйственных отношений не­возможно представить без мощного центра деловой активности в лице передовых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. История становления и развития этого региона неразрывно свя­зана с экономикой Японии, потерпевшей сокрушительное пора­жение в войне и сумевшей достичь феноменального успеха в об­ласти экономического развития в послевоенный период, которое принято называть «японским экономическим чудом». Японская

326

модель стала предметом пристального изучения и подражания, прежде всего для так называемых «азиатских драконов» и даже, несмотря на азиатский кризис конца XX в. - начала нынешнего столетия, до сих пор сохраняет привлекательность для стран «тре­тьего мира».

Состояние экономики Японии, как и Германии, к моменту окончания войны можно назвать катастрофическим. Огромные потери и разрушения отбросили национальное хозяйство страны к уровню конца XIX в. Достаточно сказать, что уровень промыш­ленного производства не достигал и 30% показателя 1935 г. Хо­зяйственный хаос усугублялся политикой полного безразличия ок­купационных властей США к тяжелому состоянию недавнего про­тивника и отсутствием каких-либо четких планов восстановления его хозяйства. Толчком к послевоенному возрождению Японии явились политические события в Китае, где к власти пришли ком­мунисты. Это обстоятельство заставило США пересмотреть отно­шение к Японии и принять так называемый обратный курс Дж. Доджа и К. Шоупа. Обратный курс преследовал, главным об­разом, геополитические цели — создание противовеса коммунис­тическому Китаю и освободительному движению в странах Юго-Восточной Азии, ориентировавшихся на СССР.

Американская программа экономической стабилизации пре­дусматривала ликвидацию колоссального дефицита бюджета в основном за счет повышения уровня налогообложения, сокраще­ния его расходной части, ограничения кредитования и девальва­ции национальной валюты. Эти мероприятия позволили несколь­ко нормализовать состояние финансово-кредитной системы, остановить гиперинфляцию. Одновременно государство сняло с себя функции контроля над ценообразованием, отказалось от под­держки убыточных предприятий и т.д. Нормализация в финансо­вой сфере способствовала выходу японских компаний на внешний рынок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.037 с.)