Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тоталитарная модель регулируемого капитализма

Поиск

Послевоенное экономическое развитие Германии. После Первой мировой войны в стране возник хозяйственный хаос, продолжав­шийся до 1924 г. В период с 1919 по 1924 г. наблюдалось резкое падение общего экономического уровня, вызванное потерей ряда промышленных районов, изношенным и устаревшим оборудова­нием, утратой внешних рынков и сокращением внутреннего рын­ка, а также обнищанием народа.

Правительство Веймарской республики пыталось устранить экономические и социальные противоречия. Однако больших ус­пехов не добилось. В 1919-1924 гг. в экономике страны усилилось влияние крупного капитала. Если в довоенной Германии насчи­тывалось 500-600 картелей, то в 1922 г. их количество достигло 1000. Прочными оставались позиции юнкерства. Помещичьи зем­ли (1,5% всех хозяйств) занимали почти 34% всей земельной пло­щади, в то время как 57,3% мелких крестьян имели всего 4% зем­ли.

Послевоенный кризис поразил сельское хозяйство. Из-за не­достатка удобрений упала урожайность. Общий сбор основных сельскохозяйственных культур в 1923 г. составил примерно 70% довоенного уровня. Существенно снизились обороты внешней торговли. По сравнению с довоенным периодом импорт умень­шился на 38, а экспорт — на 33%.

Не имея внутренних накоплений, правительство пустило в ход печатный станок. Выпуск бумажных денег приобрел невиданные масштабы. Инфляция стала настоящим бедствием, усугубив спад производства. Валютный кризис вызвал кредитный кризис.

От экономических потрясений в первую очередь страдали на­емные работники. В конце 1923 г. 25% немецких рабочих не име­ли работы. Заработная плата в 1920-1922 гг. покрывала стоимость жизни лишь на 50—60%. Покупательная способность в среднем за весь 1923 г. составила только 30—40% довоенного уровня.

Тяжелое социальное положение рабочего класса вело к обостре­нию политической ситуации в стране. В 1919 г. на территории Баварии возникла Советская республика. Весной 1923 г. были созданы рабочие правительства в Саксонии и Тюрингии. 23 ок­тября в Гамбурге началось восстание, подавленное регулярными войсками.

Ситуация в Германии становилась критической. Страна шла к повторению российского опыта. Подобное положение обеспоко­ило страны-победительницы, решившие пойти на уступки. Глав­ной из них стал новый репарационный план, названный по име­ни председателя международного совета экспертов, американского банкира Ч. Дауэса. План Дауэса предусматривал уменьшение размеров ежегодных репараций, прекращение оккупации Францией Рурского угольного бассейна, предоставление Германии кредитов. Формально кредиты предоставлялись для обеспечения репараци­онных выплат, фактически же они шли на восстановление воен­но-промышленного потенциала Германии. В 1924—1929 гг. ино­странные инвестиции достигли почти 21 млрд золотых марок, тог­да как репарационные выплаты —лишь 10,2 млрд. Подавляющая часть средств — около 70% — была предоставлена США. План был достаточно эффективен. Под этим «золотым дождем» началось восстановление и рост германской промышленности.

В 1923 г. была проведена денежная реформа, в результате ко­торой курс марки перестал снижаться. Началась стабилизация, что было связано с разгромом революционного движения, облегчени­ем репарационного бремени, очищением Рурской области от ок­купантов, стабилизацией валюты и прекращением роста инфля­ции. В 1924 г. было отменено военное положение.

В 1923— 1929 гг. в экономике Германии произошли существен­ные сдвиги. К концу 1920-х гг. объем промышленного производ­ства на 13% превысил довоенный уровень, более чем на '/3 возрос­ла добыча каменного угля, на 43% — выплавка чугуна, на 30% — выплавка стали. Расширение производства осуществлялось на но­вой технической основе — в производстве активно шел процесс электрификации. Значительных успехов добилось машиностроение. Было освоено производство синтетического бензина, искусствен­ного шелка. Немецкие промышленные изделия начали возвращать­ся на мировой рынок. Итоговая стоимость германского экспорта в 1929 г. превысила довоенную почти на 3 млрд марок, а положитель­ное сальдо торгового баланса составило 34 мрлд марок.

Вместе с тем рост производства сдерживался узостью внутрен­него рынка, следствием чего стали недозагрузка производствен­ных мощностей и безработица. В это время насчитывалось 4 млн безработных.

Промышленный подъем усилил концентрацию и централиза­цию капитала. Доминирующую роль стали играть концерны и тре­сты. В 1926 г., например, был создан Стальной трест, представ­лявший собой «государство в государстве». В него входили шахты, электростанции, металлургические, машино- и судостроительные заводы — всего почти 300 предприятий. На них трудилось около 200 тыс. рабочих. Вскоре Стальной трест захватил контроль над 43% выпуска чугуна и 40% производства стали и железа.

282

Мировой экономический кризис и его последствия. Оживление экономики прервал мировой экономический кризис, имевший для Германии разрушительные последствия. В 1932 г. промышленное производство по сравнению с 1928 г. сократилось на 40,2%. Осо­бенно сильно пострадала тяжелая промышленность. В 1932 г. мощности машиностроения не превышали 27% докризисного уровня, автомобилестроения — 25%. Резко возросло число безра­ботных — в 1932 г. их численность превысила 7,5 млн человек. Полностью безработные составляли 44,4% лиц наемного труда, а работавшие неполную рабочую неделю — 22,6%. Пособия по без­работице получали лишь 15—20% зарегистрированных безработ­ных. Ее размер несколько раз снижался. Реальная заработная плата упала на 25—40%. Антикризисные меры, предпринимаемые пра­вительством, не приносили желаемого результата.

Промышленный кризис переплетался с аграрным. Доходность сельского хозяйства снизилась на 30%. Задолженность сельского хозяйства составила в 1931 г. колоссальную цифру — 11,8 млрд ма­рок. Предоставленные кредиты не могли остановить массового разорения крестьянства. За 1928—1932 гг. с торгов было продано 560 тыс. га крестьянской земли.

Не лучше обстояли дела у «среднего класса». С 1928 по 1932 г. оборот ремесленного производства сократился с 20 млрд до 10,9 млрд марок, обороты мелкой торговли — с 36,3 млрд до 23 млрд марок.

В стране складывалась революционная ситуация. Опасаясь по­вторения событий 1923 г., США, Франция, Англия в августе 1929 г. и январе 1930 г. провели репарационные конференции. Решено было дать новые льготы Германии. Был принят План Юнга, предусматривавший досрочное прекращение оккупации Рейнской области, сокращение общей суммы репараций до 113,9 млрд марок, отмену контроля над германской экономикой, уменьшение ежегодных платежей. В счет репараций Германия выплатила около 20 млрд марок, большая часть которых пришлась на первые послевоенные годы.

Экономическая политика фашизма. Экономический кризис вызвал крах политической системы Веймарской республики. В стране наблюдалась поляризация политических сил. На одном полюсе набирали силу левые партии — социал-демократы и ком­мунисты, на другом — нацисты (фашисты).

В условиях политической нестабильности крупный капитал все внимательнее присматривался к фашистскому движению, начал оказывать ему финансовую помощь. Например, Рейнско-Вест-фальский угольный синдикат принял решение отчислять в кассу нацистской партии по 5 пфеннигов с каждой проданной тонны угля.

30 января 1933 г. президент Гинденбург передал власть Гитле­ру, назначив последнего рейхсканцлером. В Германии установился режим фашистской диктатуры.

Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация. Она проводилась ускоренными темпа­ми и рассматривалась нацистами как главное средство выхода из кризиса. Перестройка экономики осуществлялась по пяти основ­ным линиям: подготовка военно-сырьевой базы; форсированное развитие военной промышленности; осуществление после ликви­дации безработицы мероприятий по обеспечению военной про­мышленности рабочей силой; подготовка продовольственной базы; совершенствование органов регулирования и милитаризации страны.

В сентябре 1936 г. был утвержден второй четырехлетний план, основной задачей которого являлось обеспечение экономической независимости Германии от импорта, ускоренное развитие отрас­лей, составлявших основу военной промышленности, мобилиза­ции экономических ресурсов, накопления дефицитных материа­лов. В 1940 г. был принят третий четырехлетний план, согласно которому основной экономической задачей являлось развитие военного производства и военно-промышленного потенциала.

Принимались специальные меры для закупки за границей руд, цветных материалов, была расширена разработка собственных железорудных месторождений. Стимулировались производство алюминия, добыча каменного угля. Резко возросло изготовление синтетических нефтепродуктов. С этой целью были предоставле­ны значительные кредиты химическим компаниям.

Преимущественное развитие получили отрасли тяжелой и во­енной промышленности. Сюда направлялось 3Д всех инвестиций. Предприятия, зачисленные в разряд «важных в военном отноше­нии», в первую очередь снабжались кредитами, рабочей силой, сырьем. В итоге к 1939 г. тяжелая промышленность на 50% пре­высила уровень 1934 г. Военное производство с 1932 по 1938 г. увеличилось в 10 раз. На столько же выросли военные расходы.

В 1938—1939 гг. они составляли 58% государственного бюджета. Военное производство развивалось за счет невоенных отраслей. Производство потребительских товаров к 1939 г. не достигло даже уровня 1928 г.

Таким образом, милитаризация экономики способствовала выходу страны из кризиса и значительному росту объемов произ­водства.

В целях милитаризации экономики широко использовался ино­странный капитал. Германские долги за границей в сентябре 1940 г. равнялись 14,8 млрд марок. Щедро финансировали фаши­стскую Германию американские монополии. Корпорации США передали немцам технические секреты производства каучука, радиоустановок, оборудования для дизель-моторов и т.д.

Фашисты создали сложный аппарат управления хозяйством. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Ге­неральный совет хозяйства, призванный вырабатывать и направ­лять экономическую политику государства. Генеральный совет играл ведущую роль в руководстве экономикой. Именно здесь обсуждались планы хозяйственного развития страны. Генерально­му совету были подчинены «хозяйственные группы», возглавляв­шие промышленность, торговлю, финансы, а тем, в свою очередь, «отраслевые группы» — химическая, авиационная и другие отрас­ли промышленности. Совет состоял из 16 членов, девять из кото­рых представляли крупный капитал, четверо — крупные банки и двое — крупных аграриев. Решающее слово в нем принадлежало Круппу и Сименсу.

Фашистский режим устанавливал жесткий контроль над валют­ными расчетами, внешней торговлей. Широко применялись ме­тоды налогового регулирования, выдача субсидий, кредитов. Но главный упор делался на методы прямого, административного диктата. Отличительной особенностью государственного регули­рования стал так называемый фюрер-принцип, закрепленный За­коном 1934 г. «Об органическом построении германского хозяй­ства». По этому закону все предпринимательские союзы перехо­лили в подчинение министерства экономики и возглавлялись «фюрером германского хозяйства». Им был назначен Ф. Кесслер — глава электропромышленников. Все хозяйство разделялось на группы, объединявшие отдельные отрасли и районы. По существу, этим законом руководство экономикой передавалось крупному капиталу.

Германские фашисты стимулировали концентрацию производ­ства. В 1933 г. был принят Закон о принудительном синдицирова-нии, согласно которому предприятия должны были входить в со­став существующих картелей и синдикатов. В первую очередь он был проведен в металлургической промышленности. В результа­те принудительного синдицирования шесть банков и 70 крупней­ших компаний захватили контроль над 2/3 промышленного потен­циала страны. При этом предпочтение нацисты всегда отдавали военным компаниям.

В период фашистского правления существенно расширился государственный сектор экономики за счет конфискованного имущества лиц неарийского происхождения, репрессированных лиц, захвата собственности демократических организаций (толь­ко в Рабочем банке было конфисковано 5 млрд марок), а также предприятий на оккупированных Германией территориях.

Широкое применение насильственных методов в экономичес­кой жизни, осуществление перевооружения и военно-хозяйствен­ной мобилизации привело к резкому росту фашистского государ­ственного аппарата. Общее число чиновников и служащих возрос­ло в 1939 г. по сравнению с 1933 г. на 869,5 тыс. человек.

В январе 1934 г. был принят Закон «Об организации националь­ного труда». В нем декларировалось окончание классовой борьбы и превращение рабочих в «солдат труда». Владелец предприятия объявлялся «фюрером» и получал диктаторские полномочия. Он мог устанавливать расценки, нормы выработки, длительность ра­бочего дня, штрафы и наказания. Закон отменял все положения о заводских советах, тарифных договорах, третейских судах, все правила, регулировавшие продолжительность рабочего времени, охрану труда, внутренний распорядок. Коллективные договоры отменялись, а забастовки запрещались. Весь коллектив предпри­ятия объявлялся «дружиной фюрера», которая обязывалась соблю­дать верность по отношению к нему.

Милитаристский характер носило и одно из главных порожде­ний нацистского варианта государственного регулирования — трудовая повинность. Впервые она была установлена для студен­тов в мае 1933 г. и распространена на остальную молодежь зако­нами о добровольной (1934) и обязательной трудовой повиннос­ти (1935). Вся молодежь до 25 лет была обязана отбывать ее в спе­циализированных военных лагерях. 22 июня 1938 г. была введена всеобщая принудительная трудовая повинность. Этим законом имперскому управлению по обеспечению рабочей силой предо­ставлялось право посылать на любую работу каждого жителя лю­бой профессии или возраста.

Фашистский режим почти полностью уничтожил систему со-циальной защиты и социального страхования. В 1934 г. рабочим-металлистам было запрещено менять место работы. Позднее эти ограничения распространились и на другие категории квалифи­цированных рабочих. Продолжительность рабочего дня увеличи­валась до 10—14 ч, ликвидировались профсоюзы. Их имущество и денежные средства были конфискованы фашистским государ­ством. Все рабочие насильственно объединялись в «германский трудовой фронт», куда вошли и предприниматели. Вслед за проф­союзами фашисты упразднили больничные кассы, спортивные и туристические союзы, просветительные и другие общества. Таким образом, устранялась «классовая борьба», рабочие объединялись в одной организации с представителями капитала.

Аграрная политика фашизма была рассчитана на создание про­довольственных резервов, что было связано с подготовкой к вой­не. С этой целью было создано «Имперское сословие по продо­вольствию», где были объединены сельскохозяйственные рабочие, крестьяне, юнкеры, торговцы сельскохозяйственными товарами, владельцы предприятий пищевой промышленности. Это была гро­моздкая бюрократическая машина. Она состояла из 10 централь­ных и четырех хозяйственных управлений, 20 союзов. Каждое под­разделение возглавлял фюрер большего, или меньшего ранга.

Вводилась система принудительных поставок сельскохозяй­ственной продукции, был ликвидирован профсоюз сельскохозяй­ственных рабочих. В сентябре 1933 г. был принят Закон «О на­следственных дворах», объявлявший крестьянские хозяйства от 7,5 до 125 га земли неотчуждаемыми. Они освобождались от по­земельного налога, налога на наследство. По этому закону вводил­ся средневековый принцип майората — наследование земли отца старшим из сыновей. Младшие сыновья должны были служить го­сударству и завоевывать себе «жизненное пространство».

Таким образом, экономическая политика фашизма — это тота­литарный вариант регулируемого капитализма, ориентированно­го на подготовку к новой мировой войне.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Дайте определение системы регулируемого капитализма.

2. Какие экономические последствия имела для США Первая мировая война?

3. Проанализируйте главные направления экономического подъема США в 20-е гг. XX в.

4. Каковы причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.?

5. Выделите и охарактеризуйте основные черты либерально-реформистско­го варианта регулируемого капитализма.

6. Охарактеризуйте экономическое состояние Германии после Первой миро­вой войны.

7. Какие последствия имел мировой экономический кризис 1929-1933 гг. для экономики Германии?

8. Назовите основные направления экономической политики фашистского режима.

4. Сравните экономическую политику, предложенную Ф.Д. Рузвельтом в США и нацистами в Германии.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

общество потребления

«Новый курс»

Чрезвычайный закон о банках

девальвация доллара

Закон о золотом резерве

Закон о восстановлении национальной промышленности

Закон о регулировании сельского хозяйства

Закон о торговле

План Дауэса

План Юнга

экономическая политика фашизма

Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.82.221 (0.011 с.)