Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переселенческий» капитализм. США

Поиск

США относятся к странам капитализма переселенческого типа, отличительная черта которого состоит в перенесении на новые, колонизируемые земли сложившихся в метрополии форм органи­зации хозяйства.

Главное направление заселения Северной Америки шло с вос­тока, от Атлантического побережья, на Запад, к Тихому океану. В Америку устремлялись самостоятельные, энергичные люди с глубоко индивидуализированными интересами, с уверенностью в собственных силах. Такой состав иммигрантов способствовал успешному хозяйственному развитию колоний.

К концу XVIII в. в Северной Америке четко определились три региона, различавшиеся характером производства и структурой бизнеса. Северо-Восток, где в авангарде колонистов стояла пред­приимчивая английская торгово-промышленная буржуазия, пре­вратился в центр мануфактурного производства и торговли. В аг­рарном секторе здесь преобладали средние и мелкие фермерские хозяйства. Юг, располагавший огромными площадями плодород­ной земли, привлек иммигрантов из среды английской земельной аристократии. Получив от правительства значительные земельные участки земли в собственность, в условиях резкого дефицита ра­бочих рук они инициировали организацию рабовладельческого плантационного хозяйства. Запад представлял незаселенные и невозделанные земли. Бежавшие сюда смелые люди (скваттеры) самовольно захватывали земли и создавали свободные фермерские хозяйства.

Социально-экономическая неоднородность, асинхронность и неоднотипность исторического развития этих регионов обуслови­ли различие путей и временных рамок становления промышлен­ного капитализма.

Предпосылки промышленного переворота. Развитие американ­ского капитализма не было ограничено феодальными рамками. Это предопределило его особенности по сравнению с европей­ским капитализмом. Роль буржуазной революции для США сыграла Война североамериканских колоний за независимость (1775-1783), в ходе которой решались задачи ликвидации дик­тата метрополии, ограничивавшей свободу предприниматель­ства. Принятая Декларация независимости (1776), провозгласи­ла суверенитет американского народа и образование нового го­сударства — США. Она сделала недействительными указы английского парламента, ущемлявшие свободу заселения запад­ных земель, развитие промышленности, сферы обращения. В 1776 г. все порты объявлялись открытыми для европейских куп­цов, ликвидировалась английская монополия на торговлю в Се­верной Америке. Во внешней торговле провозглашались принципы фритредерства, на основе которых позднее были заключены договоры с Францией, Пруссией, Швецией.

В 1777 г. правительство конфисковало 30 тыс. имений, принад­лежавших лицам, перешедшим на сторону англичан. Уничтожа­лись феодальные формы землевладения, дворянские звания, на­следственная аренда и т.п. За период войны на запад переселились 25 тыс. скваттеров. Производителям металла, оружия, пороха, военной амуниции выдавались денежные премии, субсидии; пред­принимались попытки организовать выплавку свинца путем переплавки на пули свинцовых крыш. В 1778 г. был построен го­сударственный пушечный завод в Спрингфилде. С целью стаби­лизации денежной системы, упорядочения эмиссионной деятель­ности как на общегосударственном, так и на уровне штатов в 1781 г. был создан Банк Северной Америки.

Окончание войны, ратификация Конституции (1787), вступ­ление в силу первых десяти поправок к ней (1791), прежде всего Билля о правах, завершили первый этап буржуазной революции. Конституция обеспечивала права собственности, ее защиту, сво­боду слова, печати, собраний, вероисповедания и т.д., укрепила власть центрального правительства. Политическая система стро­илась на разделении властей: исполнительная (президент и каби­нет министров), законодательная (конгресс), судебная (верховный суд, имевший право отмены законов, не соответствовавших Кон­ституции). Но не было уничтожено рабство в южных штатах, ин­дейцы не получили гражданских прав, отсутствовала единая из­бирательная система. Правовое государство, формировавшееся в США, обеспечивало американцам гражданские и личные свобо­ды, включая право на землю и свободную предпринимательскую деятельность, значительно полнее, чем в Европе того периода.

Правительство способствовало реализации прав на землю и свободному выбору вида хозяйственной деятельности путем ши­рочайшей территориальной экспансии, сопровождавшейся эконо­мическим освоением новых владений. На основе заключения не­равноправных договоров, торговых сделок, прямого военного на­силия в состав нового государства вошли огромные районы Старого Северо-Запада, а также Луизиана, Флорида, Техас, Нью-Мексико, Верхняя Калифорния, Орегон. За период с 1776 по 1853 г. территория США увеличилась в восемь раз. С принятием Конституции конгресс вынес решение о передаче всех свободных территорий в фонд центрального правительства, которое должно было заниматься их разделом и продажей. По законам 80-х гг. XVIII в. земля продавалась крупными участками в 640 акров с обя­зательной выплатой всей суммы в течение месяца. Эти условия ограничивали круг покупателей состоятельными людьми и при­вели к самовольному захвату земли, приобретавшему все более массовый характер. Скваттеры требовали закрепления за ними участков. Они принимали меры для зашиты своих заявок. Под давлением упорной борьбы фермеров за облегчение условий до­ступа к западным землям происходила последовательная демо­кратизация аграрного законодательства. В итоге уменьшился зе­мельный минимум (до 40 акров), увеличился период рассрочки платежей, снизились цены на землю (с 2 до 1,25 долл. за акр).

В 1841 г. был принят Закон о заимке, гарантировавший скват­терам право покупки обрабатываемых ими участков до поступле­ния на аукцион. Согласно закону можно было занимать землю, предварительно размежеванную правительством. Колонизация западных земель становилась все более активной. Основной по­ток переселенцев шел из северных штатов. На Запад перемеща­лись лишенные земельных участков фермеры с Юга, а также план­таторы в поисках плодородных земель. Значительную роль в хо­зяйственном освоении этих территорий сыграла иммиграция. В 1789-1812 гг. в США прибыло 250 тыс. человек. С 1842 г. в стра­ну в среднем в год приезжало до 100 тыс. переселенцев. Наличие на Западе свободных, пригодных для заселения и эксплуатации земель обусловило преимущественно аграрное развитие этого ре­гиона. Развивавшееся фермерское хозяйство способствовало рас­ширению товарных рынков и становилось одним из источников формирования рынка капитала. Возраставшее сельскохозяйствен­ное производство обеспечивало потребности в продовольствии промышленных центров. По мере роста доходов фермеры повы­шали спрос на промышленные изделия производственного и по­требительского назначения, что стимулировало развитие индуст­риального Северо-Востока. В то же время фермерская колониза­ция Запада обостряла проблему образования рынка рабочей силы в стране, вызывая отток населения с других территорий и усили­вая тем самым дефицит рабочих рук.

Главным источником наемного труда в колониальный период являлась иммиграция, а также неимущие и бедные слои, состав­лявшие более 20% населения, которые работали по найму на ма­нуфактурах и судоверфях; сервенты, отслужившие кабальную службу, не получившие земли и не имевшие иных средств суще­ствования. Однако все эти лица энергично боролись за обладание землей, арендовали или приобретали ее в долг. Рабочие, трудив­шиеся по найму, особенно иммигранты, при первой возможнос­ти стремились уйти с предприятия, чтобы обзавестись землей. В XVIII в. по этой причине потерпели крах ряд крупных предпри­ятий. Например, металлургический завод П. Хазенклевера, наняв­шего в Германии более 500 рабочих. Таким образом, «избыточно­го» населения в колониях не было. Эти особенности формирова­ния рынка труда имели важные последствия. Американские предприниматели еще в колониальный период использовали не прямой наем рабочих на производство, а привлекали мелких фер­меров, готовых взяться за оплачиваемую работу в промыслах, ко­торыми они традиционно занимались на дому. Это позволяло им, не отрываясь от земли, получать дополнительный доход.

Высокий спрос на рабочую силу обусловил ее высокую сто­имость, что диктовало необходимость замены этого дорогого ком­понента издержек производства более дешевой машиной. Доро­говизна рабочей силы стимулировала изобретательство, ввоз из других стран машин и оборудования. Технические предпосылки возникновения фабричной промышленности в США были в ос­новном созданы промышленным переворотом в Англии. Вместе с тем в самой стране появилось много новых изобретений, чему в немалой степени способствовала система поощрения. Уже в 1790 г. был издан Закон о патентах, дававший изобретателям 14-летнюю монополию на использование своих изобретений.

Финансовой основой крупного промышленного производства была, во-первых, прибыль торговой буржуазии, сколотившей крупные состояния в период английского господства. Во-вторых, поступления от спекулятивной деятельности буржуазии, планта­торов во время войны за независимость. Д. Вашингтон, главно­командующий американскими войсками, писал: «Такого отсут­ствия чувства гражданского долга, такого отсутствия добродете­ли, такой спекуляции, такого множества всяких ухищрений для получения той или иной выгоды... я никогда не видел... Дух низ­кого стяжательства до такой степени овладел всеми, что какое бы бедствие ни обрушилось теперь на нас, оно не удивит меня».

Дополнительным источником рынка капитала становились доходы фермерских хозяйств.

В создании предпосылок промышленного переворота в США большая роль принадлежала факторам международного характе­ра. Ослабление английской конкуренции в период войны за не­зависимость из-за разрыва экономических связей с метрополией облегчало сбыт изделий местной промышленности. Европейские войны (1792-1815) стимулировали внешнюю торговлю США, приносили огромные прибыли, становившиеся источником круп­нейших состояний. Расширение торговли происходило не только за счет экспорта, но и обширной посреднической торговли. Ис­пользуя нейтральное положение, американцы поставляли в Европу товары из Вест-Индии, Южной Америки, Дальнего и Ближнего Востока, перевозили товары из французских и английских коло­ний в метрополии. Огромная иностранная торговля США велась в основном судами отечественного производства. Этот период получил название «золотого века» торгового мореплавания севе­роамериканских штатов.

Ход промышленного переворота. Промышленная революция в США началась в первом десятилетии XIX в. На северо-востоке страны она повторила в основном классическую английскую мо­дель и завершилась к 1860 г. утверждением фабричного типа про­изводства в ведущих отраслях хозяйства.

Начальный этап промышленного переворота был отмечен ме­ханизацией и становлением фабричной системы в текстильном производстве. Первые машины появились в хлопкопрядении еще в конце XVIII в. Эта отрасль хлопчатобумажной промышленнос­ти сразу создавалась на машинной основе, минуя стадию ручного труда. В первое десятилетие XIX в. происходил быстрый рост пря­дильных фабрик, которые создавались по образцу предприятий знаменитого английского промышленника Аркрайта. Одной из наиболее известных была фабрика, организованная в 1790 г. при­ехавшим из Англии рабочим-текстильщиком Слейтером. Он впо­следствии стал крупным предпринимателем и вошел в историю как «отец» американской промышленности. Владельцы прядиль­ных фабрик становились организаторами всего процесса произ­водства хлопчатобумажных тканей. Раздавая пряжу для переработ­ки фермерам, они вовлекали кустарный сектор в орбиту фабрич­ной системы, расширяли масштабы предпринимательства, привлекали дополнительную рабочую силу.

После англо-американских войн 1812-1815 гг. начался дли­тельный подъем национальной промышленности. Ему способствовали, во-первых, переориентация инвестиций из сфер торговли и мореплавания в промышленность; во-вторых, протекционистская политика правительства. В этот период стали складываться кор­порации с целью объединения капиталов для сооружения круп­ных промышленных объектов. Они действовали на основе актов об инкорпорации, выдаваемых законодательными органами шта­тов. Таким образом, расширялась финансовая база промышлен­ного строительства.

Введение в 1816 г. нового таможенного тарифа, установивше­го высокие пошлины на импортные промышленные товары, преж­де всего на ткани, их повышение в последующие годы ограждало американскую промышленность от иностранной конкуренции. Наиболее быстро и успешно развивалось хлопчатобумажное про­изводство. Первостепенное значение для его механизации в це­лом имела фабрика, построенная Лоуэллом в 1818 г. На его пред­приятии впервые в мировой практике были установлены прядиль­ные и ткацкие машины, что позволило связать в единый производственный цикл обработку сырья и выпуск готовой про­дукции. Механизация ткачества в 20-е гг. XIX в. привела к вы­теснению кустарного сектора.

Главным рынком сбыта хлопчатобумажных тканей становил­ся быстро заселяемый Запад. По уровню механизации ткачества северо-восточные штаты в 1830-е гг. превзошли Англию.

За период с 1815 по 1832 г. число хлопчатобумажных фабрик возросло в 3,7 раза (с 213 до 795), на них использовалось 1200 тыс. ве­ретен, стали применяться ситценабивные цилиндрические маши­ны и другие технические новшества. Внедрение машин в шерстя­ное производство происходило медленнее. Существовавшие в нем централизованные мануфактуры постепенно перерастали в фаб­рики, число которых только за 1810-1815 гг. увеличилось с 14 до 102. Уже в 1840 г. на Северо-Востоке фабричное шерстяное про­изводство превышало домашнее. Таким образом, в 30-е гг. XIX в. в важнейших отраслях текстильной промышленности - хлопча­тобумажной и шерстяной ~ происходил интенсивный процесс утверждения фабричной формы организации производства. Цен­тром текстильной промышленности, прежде всего хлопчатобумаж­ной, являлся Северо-Восток, где было сосредоточено более 78% фабрик этой отрасли. На Юге и Западе текстильное производство было развито слабо. С 1840-х гг. в текстильной промышленности начался новый процесс — укрупнение действовавших предприятий и уменьшение их общего числа при одновременном росте сум­мы инвестированного капитала.

В результате технического переворота резко снизились затра­ты на производство хлопчатобумажных тканей, цена на них упа­ла в пять раз в период 1815-1850 гг. Дешевизна тканей способ­ствовала повышению спроса на них со стороны широких масс на­селения, конкуренция английской аналогичной продукции была сведена до минимума. Уже к середине XIX в. США заняли вто­рое место в мире по объему производства хлопчатобумажной про­дукции. К началу Гражданской войны в стране производилось вдвое больше бумажных материй на душу населения, чем в Вели­кобритании.

Наряду с текстильным производством промышленный перево­рот охватил пищевую промышленность (прежде всего мукомоль­ную, которая по стоимости продукции превосходила хлопчатобу­мажную), а также отрасли, производящие товары широкого по­требления: обувную, швейную, кожевенную. В них появился ряд технических усовершенствований, значительно повысивших про­изводительность труда и качество выпускаемых изделий. Среди них - изобретение швейной машины (1841), машины для изготов­ления обуви (1846), давшее толчок для становления новых отрас­лей машиностроения.

Промышленный переворот вызвал развитие речного транспор­та, строительство каналов, интенсивное сооружение железных дорог. Одним из главных движущих факторов радикальных изме­нений в этих сферах была экспансия на Запад и его быстрое хо­зяйственное освоение. До начала Гражданской войны основной грузооборот страны проходил по водным путям сообщения, в пер­вую очередь по Миссисипи. В 1860 г. по ней и р. Огайо курсиро­вало 1000 пароходов. Сооружение каналов началось с 1792 г. В 1817-1825 гг. осуществлялось строительство самого крупного канала - Эри, соединившего район Великих Озер с Атлантичес­ким океаном. Стоимость транспортировки грузов из Нью-Йорка до Буффало снизилась на 90%. Столь значительный экономичес­кий эффект эксплуатации этого сооружения вызвал резкий рост строительства каналов в других штатах. Общая длина каналов в США к 1850 г. достигала 5950 км, т.е. увеличилась по сравнению с 1830 г. в 2,9 раза.

Одновременно с сооружением каналов велось строительство шоссейных и железных дорог. Первая железнодорожная линия

была проложена между Балтимором и Огайо в 1828—1830 гг. До начала 1840-х гг. железные дороги рассматривались как вспомога­тельные пути сообщения к каналам. В 1840—1860-е гг. железнодо­рожное строительство вступило в полосу бурного развития. Ком­пании, занимавшиеся сооружением железных дорог, получали от государства бесплатно землю, лес, строительные материалы, огром­ные денежные субсидии. Предпринимательство в этой сфере при­носило большие прибыли, что делало ее весьма привлекательной для вложения капитала. Только за период 1851—1857 гг. инвести­ции в железнодорожное строительство составили около 1 млрд долл. Темпы железнодорожного строительства были самыми высокими в мире. За 1840-1860 гг. протяженность железнодорожных линий увеличилась более чем в 10 раз (с 4535 до 49 000 км), составив при­мерно половину мировой железнодорожной сети. К 1861 г. Атлан­тическое побережье было связано железными дорогами с западной системой рек и озер. По общей протяженности внутренних ком­муникаций, обслуживаемых паровым транспортом, США в этот период превзошли Англию. В результате коренных преобразований транспортной системы страны в орбиту капиталистического пред­принимательства втягивались все новые и новые территории. «Ре­волюция» на транспорте стимулировала рост производства в метал­лургической, угольной, машиностроительной, судостроительной, лесной промышленности. Одной из особенностей железнодорож­ного транспорта в США являлось использование дров в качестве топлива для паровозов вплоть до 1860 г.

Промышленный переворот в черной металлургии США произо­шел позднее, но в значительно более сжатые сроки и в обратной последовательности. Его начало было отмечено внедрением про­катного производства, завершение — переводом основного объема выплавки чугуна на минеральное топливо. Основы современной металлургической промышленности были заложены в 1816 г. со­зданием небольших прокатных сталеплавильных заводов близ Питтсбурга. На них были освоены нововведения — прокат вместо ковки, пудлингование вместо сырого дутья.

Первая домна, работавшая на каменном угле, появилась в 1837 г. Переход на новые методы выплавки сдерживался тем, что в стране было много леса, выплавка чугуна на древесном угле да­вала более качественный металл. В 1840-е гг. начался подъем ме­таллургии. За десятилетие (1847—1857) было введено в строй око­ло 100 домен, использовавших минеральное топливо. Их размеры и производительность значительно увеличились. Металлурги­ческое производство помимо традиционных центров развивалось на Западе (Теннесси, Кентукки), в Пенсильвании и Огайо.

Общий объем выплавки чугуна за период 1840— 1860-х гг. воз­рос в 2,7 раза (с 0,3 млн до 0,8 млн т). Однако собственное про­изводство металла еще не могло обеспечить потребности внутрен­него рынка. В 1850 г. было ввезено 409 тыс. т железа, а произве­дено 560 тыс. т. Основными потребителями проката являлись железные дороги, хотя на эти цели в 40-50-е гг. XIX в. шло не более 20% американского чугуна. Утилизация износившихся рель­сов, как отечественных, так и ввозимых из Англии, наращивание их собственного производства способствовали созданию в США перед Гражданской войной мощной прокатной индустрии. Это, в свою очередь, потребовало перевода, всего производства на ми­неральное топливо и создания крупных заводов — комбинатов, ос­нащенных паровыми двигателями.

В США в середине XIX в. основным минеральным топливом для металлургии стал антрацит, доступные залежи которого име­лись на востоке Пенсильвании.

Массовое применение антрацита в доменных печах и при пуд­линговании с 1840-х гг. вызвало гигантский скачок в развитии угольной промышленности США, находившейся до этого времени в стадии зарождения. В 1840—1860-е гг. добыча угля увеличилась в 6,5 раза (с 2 млн до 13 млн т).

К началу 60-х гг. XIX в. на северо-востоке страны появилось крупное заводское машиностроение, что свидетельствовало о вступлении промышленного переворота в завершающую стадию.

В начале XIX в. (в 1803) в Филадельфии был построен первый завод по производству паровых машин. В 1826 г. была создана крупная компания «Порт-Ричмонд Компани», производящая па­ровые машины и оборудование. Спустя десять лет Морганом были построены крупные заводы, изготовлявшие паровые машины. С 1830 г. в США началось производство паровозов. В 1860 г. за­вод Болдуина (Филадельфия) праздновал выпуск тысячного па­ровоза. Паровозостроительная промышленность страны изготов­ляла локомотивы и для европейских железных дорог.

Весьма важной отраслью тяжелой индустрии становилось сель­скохозяйственное машиностроение, изделия которого получили широкое распространение не только внутри страны, но и за рубе­жом. Особенно активно оно стало развиваться с 40-х гг. XIX в.

Основной предпосылкой этого являлся подъем свободного фер­мерского хозяйства. В 1840—1850-е гг. появились самые совершен­ные для того времени сеялки, сельскохозяйственные машины и ору­дия. Широкое развитие получили отрасли машиностроения, выпус­кавшие машины и оборудование для предприятий, производящих предметы потребления. Продукция американских фабрик швейных машин Зингера, Баккера, Уиллера и др. пользовалась большим спросом даже в самых отдаленных уголках земного шара.

Быстрыми темпами в первой половине XIX в. развивалось су­достроение. Корабли, построенные в США, не уступали по каче­ству английским, а по ряду показателей даже превосходили их. На судостроительных верфях страны размещали иностранные зака­зы. Быстро развивался американский торговый флот. В середине 1850-х гг. по тоннажу он был почти равен английскому флоту.

Своеобразием промышленного переворота в США являлся за­тянувшийся переход к паровой энергетической базе. Паровая ма­шина впервые стала использоваться еще в конце XVIII в. для от­качки воды в горно-добывающих производствах, в деревообраба­тывающей промышленности. Однако вплоть до 40-х гг. XIX в. в промышленности в качестве основной энергии использовалась энергия воды, что объяснялось наличием в стране множества рек. Использование энергии воды обходилось в четыре раза дешевле, чем применение паровых двигателей.

С 1840-х гг. паровые двигатели получили более широкое рас­пространение, и уже к 1860 г. они завоевали ряд важных позиций в отраслях тяжелой промышленности, речном, морском и желез­нодорожном транспорте.

Техническое перевооружение промышленности и транспорта вызывало постоянно растущий спрос на различного рода маши­ны, что, в свою очередь, стимулировало изобретательство. В ходе промышленной революции помимо широкого использования ев­ропейского опыта в США был сделан ряд оригинальных изобре­тений, нашедших мировое признание. Только за 1840-1850-е гг. было выдано 6489 патентов.

Талантливый американский учитель Уитни стал изобретателем хлопкоочистительной машины (1793). Применение этой машины повышало производительность труда при очистке хлопка в 100 раз. Позже, в 1798 г., построив оружейную мастерскую, он внедрил в производство мушкетов новый принцип взаимозаменяемости от­дельных частей. Стандартизация деталей впоследствии стала ши­роко применяться и в других производствах.

Изобретение Фултоном и спуск на волу в 1807 г. первого паро­хода «Клермонт» привели к революции в речном и морском транс­порте. Из других наиболее крупных американских изобретений первой половины XIX в. необходимо отметить телеграф (1832), паровой молот (1842) вулканизацию каучука (1844), ротационную типографскую машину (1846), бессемеровский процесс (1847), турбину (1849), электровоз (1851), станки оригинальной конструк­ции, а также многочисленные модели сельскохозяйственных ма­шин. Их внедрение в массовое производство значительно повы­сило технический уровень промышленности, сельского хозяйства, транспорта, способствовало возникновению новых видов произ­водства. Уже в начале XIX в. главным фактором экономического роста страны (в среднем от 0,8 до 1.1% в год) становились изме­нения в технологии производства.

Огромную сенсацию произвели американские машины на пер­вой всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 г. Для изучения американского опыта из Англии в США была направ­лена специальная экспертная комиссия, в докладе которой ука­зывалось, что причины исключительного успеха американцев в производстве машин заключались в острой нехватке рабочих рук, наличии огромного внутреннего рынка, высоком уровне образо­вания, широком использовании зарубежного опыта.

К началу 60-х гг. XIX в. фабричный тип производства утвер­дился в важнейших отраслях американской индустрии. Первосте­пенными экономическими показателями успехов промышленной революции являлись достижение убедительного перевеса продук­ции промышленного сектора над домашними промыслами, вы­движение США на второе место в мире по производству промыш­ленной продукции, радикальные сдвиги в структуре хозяйства. Уже в 1840 г. текстильные фабрики производили в полтора раза больше продукции (по стоимости), чем домашние промыслы. Мелкие предприятия устаревшего типа в 1860 г. давали всего 5% продукции машиностроения, 10—20% металла и т.д.

По переписи 1860 г. в США насчитывалось 140 433 промыш­ленных предприятий, стоимость их годовой продукции достигла 1,9 млрд долл., на них было занято 1,3 млн рабочих. С 1827 по 1860 г. объем промышленной продукции в стране возрос в восемь раз. Общая сумма капиталов, вложенных в промышленность с 1820 по 1860 г.. возросла с 50 млн до 1 млрд долл. В итоге быстро возрастал удельный вес США в мировом промышленном произ­водстве. В 1820 г. он составлял лишь 6%, а в 1860 г. достиг 17%.

Радикальные сдвиги в отраслевой структуре хозяйства выража­лись прежде всего в том, что уже в 1850 г. промышленная про­дукция по стоимости превзошла сельскохозяйственную. Доля на­селения, занятого в сельском хозяйстве, снизилась с 90% в конце XVIII в. до 60% в начале 60-х гг. XIX в. За несколько десятилетий практически на пустом месте выросли гигантские промышленные центры: Цинциннати (в 1860 г. - третий по числу промышлен­ных рабочих после Филадельфии и Нью-Йорка), Чикаго (кото­рый еще в 1832 г. был простым фортом, а в 1840 г. являлся горо­дом), Кливленд, Сент-Луис и др. Жители городов составляли в 1860 г. почти 20% населения США.

Качественные изменения произошли внутри промышленного сектора, они свидетельствовали о том, что страна уверенно вступила на путь индустриального развития. По темпам роста в 40—60-е гг. XIX в. тяжелая промышленность опережала другие отрасли. Так, производство хлопчатобумажных фабрик увели­чилось в 1,5 раза, в то время как выплавка чугуна - в 2,6 раза, добыча каменного угля - в 7,2 раза, но при этом по стоимости преобладала продукция пищевой и легкой промышленности. В 1860-х гг. отрасли промышленности по стоимости выпускаемой продукции распределялись следующим образом: мукомольная, хлопчатобумажная, лесная, обувная, металлообрабатывающая, швейная, кожевенная, металлургическая, шерстяная и т.д.

Особенно стремительно развивалась тяжелая промышленность, связанная с обслуживанием железнодорожного строительства: паровозостроительная, вагоностроительная, рельсопрокатная. Строились гигантские, оборудованные по последнему слову тог­дашней техники заводы, производительность которых уже тогда превосходила масштабы европейских предприятий. Наряду с тра­диционными для промышленного переворота отраслями тяжелой индустрии — металлургической, угольной, машиностроительной, судостроительной — в США получили развитие сельскохозяй­ственное машиностроение, производство машин для швейной, обувной, мукомольной отрасли.

В 1850-1860-е гг. закладывалась база для становления резино­вой и нефтяной промышленности. Важнейшим элементом хозяй­ственной системы становилась производственная инфраструкту­ра, прежде всего транспорт. В строительство железных дорог в 1860 г. вкладывалось средств примерно столько, сколько во все сферы промышленного производства.

Промышленный переворот в США в значительной степени опирался на иммиграционный процесс, что являлось отличитель­ной чертой капитализма переселенческого типа. За 1815-1860 гг. в Северную Америку прибыло 3 млн человек. Этот поток направ­лялся в основном в северные, центральные и западные штаты. С развертыванием промышленного переворота увеличился въезд в страну специалистов, особенно инженеров, квалифицированных ремесленников — механиков, углекопов и т.п. Ввоз иностранного капитала в 1790—1860-е гг. составил 500 млн долл. Основной сфе­рой его приложения было железнодорожное строительство. Им­миграция стимулировала промышленный переворот, но сама яв­лялась следствием другого процесса — бурного капиталистического развития стран Европы, в первую очередь Англии.

Промышленная революция в основном завершилась к 1860 г. в наиболее развитых северо-восточных штатах, на которые при­ходилось 67,3% стоимости промышленного производства страны. В ходе переворота плантаторский Юг превращался во «внутрен­нюю колонию» с неизбежной механизацией ее промышленного сектора. Однако развитие фабричной системы до Гражданской войны имело второстепенное значение, здесь преобладали произ­водства по первичной обработке сельскохозяйственного сырья — хлопка, табака, риса, сахарного тростника. В зоне колонизации промышленное развитие также приняло формы, у которых не было аналогов в Западной Европе. На эти территории капиталис­тические отношения привносились из Западной Европы и уже заселенных районов США.

Поэтому мелкое, в том числе домашнее, производство, стихий­но возникшее на западе США, предприятия с ручным трудом, создававшиеся в первой половине XIX в., быстро механизирова­лись. В самых молодых штатах, где промышленность только за­рождалась, даже мелкие мастерские с несколькими рабочими не­редко имели паровой двигатель. Основание городов на Западе ча­сто предшествовало систематической колонизации.

Таким образом, на новых заселяемых землях мануфактурная стадия в развитии промышленности сокращалась или устранялась вовсе. Традиционные стадии капиталистической эволюции про­являлась в этом регионе еще в более урезанном виде, чем на Се­веро-Востоке, где мануфактурный период был значительно короче западно-европейского. Кроме того, углублявшееся территори­альное разделение труда обусловливало специализацию Запада главным образом на переработке пищевых продуктов, лесомате­риалов, изготовлении сельскохозяйственной техники. Завершение промышленного переворота на Северо-Востоке стало исходным пунктом, предпосылкой и фундаментом для индустриализации западных и южных штатов в последующий период.

Развитие сельского хозяйства. К началу 60-х гг. XIX в. в сель­ском хозяйстве США было занято 60% населения, что свидетель­ствовало о его важнейшей роли в экономике страны. Производ­ство продукции этой отрасли (по стоимости) за 1800—1860 гг. воз­росло в 6,7 раза (с 236 млн до 1578 млн долл.)

В результате Войны за независимость, скваттерства, либерали­зации аграрного законодательства продажа правительством зем­ли на Западе непрерывно росла, достигнув к 50-м гг. XIX в. сред­него уровня в 2 млн га. В хозяйственный оборот постоянно вво­дились новые земли, что в условиях резкого дефицита рабочих рук стимулировало технический прогресс в сельском хозяйстве. Еше в 1790 г. Ньюболд сконструировал чугунный плуг, который позднее был усовершенствован. В 30-е гг. XIX в. появились сноповязал­ки, косилки. Важное значение имело изобретение жатвенной ма­шины.

Росту сельскохозяйственного производства способствовали непрерывное увеличение емкости внутреннего рынка, развитие новых видов транспорта, связавшего аграрные районы страны с индустриальными центрами. Возрастание потребностей в сель­скохозяйственной продукции со стороны городского населения, пищевой и легкой промышленности стимулировало быстрый рост товарности земледелия и животноводства. Важным последстви­ем рыночной ориентации производителей аграрного сектора было углубление отраслевой специализации регионов страны, зародив­шейся еще в колониальный период. В районе интенсивной коло­низации (так называемый Старый Северо-Запад), который еще с конца XVIII в. специализировался на выращивании кукурузы в сочетании с экстенсивным животноводством (прежде всего сви­новодством), по мере вырубки лесов увеличивались площади, от­водимые под рожь, ячмень, овес. Посевы пшеницы здесь появи­лись только во второй четверти XIX в. За 1840—1860-е гг. ее про­изводство утроилось. К 1860 г. указанный регион стал главным производителем пшеницы, закрепив за собой центральное место в зерновом хозяйстве страны. Общий объем производства зерно­вых в северо-западных штатах в 1840—1860-е гг. возрос в 2,9 раза.

В новых штатах Запада началось развитие высокоинтенсивно­го животноводства. Из Англии были ввезены улучшенные поро­ды рогатого скота, из Испании — длинношерстные овцы (мери­носы) и т.д. Успешное развитие зернового производства и живот­новодства в зоне колонизации привело к необходимости перестройки аграрного сектора северо-восточных штатов. Про­изводители сельскохозяйственных продуктов этого региона, не располагавшие крупными участками, не выдерживали конкурен­ции с колонистами Северо-Запада, поставлявшими дешевые ка­чественные зерновые и мясные товары. Перестройка заключалась в постепенном переходе от экстенсивного хозяйства к интенсив­ному с ориентацией на производство молочной продукции, выращивание овощей, промышленное садоводство. Сельское хозяйство Северо-Востока приспосабливалось к потребностям быстрорастущих индустриальных центров. Развитие железнодо­рожной транспортной сети способствовало процессу отраслевой специализации этих районов США.

Произошли сдвиги и в отраслевой специализации южных штатов. В колониальную эпоху они являлись главными произ­водителями табака, риса, индиго. К концу XVIII в. табачные план­тации стали нерентабельны, поскольку хищническая эксплуата­ция земель в Виргинии вызвала их истощение. В результате Вой­ны за независимость были потеряны английские рынки риса. В то же время по мере развертывания промышленной революции на европейском континенте и в самих США резко возрос спрос на хлопок. Под воздействием этого фактора в первой половине XIX в. за счет освоения новых территорий Юга и Юго-Запада в невиданных масштабах расширялись посевные площади под хло­пок, превращавшиеся в главный продукт специализации этих штатов. Если в 1791 г. они давали лишь 0,4% мирового производ­ства хлопка-сырца, то в 1831 г. - 49,6%, а в 1860 г. - уже 66%. Основная масса американского хлопка поглощалась европейским, прежде всего английским, рынком. После 1815 г. начался рост его внутреннего потребления. К I860 г. четвертая часть производимого в стране хлопка перерабатывалась американскими предприятиями.

Таким образом, з первой половине XIX в. сельское хозяйство США достигло внушительных успехов, выражавшихся в значи­тельном росте аграрной продукции, глубоких сдвигах в отраслевой структуре, коренном изменении технической базы. Оно быс­тро перестраивалось в соответствии с требованиями индустриаль­ного сектора, городского населения, мирового рынка. На пути дальнейшего прогресса в сельском хозяйстве стояли противоречия, обусловленные противоположными формами его организац



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.112 (0.018 с.)