Свертывание нэпа и формирование командной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свертывание нэпа и формирование командной экономики



Год 1925-й стал переломным в экономической истории нашей страны. Это прежде всего связано с решением о необходимости ин­дустриализации, основная задача которой состояла в превращении страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производя­щую их. В качестве основных источников индустриализации дол­жны были стать доходы от национализации промышленности, транспорта, торговли; налоговая система; внутренние займы; до­ходы от экспорта сельскохозяйственной продукции; внутрипро-мышленное перераспределение средств в пользу отраслей, про­изводящих средства производства (группа А) посредством вводи­мого налога с оборота. Среди источников обращает на себя внимание так называемая перекачка, под которой подразумевался неэквивалентный обмен между городом и деревней. Все эти меры значительно усложняли поддержание сбалансированности экономических интересов товаропроизводителей, создавали угрозу нарушения баланса хозяйственной рыночной системы и назрева­ния кризисных явлений и повышали вероятность попыток реше­ния экономических проблем политическими (внеэкономически­ми) методами.

В это время происходил пересмотр взглядов на само существо нэпа. Ленинская трактовка нэпа как способа строительства соци­ализма уступала установке на то, что нэп — временное отступление к капитализму.

На первом этапе индустриализации (1926—1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы — добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот пери­од были введены в эксплуатацию Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато стро­ительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской элек­тростанций. Началась прокладка новой железной дороги — Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество отдавалось окраинным районам страны.

Развертывание индустриализации сопровождалось свертыванием рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении.

В 1926 г. обнаружилась нехватка металла, а затем и других ма­териалов и сырья. Одновременно начал назревать товарный голод на потребительском рынке.

Для регулирования снабжения был создан Комитет государ­ственных заказов — одно из первых звеньев будущей администра­тивной системы.

Среди причин такого положения можно выделить следующие:

• «перекачка» привела к тому, что крестьян не могли удовлет­ворить государственные заготовительные цены, и они предпо­читали продавать продукцию частным заготовителям или вы­жидать более выгодной конъюнктуры. Следствием этого стал срыв хлебозаготовок и невыполнение экспортных обязательств; недостаток доходов от экспорта вынудил сократить планы про­мышленного производства и капитального строительства;

• привлечение на строительство большого числа рабочих (преимущественно из деревни) увеличило платежеспособный спрос, не покрываемый товарной массой; кроме того, в 1927 г. было проведено снижение цен на 10%; параллельно возросла номинальная заработная плата рабочих; • с 1926 г. начала проводиться активная политика вытеснения частного капитала: повышены тарифы на перевозки частных грузов; прекращено государственное кредитование частных предприятий; началась ликвидация обществ взаимного креди­та; кроме промыслового и прогрессивного подоходного нало­гов был введен (1927) налог на сверхприбыль; запрещалась сда­ча в аренду отдельным лицам госпредприятий и прерывались заключенные договоры; сокращалось число иностранных кон­цессий.

Это привело к быстрому сокращению частного сектора, преж­де всего в торговле, а поддержать нормальный товарооборот го­сударственная торговля не могла из-за неразвитости своей сети. То же самое следует сказать и о государственных заготовительных органах.

В декабре 1927 г. партийное руководство вышло с программой дальнейшего социалистического строительства: «перереконструи­рование» нэпа, развертывание кооперирования по произ­водственному принципу и коллективизации, расширение плано­вых начал в экономике, активное наступление на капиталисти­ческие элементы города и деревни. И хотя первоначально руководство страны пыталось ограничить перекачку средств из сферы крестьянского хозяйства, тем не менее хлебозаготовитель­ный кризис 1927/28 хозяйственного года привел к применению чрезвычайных мер, использованию административного и судеб­ного нажима на зажиточных крестьян для обеспечения города хле­бом, включая конфискацию хлебных излишков. А в 1928 г. И.В. Сталин выступил с теорией «дани», т.е. добавочного налога на крестьянство, сверхналога для поддержания высоких темпов индустриализации. Таким образом, экстраординарные меры пе­реросли в новую политическую линию и получили практическое воплощение, став основой раскручивания «машины чрезвы­чайщины».

Переход в 1929 г. на карточную систему снабжения нанес по­следний удар по частной торговле.

В 1930 г. было ликвидировано большинство концессий, упразд­нены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного

300

кредита и т.д. К осени 1931 г. ликвидировалась и частная промыш­ленность.

Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необхо­димость перехода от годового планирования в форме контроль­ных цифр к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась начиная с 1925 г.. а в мае 1929 г. он был утвержден.

Первый пятилетний план охватывал 1928—1932 гг. Целевой установкой плана была необходимость «стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: рас­ширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расши­ренного воспроизводства (накопления) в государственной инду­стрии на основе расширенного воспроизводства в народном хо­зяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, гсмна народно-хозяйственного развития и непременного система­тического повышения удельного веса социалистического хозяйст­венного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата». Было подготовлено два варианта плана: отправной и оптимальный. Утвержден был оптимальный вариант, а отправной стали именовать минималь­ным, оппортунистическим.

Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытес­нение и ликвидацию капиталистических классов и создание эко­номической базы для построения социалистического общества.

В течение последующих лет ряд показателей изменялся в сто­рону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не ме­нее в январе 1933 г. было объявлено, что пятилетний план выпол­нен досрочно.

Одновременно приобрела определенность новая система управ­ления, получившая впоследствии название «командно-админист­ративной». В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ве­давший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие систе­мы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938—1939 гг. К марту 1939 г. их насчитывалось уже 34. Были восстановлены коллегии наркоматов. Резко возрастала численность чиновников. Например, за первую пятилетку аппа­рат вырос как минимум в 16 раз.

Необходимость привлечения огромных средств для индустри­альных новостроек вынуждала, как указывалось выше, осуще­ствлять их «перекачку» из сельскохозяйственного сектора. В усло­виях решительного сокращения частного сектора в промышлен­ности и торговле крестьянство все более проигрывало от неэквивалентного обмена. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлеба. С темпами индустриализации, таким образом, оказались неразрывно связаны и темпы кол­лективизации, поскольку в тот момент только коллективное (кон­тролируемое и управляемое государством) хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений.

Коллективизация началась в 1928 г. В качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей — постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (элект­рификации). Но не устанавливались сроки, формы и способы коо­перирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, снижения удель­ного веса частного сектора при возможном его абсолютном росте.

Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены ос­новные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам, достигавшим 10 млн че­ловек. В результате в годы первых пятилеток существовала карточ­ная система снабжения населения (до 1936). Тем не менее коллек­тивизация создавала социальную базу для модернизации аграрно­го сектора, позволяла повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.

Следует отметить, что первая пятилетка отличалась очень вы­сокими темпами прироста промышленной продукции, которые, хотя и были ниже плановых, значительно превосходили темпы прироста продукции в других странах.

Программа по общему объему промышленного производства была выполнена на 93—97%, по тяжелой промышленности — на 108%. Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже плановых.

302

Первая пятилетка явилась временем коренной ломки структу­ры промышленного производства: удельный вес тяжелой промыш­ленности в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г. Продукция машиностроения и метал­лообработки возросла в четыре раза. Изменились и пропорции меж­ду основными отраслями народного хозяйства. Удельный вес про­мышленной продукции в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства поднялся с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Было построено 1500 заводов и фабрик, среди них крупнейшие — Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш. Появились новые отрасли: производство пластмасс (г. Владимир) и искусственного каучука (г. Ярославль). Были созданы новые очаги промышленности на вос­токе страны (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия).

В системе управления народным хозяйством происходило окон­чательное оформление командно-административной системы. Это выразилось в переходе к исключительно отраслевому принципу управления. Расширялась регламентация хозяйственной жизни, администрированием охватывалась вся социально-экономическая структура общества.

Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. В январе 1930 г. была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказа­ния услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредото­чивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входи­ли. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Од­нако практическое осуществление указанных мероприятий при­вело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал по установленной цене все счета постав­щиков независимо от качества и ассортимента продукции, а так­же возмещал все расходы, понесенные поставщиками.

Не стимулировала развитие инициативы предприятий и нало­говая реформа, хотя вместо множественности налогов и налого­вых изъятий в бюджет устанавливались налог с оборота и отчис­ления от прибыли.

Второй пятилетний план развития народного хозяйства был рассчи­тан на 1933—1937 гг. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление об­щества на классы и эксплуатацию человека человеком.

Материальной основой решения этих задач должно было явить­ся завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей народного хозяйства, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мошной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию необходимости приближения пла­новых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому план по среднегодовому приросту промышленной продукции опеделялся в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана — свыше 20%).

В сельском хозяйстве главным становилось завершение кол­лективизации и организационно-хозяйственное укрепление кол­хозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяй­ственной продукции в два раза.

Ставилась также задача повысить уровень потребления в 2—3 раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%.

Исходя из перечисленных задач объем капитальных затрат по всему народному хозяйству определялся в 133,4 млрд руб. вместо 64,6 млрд руб. в первую пятилетку. Около половины всех капиталь­ных затрат, направленных на новое строительство в тяжелой про­мышленности, предусматривалось вложить в восточные районы. Это ставило новые, более сложные задачи перед транспортом, отставание в развитии которого обнаружилось в годы первой пятилетки. Грузо­оборот транспорта должен был быть увеличен в два раза.

В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:

• развитие социалистического соревнования, прежде всего ста­хановского движения;

• рост производительности труда (на 63% за пятилетку);

• обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось под­готовить 5 млн работников массовых профессий, 850 тыс. спе­циалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квали­фикации).

Основные задачи второй пятилетки (в отличие от первой) были выполнены. Было построено и введено в эксплуатацию 4500 новых промышленных предприятий, достигнуто увеличение валовой про­дукции промышленности в два раза, продукции сельского хозяйства в 1,5 раза. Среднегодовой темп прироста промышленной про­дукции превысил плановое задание и составил 17,1%. Активно про­водилась техническая реконструкция хозяйства. В 1937 г. более 80% всей промышленной продукции было получено с новых и полнос­тью реконструированных предприятий. Значительное превышение плановых заданий по увеличению производительности труда в раз­личных отраслях дало возможность снизить себестоимость на 10,3% (в первой пятилетке отмечался рост себестоимости на 2,3%).

Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, сни­жения цен на товары массового потребления.

В результате выполнения второй пятилетки СССР в 1936 г. вышел на первое место в Европе и второе в мире по объему про­мышленной продукции, хотя подушевому производству все еще значительно отставал от развитых стран. Важнейшим итогом двух пятилеток считалось приобретение технико-экономической неза­висимости Советского Союза, который стал производить практи­чески все виды промышленного оборудования.

Во второй пятилетке была завершена коллективизация сель­ского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьян­ских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Вместе с тем формы и методы проведения коллекти­визации отразились на результатах сельскохозяйственного произ­водства. Так, посевные площади под зерновыми культурами за период с 1932 по 1937 г. возросли лишь на 4,8%, произошло со­кращение площадей под техническими и кормовыми культурами; хотя по сравнению с первой пятилеткой поголовье скота увели­чилось, продукция животноводства составляла 90% уровня 1913 г.

Наращивание темпов сельскохозяйственного производства про­исходило во многом за счет повышения интенсивности труда. Так, если в 1925 г. в индивидуальном крестьянском хозяйстве на од­ного трудоспособного приходилось 92 человекодня работы в год, то в колхозах на одного трудоспособного в 1937 г. — 185 челове-кодней. Разумеется, анализируя результаты развития сельского хо­зяйства, нельзя не учитывать и факторы, способствовавшие повы­шению производительности труда, и прежде всего — функциони­рование машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.

Коллективизация существенно отразилась на материальном положении крестьянства. Это выразилось прежде всего в снижении душевого потребления сельским населением продуктов пита­ния. Так, потребление на душу населения хлеба и хлебопродуктов в год составляло в 1928 г. — 250,4 кг, в 1932 г. — 214,6 кг; картофе­ля — соответственно 141,1 и 125,0 кг; мяса — 24,8 и 11,2 кг; масла — 1,5 и 0,7 кг. Во второй пятилетке положение стабилизировалось: в 1937 г. потребление хлеба и хлебопродуктов составило 249,1 кг, картофеля — 97,1 кг, мяса — 15,8 кг. Однако следует признать, что это произошло в решающей степени за счет личного хозяйства кол­хозников, которым с 1933 г. начали продавать скот на откорм. По­этому в 1936 г. валовая продукция животноводства, произведен­ная в подсобных хозяйствах, по сравнению с предыдущим годом возросла почти в два раза, или на 744 тыс. т, в то время как в кол­хозах - на 60%, или на 193,9 тыс. т. Весьма показателен факт неуклонного роста государственных заготовок в виде обязатель­ных поставок, натуроплаты за работу МТС, государственных за­купок. Темпы роста заготовок постоянно превышали темпы рос­та валовой продукции. Более того, например, если среднегодовой сбор зерновых в 1933—1937 гг. (72,9 млн т) уменьшился по срав­нению с первой пятилеткой (73,6 млн т), то государственные за­готовки и закупки зерновых (в среднем за год) выросли в 1,5 раза.

Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении провозглашенной основной экономической задачи — догнать и перегнать главные капиталистические страны по произ­водству продукции на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы. Исходя из этого пятилетний план на 1938—1942 гг. предусматривал более высокие темпы динамики машиностроения, химической промышленности, энергетики, ме­таллургии.

В целях повышения обороноспособности новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.

В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товаро­оборот достиг 92%. Но нельзя не учитывать, что развитие эконо­мики проходило в условиях усиления административного нажима на производителей. Полностью оформившись, система охватила своей деятельностью все стороны жизни общества и одновременно становилась тормозом развития экономики. Вторая половина 1930-х гг. отмечена заметным нарастанием проблем в хозяйствен­ной жизни. В феврале 1941 г. была предпринята попытка опреде­лить методы их преодоления. Вновь намечалось повсеместное вне­дрение хозрасчетных отношений и ряд других мер, но начать их реализацию не удалось.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. В чем состоит суть политики большевиков в годы Гражданской войны?

2. Назовите основные принципы нэпа.

3. Что такое индустриализация страны, по замыслу деятелей Коммунистичес­кой партии?

4. Что такое коллективизация сельского хозяйства?

5. В чем суть командно-административной системы управления?

6. Какие задачи были поставлены перед страной в годы первой и второй пя­тилеток?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

«красногвардейская атака на капитал»

рабочий контроль

национализация

Совет народных комиссаров (Совнарком)

Высший совет народного хозяйства

политика «военного коммунизма»

главкизм

план ГОЭЛРО

новая экономическая политика (нэп)

перспективное планирование

первый пятилетний план

индустриализация

коллективизация

командно-административная система

второй пятилетний план

Раздел III

Постиндустриальное общество: проблемы и перспективы

Глава 10

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МОДЕЛИ

ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ

МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Вторая половина XX в. ознаменовалась качественными изме­нениями в развитии мировой экономики. Рассматриваемый пе­риод можно условно разделить на два основных этапа. Первый начался в момент окончания Второй мировой войны и продолжал­ся до начала 1970-х гг. Его наиболее яркой характеристикой явля­ются невиданные темпы развития индустриальных стран, достиг­шие своеобразной вершины к 1970-м гг., а также первые проявле­ния кризиса индустриальной модели. С момента окончания послевоенного восстановительного периода темпы роста среднеми­рового валового продукта с 1950 по 1973 г. были в три раза выше, чем в первой половине XX в., а темпы роста международного тор­гового оборота равнялись соответственно 7% против 1,3%.

Второй этап ознаменован попытками преодоления структурно­го кризиса на пути трансформации экономики ведущих стран в постиндустриальное состояние и характеризуется заметным паде­нием темпов роста, чередой глубоких кризисов.

10.1. Третья научно-техническая революция

Лидерство западной цивилизации, определявшей на протяже­нии по крайней мере трех последних веков вектор мирового развития, основано на техногенном характере прогресса'. В силу это­го можно весьма определенно утверждать, что развитие третьей научно-технической революции (НТР)2 во второй половине XX — начале XXI в. оказывало непосредственное влияние на глубинные процессы, происходившие в экономике.

Предпосылки третьей НТР были созданы фундаментальными научными открытиями первой половины XX в. в области ядерной физики и квантовой механики, кибернетики, микробиологии, химии полимеров, а также высоким техническим и организаци­онным уровнем развития производственной базы ведущих стран.

В технологических революциях XVIII и XIX вв. импульс для развития науки создавало изобретательство, основанное на экспе­рименте. Производство стимулировало развитие науки, которая финансировалась главным образом частным капиталом. Расходы государства на образование и науку составляли лишь доли процен­та от ВНП. В XX в. наиболее мощные импульсы для развития производства создавали уже не столько прикладные и эксперимен­тальные науки, сколько фундаментальные исследования, чаще всего не имевшие непосредственного практического значения для экономики. Достижения фундаментальной науки в отличие от патента или лицензии, определявших цену конкретных изобрете­ний или инноваций, в большинстве случаев не могли стать пред­метом купли-продажи. Поэтому частный капитал не имел стиму­лов для долгосрочных и рискованных инвестиций в эту область. Расходы на развитие фундаментальных наук, требовавших огром­ных и всевозрастающих материальных затрат, стало брать на себя государство.

Третья НТР по мере развития приобрела кумулятивный, гло­бальный и всеохватывающий характер, стала оказывать нараста­ющее влияние на все сферы хозяйства, политику, идеологию, быт, духовную культуру, психологию людей.

Принято считать, что НТР состоит из двух этапов, первый — с середины 1940-х — 1960-е гг., второй — с 1970-х гг. и по настоя­щее время. Очевидно, что двуэтапность НТР не случайно совпа-

То есть основанный на приоритетном развитии техники, индустриальной сферы хозяйства.

Термин НТР в 1960-х гг. ввел в обращение английский философ Бертран Рассел.

 

дала с выделенными выше двумя периодами послевоенного раз­вития мирового хозяйства.

Следует учитывать, что «повивальной бабкой» НТР стала Вто­рая мировая война, в ходе которой ряд воюющих стран вел ин­тенсивные разработки новых систем оружия и военной техники (ядерное оружие, реактивная авиация, ракетное оружие и т.д.). Экстраординарные обстоятельства изначально задали главные направления третьей НТР и во многом определяли ее развитие на первом этапе. Так, среди наиболее значительных достижений 1940-х гг. следует выделить создание телевидения, транзисторов, первых моделей электронно-вычислительной техники, радара, ракетной техники, атомного оружия, синтетических волокон, пе­нициллина. 1950-е гг. отмечены созданием водородной бомбы, искусственных спутников земли, реактивного пассажирского са­молета, электроэнергетической установки на базе ядерного ре­актора, станков с числовым программным управлением (ЧПУ). В 1960-е гг. были созданы лазеры, интегральные схемы, спутни­ки связи, скоростные экспрессы. Второй этап ознаменовался в 1970-е гг. созданием микропроцессоров, волоконно-оптической передачи информации, промышленных роботов, развитием био­технологий; в 1980— 1990-е гг. шло ускоренное развитие инфор­мационных технологий и компьютерной техники, генной инже­нерии, термоядерного синтеза. *

Первый этап НТР способствовал ускоренному росту хозяй­ственных показателей ведущих стран мира. Их научно-техничес­кий потенциал стремительно развивался, охватывая все новые отрасли хозяйства и изменяя его структуру. Так, наряду с даль­нейшим ростом занятых в промышленном производстве, быстро увеличивалась доля занятых в сфере услуг. Если в 1950 г. в сфере услуг трудилось 33% всего самодеятельного населения развитых стран, то в 1970 г. уже 44%, что несколько превысило долю заня­тых в промышленности, включая транспорт. Изменялись функ­ции, структура, облик, имущественное положение лиц наемного труда. Росла их квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, а вместе с ними уровень и стиль жизни, постепенно менялись ее качественные характеристики. Уже к началу 1970-х гг. численность средних слоев населения колебалась от '/4 Д° 7з самодеятельного населения. Наблюдался ускоренный рост мелких и средних собственников.

Второй этап вызвал еще более глубокие структурные сдвиги в экономике:

• ускоренный рост наукоемкости производства, т.е. увеличение доли расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские работы) в стоимости затрат;

• заметное сокращение относительной потребности хозяйства в традиционных видах сырья, топлива и материалов;

• расширение использования новых материалов, видов энергии и сырья и т.д.;

• ускорение роста производительности труда;

• рост интенсивности обновления основного капитала;

• кардинальное изменение соотношения сфер занятости, где ли­дируют сфера услуг (третичная) и информационная (четвертич­ная) сферы;

• создание новейших отраслей и изменение структуры производ­ства.

На современном этапе НТР открылись новые возможности эффективного решения социально-экономических проблем на основе смещения приоритетов научно-технической политики в сторону информационных услуг, образования, медицины, эколо­гии и других аспектов устойчивого роста и повышения качества жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.051 с.)