Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные составляющие кредитного риска.

Поиск

Являясь наиболее распространенным видом финансового риска, кредитный риск представляет собой элемент неопределенности при выполнении конто агентом своих договорных обязательств, связанных с возвратом заемных средств. Кредитный риск — это возможность потерь вследствие невыполнения контрагентом своих договорных обязательств. Для кредитора последствия невыполнения этих обязательств измеряются потерей основной суммы задолженности и невыплаченных процентов за вычетом суммы полученного возмещения.

Наиболее ярким проявлением кредитного риска является дефолт (default) — неисполнение контрагентом в силу неспособности или нежелания условий кредитного соглашения или рыночной сделки. Поэтому к категории кредитного риска относятся, в первую очередь, потери, связанные с объявлением контрагентом дефолта. Кроме того, к кредитному риску относятся также и потери, связанные с понижением кредитного рейтинга заемщика, так как это обычно приводит к понижению рыночной стоимости его обязательств, а также потери в виде недополученной прибыли вследствие досрочного возврата ссуды заемщиком.

Кредитный риск включает в себя страновой риск и риск контрагента. Страновой, или суверенный,риск (country/sovereign risk) возникает в тех случаях, когда вследствие действий государства (например, при осуществлении мер валютного контроля) становится невозможным выполнение контрагентами своих обязательств. Если риск дефолта обусловлен в основном спецификой компании, то страновой риск — спецификой страны, государственного контроля, макроэкономического регулирования и управления.

В свою очередь, кредитный риск контрагента (counterparty risk) можно разделить на две составляющие: риск до осуществления расчетов и риск рас четов.

Риск до осуществления расчетов (presettlement risk) — это возможность потерь из-за отказа контрагента от выполнения своих обязательств в течение срока действия сделки, пока по ней еще не осуществлены расчеты. Этот вид кредитного риска характерен, как правило, для длительных временных интервалов: от момента заключения сделки до осуществления расчета.

Под риском расчетов (settlement risk) понимается возможность неполучения денежных средств в момент осуществления расчета по сделке из-за дефолта или недостатка ликвидных средств у контрагента, а также из-за операционных сбоев. Иными словами, это риск того, что расчеты по сделке не будут осуществлены вовремя. Данный риск, связанный с движением денежных средств, проявляется на относительно коротких интервалах времени. Необходимо отметить, что расчетный риск значительно увеличивается при осуществлении между контрагентами, находящимися в различных временных зонах. Эта возможность является вполне реальной для операций, связанных с обменом валют когда платеж может быть сделан, например, утром в Европе, а получен позже в Америке. Расчетный риск может быть снижен, в частности, посредством создания систем проведения брутто-платежей в реальном масштабе времени (real-time gross settlement systems), которые позволяют сократить временной интервал между моментом оплаты и получением контрагентом денежных средств.

По источнику проявления кредитный риск можно разделить на две группы:

1) внешний риск (риск контрагента);

2) внутренний риск (риск кредитного продукта).

Внешний риск обусловлен платежеспособностью, надежностью контрагента, вероятностью объявления им дефолта и потенциальных потерь в случае дефолта. В состав внешнего риска входят:

риск контрагента — риск невыполнения контрагентом своих обязательств;

страновой риск — риск того, что все или большинство контрагентов (включая органы власти) в данной стране не смогут выполнить свои финансовые обязательства в силу какой-либо внутренней причины;

риск ограничения перевода денежных средств за пределы страны вследствие дефицита валютных резервов;

риск концентрации портфеля — риск несбалансированного распределения средств между различными отраслями промышленности, регионами или контрагентами.

Внутренний риск сопряжен с особенностями кредитного продукта и возможных потерь по нему вследствие невыполнения контрагентом своих обязательств. В состав внутреннего риска входят:

риск невыплаты основной суммы долга и процентов по нему;

риск замещения заемщика — риск потери всей или части стоимости долга, называемой стоимостью замещения (replacement value), при осуществлении операций с обращающимися долговыми обязательствами, например с форвардами, свопами, опционами и др., вследствие невозможности выполнения контрагентом по сделке своих обязательств. Если в это время происходит изменение процентных ставок или валютных курсов, то кредитор будет вынужден понести дополнительные издержки на восстановление денежного потока;

риск завершения операции — риск невыполнения контрагентом своих обязательств в срок либо выполнения с опозданием;

риск обеспечения кредита — риск потерь, связанных со снижением рыночной стоимости обеспечения ссуды, невозможности вступления в права владения залогом и т. д.

 

Управление операционными рисками.

Операционные риски - это собирательная категория включает в себя рисковые ситуации, связанные с такими случаями, как: ошибки персонала; ошибки систем; пожары, наводнения и ущерб от других физических факторов; мошенничество и другие преступные действия.

Примеры

Примерами операционных рисков являются:

· технологические неудачи;

· неадекватное хранение документов и записей;

· неграмотное управление, недостаток надзора, надежности и контроля;

· ошибки в финансовых моделях и отчетах;

· попытки скрыть потери или добиться личной выгоды (мошенническая торговля);

· мошенничество третьих сторон.

Исторически, операционными рисками считались неизбежные издержки ведения бизнеса.

Категории рисков

Базельский комитет выделил семь основных категорий событий, которые приводят к потерям.

Мошенничество внутри компании

Потери, связанные с обманом, незаконной собственностью или несоблюдением законов или правил в компании, в которые вовлечена по крайней мере одна из внутренних сторон.

Внешнее мошенничество

Потери, связанные с обманом или незаконной собственностью или несоблюдением закона третьей стороной. Сюда относятся воровство, грабежи, хакерские атаки и прочие подобные факторы.

Должностная практика и безопасность труда

Потери, связанные с действиями, противоречащими законам или соглашениям относительно труда, здоровья и безопасности, повлекшие выплату компенсаций по искам о возмещении личного ущерба или за дискриминацию.

Клиенты, продукты и бизнес-практика

Потери, связанные с неумышленной или допущенной по небрежности ошибкой при выполнении профессиональных обязанностей в отношении конкретных клиентов или в связи с природой или конструкцией продукции.

Ущерб в отношении физических ресурсов

Потери, связанные с утратой или повреждением ресурсов в связи со стихийными бедствиями или иными событиями.

Сбои в бизнесе и отказы систем

Потери, связанные со сбоями в бизнесе или отказом систем. К этой категории относятся потери в связи отказом компьютерного оборудования, программного обеспечения, сетей или сбоями в работе коммунальных служб.

Исполнение, поставка и управление процессами

Потери, связанные со сбоями в обработке транзакций или в управлении процессами, а также потери, вызванные неудачными взаимоотношениями с поставщиками и производителями.

Методы управления операционными рисками

Базельский комитет и различные надзорные органы предписывают ряд стандартов управления операционными рисками (Operational Risk Management — ORM) для банков и аналогичных финансовых учреждений.

Дополняя эти стандарты, в Базельском соглашении выделяются три метода расчета капитала для покрытия операционных рисков:

· подход базовых показателей (Basic Indicator Approach) – основан на ежегодном доходе финансового учреждения;

· стандартизованный подход (Standardised Approach) – основан на ежегодном доходе каждого из бизнес-направлений финансового учреждения;

· подходы усовершенствованных измерений (Advanced Measurement Approaches) – основаны на внутренней инфраструктуре оценки рисков банка в соответствии с предписанными стандартами. К ним относятся методы внутренней оценки (Internal Measurement Approach — IMA), распространения данных о потерях (Loss Distribution Approach — LDA), применения оценочной панели (Scorecard Approach — SCA).

Инфраструктура управления рисками должна включать:

· выявление;

· оценку;

· мониторинг;

· сокращение операционных рисков.

Управление большинством операционных рисков осуществляется внутри самих отделов, где эти риски возникают. IT-профессионалы лучше всего разбираются с системными рисками. Персонал back-офиса может дать нужную информацию по расчетным рискам и т.д. Однако общее планирование, координирование и мониторинг должно обеспечиваться централизованно — отделом управления операционными рисками. Работа должна вестись в сотрудничестве с управлением рыночными и кредитными рисками в общей инфраструктуре ERM.

Рисковые ситуации можно разделить на две крупные категории:

· те, что случаются часто и влекут за собой умеренные потери;

· те, что случаются редко, но влекут существенные потери.

Соответственно, управление операционными рисками должно сочетать в себе как количественные так и качественные методы оценки рисков. Например, расчетные ошибки в торговых операциях банка случаются достаточно регулярно, однако их можно статистически моделировать. Другие ситуации возникают реже, имеют нерегулярную природу, а значит, не поддаются моделированию. К ним относятся террористические акты, стихийные бедствия, мошенничества в торговой сфере.

К качественным методам относятся:

· отчеты о потерях;

· управленческий надзор;

· опросы сотрудников;

· интервью по выяснению причин ухода

· самооценка руководства;

· внутренний аудит.

Количественные методы разрабатывались преимущественно с целью распределения капитала по банковским операционным рискам.

Соглашение «Базель II» позволяет крупным банкам оценивать требования к капиталу в отношении операционных рисков основывать на своих собственных внутренних моделях. После появления этого соглашения был проведен ряд независимых исследований, касающихся методов оценки операционных рисков. Технологии заимствовались из таких областей, как актуарное дело и анализ технической надежности.

Рисковые ситуации, возникающие редко, но носящие катастрофический характер могут, в некоторой степени, моделироваться с использованием методов, разработанных для страхования имущества и страхования от несчастных случаев. Ситуации, которые возникают чаще, больше поддаются статистическому анализу.

Для статистического моделирования необходимы данные. Для операционных рисков используются сведения двух типов:

· данные о прошлых убытках;

· данные о рисковых индикаторах.

К убыткам может приводить целый спектр событий: ошибки при заключении сделок, мелкое мошенничество, клиентские иски и проч. Потери могут быть либо прямыми (например, в результате кражи), либо косвенными (в случае вреда, нанесенного репутации компании).

Их можно разделить на три категории:

· событие;

· причина;

· последствие.

Например, событием может быть невыполненная сделка. Причиной может быть неадекватная подготовка, системная проблема или усталость сотрудника. Последствиями могут быть потери рынка, выплаты контрагенту, иски или подпорченная репутация фирмы. Любое событие может иметь несколько причин и последствия. Если отслеживать все эти три «измерения» для событий, вызвавших убытки, то можно построить матрицу событий, выявляющую частоту, с которой определенные причины вызывают те или иные события и последствия. Даже если не проводить дальнейший анализ, такие матрицы помогут выявить области, где необходимо усовершенствовать процедуры, обучение, подготовку персонала и проч.

Индикаторы рисков отличаются от событий, вызвавших убытки. Они не связаны с конкретными потерями, но указывают на общий уровень операционных рисков. Примеры индикаторов:

· количество дополнительных рабочих часов у персонала;

· степень укомплектованности штата;

· ежедневные объемы операций;

· уровень текучести кадров,

· время простоя систем.

С точки зрения моделирования, цель состоит в поиске связей между конкретными индикаторами рисков и частотой событий, которые влекут за собой потери. Если такие связи удается выделить, то далее индикаторы рисков можно применять для отслеживания периодов повышенного операционного риска.

После проведения оценки операционных рисков (качественно или количественно) можно переходить к следующему этапу. Задача состоит в том, чтобы:

· избегать определенных рисков,

· для других рисков стараться нивелировать их последствия или

· просто принимать некоторые риски как одну из составляющих ведения бизнеса.

Преимущества управления операционными рисками следующие:

· сокращение операционных потерь;

· снижение затрат на аудит и соответствие нормативным требованиям;

· обнаружение незаконных действий;

· снижение подверженности будущим рискам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.185.147 (0.011 с.)