Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок мед. Услуг и механизм его функционирования.

Поиск

Процесс производства и процесс потребления мед.услуги выступает неразрывно(в отличие от материального производства).

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.

Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке.

Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:

- число продавцов ограничено, существует ограничение входа на рынок;

- неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность;

- несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;

- невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;

- наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций;

- для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентный посредник, который и оплачивает значительную часть медицинской услуги.

Таким образом, рынок медицинских услуг в большей части можно отнести по структуре к рынку монополистической конкуренции и монополии.

Механизм функционирования любого рынка (в т.ч. и рынка медицинских услуг) обеспечивается благодаря взаимодействию трех основных элементов - спроса, предложения и цены. Спрос - это количество товара или услуг, которое желают и могут приобрести пациенты по определенной цене за определенный отрезок времени. Иными словами, спрос - это платежеспособная потребность.

С изучения спроса начинается разработка программы маркетинга и комплексное изучение рынка медицинских услуг. Именно спрос является тем рыночным механизмом, который показывает, как определить оптимальное количество медицинских услуг, правильно построить деятельность медицинского учреждения, обеспечив тем самым его экономически бесперебойную работу.

Предложение - это количество товара или услуги, которое медицинское учреждение способно оказать в определенный период времени по определенной цене.

Между ценой и предложением имеется прямая зависимость. Это определяет закон предложения: предложение товара или услуги изменяется в прямой зависимости от изменения цены, т.е. по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров (услуг), а по мере их падения - меньшее.

Цена - это денежная оценка товара (услуги), отражающая издержки на его производство и потребительские свойств.

Процесс определения цены является одним из важнейших элементов маркетинговой деятельности. Цена отражает, насколько правильно была разработана и реализована программа маркетинга медицинского учреждения. Если товар продается по намеченной цене и пациент готов оплатить предлагаемую учреждением услугу, это свидетельствует об успехе, если же потребитель отказывается приобретать товар (услугу) по установленной цене, это расценивается как неудача.

Вопрос №34

Как в России, так и за рубежом бурно развивается частная медицина. Последнее десятилетие ХХ века стало временем резкого подъема предпринимательской инициативы в здравоохранении европейских стран (1, С.3). Вопреки общественному неприятию предпринимательство в здравоохранении стало фактом, который невозможно отрицать или не замечать.

 

Применительно к здравоохранению понятия предпринимательской деятельности, прибыли, рынка вызывают одинаково стойкое неприятие у граждан и должностных лиц, как в России, так и за рубежом. Такое неприятие предпринимательства в здравоохранении объясняется субъективными и объективными факторами.

 

Субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении обусловлено следующими факторами.

 

Прежде всего, отечественное здравоохранение основано на традиционном принципе бесплатности медицинской помощи.

 

В условиях социалистического распределения здравоохранение признавалось непроизводственной сферой народного хозяйства, и получало финансирование из бюджета. Здравоохранение могло освоить столько бюджетных средств, сколько в него вкладывалось. Если бы в здравоохранение вкладывалась половина государственного бюджета, и такие вложения оно могло бы полностью освоить.

 

Существовавшие в прежние времена хозрасчетные поликлиники считались исключением. В аптеках же лекарства всегда отпускались за плату.

 

Товарообменный характер деятельности одних учреждений здравоохранения (аптек) не распространялся на деятельность других (стационаров и поликлиник).

 

С изменением конституционного строя принцип бесплатности медицинской помощи сохранился, но на фоне поменявшихся юридических и экономических реалий. Возникла юридическая категория услуги. Появилось законодательство о медицинском страховании граждан. Государство стало плательщиком за медицинские услуги, оказываемые гражданам бесплатно. Если услуги оказываются гражданам бесплатно, то производители медицинских услуг получают за это плату. Плата за медицинские услуги для их производителей является доходом. Деятельность по оказанию медицинских услуг экономически стала производственной деятельностью, а юридически - деятельностью, приносящей доходы.

 

Если прежде бесплатность медицинской помощи была принципом здравоохранения, то в настоящее время она стала конституционной гарантией гражданам со стороны государства. Гарантией того, что в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения они получат медицинскую помощь бесплатно для себя.

 

Однако поскольку медицинская помощь приобрела экономическую форму услуги, постольку процесс ее оказания стал подвержен экономической оценке. Если прежде медицинская помощь оказывалась не в товарных отношениях, то в настоящее время медицинская помощь стала оказываться в соответствии с оплатой медицинских услуг, в состав которых она входит.

 

Между государством в качестве плательщика и государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в качестве производителей медицинских услуг стали складываться отношения товарообмена в пользу граждан, для которых медицинская помощь остается бесплатной.

 

Однако, несмотря на то, что отношения между плательщиком и производителями медицинских услуг имеют экономический характер, отношения между органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения сохранили административный характер. Как и прежде, деятельность учреждений здравоохранения в качестве бюджетных учреждений подчинена нормативным предписаниям. В результате, если деятельность производителей медицинских услуг экономического характера сводится к извлечению доходов, то их распределение в учреждениях здравоохранения происходит в административном порядке.

 

Выйдя за пределы механизма государства, учреждения здравоохранения не обрели свое место в экономическом обороте. Получая плату за медицинские услуги из государственных внебюджетных фондов, от страховщиков и от иных плательщиков, учреждения здравоохранения дистанцируются от понятия предпринимательской деятельности. Будучи юридическими лицами с предоставленными законом правомочиями хозяйствующих субъектов, учреждения здравоохранения позиционируются в административной подчиненности органам управления здравоохранением.

 

Юридически различающиеся характером и сферой деятельности, правовым положением и целым рядом других признаков, государственные и муниципальные органы управления здравоохранением и государственные и муниципальные учреждения здравоохранения искусственно объединены в единый публичный институт здравоохранения. Это не отрасль в прежнем понимании и в отсутствие системообразующих признаков - не система.

 

При этом юридически одинаковые медицинские услуги оказываются за юридически одинаковую плату юридически одинаковыми хозяйствующими субъектами - государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения и частными организациями. Их деятельность одинаково основана на извлечении доходов от оплаты медицинских услуг. Вне зависимости от того, приносит она прибыли или убытки, деятельность в экономическом обороте с результатом, имеющим форму товара, является предпринимательской.

 

Различия лишь в том, что по общему правилу медицинские услуги гражданам частными организациями оказываются за плату, которую производит сам гражданин, а государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения - за плату, которую за гражданина производит государство. Будучи бесплатными для граждан, оказываемые им медицинские услуги равно для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и частных организаций бесплатными не являются.

 

Тем самым детерминантой субъективного неприятия гражданами (обществом) предпринимательства в здравоохранении является не характер деятельности медицинских организаций и не их имущественная принадлежность (государственная, муниципальная или частная собственность), а лишь бесплатность получения медицинской помощи.

Однако неприятие предпринимательства в здравоохранении свойственно не только гражданам (обществу). Предпринимательство вызывает неприятие со стороны публичного института здравоохранения.

Прежде единая государственная система здравоохранения в настоящее время представлена государственной и муниципальной системами здравоохранения и включает соответствующие органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. И те, и другие связаны единством финансирования из казны государства и муниципальных образований. Противопоставлением финансированию здравоохранения из публичных источников являются поступления от любых частных лиц. Тем самым предпринимательством в публичном институте здравоохранения признается не деятельность, приносящая доходы, а лишь деятельность, доходы от которой происходят из частных источников.

Если следовать логике субъективных факторов неприятия предпринимательства в здравоохранении в совокупности, предпринимательской является деятельность частных организаций, оказывающих медицинские услуги гражданам за плату, не происходящую из казны государства или муниципальных образований.

В соответствии с российским законодательством предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п.1 ст.2 ГК).

Чтобы выявить объективные причины неприятия предпринимательства в отечественном здравоохранении, необходимо раскрытие понятий, связанных с предпринимательством вообще и в здравоохранении в частности.

Предпринимательской является деятельность:

- самостоятельная, направленная на благо приобретений (получение прибыли), неразрывно связанное с бременем утрат (несение рисков);

 

- систематично осуществляемая в обороте товаров, работ, услуг;

 

- субъекта, имеющего государственную регистрацию в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица.

Если результат деятельности имеет форму товара, который обменивается на его денежный эквивалент, такая деятельность по характеру всегда является предпринимательской.

 

Не является предпринимательской спорадическая, несистематическая деятельность в обороте, например, продажа гражданином автомобиля или квартиры.

 

Не является предпринимательской внеоборотная деятельность, например, объединение лиц для того, чтобы вскладчину последовательно приобрести автомобиль для каждого из них.

 

Не является предпринимательской деятельность организаций, осуществляемая исключительно за счет взносов своих членов. Не имеет формы товара результат такой деятельности, осуществляемой организацией исключительно в отношении своих членов.

 

Не является предпринимательской деятельность и не имеет формы товара результат деятельности государственных и муниципальных органов, которым запрещено совмещать свои функции с функциями хозяйствующих субъектов (п.2 ст.7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

 

Медицинской и иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения.

 

Субъект, имеющий государственную регистрацию в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица и осуществляющий предпринимательскую деятельность, признается хозяйствующим субъектом. Хозяйствующими субъектами являются российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели (ст.4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

 

В той мере, в какой лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, оно является хозяйствующим субъектом вне зависимости от того, обладает ли оно формой коммерческой или некоммерческой организации (предприниматели без образования юридического лица приравниваются к коммерческим организациям - п.3 ст.23 ГК).

 

Обращает внимание, что хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, наряду с коммерческими признаются и некоммерческие организации. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п.3 ст.50 ГК). Если некоммерческие организации существуют на взносы своих членов, в отношении них осуществляют деятельность, не связанную с производством и реализацией товаров, работ, услуг в обороте, их деятельность не является предпринимательской, и они лишены свойств хозяйствующих субъектов.

 

Следовательно, различия коммерческих и некоммерческих организаций заключаются не в том, что первые могут, а вторые не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Эти различия состоят в том, как распределяется прибыль, полученная от предпринимательской деятельности (п.1 ст.50 ГК). В коммерческой организации прибыль обращается в пользу участников, создавших ее. В некоммерческой организации прибыль обращается на реинвестирование ее деятельности. Исключение составляет потребительский кооператив, который, будучи некоммерческой организацией, распределяет прибыль между его членами, как в коммерческой организации (п.5 ст.116 ГК).

 

Если распределение прибыли в некоммерческих организациях возвращает ее в оборот в области охраны здоровья (в виде новой аппаратуры, заработной платы медицинского персонала и т.д.), то распределение прибыли в коммерческих организациях изымает ее из этого оборота.

 

Первым объективным фактором общественного неприятия предпринимательства в здравоохранении служит способ распределения прибыли в коммерческих организациях.

 

Коммерческие организации обладают общей правоспособностью и вольны осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Напротив, некоммерческие организации обладают ограниченной (специальной) правоспособностью и вправе осуществлять только те виды деятельности, которые определены учредителями в уставе. Некоммерческая организация, созданная для осуществления медицинской и иной деятельности в области охраны здоровья (предпринимательской деятельности по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения), прекращает эту деятельность только с прекращением своей правоспособности, т.е. в случае ликвидации. Коммерческая же организация может в любой момент прекратить медицинскую и иную деятельность в области охраны здоровья и начать заниматься любой другой деятельностью. В любой момент коммерческая организация может перепрофилировать свою деятельность, что влечет изъятие ее активов из оборота в области охраны здоровья. Следовательно, стабильность обороту в соответствующей области деятельности придают некоммерческие организации.

Отсюда вторым объективным фактором общественного неприятия предпринимательства в здравоохранении является нестабильность существования коммерческих организаций, осуществляющих деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения, в обороте в области охраны здоровья.

 

Предпринимательство в сфере производства и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения связано прогрессивно повышающейся стоимостью средств производства и производительных сил. Например, компьютерный томограф не является товаром потребительского назначения он используется для ведения предпринимательской деятельности, и это определяет его огромную стоимость. С появлением новых лекарств растет цена лекарственной терапии. Хороших врачей хорошей зарплатой можно переманить в другую клинику. А все это закладывается в цену медицинских услуг.

 

В здравоохранении не работают рыночные механизмы сдерживания цен. Цены на медицинские услуги растут вне зависимости от конъюнктуры спроса и предложения. Неуклонное удорожание медицинских услуг является третьим объективным фактором общественного неприятия предпринимательства в здравоохранении, хотя к предпринимательству это не имеет никакого отношения.

 

Кроме того, в рамках отдельных медицинских услуг оплаченный лимит зачастую превышается: пациент просит, а врач назначает больше процедур обследования или лекарств либо большей стоимости, чем за это заплачено. Чтобы этого не допускать, приходится держать штат контролеров-экспертов. В результате, например, огромная часть американскогомедбюджета (до 40%) - административные расходы, т.е. расходы на людей, которым фактически платят за то, чтобы они сдерживали рост издержек (2, С.55).

 

Административные расходы производятся не только организациями, производящими и реализующими товары, работы, услуги медицинского назначения, но также другой стороной таких отношений - плательщиком.

 

В разных странах участие государства в качестве плательщика в области охраны здоровья оформлено по-разному: в США - через государственное страхование, в Великобритании - через передачу государством целевых средств в фондодержание медицинским организациям, в Германии - через систему перераспределения в федеральном агентстве средств специальных фондов. Помимо государства плательщиком выступают также частные страховые, благотворительные и др. организации.

 

Для примера в США в среднем административные расходы для частного страхования составляют 11,9% от общей стоимости оказанной медицинской помощи. Затраты управления правительственными медицинскими программами (не только программ Medicare и Medicaid, но и медицинского обслуживания правительственных чиновников, сотрудников Министерства обороны, индейцев и др.) составляют в среднем 4,6%, т.е. меньше чем наполовину от административных расходов при частном страховании (3, С.40).

 

Удорожание медицинских услуг происходит не только в сфере их оказания, а в значительной мере в сфере управления их стоимостью.

 

Поэтому четвертым объективным фактором общественного неприятия предпринимательства в здравоохранении является отождествление предпринимательства в сфере производства и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения и предпринимательства в платежной сфере.

 

Цены растут не столько на дорогостоящие, сколько на наиболее распространенные медицинские услуги.

 

Из-за прогрессивного роста цен на медицинские услуги постепенно сокращается число платежеспособных плательщиков.

 

Например, компания Daimler-Chrysler тратит на здравоохранение (т.е. на медицинское страхование работников) больше, чем на производство отдельных видов продукции (2, С.54). Работодатели стремятся минимизировать затраты на медицинское страхование работников, и набор оплаченных ими в порядке медицинского страхования услуг становится все меньше.

 

Лишь платежеспособные граждане в силу неэластичности цен на медицинские услуги могут их оплачивать самостоятельно.

 

Однако платежеспособный спрос и реальный спрос сильно отличаются друг от друга. По мере роста цен на медицинские услуги платежеспособных плательщиков становится все меньше, и нагрузка на государство по их оплате возрастает. При развитии такой ситуации государство постепенно становится вынужденным монополистом по оплате медицинской помощи.

 

Перед ним возникает ряд проблем. Прежде всего, среди нуждающихся в оплате медицинских услуг есть работоспособные и неработоспособные граждане (пенсионеры, дети, инвалиды и т.д.). Среди них есть те, которым необходима малозатратная медицинская помощь, а есть те, кто нуждается в длительной и дорогостоящей медицинской помощи. Среди них также те, кому нужна помощь врачей общей практики, и те, кому нужна помощь специалистов и т.д. При этом если все нуждающиеся одновременно обратятся за медицинской помощью, средств у государства не хватит на оплату и малой доли ее стоимости.

 

Следовательно, задача заключается в распределении этих средств таким образом, чтобы потребности всех нуждающихся в медицинской помощи были удовлетворены.

 

Если этого не происходит, граждане оказываются в безальтернативном положении и вынуждены самостоятельно оплачивать медицинскую помощь. Несмотря на то, что причиной этого является порочность публичного распределения средств на оплату медицинской помощи, сожаление о потраченных средствах на медицинскую помощь, которую граждане могли бы получить бесплатно, вызывает негативное отношение к частной медицине.

 

Пятым объективным фактором общественного неприятия предпринимательства в здравоохранении является неспособность публичных институтов нормализовать ситуацию с оплатой медицинской помощи.

 

Государство призвано регулировать оборот товаров, работ и услуг, в том числе медицинского назначения. Однако, учитывая высокую социальную значимость здоровья, по поводу которого находятся в обороте товары, работы и услуги медицинского назначения, государство устанавливает нормативно-правовой регламент (совокупность запретов, предписаний, требований, нормативов, стандартов и т.д.) к субъектам и объектам этой деятельности. Но государство может осуществлять недостаточное регулирование экономического оборота в области охраны здоровья либо избыточное нормирование в отношениях реализации товаров, работ, услуг медицинского назначения. Государство может избрать неверный объект нормирования (как, например, стандартизация услуг или нормативная тарификация их оплаты). Государство может осуществлять неэффективную налоговую политику или нерациональное использование и распределение средств на общественные нужды, в том числе в области охраны здоровья.

 

Поэтому тезис о том, что в здравоохранении не работают рыночные механизмы сдерживания цен, может свидетельствовать о неэффективности государства, а снижение платежеспособного спроса на фоне роста цен - о недостаточной конкуренции в экономическом обороте в области охраны здоровья.

 

Из-за действия перечисленных факторов предпринимательство в здравоохранении не достигает тех социальных результатов, которые могли бы проявиться, будь действие этих факторов оптимизировано государством.

 

В целом, объективных причин неприятия предпринимательства в здравоохранении - всего две:

 

- недостаточность публичных средств для оплаты товаров, работ, услуг медицинского назначения в пользу граждан;

 

- избыточность нормативно-правового регламента и (или) недостаточность правового регулирования оборота товаров, работ, услуг медицинского назначения.

 

Недостаточность публичных средств для оплаты товаров, работ, услуг медицинского назначения в пользу граждан обусловлена тем, что, будучи предназначены для потребления, эти средства не участвуют в воспроизводстве, не оборачиваются с прибылью.

 

Капитал должен воспроизводить добавочный капитал, а распределение капитала не должно приводить к сокращению его величины. Существующее нормативное распределение денежных средств при обязательном медицинском страховании приводит к тому, что капитал не только не воспроизводится, но и сокращается в процессе распределения через фонды и страховые организации, а в конечном звене (учреждениях здравоохранения) - не работает так, как должен работать.

 

Соответственно, недостаточность публичных средств для оплаты товаров, работ, услуг медицинского назначения в пользу граждан может быть преодолена через:

 

- устранение посредничества страховых организаций;

 

- инвестиционное размещение денежных средств фондов ОМС;

 

- переход от обязанностей по нормативам к ответственности по обязательствам.

 

Избыточность нормативно-правового регламента и (или) недостаточность правового регулирования оборота товаров, работ, услуг медицинского назначения может быть преодолена оптимизацией законодательства в области охраны здоровья и организации его исполнения.

 

Оптимизация законодательства в области охраны здоровья заключается в том, чтобы:

 

- этим была достигнута всеобъемлющая формальная определенность регулируемых отношений, а также применимых к ним ограничений и запретов в исчерпывающем перечне;

 

- публичные, социальные и имущественные интересы в этих отношениях были законодательно не смешиваемы;

 

- соответствующие таким интересам механизмы правового регулирования соответствовали характеру регулируемых отношений;

 

- юридическая общность субъектов и объектов регулируемых отношений не позволяла их разделять по каким бы то ни было признакам;

 

- законодательство предусматривало ответственность исполнительной власти за расширительное применение права в отношениях в области охраны здоровья.

 

Оптимизация организации исполнения закона в области охраны здоровья состоит в том, чтобы:

 

- управление здравоохранением сконцентрировалось на размещении средств казны среди субъектов предпринимательской деятельности для достижения социального результата;

 

- деятельность с имущественным результатом субъектов предпринимательства обеспечивала конкуренцию между ними за размещаемые на социальные цели средства казны;

 

- деятельность с имущественным результатом субъектов предпринимательства отражалась прогнозируемым органами управления здравоохранением социальным результатом;

 

- вложения средств казны корреспондировали достигаемому социальному результату, а несоответствия между ними служили мерой оценки эффективности деятельности органов управления здравоохранением;

 

- субъекты предпринимательства в обороте товаров, работ и услуг медицинского назначения были заинтересованы в сохранении капитала в этой сфере.

 

В целом, не предпринимательство угрожает бесплатности медицинской помощи в порядке социальных гарантий государства, а бездумное нормирование в этой сфере, непонимание существа предпринимательской деятельности и неопределенность понятия здравоохранения и предмета публичного управления в области охраны здоровья.

Вопрос №35

Отдельные ростки некоммерческого сектора здравоохранения возникли уже в период раннего средневековья. Отдельные лечебные учреждения, больницы и госпитали находились под эгидой церкви и существовали на доходы от пожертвований частных лиц. Впоследствии к финансированию медицинских учреждений стали подключаться государственные и муниципальные власти. Из центральных и местных бюджетов выделялись существенные суммы на нужды медицинского образования, вакцинации, здравоохранения, научных исследований. К началу ХХ в. во многих странах действовал развитой сектор некоммерческого здравоохранения. Стало казаться, что время частной медицины прошло и ей на смену пришла государственная, некоммерческая медицина. В целом ряде государств социалистического лагеря после второй мировой войны была выстроена система здравоохранения, в которой не было места медицинскому бизнесу.

Идеологи некоммерческой медицины указывали на недостатки частного здравоохранения, которые, по их мнению, подрывали сами основы лечебного дела. В частности, указывалось, что коммерческий интерес врача ограничивал доступ к качественным медицинским услугам малоимущих граждан, приводил к навязыванию дорогостоящего лечения и лекарственных препаратов, нарушению медицинской этики и клятвы Гиппократа (см. рис.1.2).

 

Ликвидировать эти недостатки и злоупотребления была призвана государственная медицина, в которой сам коммерческий интерес и предпринимательская инициатива врача изначально исключались организационными и административными мерами.

Многолетний опыт функционирования системы здравоохранения, основанной только на государственной и муниципальной форме собственности лечебных учреждений, показал, что некоторые недостатки частной медицины действительно удается нейтрализовать. Однако в государственном здравоохранении начинают разрастаться и принимать гипертрофированные формы пороки иного характера – безынициативность, халатность, падение врачебной дисциплины, ненадлежащее отношение к своим обязанностям и пациентам. В условиях хронического недофинансирования государственная система здравоохранения страдает от дефицита лекарственных препаратов, нехватки среднего и младшего медицинского персонала, недостатка клиник и больниц.

Подобные условия в медицинской отрасли порождают «внутреннее предпринимательство» медицинских работников, которое носит латентный и незаконный характер. Система скрытых поборов и подношений дезорганизует работу медицинских учреждений, делает ее де-факто платной и неэффективной.

Нельзя также оставлять в стороне вопрос о платежеспособности как населения в целом, так и отдельных групп людей, страдающих теми или иными заболеваниями. В условиях низких душевых доходов населения стимулы для развития частной медицины в значительной степени снижены. Потенциальные пациенты не в состоянии оплачивать дорогостоящие операции, диагностику и услуги высокопрофессиональных специалистов. В то же время системы обязательного и добровольного медицинского страхования при недостаточных отчислениях в соответствующие бюджеты юридических и физических лиц также функционируют неудовлетворительно.

Аналогичным образом проблемы государственного и частного финансирования касаются всей медицинской инфраструктуры – аптечного и фармакологического бизнеса, образования и рынков труда медработников, системы обеспечения лекарственными препаратами инвалидов и людей преклонного возраста. Бюджетные ограничения вынуждают государство сводить к известному минимуму перечень предоставляемых бесплатных и льготных препаратов для всех категорий граждан. А это означает, что больные получают более дешевые и менее эффективные процедуры и препараты, чем могли бы получить за наличные деньги.

 

Иными словами, некоммерческая медицина почти в полной мере ориентирована на государство и на средства государственного бюджета, которые всегда ограничены. Отсутствие достаточного платежеспособного спроса негативно влияет на фармакологическую отрасль, требующую значительных инвестиций в исследования и разработки новых лекарственных препаратов. Снижается также рентабельность функционирования аптечного бизнеса. Как следствие, национальные производители лекарственных средств утрачивают конкурентоспособность, а их место занимают иностранные компании. В таком ракурсе данный вопрос переходит в плоскость обеспечения национальной безопасности.

Ключом к решению проблемы формирования качественной системы здравоохранения является многообразие форм собственности, организации медицинских институтов и деятельности врачей. Практика функционирования медицинской отрасли во многих странах мира свидетельствует, что в наибольшей степени потребностям населения отвечает та система здравоохранения, которая прочно стоит на двух ногах – как на государственной, так и на частной медицине, которые гармонично дополняют друг друга. Конкуренция между этими двумя сегментами здравоохранения помогает выявлять наиболее жизнеспособные и передовые формы организации медицинской деятельности, определять перспективные и приоритетные направления развития отрасли.

Вопрос №36

Плановая деятельность фирмы — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ. Планирование на фирме — экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения. Задачи планирования заключаются в выявление перспектив изменения внешнего окружения фирмы, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач и действий для их решения. А также определение необходимых затрат и результатов, проектирование изменения состояния предприятия, согласование работы всех его подразделений, контроль за выполнением плановых заданий всеми подразделениями фирмы, анализ достигнутых плановых результатов.

Фирма как участник рыночной системы вынуждено подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения и т.д. Однако во внутренней среде каждой фирмы, предприятия механизм цен вытеснен сознательными действиями и автономными решениями менеджеров и предпринимателей. Менеджер сознательно определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых показателей.

Планирование является естественной частью менеджмента. С этой позиции планирование отвечает на три основных вопроса:

Где находится фирма в настоящее время? Определяется экономическая позиция фирмы, каковы итоги и условия ее деятельности. Оцениваются сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования, трудовые ресурсы для того, чтобы определить, чего может реально добиться фирма.

Куда мы хотим двигаться? Оценивая конкуренцию, клиентов, законы, политические факты, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.

Как, при помощи каких ресурсов фирма собирается достичь своих целей? Определяются функции и обязанности сотрудников?

Отвечая на эти вопросы, процесс планирования включает в себя три основных этапа:

Установление своевременно четких количественных показателей, целей, которые должна достигнуть фирма.

Определение основных действий, которые необходимо осуществлять для достижения целей, принимая во внимание воздействие внешних факторов и имеющиеся внутренние возможности фирмы.

Разработка гибкой системы планирования, обеспечивающая достижение поставленных целей.

Применение планирован



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.14 (0.014 с.)