Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 25 Необходимость и сущность госрегулирования

Поиск

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе (см. 5.6). При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)

 

Вопрос 26 Монетарная политика и ее цели

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как ΔМ = multден х ΔН. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).

Инструменты монетарной политики

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

изменение нормы обязательных резервов

изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)

операции на открытом рынке

Вопрос 27 Экономические методы государственного регулирования общественно-хозяйственного развития

Экономические методы регулирования - это система приемов и способов прямого воздействия и его направления на общественно-хозяйственное развитие с соблюдением требований экономических законов при определенных товарно-денежных отношений и с использованием других экономических рычагов для создания условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результатов.

С помощью экономических методов создаются экономические условия, стимулирующие стремление достигать в работе высоких результатов. их применения предусматривает сравнение затрат и результатов.

К экономическим методам регулирования относятся

прогнозирование, планирование, программирование, материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, использование таких экономических категорий, как заработная плата, себестоимость, прибыль, цена и др.

Сегодня в мире нет страны, тем более экономически развитой, которая бы активно не использовала систему государственного экономического регулирования рыночных отношений, валютно-финансовой стабилизации, налоговой и бюджетной, инвестиционной и структурной политики.

Вопрос №28 Фирма-основное звено рыночной экономики.

Фи́рма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства [1]. Понятие "фирма" и "предприятие" идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы[1] [2].

Исторически (в гражданском праве России первой половины XX века) термин «фирма» означал наименование коммерческого товарищества (общества).[3]

Кроме того, этот термин может означать фирменное наименование коммерческой организации или экономический термин, используемый для описания группы индивидуумов, объединившихся для получения экономической выгоды (введён Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы» (англ. The Nature of Firm, 1937).

Вопрос №29

Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты [1] [2].

Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «невозвратных» (англ. sunk costs). Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот без малейшей надежды на возвращение. Актуальные издержки принимают в расчёт при принятии решений, издержки «невозвратные» — нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.

Модель издержек фирмы в краткосрочном периоде

Актуальные экономические издержки, в свою очередь, составляют из явных и вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага.

Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные (их называют ещё предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные и переменные.

Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.

Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.

Поскольку величина постоянных издержек обязательно перестаёт зависеть от объёмов выпуска, часто определение искажают, говоря о постоянных издержках как о независящих от объёма выпуска, а то и просто указывая некий перечень статей калькуляции себестоимости, который якобы при любых обстоятельствах описывает постоянные издержки. Например, жалование конторских работников, амортизация, реклама и т. п. Соответственно переменными начинают считать издержки, величина которых непосредственно зависит от изменения объема выпуска (сырьё, материалы, заработная плата непосредственно производственных рабочих и т. п.). Такое «внедрение» положений о бухгалтерском учёте в экономику как науку не просто неправомерно, но прямо вредоносно.

Вопрос №30

Процесс производства материальных благ и услуг предполагает функционирование совокупности различных факторов. Среди них согласно современной экономической теории обычно выделяются четыре основные группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Данные факторы, без которых невозможно производство, можно объединить как факторы предложения.

Земля, являясь естественным фактором, выступает в качестве всеобщего средства производства. К этому фактору относятся сельскохозяйственные земли, залежи полезных ископаемых, леса и другие природные богатства.

Капитал в своей материально-вещественной форме выступает в виде производственных основных фондов, используемых для производства товаров и услуг, играет решающую роль в интенсификации производства и повышении его экономической эффективности.

Труд представляет собой деятельность, связанную с затратой человеческого капитала (совокупность интеллектуальных, профессиональных, физических, психических и других способностей человека) и направленную на изготовление материальных благ и оказание услуг. Инвестиции в человеческий капитал, способствующие повышению общеобразовательного и профессионального уровня личности, являются весьма эффективными и быстро окупаются, хотя и увеличивают заработную плату.

Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли (или личного дохода), осуществляемую от своего лица, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Данная деятельность предполагает предпринимательскую способность как особый вид' человеческого капитала, состоящий в организации соединения факторов производства для создания товаров и услуг, приносящих доход и удовлетворяющих общественные потребности.

В соответствии с данной классификацией факторов производства экономисты различают четыре основных вида доводов:

земельную ренту,

процент,

заработную плату,

предпринимательский доход (прибыль).

Поскольку рынок факторов производства является рынком услуг данных факторов, то плата за эти услуги называется ценой фактора или его доходом. Так, заработная плата определяется как плата за услуги рабочей силы, процент — плата за «услуги» капитала, рента — за «услуги» земли, предпринимательский доход (прибыль) — плата за предпринимательские услуги.

В процессе использования достижений НТР и трансформации экономических отношений в качестве новых факторов современного производства все больше выделяются такие, как наука, которая превращается в непосредственную производительную силу, а также информатизация, экологизация производства, способные либо стимулировать, либо тормозить развитие производства.

Кроме факторов, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост, имеются факторы, воздействующие на них косвенно. К ним относятся: во-первых, спрос, предложение и цена на рынке средств производства; во-вторых, распределение факторов производства, продуктов и услуг.

Особенностью рынка факторов производства является то, что состояние этого рынка зависит от состояния потребительского рынка, то есть для него характерен вторичный производный спрос. При этом фирма, выступающая на потребительском рынке в роли продавца, на рынке факторов производства выступает в другой роли — в качестве покупателя. Факторы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Состояние на рынке факторов производства связано с потребительскими и другими рынками, в результате чего соотношение спроса и предложения по каждому фактору производства формируется всей системой рыночных отношений.

Рассмотрим в этой связи особенности факторов рынков при формировании спроса. Спрос на фактор производства зависит от спроса на изготовленный товар. Так, рост спроса на автомобили вызовет соответствующий спрос на факторы производства как в данной отрасли (автомобильной промышленности), так и в смежных отраслях (металлургия, нефтепереработка и др.). При этом надо учитывать действие закона убывающей производительности, в результате чего приобретение фактора целесообразно до известного предела: до того, когда каждая дополнительно приобретаемая единица фактора начинает приносить все меньший доход.

Производный характер спроса на факторы означает, что устойчивый спрос будет зависеть, во-первых, от производительности фактора при создании товара, во-вторых, от цены товара, произведенного с помощью данного фактора. Спрос на фактор производства будет сохраняться до тех пор, пока затраты на каждую его дополнительную единицу будут окупаться большими или, по крайней мере, равными приростами дохода от продажи готового товара. Следовательно, приобретение дополнительного фактора производства будет зависеть от соотношения величины предельного дохода фактора — МRР (увеличения валового дохода в результате использования дополнительной единицы фактора) и предельных издержек фактора — МRС. Покупка нового фактора производства будет для фирмы прибыльна до той точки, в которой МRР = МRС. Если МRР > МRС, то фирма может с прибылью применять дополнительное количество фактора. При МRС > МRР фирме для прибыльной работы следует уменьшить количество фактора.

Исходя из этого спрос на факторы производства при совершенной конкуренции примет следующий вид (рис. 1.1.), где на оси ординат откладывается цена фактора Р, а на оси абсцисс — количество фактора Q.

Кривая спроса на фактор производства МRР зависит от предельной производительности данного фактора и цены продукта. Поскольку цена товара предприятия при совершенной конкуренции является постоянной, независимой от его количества, кривая спроса на фактор, завися лишь от убывающей предельной производительности, плавно понижается к оси абсцисс. Причем каждая точка кривой МRР показывает, какое количество фактора будет приобретено до того, как цена фактора будет ниже или равна предельному доходу.

Другое положение складывается на рынке спроса факторов производства при несовершенной конкуренции, при которой увеличение продажи товара ведет к снижению его цены. Поэтому г кривая спроса на ресурс МRР в условиях несовершенной конкуренции снижается по двум причинам: уменьшается предельный продукт и понижается цена на продукт, так как возрастает выпуск продукции. Это видно на рис. 1.2.

При росте производительности фактора кривая спроса МRР на рис. 1.2. (при прочих равных условиях) должна переместиться вправо. Дело в том, что спрос на более производительный фактор, при применении которого можно получить большее количество товаров и услуг с низкими издержками, будет больше, чем на менее производительный фактор. Поэтому вначале пользуются спросом более доступные и производительные факторы.

В этм отношении показательна обстановка на рынке производственных факторов в России, среди которых наиболее выгодными являются богатые природные факторы по сравнению с рабочей силой и техникой. Такая ситуация на рынке факторов, способствующая росту производства и экспорта сырья и энергоносителей, смягчая глубину экономического кризиса, вместе с тем тормозит технический прогресс и развитие других отраслей. Необходимо также учитывать, что по мере вовлечения в производство менее доступных и некачественных факторов суммарная производительность всех используемых факторов будет уменьшаться, а издержки производства товаров возрастать. Однако при всех условиях, в отличие от потребительского рынка, увеличение спроса на факторы производства ограничиваются объемом спроса на потребительские товары, изготовленные с их помощью.

Для рынка предложения факторов производства характерны специфические черты. Обычно предложение факторов производства рассматривается с двух сторон:

а) со стороны общего предложения;

б) со стороны их распределения между отраслями и фирмами, что связано с мобильностью фактора.

Фактор называется мобильным, если он легко перемещается из одной сферы в другую под воздействием слабых экономических стимулов. В этом случае предложение услуг данного фактора будет эластично, поскольку привлечет в более доходную отрасль необходимое количество факторов из других отраслей. В отличие от этого, фактор производства будет немобильным, если даже под воздействием сильных экономических стимулов он не перемещается из одной отрасли в другую. Предложение данного фактора будет неэластичным, ибо даже большое повышение доходности какой-либо отрасли привлечет в нее лишь небольшое количество факторов.

Важная роль в размере предложения производственных факторов принадлежит длительности периода времени предложения. При этом фактор, который не обладает способностью к перемещению в течение краткосрочного периода, приобретает мобильность в долгосрочной перспективе, что увеличивает общее предложение факторов в наиболее важных отраслях. Вместе с тем необходимо учитывать ограниченность предложения земли и природных факторов производства, обусловленную объемом национальных запасов данных факторов.

Развитие международного разделения труда и внешнеэкономических связей может смягчить дефицит природных факторов в национальной экономике. Однако по мере роста объемов производства издержки обычно растут, поскольку необходимо использовать более редкие и малодоходные природные факторы, вплоть до их полного использования в стране. кривая предложения фактора S вначале повышается плавно, а в дальнейшем растет более круто, особенно у границы полного использования природного фактора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.012 с.)