Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.
Прибыль – это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятием любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и кaчество произведенной продукции, состояние производительности трудa, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производствa.Прибыль – один из основных показателей финансового плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование предприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.
Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разность между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.
Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
Вопрос38.Реформирование здравоохранения.Во многих странах население неудовлетворено своим здравоохранением. И, что естественно, в этих странах делаются попытки свою медицину реформировать. Что при этом примечательно - тратит ли страна на здравоохранение 14% валового национального продукта или менее 1%, проблемы их схожи - как использовать имеющиеся средства наиболее эффективно.Что же касается непосредственно реформ, то тут можно выделить два направления: первое - от свободы рынка медицинских услуг к большей плановости и нормируемости; второе, характерное для пост-социалистических стран - от планово-командной централизованной системы к внедрению элементов рыночного регулирования.В рамках разрабатываемой концепции реформы здравоохранения не лишним будет определиться, что целью и критерием управления системой здравоохранения должно быть качество медицинской помощи. Прежде чем отстаивать это предложение, хотелось бы договориться об определениях предмета обсуждения, учитывая представления наших и зарубежных специалистов общественного здравоохранения.
Медицинская помощь оказана качественно, если она соответствовала ожиданиям потребителя (внутреннего и внешнего), и ее результатом стало ожидаемое изменение состояния здоровья. Внутренний потребитель - это медработник, внешний - пациент.
Это определение качества позволяет правильно подойти к его оценке: качество соответствует своей стоимости. То бишь, господа, пропорционально финансовым и материальным ресурсам, выделяемым на здравоохранение, будет качество последнего. При этом проблема управления качеством превращается в проблему управления имеющимися ресурсами для улучшения состояния здоровья пациента или нации, если рассматривать проблему глобально.
"Управление качеством медицинской помощи" - понятие многогранное. Врачи, пациенты, администрация ЛПУ, комитеты здравоохранения территорий, территориальные фонды ОМС, финансисты, экономисты подразумевают под управлением качеством совершенно различные вещи - контроль качества, обеспечение качества, управление ресурсами, управление финансами и т.д. В этом есть рациональное зерно, т.к. действительно управление качеством - достаточно широкое понятие и касается всех перечисленных аспектов:
·управление качеством включает оценку качества, обеспечение качества и контроль качества, основанные на сравнении со стандартами;
·управление качеством возможно на различных уровнях - ЛПУ, районном, городском, территориальном, ведомственном, вневедомственном и т.д.
· управление качеством тесно связано с эффектностью (делай то, что ты делаешь правильно) и эффективностью (делай то, что дает лучший результат);
·управление качеством осуществляется через управление ресурсами, если иметь в виду, кроме распределения ресурсов, включая финансовые, еще и управление мотивацией и деятельностью медперсонала, т.к. это своя область знания и технологии - непрерывное управление качеством медицинской помощи в ЛПУ, когда коллектив рассматривается как единая группа, экономически заинтересованная в предоставлении качественной помощи. Классический подход, предложенный непререкаемым авторитетом в области реформирования медицины, американцем Донабедяном, предполагает для целей управления выделить в медицинской помощи три составляющие: структуру или ресурсы, процесс или технологию помощи и исход или результат. Реформа здравоохранения в области управления качеством должна позволить проводить оценку медицинской помощи на основе ее промежуточных и конечных результатов, и оплачивать медицинскую помощь за ее качество в соответствии с этой оценкой. Если результат станет главным критерием оценки качества, то для всей системы и для каждого врача главной целью деятельности становится не объем услуг, не строгое соблюдение стандартов процесса, а положительные изменения состояния здоровья пациента.
40 Маркетинг — не просто продажа производимых товаров. Данное понятие намного шире того, что имеют в виду под сбытом. Оно охватывает практически все сферы работы предприятия в той мере, в какой они влияют на реализуемость изготовленных товаров: от исследований и разработок до закупки сырья, производства, упаковки, транспортировки, продажи клиентам, обслуживания, поставки запчастей и т.п. Короче говоря, маркетинг — не что иное, как работа предприятия в целом с точки зрения конечного результата, т.е. удовлетворения потребностей клиента. В качестве некоторых негативных явлений в деятельности российских предприятий, наблюдавшихся в 90-е годы, можно отметить стремление служб сбыта к попытке возродить прежний спрос на продукцию, уже не отвечающую требованиям рынка; службы производства—к увеличению роста капитальных вложений, связанных с увеличением выпуска устаревших изделий; инженерной службы — к разработке новой продукции без должного маркетингового обоснования и др. Практика развития маркетинга на российских предприятиях показывает, что на начальном этапе его воспринимают преимущественно как торгово-сбытовую или даже рекламн
Сущность управления маркетингом.
Управление маркетингом — важнейшая функциональная часть общей системы управления предприятием, направленная на достижение согласованности внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для обеспечения прибыли.
Внутренние возможности предприятия — это его материальный и интеллектуальный потенциал. Внешняя среда — это рыночные условия, потребительский спрос, действия конкурентов, а также регулируемые государством экономические, социальные, политические и тому подобные условия развития.
Управление маркетингом рассматривается в трех направлениях:
• управление деятельностью (маркетинговое управление);
• управление функцией;
• управление спросом.
41 Основные предпосылки маркетинга медицинских услуг:
изменение методов финансирования ЛПУ;
развитие коммерческих медицинских учреждений;
обострение конкуренции;
—
—
—
снижение качества медицинского обслуживания;
рост издержек производства и услуг, увеличение затрат
ЛПУ на оказание услуг в связи с применением новых техноло-
гий лечения, оборудования, лекарств;
ухудшение состояния здоровья населения.
Маркетинговые технологии необходимы в здравоохра-
нении при условии их адаптации к специфике отрасли, ее ре-
сурсам и задачам. Под медицинским маркетингом необходимо
понимать деятельность, направленную на получение полной
информации о потребностях населения в различных видах ме-
дико-социальной помощи, обеспечивающей сохранение обще-
ственного здоровья.
В широком понятии маркетинг в здравоохранении пред-
ставляет собой систему принципов, методов и мер, базирую-
щихся на коллективном изучении спроса потребителей и це-
ленаправленном формировании предложений медицинских
товаров и услуг производителем.
Основными видами маркетинга в здравоохранении явля-
ются маркетинг медицинских услуг, организации, отдельных
лиц, места и идей.
Маркетинг медицинских услуг представляет собой процесс
разработки, продвижения и реализации этих услуг, ориентиро-
ванный на выявление специфических потребностей клиентов
42 Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукт
Характерными чертами современных финансов являются следующие:
1) денежная форма в отличие от натуральных отношений;
2) распределительный характер отношений, т.е. здесь нет эквивалентного обмена;
3) распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды, например, в отличие от ценового распределения.
Таким образом, финансы по своему происхождению — денежные отношения. Но не все отношения относятся к финансовым, они становятся таковыми, лишь когда и процессе производства и реализации товаров формируются денежные доходы участников процесса воспроизводства и происходит использование этих доходов, т.ч. когда движение денег приобретает определенную самостоятельность.а и национального дохода.
Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.
Финансовая политика — это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:
1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.1
Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.
Финансовая политика государства включает следующие элементы:
• бюджетная политика;
• налоговая политика;
• ценовая политика;
• кредитно-денежная политика;
• таможенная политика;
• политика внешних и внутренних заимствований;
• политика в области международных финансов.
Вопрос №43 налоговая система. Виды налогов
Налоговая система — это совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Определение «налоговая система» составляет в своей основе налоговый правопорядок в общем смысле, т.е. в целом.
В Российской Федерации установлена следующая система налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее - региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы.
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных Государствах.
Вопрос №44 кредитно-банковская система. Экономические инструменты регулирования экономики. Центробанк страны
Банки – одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и другие операции банки выполняют общественно - необходимые функции.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии -уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.
Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка -поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства
ЦБ РФ является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБ РФ – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль и другие функции.
Вопрос №45 макроэкономика и основные ее показатели
Систему национальных счетов формируют следующие показатели:
валовой внутренний продукт (ВВП);
валовой национальный продукт (ВНП);
чистый внутренний продукт (ЧВП);
внутренний доход (ВД);
личный доход граждан (ЛД).
В настоящее время основным показателем национального производства в большинстве стран мира является ВВП.
Валовой внутренний продукт выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства, используемых в производстве.
Валовой внутренний продукт рассчитывается тремя методами:
по доходам: суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления;
по расходам: суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупки товаров, услуги и инвестиции и сальдо внешней торговли;
по сумме произведенной продукции: суммируются только добавленные каждой фирмой стоимости.
При расчете ВВП по сумме произведенной продукции во избежание повторного счета учитывается только стоимость товаров и услуг, которые используются для конечного потребления и не используются для дальнейшей переработки. К добавленной стоимости относится только та часть стоимости продукта или услуги, которая создана на данном предприятии.
Различают номинальный и реальный ВВП.
Номинальный ВВП-это объем произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах.
Реальный ВВП-это ВВП, измеренный в ценах базового года. За базовый год принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сравнивается ВВП.
Для приведения номинального ВВП к его реальному значению используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.
Индекс потребительских цен выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров за определенный период. Он определяется по формуле:
ИПЦ = Стоимость потребительской корзины в текущем году / Стоимость этой корзины в базовом году X 100%.
Реальный ВВП будет равен отношению номинального ВВП к индексу цен, умноженному на 100%:
ВВП реал = ВВП ном / ИПЦ X 100%.
Дефлятор ВВП показывает изменение цен по всем конечным товарам и услугам, произведенным в экономике, т.е. он более полно отражает изменение цен в обществе, охватывая все товары и услуги. Тогда:
ВВП реал = ВВП ном / Дефлятор X 100%.
Валовой национальный продукт (ВНП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами, т.е. созданных с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.
Валовой национальный продукт рассчитывается так же, как валовой внутренний продукт, но отличается от него на величину, равную разнице между экспортом и импортом.
Чистый внутренний продукт (ЧВП) измеряется вычитанием из ВВП амортизационных отчислений, т.е. стоимости инвестиционных товаров, остающихся в сфере производства. ЧВП характеризует величину стоимости ВВП, идущей на потребление населения и на частные инвестиции:
ЧВП = ВВП-А.
В случае подсчета чистого национального продукта (ЧНП) амортизационные отчисления вычитаются из ВНП.
Внутренний доход (ВД) - это ЧВП за вычетом всех косвенных налогов, выплачиваемых предпринимателями. ВД выступает как совокупный доход собственников всех факторов производства: заработной платы, прибыли, ренты, процента.
Для определения личного дохода (ЛД) из величины ВД следует вычесть: взносы на социальное страхование граждан, прибыль корпораций, уплаченные проценты за кредит и прибавить: дивиденды; трансфертные платежи, процентный доход.
Личный доход представляет собой весь доход, полученный отдельными лицами и идущий на потребление, сбережение и уплату налогов.
Если из ЛД вычтем индивидуальные налоги, уплачиваемые гражданами, то получим личный располагаемый доход (ЛРД), который идет непосредственно на потребление и сбережения, а не на уплату индивидуальных налогов, которые включают в себя, в частности, личный подоходный налог, налог на личное имущество, налог на наследство и др.
Вопрос №46 совокупный спрос и совокупное предложения. Макроэкономическое равновесие
Совокупный спрос. Это общая сумма спросов на конечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает потребительский спрос С — совокупный спрос домохозяйств. спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей, спрос на товары и услуги со стороны государства G. спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств — чистый экспорт X. который определяется как разность между экспортом и импортом.
Совокупное предложение. Под совокупным предложением AS понимают сумму стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг. Кривая AS показывает взаимосвязь реального объема производства и уровня цен. При этом прослеживается прямая (положительная) зависимость: чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг.
Макроэкономическое равновесие
Макроэкономическое равновесие означает такой вариант выбора в экономике, который бы устраивал всех субъектов экономической деятельности. Оптимальный выбор в экономике предполагает сбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, т.е. сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.
Идеальным (теоретически желаемым) равновесием будет стабильное использование экономического потенциала трудовых ресурсов при оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах народного хозяйства. Выявление нарушений, и отклонений фактического равновесия от идеальной модели дает возможность находить пути и способы их устранения. Кроме идеального и фактического (реального) равновесия различают частичное равновесие, т.е. равновесие на отдельных рынках товаров, и общее, представляющее собой единую взаимосвязанную систему частичных равновесии.
49. Международная торговля — это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.
Внешняя торговля возникла в глубокой древности. В формациях, основанных на натуральном хозяйстве, в международный обмен поступала небольшая часть продуктов, главным образом предметы роскоши, пряности, некоторые виды минерального сырья.
Мощным стимулом развития международной торговли стал переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, а также создание национальных государств, установление производственных связей как внутри стран, так и между ними.
Создание крупной промышленности позволило сделать качественный скачок в развитии производительных сил в международной торговле. Это привело к увеличению масштабов производства и улучшению транспортировки товаров, т.е. были созданы предпосылки для расширения хозяйственных и торговых связей между странами, а вместе с тем усилило необходимость расширения международной торговли. На современном этапе международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:
во-первых, образованием мирового рынка как одной из исторических предпосылок капиталистического способа производства;
во-вторых, неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах; продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внугреннем рынке, вывозится за границу;
в-третьих, тенденцией, возникшей на нынешнем этапе развития экономики к безграничному расширению размеров производства, тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособным спросом населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса, и предприниматели каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки.
Важным фактором развития международной торговли в условиях высокоразвитой рыночной экономики является вывоз капитала, который симулирует рост внешней торговли. Вывоз капитала в предпринимательской форме влечет за собой вывоз товаров, так как он связан с поставками средств производства для предприятий, создаваемых за рубежом.
Ранее инвестиции иностранного капитала направлялись преимущественно в экономически отсталые страны, главным образом в экспортные отрасли экономики. После Второй мировой войны направление экспорта капитала изменилось — теперь он вывозится преимущественно из одних промышленно развитых стран в другие, что ведет к усилению интернационализации производства и капитала.
В результате возникли два вида международных компаний, имеющих предприятия в разных странах, а именно: транснациональные корпорации (ТНК) и международные корпорации (МНК). Первые представляют собой компании, национальные по капиталу, но интернациональные по сфере деятельности, а вторые — интернациональные и по капиталу и по сфере деятельности.
Протекционизм –это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностранных конкурентов с помощью торговых барьеров.
Существуют 2 группы методов политики протекционизма:
1. Тарифные методы.
2. Нетарифные методы.
Нетарифные методы делятся на группы:
1. Административные меры или количественные ограничения: лицензирование (избирательная выдача лицензий); контингентирование; сертификация; запрет на импорт.
2. Технические меры (т.е. стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды): требования к маркировке и упаковке; ветеринарный и гигиенический контроль; определенные стандарты качества.
50. Международное движение капитала - это движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками в различных странах, между собственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом.
Суть вывоза капитала сводится к изъятию части финансовых и материальных ресурсов из процесса национального экономического оборота в одной стране и включении их в производственный процесс в других странах.
Главной причиной вывоза капитала является опережение внутреннего экономического развития вывозящей страны по сравнению с ростом ее внешней торговли. Экспорт капитала вызывается образованием в промышленно развитых странах избытка капитала, что обусловлено его перенакоплением, то есть когда падение нормы прибыли в национальной экономике не компенсируется повышением ее массы.
Сейчас уже нельзя однозначно утверждать, что капиталы движутся лишь за более высокой нормой прибыли. В стратегии вывоза капитала появились новые, более сложные мотивы. На первый план выдвинулись следующие задачи:
1. освоение и удержание своих ниш на международных рынках;
1. приобщение к научно-техническому управленческому опыту других стран;
2. преодоление таможенных барьеров отдельных стран и региональных группировок;
3. структурная перестройка международного разделения труда.
Миграция капитала обычно не предполагает перемещения из страны в страну каких-либо инвестиционных товаров. Когда бизнесмен приобретает за рубежом какой-либо инвестиционный товар, то такая сделка будет считаться внешней торговлей. Однако если этот инвестиционный товар перевозится в другую страну в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или приобретаемой там фирмы, то в этом случае сделка будет рассматриваться как вывоз капитала.
Классификация международных потоков капитала:
1. Функциональное предназначение: ссудный капитал, предпринимательский капитал.
2. Целевое назначение: прямые инвестиции, портфельные инвестиции.
3. Принадлежность: частный капитал, государственный капитал, капитал международных организаций.
4. Сроки: краткосрочный капитал, среднесрочный капитал, долгосрочный капитал.
Особенности движения капитала на современном этапе
После второй мировой войны объемы внешней торговли постоянно росли, но очень часто этот рост был связан с перемещением капитала, то есть экспорт капитала стал средством поощрения вывоза товаров за границу. Это происходило в силу следующих обстоятельств:
1. вывоз капитала в товарной форме означает поставки машин, оборудования, технологий и т. д.;
2. вывоз капитала - это кредиты, предоставляемые на покупку товара стране кредитором;
3. вывоз капитала - это внутрифирменные поставки товара в рамках транснациональных корпораций (ТНК).
Пример: В России в начале XX века было построено 50 тыс. верст железной дороги, из них 35 тыс. верст - с участием иностранного капиталa. Банкиры Лондона, Парижа, Амстердама выделили займы в 1,5 млрд. золотых рублей. В горную, горнорудную, металлургическую отрасли было вложено 70 % всех иностранных инвестиции. Германия - в электротехническую и добывающую промышленность, Англия - в нефтеперерабатывающую промышленность, Бельгия и Франция - в электрификацию страны.
В 50-60 годы XX века произошло ускорение темпов экономического развития в промышленно-развитых странах: открылись новые сферы приложения капитала (военные отрасли, развитие инфраструктуры, науки, образования, здравоохранения); это обеспечило огромную концентрацию капитала промышленных корпораций и централизацию банковских ресурсов, что содействовало созданию дополнительных стимулов расширения вывоза капитала
51. Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на 1 год, по экономическим и неэкономическим мотивам (политическим, социальным, религиозным, национальным, расовым...)
Можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей силы:
- из развивающихся в промышленно развитые страны;
- в рамках промышленно развитых стран; (в основном по неэкономическим причинам, наблюдается утечка умов из Европы в США.
- между развивающимися странами; (в основном между НИС и странами арабских эмиратов; между странами-членами ОПЕК и др. развивающимися странами. Например, в Кувейте и Саудовской Аравии было в 60-80 годы занято до 1 млн. рабочих их Йемена, в Гонконг - из Китая и Вьетнама. Экономические причины: более высокий уровень жизни и зарплаты и нехватка неквалифицированной рабочей силы в НИС)
- из бывших социалистических стран в промышленно развитые;
- миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу. Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах блаодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.
Вопрос 52. Мировая валютная система, этапы её развития
Мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленных межгосударственными договоренностями.
Цель функционирования мировой валютной системы- обеспечение эффективности международной торговли товарами и услугами и достижение обоюдной выгоды участников внешнеэкономической деятельности.
Эволюция мировой валютной системы
1) Парижская валютная система (1816-1914 гг.). В ее основу был положен золотомонетный стандарт. Золото было единственной формой мировых денег.
Признаки золотомонетного стандарта:
- исчисление цен товаров в золоте,
- свободный обмен кредитных денег на золотые монеты по номиналу,
- отсутствие ограничений на ввоз и вывоз золота,
2) Генуэзская валютная система (1922-1944 гг.). В ее основу был положен золотодевизный стандарт, то есть урезанная форма злотого стандарта, предусматривающая обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта и затем на золото. При золотодевизном стандарте валюты одних стран ставились в зависимость от валют других стран, обесценение которых вызывало неустойчивость подчиненных валют.
3)Бреттонвудская валютная система (1944-1976 гг.) В ее основу был положен золотодолларовый стандарт.
Основные принципы функционирования:
- сохранение функций мировых денег за золотом при одновременном использовании в качестве международных, платежных и резервных валют национальных денежных единиц (прежде всего долларов США);
- обмен резервной валюты страны на золото иностранными правительственными учреждениями и Центральным банком по официальному курсу;
- взаимное приравнивание и обмен валют на основе стандартных валютных паритетов, согласованных с МВФ, выраженных в золоте и долларах США;
4) Ямайская валютная система (с 1976 г. по настоящее время). На конференции в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. страны-члены МВФ произвели второе изменение Устава МВФ. Этим соглашением был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы.
Основные принципы:
Переход от золотодевизного стандарта к мультивалютному рыночному стандарту. Введен стандарт СДР. СДР - это база валютной системы и основа валютных паритетов.
Вопрос 53.Глобальные проблем |