Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология познания экономических процессов в общественном производстве. Экономические категории и законы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод – путь исследования. Для познания социально-экономических явлений используют общенаучные и специальные для экономической теории методы. Методы: 1. Структурно-функциональный метод – предусматривает рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов на уровнях: а) координационных (согласованность структурных элементов системы и место элемента в рамках системы); б) субординационных (указывают на субподчиненную связь элементов в системе); в) генетических (указывают связь элемента с историей системы). 2. Объединение качественного и количественного анализа и использование на этой основе математических методов в экономических исследованиях. Экономические законы — наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений. Каждый закон отражает определенное явление в хозяйственной жизни общества. Экономическая категория — логическое понятие, представляющее теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества. Экономическая категория — абстрактное понятие о каком-то явлении или предмете, это наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества — спрос, предложение, производство, цена, полезность, издержки, прибыль и многие другие. История экономической мысли и этапы ее развития. Экономическая мысль зародилась еще в глубокой древности. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капиталистических отношений в XVI-XVII вв. Первая сложившаяся школа экономической теории - меркантилизм. Наибольшего распространения меркантилизм достиг в Англии. Основные идеи меркантилистов сводились к тому, что главным богатством общества они считали деньги, а источником богатства представляли сферу обращения. Второй этап в развитии экономической теории - классическая политическая экономия (XVIII век). Она делится на школу физиократов и рыночную школу Адама Смита и Давида Рикардо. В отличие от меркантилистов, физиократы источником богатства общества представляли производство, а не обращение. Но производство понимается ими слишком узко и сводится лишь к сельскому хозяйству. На следующем этапе развития экономической теории Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823) рассматривали сельское хозяйство как одну из отраслей последнего. Они приняли классическое определение о том, что первейшее условие роста богатства общества есть свободная и конкурентная рыночная экономика. Главное достижение классической политической экономии состоит в том, что она заложила основы трудовой теории стоимости. А. Смит показал, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его создание. Другая величайшая заслуга А. Смита состоит в том, что он первый научно раскрыл роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства. Он дал ей образное название «невидимой руки», незримо управляющей поведением всех экономических агентов. На всем протяжении исторического развития экономической теории стояла проблема ее идеологизации. Так, меркантилисты выражали интересы купцов, классики - интересы нарождающегося класса капиталистов. Наиболее открыто заявили о своих теоретических воззрениях по защите интересов рабочего класса это маркситы. Современная школа экономической науки имеет два основных направления: Неоклассическое; Кейнсианское. Вопрос №4 Экономические потребности и блага Экономические потребности и блага У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно. Понятие экономических потребностей и благ Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага — это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории. На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией). Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие. Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости. В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны. Другой вывод — экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов. Экономические ресурсы Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами. Виды экономических ресурсов К экономическим ресурсам относятся: природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля; трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд; капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал); предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство; знания, необходимые для хозяйственной жизни. Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире — меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767—1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842—1924) предложил добавить четвертый фактор — предпринимательские способности. Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному — технология, научно-технический прогресс, наука, информация. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории. Как уже отмечалось выше, в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограничены. Также подчеркивалось, что экономические потребности безграничны. Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.008 с.) |