Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская игра чеканка или жожкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В этой игре участвуют двое. Один берет биту у товарища и бросает ее вместе со своей на землю: чья бита легла жогом, тот бьет ее своей, но так, чтобы она, ударившись об нее, отскочила больше чем на пядень, в противном случае он берет его бабку и тогда начинается игра снова, Если кто все три раза будет чокать бабку другого, то он выигрывает его бабку; но когда после третьего раза спядит одну биту, то он выходит из игры, и такой удар называется на под жижку. В «чеканчики» играют те, которые проиграли все свои бабки, в надежде возвратить свою потерю. Проигравшийся рассуждает: уж выигрывать, так выигрывать; проигрывать, так проигрывать. Водя глазами по выигранным его товарищами бабкам, он чокается своей битой и вызывает охотника: «Кто в чеканчики? Кто в чеканчики?» При этом положении он бывает подобен проигравшемуся в картах, загибающему угол и вызывающему метать в банк Проигрывающие бабки прибегают часто к недозволенному обману: они вдруг падают на кон с криком: «Шарап!» — и разграбливают. Бывают при выигрыше вознаграждения: кто дал свою битку напрокат, тот получает за нее несколько бабок. Русская игра Альчик Эта игра татарская, та же, что в «бабки». Ставят в кружок попарно бабки, которые изготовляют из подколен овец. Сначала конаются (меряются на палке): чья рука наверху, тому бить раньше всех, а прочим — по своему порядку. Играющие имеют специально сделанные из свинца битки, называемые альчиками, которые бывают больше обыкновенной бабки. Бьют на одинаковое расстояние. Альчик держат в правой руке, между двумя пальцами: мизинцем и большим. Альчиком не бросают, но щелкают: кто собьет, тот их получает. За первым игроком следуют другие по порядку, с той уже разницей, что чей альчик упал дальше, тому бить прежде. Играют в «альчики» еще иначе. Каждый из играющих ставит пару коньков возле проведенной черты, и этот ряд коньков называется казной. Потом бросают битой из-за козны: чья бита ляжет, тот лишается права бить; но если биты станут олвцаром (неровным боком) или тангешом (ровным боком), то бить прежде тому, у кого олвцар. Бьют же козну на ступень от нее, щелкая тремя первыми пальцами. Сбивший ряд козны получает ее. Русская игра Пыж Избирают на лугу или на улице свободное место и очерчивают кон, круглое или четвероугольное место. В середине его ставят пыж: толстый деревянный обрубок в четыре вершка, а иногда больше. Игроки выбирают палки длиной в аршин и становятся сбивать пыж на условленном расстоянии. Начинает тот, кому раньше достанется бить по жребию. Для этого каждый, взяв в правую руку палку, а в левую — пыж, бьет по нему, и кто отобьет дальше, тот делается игроком, а кто ближе, тот вожатым. Этот способ выбора называется чакованием. Игрок бьет палкой об пыж; он должен выбить его из круга, потом бежать за своей палкой, чтобы, не допустив вожатого, схватить ее и наконец возвратиться на свое место. Прочие не должны брать в руки палку, иначе они лишаются игры, и один из них, более виновный, делается вожатым. Если бы кто-то захотел спорить во время игры, то с него выжимают масло: двое из игроков стискивают его палками, пока он не начнет умолять и плакать. При чаковании говорят: «Чаковчики, маковы головочки, малечина, калечина! Сколько часов до вечера до зимнего? Раз, два, три». Этот счет ведется, когда пыж бьют палками, чтобы знать, кто больше чаковался. Во многих местах играют в «пыж», без особых притязаний ставят его в круг на определенном расстоянии и бьют поочередно по нему; кто сбивает удачно, тот продолжает играть до первого промаха; промахнувшийся же обязан ставить пыж. Русская игра Скрагли «Скрагли» — малороссийская игра. Она имеет некоторое сходство с «пыжам». Очерчивают круг, называемый городом, и кладут в нем обрубки толстых, но коротких палок; потом бросают жребий, кому раньше бить. Кто выбьет из города за черту, тот ездит на своем противнике и идет в завоеванный им город с торжеством. В других местах играют еще иначе. Ставят на очерченном круге деревянные скрагли; играющие отмеривают от круга шагами условленное расстояние, а другие бросают от круга палки, и чья упадет дальше, тому начинать бить. Сбивший скрагли с черты славится своей ловкостью, и потом он ставит для играющего с ним скрагли на том месте, где они упали, а отнюдь не на самой черте. Товарищ его должен сбивать; сделав промах, он лишается права сбивать в другой раз, предоставляя это своему сопернику. Они продолжают сбивать попеременно, пока не собьют всех, и тем оканчивается забава, которая, кроме ловкости и телесного упражнения, не имеет другого назначения. Мальчики и взрослые весьма любят заниматься скраглями; играют по большей части вдвоем. Русская игра Скляп Малороссийская игра, в которую играют, однако, во многих местах России. Скляп — деревянный обрубок, с одного конца заостренный, а с другого — плоский. Скляп заостренным концом вбивают слегка в землю; потом игроки бросают свои палки от скляпа, и где они упадут, оттуда начинают бить. Обыкновенно бьет первым тот, чья палка ляжет дальше всех. Сбивший скляп ставит его на том месте, где он упадет. Случается, что товарищу выпадает возможность бить с такого дальнего места, что он едва может добросить до него свою палку. Все искусство здесь состоит в том, чтобы сбить скляп издали. Русская игра Кегли Ставят на одной черте в один ряд несколько кеглей, только на ровном месте и даже на лугу; средний кегль, самый высокий, носит название короля, прочие — хлапов (слуг). С двух противоположных сторон становятся игроки на условленном расстоянии, называемом чертой игроков. Начинающий сбивать берет в руку шар, метит им в кегли и старается бросить так, чтобы не катанием по земле, но ударом попасть и сбить кегли. Если короля выбьют за черту, противоположную игроку, то считают, что игрок получил сто очков, а за прочие сбитые кегли — по десять очков. Русская игра Скопердин Малороссийская игра. Два игрока садятся на землю и держат в руках по гибкой палке. Один из них сгибает палку и пускает ее по земле: она делает колесообразные прыжки и чем дальше, тем похвальнее для игрока: в этом обнаруживается его особая ловкость и сноровка. Другой игрок также пускает свою палку, и оба продолжают испытывать ловкость друг друга. Русская игра Цурка Малороссийская игра. Цуркой называется небольшая, заостренная с обеих сторон палочка. Один из игроков, положив ее на землю, бьет ее с какого-нибудь края особой палкой. От искусного удара цурка летит вверх. В этом случае игроки не дают ей упасть на землю, подхватывают ее на лету палкой и бьют вверх. Если случится, что она от удара залетит далеко и противоположный игрок не успеет подхватить ее своим ударом, то с того места, откуда первый ударил, и до того места, где она упала, отсчитывается шагами расстояние, например 200,300 шагов и т. д., и потом начинает бить снова первый игрок, продолжая до первого промаха. Если он в продолжение своей игры выиграл, напр. 100 шагов, то его товарищ должен отыграть их. Во всякой игре весьма неприятно проигрывающемуся: его берет досада, и он старается всеми силами отыграться. И тут-то он проигрывает. В «цурку» еще играют иначе. Чертят круг, который называется городком; посредине его вбивают колышек, называемый столбиком. Потом конаются двое; каждый из них имеет свою половину игроков: одна половина становится возле городка, а другая — отправляется в поле. Игроку подает цурку, или, как говорят, гилит, один из числа полевых игроков. Если первый промахнулся, то его место заступает другой, из одной же половины игроков; если все промахнутся, то они лишаются игры и все идут в поле, а игроки, бывшие в поле, начинают бить цурку. Бьющий цурку старается ударить высоко и далеко. Стоящие в поле должны отбивать ее на лету в городок. Стоящий в городке должен отбить ее, в свою очередь, и так продолжают отбивать ее друг к другу. Если находящиеся в поле не отобьют цурку на лечу, то по крайней мере надобно попасть ею в столб. Стоящий в городке должен отбивать своей палкой, т. е. не допустить, чтобы цурка попала в столб. Попавший кто-либо из полевых игроков идет со своей половиной в городок, а те, которые были в городке, идут' в поле. Но когда стоящий в городке отобьет цурку, тогда меряют шагами от столба до упавшей цурки, и такое пространство шагов называется коном. Сколько оказалось конов, столько раз ездят верхом городские игроки на полевых, от столба до цурки. Водитель горожан садится верхом на водителе полевых; за ним едут рядом горожане на других полевых. Русская игра Рай Малороссийская игра. На земле чертят крест, который называется раем; вокруг рая или напротив рая выкапывают несколько десятков ямочек; между раем и ямочками делают большую яму, которая называется пеклом (адом). Играющий берет в руки нож и, взявшись за его острие, бросает в землю, чтобы он воткнулся, и всякий раз, как воткнется, он ставит в ямочку прутик или палочку и продолжает, пока не даст промаха. Если он попал 20 или 30 раз, то другой игрок должен отыграть это число и потом доходить до рая. Редко случается, чтобы игроки доходили до рая. Первому игроку случается, но второму предстоит много трудностей, потому что ему надобно отыграть первые ямочки. Когда второй игрок промахнется, тогда продолжает играть первый, засчитывая первые ямочки, и только он доходит до рая. Русская игра Тычка Игра в «рай» напоминает нам игру ножом в «тычку», от которой пошел вымысел о смерти царевича Дмитрия, но который умер, без сомнения, от рук злодеев Осина Волохова, Даниила Битяговского и Никиты Качалова. Взявшись за конец острия ножа, игрок бросает его на землю, чтобы он воткнулся в нее. Кто больше воткнет острием, тот считает на другом игроке свои выигрыши; другой же игрок должен отыгрываться. Игра передается другому игроку всякий раз после промахов, и продолжают играть до усталости или откладывают отыгрыш до следующего раза. Названные здесь игры: «скрагли», «скляп», «скопердин», «цурка», «кегли», «рай» и «тычка», будучи весьма полезными для тела, заменяют гимнастические упражнения. Русская игра Чекарда Само название «чекарда» — татарское, и эта игра перешла к нам от татар, во время нашего порабощения. Игроки разделяются на две половины; избранные от двух половин конаются между собой. Половина игроков, которой досталось по копанью поверенного (так выражаются) быть нагнувшимися, становится к стене, и один из игроков упирается об стену своей головой; позади его становится другой в таком же положении, как первый, исключая то, что он держит голову под мышкой первого для предохранения ее от ушибов во время игры; за ним становится третий точно также, а потом и все остальные. Составляющие другую половину прыгают один за другим на нагнувшихся и садятся верхом, ни за что и ни за кого не держась. Вспрыгнувший последним ударяет три раза в ладони и кричит «Чекарда, ярда!» Если из вспрыгнувших никто не упадет и потом из соскочивших тоже никто не упадет, то продолжают вспрыгивать и соскакивать до тех пор, пока кто не промахнется. Тут много зависит от ловкости вскакивать и соскакивать, а потому первая половина замучивается второй. Если кто-то промахнется из них, тогда и первая половина начинает так же ездить на них, как вторая. Эта игра доходит иногда до крайности: от вскакиваний и соскакиваний надсаживают спину и бока, отчего долго не могут их разогнуть.
И. Кокерев. Игра в городки. Гравюра с рисунка Е. Карнеева Русская игра Городки Ставят попарно бабки или пыжи в виде шестиугольника, это значит городить; в середине его три гнезда, которые называются сердцевина, или средовина. Бабочный городок бьют свинцовым или чугунным битком. Если кто-то собьет городок, тот похваляется перед всеми, а если заденет средовину то платит шестерней (по шесть бабок). Если, разбив городок, остается невредимой сердцевина, то она остается в пользу домоседов, т. е. таких, которые при бросании жребия битком сделали ничку — биток, но только тот, который упал на левый бок Одна плоцка и жиг дают право на игру. Плоцка означает, что биток падает правой стороной, а жиг,— когда спинкой. В некоторых местах южной России, и даже в северной ее полосе, городком называют иногда сам пыж. Есть еще особая игра в городки, в которую играют в Смоленской губернии. Втыкают в землю небольшую сучковатую палочку. Каждому сучку, от низа до верха, дают название городков, селений и деревень. Первому сучку всегда дают имя той деревни, где играют. Чаще всего это Королево, Тушино, постоялый двор, кабак Москвой называют самый верхний сучок, а возле каждого постоялого двора назначают кабак. После приготовляют для себя по деревянному крючку, а одну палочку разрезают пополам, которую метают потом по жребию. Если две половинки палочки упадут на землю двумя плоскими боками, то играющий вешает крючок на первом сучке; если они снова лягут теми же боками, то крючок перевешивается сучком выше. Если лягут одна плоской стороной, а другая круглой, или обе — круглыми сторонами, то крючок остается на прежнем месте, и палочки бросает уже следующий. Таким образом играющие, перевешивая свои крючки с сучка на сучок, доходят до Москвы и потом возвращаются домой, т. е. переходят к первому сучку снизу. Когда возвращающийся из Москвы встретится с едущим туда, то он дает ему дорогу, отодвигаясь от него сучком ниже; когда едущий в Москву догонит другого, туда же идущего, тогда он посторонится от него немного, перевешивает свой крючок ближе к Москве. Кто прежде других съездит в Москву и возвратится домой, тот делается царем-победителем, который наказывает отставших щелчками в ладонь или в лоб. Счет щелчков начинается от того сучка, на котором остановился каждый при возвращении победителя домой. После наказания игра возобновляется, начинает ее победитель-царь, за ним тот, кто отстал меньше, и т. д. Эти городки выражают то смутное состояние России, когда при удельной системе искатели Московского престола спешили в Москву, объявляли себя властителями и торжествовали над своими соперниками, а эти соперники ниспровергали, в свою очередь, первых самозванцев. Игра в эти городки вошла в обиход, нет сомнений, после этих волнений, возможно, не ранее половины XVII века. Х. Г. Гейслер. Заключительный момент игры в городки. Офорт. 1805г. Русская игра Крегли Тонкие и круглые столбики, высотой не более четырех вершков, называются креглями. Для игры чертят два четырехугольника, на расстоянии друг от друга в пятнадцать или двадцать шагов. Между ними выкапывают небольшую ямку, называемую масло. По линиям четырехугольников ставят из креглей города, а именно: одну креглю кладут вдоль черты, наверху той крегли три: две рядом, а третью сверху; с одного конца ставят пятую, и это называется построение города. Играющие делятся на две половины: игрок первой половины бьет палкой в город противников, и если он выбьет из черты несколько креглей или хотя бы одну, то он переходит со своей половиной игроков на масло и уже бьет оттуда остальные крегли. Бывает, что вся половина перебьет, а на масло никто не переходит, потому что никто не выбил из города крегли. Но когда тронут город из своего места, то играющие идут его осматривать: нет ли в нем лежащих на черте креглей. Если крегли повалились внутри черты, то они называются лежнями. Та половина, которая выбьет город после, ищет противников от одного города к другому только один раз, а потому первая половина снова начинает игру. Во время игры появляются особые игроки, называемые козлами. Это те из них, которые не пристают ни к той, ни к другой стороне и бьют попеременно за них, приходя к ним на помощь. Это то же, что наемники, у которых честь там, где дают больше денег. Смысл игры в «крегли» — нападение неприятелей на город, который отнимают попеременно друг у друга, и в это время появляются охотники и переметчики со всех сторон, получающие за свои услуги золото. Русская игра Буй «Буй» — весьма примечательная игра. В нее играют в Ярославле с незапамятных времен. Подобная забава нигде не встречается в России, кроме ближайших к Ярославлю городов: Романа, Борисоглебска и Рыбинска, и в эти места, вероятно, перешла из Ярославля. Эта игра и поныне имеет многих поклонников из мещанства и купечества. Летом, в воскресный или праздничный день после обеда (в среднем сословии обедают в Ярославле в первом часу пополудни), играющие буем являются на место игры, около грех часов пополудни, в разных местах за городом, но большей частью на обширном лугу, за Романо-Борисоглебской заставой. Охотников играть собирается от 50—100 человек. Они разделяются на две половины поровну, на городских и зарецких; потом кидают жребий, какой половине чкать (бить) и какой водить. Но чтобы вернее дать понятие об этой игре, нужно сказать о принадлежащих к ней вещах: сучке, коровке и палке. Сучка — деревянная четырехугольная плаха, толщиной вершков шесть, длиной от пяти до шести четвертей: она сделана из бакаута или другого тяжеловесного и твердого дерева. В четверти аршина от одного конца находится небольшой покатый пригорбок высотой в дюйм. Коровкой называется вещь, сделанная из слонового зуба, величиной с голубиное яйцо или чуть больше, весом от 8— 10 золотников. Папки кленовые — толщиной в полтора вершка, длиной от 4—5 четвертей. Эти вещи используются таким образом: кладут сучку на землю, и к находящемуся на ней пригорбку ставят коровку; один из игроков берет палку и, отступив несколько шагов, бросает с разбегу палку на сучку: она бьет по коровке и прижимает ее к пригорбку, отчего коровка с визгом летит кверху и, описывая полукруг, падает за 50, а иногда за 100 сажен от сучки. Расстояние зависит от силы, и верности удара, и умения игрока. Правила игры и используемые в ней термины следующие: когда вынут жребий, какой половине чкать и какойводить, тогда первая остается у сучки и попеременно чкает коровку, а другая половина идет в поле водить — ловить и подавать улетающую туда коровку. Для этого становятся в разных местах, чтобы удобнее было поймать и скорее перебросить коровку к сучке, ибо от проворства ловящих и от чкающих зависит их освобождение. Некоторые из водящих, особенно стоящие на местах, куда чаще улетает коровка, имеют на левой руке рукавицу чтобы во время ловли коровки было не больно руке. Если некоторые из чкающих сделают промах или чкнут ближе меты, называемой вышлой, или за вышлую, но не успеют поднять и принести палку к сучке (при хорошем ударе палка ложится далеко от сучки, а при слабом — не улетает далеко), а между тем находящиеся в поле успеют перебросить чкнутую ими коровку к сучке, то промахнувшиеся не имеют права более чкать, а должны за все эти промахи, вместо наказания, сходить в поле до беглы, так называемой меры в 50 сажен от сучки, и оттуда, во время хорошего удара, пока не перекинут из поля коровку, прибежать к сучке. Если кто-то не успеет прибежать и коровка будет переброшена раньше, в таком случае все чкающие лишаются права чкать и идут в поле водить, а водящие приходят чкать на их место. Случается, что все чкающие засядут, т. е. наделают промахи, тогда они отправляются в поле для беганья, а остается для выкупа их один, всегда лучший игрок. Если он сделает промах или вычкает за вышлую или хотя чкает и далеко, но не успеют до подачи коровки обратно прибежать засевшие от беглой к сучке, или же сделает зачклую, т. е. чкнет в сторону, куда также чкать запрещено (с обеих сторон сделаны меты), то за все эти упущения чкающие должны идти водить, а водящий чкать до подобного же случая. Любопытно смотреть, когда засевших, или бегалыциков, соберется человек 50 или более, как они побегут при хорошем ударе, что есть духу, из поля от беглой и обратно к сучке. Игроки для легкости сбрасывают с себя сюртуки или другое верхнее платье и сапоги. Если некоторые из них не могут быстро бегать, то в таком случае просят кого-нибудь из игроков сбегать за себя. Это допускается тогда, когда он не имеет за собой подобной обязанности. Между тем водящие с необыкновенной скоростью и искусством ловят коровку на лету, перебрасывают ее друг другу и всеми силами стараются как можно скорее докинуть ее до сучки и тем освободиться от неприятной и тяжелой должности водящих, т. е. подавальщиков. Во избежание споров, кто прежде достигнет черты, водящие оставляют у сучки из своей половины свидетеля, называемого забуйщиком, для надзора за справедливостью чкающих и полетами коровки. Эта игра принадлежит к гимнастическим занятиям: в нее играют возмужалые, женатые и пожилые. Играют и дети, но только особо и немного. Русская игра Пристенок Это игра — денежная, принадлежит к запрещенным и называется в иных местах орел и орлик. По праздничным дням рабочий и ремесленный народ, собравшись на улице, бросает вверх грош или пятак Если он падает орлом, то это выигрыш; если другой стороной — проигрыш. Эта игра доводит многих до разорения, и очень часто игроки проигрывают свою одежду. Проигравшие выходят из себя: устраивают ссоры, драки и буйства. Есть еще игра в пристенок другого рода. Она состоит в том, что становятся несколько человек в один ряд около стены; разделяются на две половины, из которых одна старается выжать другую, и доходит до того, что так сильно сжимают средних, что те кричат не своим голосом. Их давят, и одно спасение, когда они успеют выскочить из середины. В этой забаве принимают участие и резвые девушки, только в своем кругу; если же вмешаются в их круг мужчины, то происходят большие со стороны молодежи шалости. Русская игра Орлянка В некоторых местах до сих пор пристрастны к «орлянке». Бросают медную монету вверх и угадывают, какой она упадет стороной: орлом ли, оборотной ли стороной, или решкой? Угадавший выигрывает заложенные деньги или другие какие-либо вещи, которые состоят, главным образом, из оладьев, пирогов и голубей, на которых чаще всего играют в Калуге. Там во время торга собираются толпы людей и закладывают голубей лучшей породы: турманов, мохноногих и бухарских. Там много людей, которые занимаются только разведением голубей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.238.221 (0.016 с.) |