Русская игра Хлопанье и хлопушка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская игра Хлопанье и хлопушка



Русские Народные Игры

Большой сборник русских народных игр. Русские народные игры разделены на детские народные игры, девичьи русские народные игры, мужские русские народные игры, русские народные игры совместные для мужчин и женщин.

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость силу и стремление к победе.

Наши люди сейчас если и играют в подвижную игру то это футбол, но почитайте правила русских народных игр, и уверяю вас, найдете много интересных и захватывающих игр, как для детей, так и для взрослых.

Русский народ не только работал, но и умел развлекаться, играя в игры. Ниже список русских народных игр, нажимайте на ссылки и знакомьтесь с правилами русских народных игр, и попробуйте поиграть, вам обязательно понравиться.

Детские игры

Детский возраст любит незатейливые, нехитрые игры, НО В них скрывается или поучение, или выражение их особенностей.

Детская игра Сорока

Сорока — повсеместная забава. Ею веселят младенцев и маленьких детей. Матери или няньки, посадив ребенка на свои колени или поставив его возле себя, перебирают по пальцам дитяти и ласкают, чтобы оно не плакало, приговаривая: «Сорока, ворона, детям кашку варила: одному дала, другому дала,— и, защекотав под мышкой, произносят быстро:— а третьему не дала. Сорока улетела»! В Малороссии говорят: «Сорока, ворона на прыпичку сыидила, дитям кашу варыла; одному дала, другому дала, сему дала, сему дала, а сему не дала,— гай! Гай! Сорока улэтила». Защекотав ребенка, пробуждают в нем смех и затем заставляют его повторять то же самое. При успешном повторении дитятей целуют его всякий раз. Эту забаву продолжают, пока дитя не развеселится.

В некоторых местах говорят: «Сорока, ворона, детям кашу варила, на пороге студила. Тому дала, тому дала, тому шейку урвала и полетала! Суха суха!..» Забавляют еще так: «Сорока, сорока кашку варила; на порог скакала, гостей смекала. Гости на двор, кашку на стол; гости со двора, кашка со стола. Этому дала, этому не дала; этому досталось, этому не досталось, который мал, который дрова не таскал, который печку не топил, который щи не варил, который за водой не ходил. Шу, полетела! И хвостиком завертела»1.

«Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки?» — «Кушали оладушки».— «Что ели?» — «Кашку». — «Что пили?» — «Бражку».— «Кашка слатенька (сладенька), бражка пьяненька». При укачивании детей поют протяжным голосом:

Воркуй, воркуй, голубчик, Воркуй, сизенький. Двором летишь, воркуешь; Шатром летишь, слушаешь. А кто в шатре говорит? Говорит в шатре Брат со сестрой, Родимый со родимой. Сестрица моя родимая! Пойдем гулять, Во зеленый сад. Сорвем в саду по цветку, Совьем себе по венку. Понесем венки к батюшке, К родимой матушке. Сударь ты мой, батюшка, Сударыня ты моя, матушка, Который венок алее? Который из нас милее? Дитя мое милое! Все венки алые, Все дети милые.

Иногда забавляют детей причитаниями:

У котика, у кота, Была мачеха; Она била кота, Приговаривала; На все стороны Кота оборачивала. Дайте коту папы на задние лапы. Ешь, котик, не кроши; Больше папы не проси.

Детская игра Лошадка

В праздничные дни, особенно летом, всегда и повсюду встретите мальчишек с веревочками в зубах, бегущих по два или по три, схватясь за руки, представляя из себя лошадок. Ими правит бой — кучер, который непрерывно хлопает плетью и кричит на них. Эта игра — одна из любимых для крестьянских детей. В деревне едва станет ходить мальчик, уже он возит истоптанный лапоть или ездит верхом на палочке; поит своего коня, ставит его в конюшню, дает ему овса и чистит его. Когда может уже бегать по улице, тогда он с восторгом снаряжает тройку, которая иногда впрягается в тележку, и на ней помещается кучер. Тройка бежит сначала тихой рысью, потом несется, бьет и опрокидывает повозку. Ушибленный кучер забывает о своей боли: он бежит за лошадьми, останавливает их, гладит каждую по головке и внимательно рассматривает: не ушиблась ли какая? Обмывает им ноги водой, а о себе не думает. Эта игра передает любовь ямщиков к своему занятию.

Играют в лошадки еще проще: садятся мальчики и девочки верхом на палочке и, воображая себе, что они едут на лошадке, зануздывают ее шнурочком или веревочкой, хлещут плетью, а за неимением ее — тонким прутиком, сворачивают свою головку на сторону, скачут галопом или во всю прыть, и кричат: «Пошел! Пади!» Девочки не так охотно разъезжают на лошадке, как мальчики, обнаруживая с детства, что это не свойственно их полу, потому они предоставляют ездить мужчинам.

Детская игра Перегонка

У детей более взрослых беганье наперегонки составляет любимую забаву. Играющие перегоняют друг друга, и кто кого перегонит, тот хвастается. В этой игре принимают участие девушки. Беганье наперегонки способствует телесному укреплению и развитию проворства. Эта игра называется в Малороссии выпередки.

Детская игра Клецки

Дети, которым запрещено отлучаться от дома, собираются возле ворот и играют в клецки. Образовав из большого и указательного пальцев круг, пропускают сквозь него свою слюну. Кто, пропуская слюну, уронит ее на какой-либо палец, тот получает название «клецки». Тогда все начинают дразнить его: «Клецка, клецка; прокислая клецка, клецка!» Он бегает за ними и ловит их; кого поймает, тот делается клецкой, который потом ловит их точно так же, как и первый. Игра продолжается, пока не набегаются вдоволь. Эта игра составляет одну из шалостей детей.

Детская игра Пень

Дети обоего пола взбираются на новые избы, имеющие один только потолок, или на другое какое-либо здание с одним потолком. Вскарабкавшись по лестнице, становятся четверо по углам, а пятый, став посредине, прыгает на обеих ногах и поет:

Пень, пень, дай конопель. Трошку, горошку, Масла с ложку.

При последнем слове все меняются местами, пень же старается захватить чье бы то ни было место, потерявший же его играет пня. Игра продолжается, пока она не наскучит; но кто остался В последний раз пнем, тот долго носит это название. Игра В пень — это тоже одна из детских шалостей.

Детская игра Теребить нос

Дети-шалуны, которым уже надоела какая-либо игра, бросаются друг на друга, толкают, кричат, бегают, падают, ушибаются — этого мало, этого им не довольно: они ищут других ощущений. Кто порезвее, тот призывает к новой забаве — теребить нос. Становятся друг против друга и кричат. «Начинай».— «Нет, ты начинай». Тут один начинает спрашивать, а другой отвечает ему: «Чей нос?» — «Савин».— «Где был?» — «Славил».— «Что выславил?» — «Копейку».— «Куда дел?» — «Пряник купил».— «С кем съел?» — «Один». При этом слове спрашивавший хватает за нос своего противника, подергивает во все стороны, приговаривая: «Не ешь один, не ешь один». Если другой шалун скажет тогда, что съест с ним, то нос его оставляют в покое. Случается, что неотвязчивые шалуны до того наклеивают носы, что долго, долго помнят их. И кто забывает носы? Многие водят за носы, а многие натягивают их так длинно — что ваш немецкий!

Детская игра Ярка

Летом мальчики, собравшись вместе, выходят на поляну. Там копают в один ряд несколько ямочек расстоянием одна от другой на два вершка, а в конце ямочек делают одну большую. Один из играющих катит через ямочки в большую яму мяч. В чьей ямочке мяч остановится, над тем смеются, становят его на колени, ерошат ему волосы на голове и поют ярку:

Ярка, не ярка,

Баран, не баранка:

Старая овечка да не ярочка.

Вотитель, вотитель! Выше города плетень,

А на том плетне кузнецы куют,

Кузнецы куют, по головке бьют.

С последним словом, ударив мячиком по голове, разбегаются в стороны. Тот хватает мяч и бросает в бегущих; в кого попадает, тот должен катать мячик. Если сделает промах, то должен катать снова. Нападение врагов на бессильного и беззащитность последнего — не везде ли между людьми?

Русская игра Голубь

Один из проворных детей выбирается ястребом на всю игру или до ухода первого голубя. В первом случае он называется вечный, а во втором — с хвостиком. Играющие избирают из своей среды голубя и голубку, а все прочие составляют одних птенцов. Голубь летит собирать корм, голубка ожидает его с детьми. Птенцы просят хлеб, но его нет; они голодают, бродят и пищат. Прилетает самец и делит между ними пищу. Детки уже подросли; им не хочется сидеть дома; они пускаются летать по свету. Но повсюду есть враги, особенно для счастливого семейства. Летит ястреб и устремляется на них. Он похищает детей поодиночке — голубь и голубка тоскуют. Ястреб, не довольствуясь расхищением малюток, поражает сначала самца, потом самку и тем довершает истребление целого семейства. Бывает, что голубь убивает ястреба, но если он не одолеет его? Тогда ястреб показывает всю свою лютость, изображая мстительного врага, поражает его в голову, рвет перья и распускает по ветру.

Расшалившиеся в этой игре дети хватаются крепко за платья и рвут друг на друге, не замечая этого.

Голубь и голубка со своими птенцами показывают собой несчастное семейство, страдающее от лиходеев; семейство беззащитное, которое разоряют всякими неправдами.

Русская игра Горобец

Игра эта малороссийская; в нее играют преимущественно мальчики. Составив круг из трех или более пар, берутся за руки и двигаются в одну сторону, припевая:

Горобеичко ишачку, шпачку! Чы бував ты в садку, в садку?

Чы бачыв ты, як мак сиють?

Як мак сиють, як мак сиють!

Пропев это, движущиеся останавливаются: мальчики обращаются друг к другу и, сжав кулаки, размахиваются, как бы сеют мак, и бьют в такт по бокам друг друга по три раза, с припевом:

Оцэ так мак сиють. 3 р.

Пoтом составляют прежний круг и двигаются по-прежнему, припевая:

Горобеичко шпачку, шпачку!

Чы бував ты в садку, в садку?

Чы бачыв ты, як мак цвитэ?

Як мак цвитэ, як мак цвитэ!

Круг разрывается, мальчики обращаются друг к другу и, ударяя по щекам три раза то правой, то левой рукой, припевают:

Оцэ так мак цвитэ. 3 р.

Опять становятся в круг и движутся по-прежнему припевая:

Горобеичко шпачку, шпачку!

Чы бував ты в садку, в садку?

Чы бачыв ты, як мак трусять?

Як мак трусять, як мак трусять!

После этого быстро разрывают круг, бросаются друг на друга, схвачиваются за чубы, сталкиваются головами и припевают:

Оцэ так мак трусять. 3 р.

И это время трусят друг друга не на шутку, разве что не летят волосы. Смысл этой игры: потеха до ощутительных увеселений. Молодость не любит тихих удовольствий: ей давай, чтоб лоб трещал, волосы летели.

Еще поют иначе:

Шпачку, шпачку, воробеичку!

Чы бував же ты в мачку, в мачку?

Чы видав же ты, як мак сиють?

От так, так, сиють мак

Морковочку, пастернак.

Шпачку, шпачку, воробеичку!

Чы бував же ты в мачку, в мачку?

Чы видав же ты, як мак полють?

От так, так, полють мак,

Морковочку, пастернак.

Шпачку, шпачку, воробеичку!

Чы бував же ты в мачку, в мачку?

Чы видав же ты, як мак товчуть?

От так, так, мак товчуть,

Морковочку, пастернак.

Русская игра Волк и гуси

Несколько детей становятся в один ряд с названием гусей и держатся за полы платья друг у друга; впереди их стоит бойкий мальчик, так называемый гусак: он защищает остальных гусей от нападения волка, который старается унести гуся или гусенка. Волк не может хватать ни из середины, ни из первых, но должен уносить с конца. Он бегает до тех пор, пока не расстроит ряд и не схватит с конца, и таким образом продолжает ловить. Потом нападает на самого гусака и терзает его. Эта игра выражает то же значение, что игра в голубя. Она распространена преимущественно в Литве и в некоторых местах Белоруссии и Малороссии.

Русская игра Серый волк

Избранный волк садится на бугорке и думает, как бы унести овечку из стада, которое, рассыпавшись по полю, щиплет себе спокойно травку. Когда волк бросается на овец, тогда они разбегаются во все стороны; пойманная им овечка играет уже серого волка. Иные играют еще так когда овечки щиплют травку, тогда приговаривают: «Щиплю травку серому волку, серому волку на лопатку»,— и бросают ему в глаза. Рассерженный волк бросается на стадо и терзает пойманную овечку.

Много на свете людей, подобных волкам.

В некоторых местах, а именно в Смоленской губернии, играют в серого волка еще иначе. Дети выбирают среди себя волка и хозяйку: оба они должны быть проворные и сметливые. Остальные дети играют гусей. Хозяйка гонит их в поле и потом возвращается домой. Волк садится на дороге, хозяйка, спустя некоторое время, созывает гусей: «Руси, лебеди, домой!» Гуси, выстроившись в ряд, кричат: «Боимся!»— «Чего?» — «Волк под горой».— «Что он там делает?» — «Сереньких, беленьких щиплет». Хозяйка не верит гусям и кричит рассердившись: «Домой!» Они бросаются лететь, но волк перехватывает кого может, а прочие гуси прилетают домой. Хозяйка снова отправляет их в поле и потом снова приказывает возвратиться домой. Волк опять перехватывает гусей, и это продолжается до тех пор, пока он не переловит всех их, и тем оканчивается игра.

В Малороссии эта игра известна под названием «Гусей». Из играющих избирается волк и хозяйка, остальные играют гусей. Волк сидит где-нибудь в стороне, а хозяйка, избрав место для своей хаты, гонит в поле гусей со двора. Когда гуси отойдут на значительное расстояние, тогда их зовет хозяйка:

Хозяйка Гусы, додому!

Гуси Волк за горою.

Хозяйка Що робыть?

Гуси Гуску скубэ.

Хозяйка Якую?

Волк Сиру, да билу, да волохату.

Хозяйка Скорише, мои гусы, до хаты!

Гуси летят домой, волк бросается их ловить и если поймает какую-нибудь, то ведет ее в свою нору.

Хозяйка опять гонит в поле гусей и опять зовет их по-прежнему. Это продолжается до тех пор, пока волк не переловит всех. Тогда хозяйка идет искать своих гусей и заходит к волку.

Хозяйка Здоров, кумэ.

Волк Здравствуй, кумо.

Хозяйка Чы нэ бачыв моих гусэй?

Волк А яки твои гусы?

Хозяйка Булы сири, булы й били,

да 3 двора дэсь залэтилы, ось вже трэтий дэнь шукаю.

Волк И нэ бачыв, и нэ знаю.

Хозяйка хочет идти, но волк останавливает ее: «Вернысь, кумо, побалакаем». Хозяйка останавливается, слышит писк и сычание гусей:

Хозяйка Що сэ сычить, кумэ?

Волк Да сэ, кумо, лен товчуть.

Хозяйка идет домой, волк опять ее останавливает: «Кумо, побалакаемо». Хозяйка остается и слышит: гуси хлопают крыльями.

Хозяйка Що сэ такэ, кумэ?

Волк Сэ плаття пэруть.

Хозяйка идет, волк снова: «Да постий, кумо, побалакаемо». Хо-Хозяйка остается и слышит крик гусей. Она оборачивается в ту сторонy, где слышит крик, и спрашивает:

Хозяйка А сэ що крычить, кумэ?

Волк Сэ гусы прылэтилы.

Иди подывысь; може, тут и твои е!

Хозяйка отправляется смотреть и видит своих гусей. Все они сидят, сцепившись руками. «Пизнавай, кумо, дэ твои гусы». Хозяйка разнимает руки и говорит: «Оцэ мий, оцэ мий, а, крый Боже! Оцэ тутонька вси мои. Сирый волк, щоб ты стынув»! Она гонит своих гусей домой, и тем прекращается игра, но ее начинают снова, если захотят.

Русская игра Мышка

Дети избирают из своей среды водыря, а прочие, с названием мышек, становятся по углам около дома или другого здания. И иных местах России мышка избирается из того, кто скажет

«нечет», и этот «нечет» занимает угол. «Нечетов» не должно быть много. Водырь, а в других местах он называется кот, ищет себе также угол, потому подходит к каждому и говорит: «Мышка! Продай угол». Ему отвечают: «Не продам». Когда ему скажут

обернись задом, тогда он высматривает себе место и старается захватить чей-нибудь угол. В то время мышки перебегают из угла в угол и спешат не допустить к нему водыря. Лишившаяся угла мышка делается водырем, или котом.

Кто хитер, тот живет в чужом углу, как в своем.

Русская игра Крыночка

Предмет игры: крыночка с молоком, кот, котова бабушка и дети — все это доставляет удовольствие детям. Детям хочется полакомиться молоком, но старая женщина, котова бабушка, сторожит молоко. Дети ласкаются около котовой бабушки, посматривают на молоко, старушка ворчит; кот искоса поглядывает и грозит запустить в них свои когти. Они выманивают его из избы. Дети хитрят: одни из них скрываются на полатях, а другие начинают со старушкой разговор. «Бабушка, где твой котик?» — «Пошел глодать кости на попов двор».— «Бабушка, а это чья нога?» — «Вора-плута, Натальина жениха»,— «Бабушка, хочешь ли в нашу баньку?» — «Какая у вас банька, идите себе прочь».— «Не сердись бабушка: у нас банька каленая; топили молодцы семь дней, а пару в ней для семи деревень».— «А какой веничек?» — «Веничек-то из шелку шамаханского». Бабушка идет в баню; дети принимаются за молоко и разбивают крыночку. Бе-жит кот и мяукает. Почуяла беду бабушка и бежит. Дети уходят; бабушка гонится за ними с серым котом. Первый пойманный делается котовою бабушкой, а второй — котом. Потом опять начинается игра в прежнем порядке.

Все в жизни ищут удовольствий и наслаждений и потому для приобретения их нередко идут на обманы и хитрости.

Русская игра Сучка

Выкапывают не более чем в пол-аршина яму, называемую сучка, которая представляет собой город. По краям ямы делаются для каждого игрока небольшие ямки, называемые лунки, изображающие дома жителей. Одна половина игроков, как защитники своего города, вооружаются палками. Другая половина, избрав среди себя вожатого, идет с ним на город. Избрание вожатого совершается с воинской хитростью. Ставят палку на ногу и бросают ее вверх. Чья палка упадет от сучка дальше, тот игрок; чья — ближе, тот вожатый. Игроки становятся у своих лунок с опущенными палками. Вожатый бросает палку в сучку, произнося: «Всы»; защитники города спешат ее отбить. Вожатый, попавший в сучку, сменяется другим и преимущественно тем, который, стараясь отбить сучку, оставил свою лунку. Игра эта приучает детей к военным упражнениям. Мне случалось видеть, что в нее играли довольно взрослые парни.

В Смоленской губернии в сучку играют чаще осенью. Делают из лык или дерева шар. Выбрав ровное место, чертят на нем круг, а в середине и по окружности круга вырывают ямочки произвольной глубины. Однако следят за тем, чтобы вырытая в середине ямка была бы больше всех. Каждый участвующий в игре занимает только свою ямку; но тот, кто по собственной воле или по жребию остался вне круга, тот катит шар, стараясь попасть в какую-нибудь ямку; стоящие возле них отбивают сучку. Во время того как отбивают сучку, катающий шар должен занять чье бы то ни было место; потерявший его выходит за круг и выполняет работу первого. Когда шар попадет в ямку посреди круга, тогда все должны поменяться местами, и кто потеряет его, тот отправляется катать шар. Для этой игры требуются ловкость и проворство, как и при первой.

Русская игра Клиок

Обрубок дерева в четыре вершка, или чуть побольше, называется клиоком. Его ставят в кружке, называемом поле. Играющие конаются на палке: чья рука, будет выше, тому первым бить клиок; а чья — ниже, тому пасти его в поле. От поля отмеривается условленное расстояние, которое отмечается чертой; из-за нее начинают бить, а пасущий ставит всякий раз сбитый клиок. Кто попадет в него палкой, тот берет ее с собой; а кто не попадет, тот оставляет ее лежать, где она упала. По окончании сбивания пасущий бросает клиоком в одну какую-нибудь из лежащих за полем палку и в чью попадет, тому пасти. Кто же возьмет лежащую в поле палку до того, как она побилась клиоком, тот должен пасти, и это называется клиоковать, т. е. поставить за клиок самого себя, и в него так же метят, как в клиок. Бросающий в клиок может выкупать себя от обязанности пасти, потому позволяется ему целить, и когда он целит, тогда кричат: «Выкупи себя, искупи себя!». Если играющие часто попадают, тогда беда пасущему: он бегает за сбитым клиоком, ставит его; он падает, а над ним смеются! «Горячего! Горячего!» Это значит: поскорей, горячий клиок. Часто утомляют его до того, что он бросает ставить. Тогда гонят его со смехом и дразнят: «Клиок, клиок, горячий клиок!» В клиок играют собственно мальчики, которые допускают и одновозрастных с ними девушек. Эта игра, обнаруживающая меткость и проворство, принадлежит к телесным упражнениям.

Русская игра Шнур

Дети обоего пола приучаются с малолетства прыгать ловко через шнур на всем бегу. Обыкновенно держат его позади спины и опускают каждый раз так, чтобы во время скачки перескочить, не задев его. Эта игра представляет собой гимнастическое упражнение.

Русская игра Веревочка

Это почти то же самое, что шнур. Двое, взявшись за концы веревочки, проворно ее крутят. В это время искусные попрыгуньи перепрыгивают через веревочку и продолжают прыгать, пока не заденут ногой.

Прыганье через веревочку есть любимое занятие детей в Париже. Однако оно и в Петербурге распространено среди детей, забавляющихся на дачах и в Летнем саду.

Детская игра Бумажный змей

Склеивают бумагу величиной в лист или полулист и перекрещивают его двумя деревянными пластинками, по большей части сосновыми. Вверху полулиста делают из трех ниток, в правильном размере, рот; к нему прикрепляют шнур из сученых ниток, а внизу полулиста привязывают хвост из мочал или бечевки.

Подо ртом привязывают трещотки, склеенные из бумаги. Все это образует змея, которого пускают на шнуре, во время ветра. Он поднимается довольно высоко, насколько позволит длина шнура. По этому шнуру посылают к змею вырезанные круглые бумажки, называемые посланки. При сильном ветре змей извивается, вертится и кружится; от привязанного к нему языка и отправляемых посланок он трещит, гудит и кувыркается с ревом. Пускатель змея восхищается его треском и его изворотами. Пускание змеев подало Франклину мысль исследовать воздушное электричество.

Детская игра Рыбка

«Рыбка» — это общая для мальчиков и девушек игра. В нее играют чаще осенью, потому что во время летних работ все бывают заняты. Играющие в рыбку вбивают колышек и к нему привязывают веревочку; около колышка набрасывают в кучку ошметки, т. е. поношенные лапти, башмаки и сапоги, и как можно побольше.

Все это представляет рыбу, которую нужно воровать. Держащий веревку называется коноводцем: он бережет рыбку, но ее вытаскивают из-под его ног; шумят, кричат и дразнят коноводца, который бьет ворующих ошметком. Всякий избегает быть коноводцем, потому что когда разнесут всю рыбку, тогда он убегает от побоев воров, чтобы спрятаться в каком-нибудь месте. Во время его побега в него бросают ошметками. Тем и оканчивается игра, но при ней собираются следующие правила: кого ударит коноводец ошметком, тот должен водить; кто водит, тот обязан складывать около колышка унесенные ошметки и сторожить их.

Не напоминает ли игра «рыбка» тех самых лиходеев, которые обкрадывают своих соседей?

Детская игра Тюзик

Тюзик — небольшая палочка, длиной не более пяти вершков3; с обеих концов она кругло подструженная, чтобы при ударе по концу могла подскакивать вверх. Палка для тюзика приготовляется более аршина4. Начинающий игру кладет тюзик на черту, бьет по его концу, и если он подпрыгнет вверх, то он подбивает его на лету. Следующий за ним игрок идет к тому месту, где упал тюзик, бросает оттуда в черту, приговаривая: «Чур не отбить, не выкрут, не подкавырушки, как лежит, так и бить, не козлом воротить».

Это приговаривает всякий, кто бросает тюзик. Если кто вбросит тюзик в черту, то он сам его бьет; если не вбросит, то бьет с того места, на которое тюзик упал. Делают двенадцать ударов, кто ударит в тринадцатый, то говорят: «Палка на баню». Кто после всех сделает двенадцать ударов, тому гонят куры. Взяв в левую руку тюзик и положив его на спину, бьет каждый по три раза. Кому гнали куры, тот за всякие три раза отбивает назад тюзик только два раза, а за третий раз он прыгает на одной ноге к черте. Если он перегонит тюзик за черту то прыгают на одной ноге все гнавшие кур от тюзика к черте. Все они называются

московскими курами. Есть еще петербургские куры, которые разыгрываются так подбросив вверх тюзик одной рукой, бьют его той же рукой, только вкось.

Детская игра Орешек

Дети выбирают какое-нибудь возвышенное место: бугор, высокий край канавки, даже камень или лужу. Одна половина играющих становится на избранном месте, заменяющем крепость, а другая нападает на нее и старается выгнать из укрепления. Если осаждающие успеют занять крепость, то становятся на месте осаждаемых и кричат: «Наш город Орешек!» Вытесненные из <)решка начинают потом сами осаждать его и до тех пор продолжают осаду, пока не овладеют крепостью и не закричат в свою очередь: «Наш город Орешек!» Таким образом, место переходит беспрестанно от одних к другим.

Игра «орешек», по-видимому, одна детская шалость, но, вникая в нее, вы обнаруживаете, что это напоминание о взятии крепости Шлиссельбург, которая в древности принадлежала нам и называлась Орешком; затем шведы отняли его у нас и переименовали в Нотебург (шведское слово, которое значит Орешек); но после взятия его Петром I он назвал его Шлиссельбургом (ключом города).

Орешек, переходивший несколько столетий из рук в руки, памятен борьбой наших предков со шведами, пока Петр I не решил спор. Этот спор государств за обладание северо-западной страной сильно врезался в память жителей этого края и преобразовался в игру «орешек», в которую играют только в Шлиссельбурге (Петербургской губернии).

Детская игра Терять

Весной, до захода солнца, собираются дети обоего пола на зеленую траву или перед домом и, взявшись за руки, составляют круг, но таким образом, что лица играющих обращены к окружающим их предметам, или? лучше сказать, оборачиваются спиной друг к другу и начинают кружиться в одну какую-либо сторону, с пением или без пения. Чтобы не оторваться от круга и потом не упасть, надобно уметь хорошо держаться за руку и иметь твердость в ногах; но как часто случается, что при кружении дети спотыкаются и падают, то над падающими смеются, как везде. Упавший — уже потерянный, его даже не принимают в игру; его теряют, почему игра называется «терять». Эта игра — просто детская забава.

Детская игра Ласы

После выпадения первого снега дети катают из него шары, обливают их водой, и замерзшие эти шары, называемые ласами, продают дурням. Отсюда произошла поговорка точить лясы, т. е. нести вздор.

Ласы покупаются на бабки; играющие в ласы назначают особое место для рынка; сюда сходятся покупать коров. «Продай корову»,— говорит один. «Изволь»,— отвечает другой и бросает ему ногой свою ласу. Непроданная ласа приобретается ловким попаданием в нее бабкой; если не попадет в ласу, то сам платит бабками, по сделанному наперед условию. Игра продолжается, пока кто-то не проиграет своих бабок.

Детская игра Волчок

Волчок — продолговатая деревянная шишка с деревянным шпилем или костяная шишка с таким же шпилем. Намотав шнурочек на шпиль, вкладывают его в просверленную на деревянной лопатке дыру; потом дергают за конец шнурочка, выпущенного из-под шпиля, и пускают волчок по ровному месту, но чаще всего по деревянному полу. Выпущенный волчок делает прыжки, свистит и гудит.

Эта игра старинная и любимая детьми; ею забавляются преимущественно в доме осенью и зимой. Охотники пускают волчок по льду, но такие охотники — далеко уже не дети. Волчок служит только для забавы. В других местах волчок называется кубарем, которым так же играют, как волчком. Поговорка — он ходит кубарем — произошла от кружения кубаря, описывающего круг, или лучше сказать: он ходит кругами, делает круги и мыслети, изворачиваясь то в одну, то в другую стороны.

Девичьи игры

Мак

Несколько девушек, собравшись на лугу, в поле или около домов, означают одного какого-либо мальчика земледельцем; сажают его посредине своего круга и, взявшись за руки, поют:

Маки-маковычки,

Золотые головочки!

В подзагорье зеленый мак.

Маки-маковычки,

Золотые головочки!

Потом они спрашивают земледельца: «Поспел ли мак?». Тот отвечает, что он еще пашет землю для посева мака; потом отвечает, что сеет, и продолжает им отвечать до тех пор, пока мак coзреет. При каждом ответе девушки поют прежнее, пока он не скажет, что поспел мак. При этом слове они устремляются на земледельца и щиплют ему голову вместо мака. Эта игра пришла из хороводной забавы «Мак», и она означает расцветающую весну, когда столько удовольствий и забав для девушек и столько тягостей для земледельцев.

Русская игра Горелки

В эту игру играют по всей России. Вечером собираются девушки на просторное место, на луг или в сад. Взявшись за руки, Становятся попарно в кружок; одна из них должна «гореть»: она помещается в середине круга и стоит как бы безучастна. В это В это время остальные девушки разбегаются в разные стороны попарно и кого она успеет разлучить, та занимает ее место.

Дети играют иначе: впереди стоит тот, кто должен гореть, а позади его — две пары. «Горю» бежит впереди, за ним, на несколько от него шагов, те обе пары, которые держатся за руки. Он оборачивается, хочет схватить кого-нибудь; пара разбегается, бежит в стороны; он не дает им соединиться, бегает за ними, но они схватились за руки и, конечно, над ним смеются, хохочут и опять заставляют его «гореть». Если же он поймает одного из разлучившейся пары, то разлучившийся играет «горю», а сам он становится на его место, и таким образом продолжается игра, которая, доставляя повод порезвиться детям, развивает тело, и потому детские горелки есть нечто иное, как беззаботное и веселое беганье.

Еще играют в горелки так одна из девушек становится среди комнаты и говорит жалобным голосом: «Горю, горю на камешке; кто любит, тот сменит меня». Если нет ответа, то она сгорает от любви. Но на ее призыв подходит мужчина, берет за руки и целует ее. Сам он становится на ее место и говорит то же. Любящая его немедленно сменяет. Эта игра больше для девушек, но она допускает в свой круг и молодых людей, которые пользуются случаем для выражения своих чувств. Каждая забава девушек имеет свои хитрости, оправдания и обман; и даже самые строгие и опытные матери, ловко проводимые своими дочерьми, хвалятся, что их дочери только резвятся.

Любовь давно тревожит сердце девушки, а девушка давно мысленно ищет любимого и сгорает по нему. Для девушки не существует «нет». Она в своем воображении заранее создает образ любимого. Девушка в шестнадцать лет — не-тронь-меня, она тогда еще нерешительная, боязливая, а в восемнадцать лет — задумчивая, мечтательная и вспыхивает, как порох.

Русская игра Лычки

Эта игра изобретена деревенскими девушками, чтобы целоваться с парнями. Одна из девушек берет по числу парней лыки, перегибает их поперек через указательный палец и спутывает концы; потом подзывает к себе парней и девушек и предлагает им выбирать любой конец. После того как все концы разобраны, те, которые держатся за концы, должны целоваться.

Русская игра Сижу посижу

Любовь везде с проделками, и в этот раз составляет любимую игру девушек «Сижу-посижу», потому что в ней представляется случай полюбезничать и поговорить вдоволь с тем, кого любишь. О, это много для влюбленных. Девушки и мужчины садятся на лавках в кружок или на ковре, постланном на полу. Одна девушка с завязанными глазами, как слепой амур, ходит в кругу и говорит:

Братцы, сестрицы, Приймите меня!

Сидящие молчат, она продолжает просить:

Русская игра в Горелки

Душенька сестрица, Миленький братец, Приймите меня!

Ей отвечают: «Садись с нами, миленькая сестрица». В других местах говорят: «Иди, садись с нами». Она идет, садится кому-либо на колени и говорит: «Сижу посижу». У кого она сидит, тот должен молчать, а остальные спрашивают: «У кого она сидит?» Если отгадает, то тому играть сижу-посижу. Случается, что девушка сидит да посиживает на коленях милого ее сердцу, притворяясь, что не знает,— женское лукавство! Мужчины хохочут и бьют в ладоши, а девушки досадуют и с завистью смотрят на подругу.

Русская игра Без соли соль

Эта игра живая и редко проходит без ссоры. Девушки бросают между собой жребий, кому из них сидеть с завязанными или зажмуренными глазами, а кому ловить и перескакивать через ноги с закрытыми глазами. Кому выпала участь сидеть, садятся друг против друга с протянутыми ногами, зажмурив глаза и заложив за спину руки. Прочие девушки, приговаривая: «Без соли соль», перескакивают через их ноги; сидящие же должны ловить. Пойманная часто огорчается, говоря, что ее поймали с открытыми глазами. Начинаются упреки, за упреками — укоризны. Но старушки, наблюдающие за играми, мирят их. Пойманная садится на место поймавшей, и игра продолжается снова.

Русские Игры Жмурки

В «жмурки» играют не только девушки, но также дети и взрослые молодые люди. Играют в летнее время и зимние вечера. В Великоруссии она превращена в действующие лица игры слепого козла, а в Малороссии — в панаса. Одной из девушек завязывают глаза, ведут ее к дверям и ставят вместо слепого козла. Тут козел стучит ногами, бодает рогами в дверь; на его стук сбегаются, бьют по его спине ладонью и, переменив голос, говорят: «Афанас, не бей нас; Афанас, ходи по нас».

Часто не все девушки спрашивают, а только бьют, бегая около него, и когда он повернется, разбегаются во все стороны. Козел должен ловить их, потому для этого избирают прыткую и изворотливую. Несметливая девушка гоняется до поту и не может поймать. Тогда, из одного сожаления к ней, ее сменяют другой.

Во время игры рассерженный козел бегает по комнате, скачет через стулья, столы, скамейки; все опрокидывает или сам падает. Около него прочие кружатся и постоянно раздражают новыми побоями, насмешками и криком. Резвое и безотчетное беганье доставляет неизъяснимое удовольствие для молодежи. Часто случается, что в «жмурки» допускают молодых мужчин, и тогда преимущественно из них избирают козла. Пойманный в игре сменяет козла.

В Малороссии панас, то же самое, что Афанасий, отводится к дверям с завязанными глазами. Панас получает удары, с приговором: «Панас, Панас не ходи по нас, Панас, узнай нас, Панас, лови нас». Он бросается ловить и ловит ту, которую любит, и как бы нечаянно жмет руку или держит, ухватив ее. Замечено, что влюбленные чаще всех играют. Над ними смеются, но любовь ничего не видит. Любовь и в игре находит свое место, и то не игра, где нет ее.

В некоторых селах «жмурки» называются кулюкушки и кулючки, и это преимущественно в Пензенской губернии. Там после конания (жребия), кому играть, завязывают глаза или вместо конания один из игроков марает сажей свой палец и, зажавши его с прочими, подходит ко всем и предлагает выбрать любой палец, и, кто возьмется за палец в саже, тому завязывают глаза платком или нахлобучивают на глаза шапку, подводят к дверям, а иногда толкают со смехом, говоря: «Ступай в кут, там блины пекут, тебе блин дадут». Подойдя к дверям, он стучит, а его спрашивают: «Кто там?» — «Дядя Тарас».— «Ходи по нас, не открывай глаз». После этого сами ходят тихо около дяди Тараса, прижимаются, прячутся — он бросается во все стороны по стуку, беготне и смеху. Поймав кого-либо, он должен отгадать его имя; если он не отгадает, то он снова дядя Тарас. Когда он поймает двух или более, то ему говорят: «Пень да колода»,— и он отпускает их. Когда он поймает одного и назовет по имени, тогда пойманный занимает его место.

Русские Игры Котики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.106 с.)