Русская игра Кости, или зерна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская игра Кости, или зерна



Игра в «кости», или «зерна», была широко распространена у греков и римлян. Неизвестно, когда она перешла к нам и стала азартной игрой, от которой разорялись целые семейства. Кости делались продолговатыми, их бросали вверх и если падали белой стороной, то это означало проигрыш. Эта игра преследовалась взысканием денежной пени.

Царь Михаил Федорович постановил взыскивать с играющих в зерна по 2 рубля10. В царствование Алексея Михайловича и всех наших государей строго запрещалось играть в кости. В наше время она почти вышла из обихода, по крайней мере, к ней уже не пристрастны. Если играют, то по деревням и небольшим городам и большей частью не на деньги.

Игра «пристенок», называющаяся иначе «орел», или «орлик», «кости», или «зерна», и «орлянка», выражают желание прибыли благодаря удаче, счастью, а не уму и благородным трудам.«Зерна» — азиатская игра: она была известна аравийцам, оттуда перешла в Персию, а затем — в Кипчакскую Орду, которая, передав нам некоторые свои обычаи и одежды, познакомила нас с этой игрой. При исследовании Сарая12 я находил зерна и кости с отметкой на них очков черной краской.

Русская игра Перетягивание веревкой

Берут длинную веревку и подают игрокам, к которым немедленно присоединяются другие. Одна половина перетягивает другую, и кто кого перетянет, та взяла. Случается, что натянутая веревка рвется, и тогда вся половина, которая не устояла на ногах, падает друг на друга; с противоположной стороны — смех и радость, к досаде упавшей.

При перетягивании упираются ногами о землю как можно крепче, но не позволяют хвататься ни за стену, ни за столб и т. п.

Русская игра Гусек

Им забавляются в любое время не одни молодые, но и пожилые. Для этой игры покупают специально сделанную доску с проведенной на ней двойной извилистой чертой. По обеим сторонам черты нарисованы в кружках гуси, постоялый двор, темница, кружало и числа. Перед игрой бросают кости, и кому достается их больше, тому ходить первому. Кто успеет поставить вперед шашку на гуська, тот имеет право ходить вперед и назад.

Прочие игроки, с меньшим числом очков, могут только ходить вперед и заходить на постоялый двор. Тут платят за постои, смотря по условию игры; кто зайдет в темницу, тот лишается игры. Выигрыш остается всегда у того, кто дойдет до последнего знака.

Игра в «гусек» имеет некоторое сходство с шахматной игрой.

Русская игра Шахматы

Эта игра известна с самых древних времен, и должно думать, что она перешла к нам от татар, которые, без сомнения, переняли ее от восточных народов, ибо она восточная игра. При исследовании мной Сарая я находил шахматные фигурки из пальмового дерева.

Другие полагают, что игра в шахматы персидская только потому, что она в Персии широко распространена. Иностранцы говорят, что наш народ проводил свободное время за этой игрой и она была столь любимой, что все, от простолюдина до царя, играли в нее без исключения, обнаруживая в ней всю изворотливость своего ума.

Сидельцы и купцы играли не только дома, но в своих лавках, на рынках и площадях. По праздникам и будним дням все почти были заняты шахматной игрой.

При воспитании великокняжеских детей учили, между прочим, шахматной игре, без сомнения, по той причине, что она изощряла умственные способности. Царь Иоанн IV, будучи уже перед смертью, попросил шахматную доску и готовился играть со своим любимцем князем Вельским. Сидя на постели, он сам расставлял фигуры и вдруг закрыл глаза навеки.

Русская игра Шашки

В шашки играют на такой точно доске, как в шахматы, с той разницей, что шашки не требуют большой хитрости, но навыка; шахматы же требуют очень хорошего соображения, тонкости, ловкости и изворотливости ума.

Из шахматной игры возникла игра в шашки; последней занимаются сейчас гораздо больше, чем первой. Нет места по городам, где бы не было шашек. Особенно она сделалась любимой среди купцов, которые, сидя в гостином дворе, проводят целый день в этой забаве. Замечательно, что обе упомянутые игры составляют одно препровождение времени, но не играют на деньги. В шашки играют в дамки, в поддавки и в волки.

В первом случае стараются или перебить все шашки, или запереть их, во втором — поддавать все свои шашки, чтобы противник перебил их; в третьем — две шашки, называющиеся волками, ходят во все стороны, вперед и назад и бьют овец — противоположные им шашки. Но все искусство состоит здесь в том, чтобы овцы загнали волков, не дали им ходу и не допустили бы волков резать овец.

Многие иностранцы пишут, что шашки были любимым занятием наших предков еще в самое древнее время.

Русская игра Ломка пряников

Несколько парней, сговорившись между собой, отправляются к прянишнику, это бывает в большие праздники, и там ломают или бьют пряники пальцами, смотря по тому, какой между ними уговор: ломать на пять частей или больше? Это выражается у них так: «Хочешь ли на пять? Даешь на пять?» Тогда игрок, взяв за угол пряника двумя пальцами, бьет его об скамью или о что-нибудь другое, но чтобы он разлетелся на столько частей, на сколько было условлено.

Разлетевшиеся части собирают и складывают из них весь пряник, чтобы осмотреть: не было ли в нем отверстия?

Если найдется дырка, то ломавший проигрывает; если же разбитые кусочки составляют одно целое, то ломавший берет себе пряник, а один кусочек дает покушать проигравшему. Игра возобновляется и продолжается по согласию. В этой игре обнаруживается сила и искусство и она — чисто русская.

Русская игра Борьба

Искусные борцы берут не силой, а ловкостью: противник старается схватить своего противника так, чтобы он потерял равновесие, тогда он смело может повалить или бросить его на землю, как игрушку. Искусившиеся в борьбе часто ломают друг друга до изнеможения, по нескольку часов, и потом расходятся.

Ожесточенные же схватываются, жмут так крепко, что, кажется, слышишь, как хрустят кости, или душат, пока не упадут оба. Проворный вскакивает, бросается на лежачего и указывает на него с торжествующим видом, но падение противника не считается за победу.

Она тогда только признается, когда кто-то из двух поборет без лукавства и хитрости, потому что некоторые из них подставляют ногу и сбивают. Нужно, говорят искусные в борьбе, побороть ловкостью.

Эта игра была любимой у древних греков. В ней особенно отличались на Олимпийских играх, и победителей украшали лавровыми венками.

Русская игра Кулачный бой

Это древняя забава наших русских удальцов. Идти на кулачный бой — это значило потешиться или провести праздник в полном разгуле, что представляло особый род военного упражнения, которое приучало молодых людей к смертоносной битве.

Восточные народы вели битвы рукопашным боем: крепкий кулак защищал его также хорошо, как и оружие, которое состояло у древних из коротких железных мечей, копьев и вооруженных слонов. После усовершенствования ручного оружия и изобретения огнестрельного все изменилось. Битвы велись согласно науке, а воины стали исполнителями предначертаний полководца.

Кулачный бой

Кулачная потеха на Руси известна с древних времен. Наши летописцы говорили о ней еще в нач. XIII в. с какой-то восторженностью. Великий киевский Мстислав III и князь псковский Владимир, ободряя перед битвой своих союзников, новгородцев и смоленцев, к храброму отражению великого князя Юрия Всеволодовича, предоставили им на выбор: или сразиться на конях, или пешими. Новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках». Впоследствии кулачный бой сделался забавой нашего народа.

Кулачные бои велись один на один, стена на стену или свалкой. Самыми популярными из них были бои один на один. Бои начинались с зимнего Николы и продолжались до сборного воскресения. В праздничные дни мальчишки и взрослые сходились за городом на обширном месте, или на городской площади, или на покрытой льдом реке. Там подавали знак свистом, чтобы собирались сюда охотники-бойцы.

Городские бойцы всегда брали верх над деревенскими. Прославленным бойцам вменялось в честь пить водку, считалось за бесчестье брать подарки, которыми их сманивали на свою сторону, и этим терялась их слава. Когда стена билась на стену, тогда боец прятал в рукавицах чугунные бабки или камни. Дети начинали бой. Запасные бойцы стояли в отдалении, наблюдая за бьющимися; каждая из сторон уговаривала отличных бойцов перейти на их сторону, обещая им большие подарки и вина до упою.

Когда стена гнала стену, тогда молодец-боец, или надежа-боец, засучив рукава и сжав со скрежетом зубов оба кулака, летел бешеным зверем, с распущенными волосами, и наносил страшные удары. При общей свалке уже действовали не одни руки, но ноги и колени; били безжалостно своих противников в живот, в грудь и лицо; но лежачего не били, оттого вошло в поговорку: лежачего не бьют. Кто дольше других удерживался на месте и лучше переносил удары, тот приобретал уважение и превозносился даже его недругами. После того как стена была пробита, оставались на месте одни бойцы-молодцы.

Их битва была ужасная. Одни из них схватывались, ломали друг друга, били в лицо, кровь лилась, и в разъяренном неистовстве вцеплялись в волосы, били под легкие, и оба падали полумертвыми. Другие бежали на выручку товарищам, нападали на надежу-бойца, который стоял уже бледный как смерть.

Он не сдавался, переносил жестокие побои и вдруг, уловив счастливую минуту, ударял одного под глаза, другого в висок, и оба протягивались со стоном у его ног. Надежа-боец сопровождался всеобщим радостным криком: «Наша взяла!» Но если он был не в состоянии перенести ударов, то, чтобы сохранить свою жизнь, нужно было упасть на землю, лежачего не бьют, но такой оставался в поругании. Очень часто случалось, что многих находили на месте убитыми или совершенно изувеченными. После боя поклонники вели своего богатыря по улице, при пении громких песен, и вводили его в питейный дом.

Указами 1684 и 1686 годов и другими строго воспрещались кулачные бои. Было время, когда наши бояре, тщеславясь своими бойцами, поили и кормили их со своего стола, бились об заклад и сводили их для своей потехи. Было время, когда старики, воспламеняя умы молодых людей невероятными рассказами об удальстве бойцов, пробуждали в них страсть к кулачному бою.

В Англии наша молодецкая забава обратилась в искусственный бокс. Там бьются друг с другом по правилам. Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими бойцами, сводили их в Москве с боксерами. Достопочтенные лорды сами приезжали сюда и выставляли боксеров на дюжий кулак русского, который, будучи незнаком с искусством, так метил удачно в бока и лицо, что часто с одного раза повергал тщеславного бойца на землю.

С тех пор боксеры перестали мериться силами с бойцами. Из наших бойцов славились казанские, калужские и тульские оружейники: Алеша Родимый, Тереша Кункин, Зубовы, Никита Долгов и братья Походкины. Тульские бойцы и ныне славятся, но каждое место имело своих удальцов.

 

Игры для Мужчин и Женщин

Русская игра Ужище

Берут двое за концы веревку, которая называется ужищем, и вертят ею по воздуху. Игрок становится посредине, и в то время как вертят, он прыгает с большой ловкостью, чтобы его не задела веревка, которая от сильного верчения задевает неловкого по голове и ушам.

В этой игре проявляется проворство русского человека. Скачки бывают столь ловкие, что невольно приводят в изумление. Эта игра очень напоминает прыжки через шнур.

Русская игра Колючки

В скучные зимние вечера девушки и мужчины забавляются ею с большим удовольствием, играя в игру «колючки». Собравшись в одно место, они перешептываются сначала между собой, а потом мужчины и девушки идут прятаться, как того требует игра. Девушка или мужчина, кому нет пары, садится где-нибудь в углу или около стены; лицо и глаза завязывают платком.

В это время все остальные прячутся, а сидящий говорит: «Колю, колю, баба! Не выколи глаза. Пора ли?» Если отвечают «нет», то он снова повторяет эти слова, и когда все спрячутся и на его вопрос отвечают «пора», тогда он начинает отыскивать спрятавшихся, и первый пойманный сменяет его, а все попрятавшиеся сзываются. Иногда первый пойманный помогает ему отыскивать. Отысканный самый последний должен «колюкать».

Русская игра Жгут

В кружок садятся мужчины и женщины. В середине кладут платок или шапку, и каждый из сидящих должен поднять ее как можно скорее. Между тем позади их ходит один игрок с жгутом, плетенным из платка или чего-либо другого, и бьет того, кто дотрагивается до его жгута, говоря: «Кому раз, кому два, а кому ничего». Кто ничего не делает, тому кладут за его спиной жгут, а сосед немедленно хватает жгут и хорошо проучивает его за бездействие и потом бросает жгут в кружок. В это время ходивший со жгутом надевает на него шапку и кого окликнут, тот делается жгутовкой.

Играют еще иначе. Садятся в кружок девушки и парни и передают друг другу жгут, плетенный из платка. Один ходит вокруг передающих, старается его схватить или не допустить передачи другому. Когда он не успеет поймать, тогда игроки бьют его своими жгутами и немедленно передают общий жгут. Поймавший жгут бьет оплошавшего, и тот выходит из круга. Игра продолжается до последней ссоры, ибо нужно иметь особое терпение, чтобы переносить удары.

Нельзя охарактеризовать в точности эту игру. Иные, ловя друг друга на бегу, стараются побить жгутом, и побитый исключается из игры или он занимает место жгутовщика, бегает за другими, чтобы их побить. Но если бегущие не видят себе спасения от жгутовщика из-за его быстроты или из-за своей усталости, то им позволяется, остановясь на бегу, сказать: «Чур меня!» Всякий из них, добежавший до столба, дерева, здания и т. п., должен ухватиться за них руками, плюнуть на землю, и если жгутовщик хотел бы его ударить, то остановившемуся стоит только сказать: «Чур меня!» Если же жгутовщик ударит игрока, то он сам подвергается наказанию других, тогда — горе ему! Удары сыплются на него.

В Малороссии разыгрывают жгут по большей части одни парни. Они садятся на землю в тесный кружок, поднимают колени и передают из-под колен друг другу жгут. Один из парней, сидящий на ногах кого-либо из играющих, ищет жгут. Передающие из-под колен приговаривают: Шый, пошывай,— и, обманув сидящего на ногах, бьют его жгутом. Побитый бросается в ту сторону, в которой показался жгут. Но его стараются передать из-под колен, чтобы ищущий не заметил, у кого он. Если ищущий успеет поймать жгут, то он бьет им виновного по спине и садится на его место, а тот садится на ноги кому-либо из играющих, и игра продолжается по-прежнему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.023 с.)