Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская игра Рекрутский наборСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Это забава не русская, но поскольку укоренилась она давно у нас, то и составляет нашу собственность. Играющие девушки и мужчины разделяются на две половины; девушки садятся на стульях, имея при себе один пустой стул, предназначенный только для своего рекрута; мужчины уходят в особую комнату и ожидают призыва. Между тем каждая девушка, загадав про одного из мужчин, ожидает с любопытным нетерпением его выхода. Угадает ли он ее мысли? Угадает ли он, что она про него задумала? И точно ли он ее любит? И думает ли он о ней? Мужчины, со своей стороны, думают и гадают: понравятся ли они или нет? При обоюдном трепетном ожидании стоящий у дверей часовой требует под станок рекрута. Рекрут выходит и садится возле избранной им девушки, и если она не любит его, или не желает любить его, или не нравится он ей чем-нибудь, то она начинает хлопать, а за ней все, и с него берут фант за то, что не угадал, или, как хотите, за то, что не понравился. Это явное осмеяние приводит иного в бешенство, но приличие и сама игра запрещают выражать неудовольствие. Насильно мил не будешь. Он возвращается в рекрутскую комнату, разумеется, и тут начинают насмехаться над ним. Каждому забракованному рекруту позволяется еще выйти два раза, но не иначе как по требованию часового. Если рекрут нравится девушке, то его не сгоняют с места: он садится возле своей избранной и участвует в игре с прочими до окончательной переклички. Если забракованные рекруты не были первоначально по сердцу, то их стараются обласкать и, позволяя им надеяться на любовь, разрешают для скорейшего окончания игры садиться возле девушки. Тогда девушки встают со стульев и идут в рекрутскую; на их места садятся мужчины и набирают рекрутов из девушек по прежнему порядку. Мужчина, обиженный нерасположением к нему девушки, мстит ей хлопаньем, а за ним хлопают и все остальные. С прохлопанной берут фант. По окончательной перекличке или, лучше сказать, по набору всех рекрутов разыгрывают уже фанты. Но при этом наблюдают, чтобы с каждой и каждого непременно был взят фант, а до тех пор не приступают к разыгрыванию фантов. В «рекрутский набор» не всюду играют однообразно. Бывают небольшие изменения. Мужчины и девушки разделяются на две половины. Мужчины, изображающие рекрутов, уходят в особую комнату, которая называется рекрутской, а оставшиеся девушки составляют членов присутствия, и их комната называется рекрутским присутствием. В этом присутствии условливаются о том, кому какого рекрута принять себе. Усевшиеся по местам имеют при себе отдельное кресло или стул. Потом одна из присутствующих объявляет: «Присутствие открыто!» Отворяется дверь: один из рекрутов входит, становится посредине рекрутского присутствия и кланяется наудачу присутствующим. Если он поклонился той, которая его выбрала, то все кричат: «Годится!» Он кланяется присутствию в другой раз, целует избравшую его и садится возле нее. Если рекрут поклонился не той, которая избрала его, то кричат: «Не годится»,— и он выходит за дверь, сопровождаемый хлопаньем. После него выходит другой рекрут, и они продолжают выходить, пока не переберут всех. Когда усядутся все рекруты возле присутствующих, тогда девушки становятся рекрутами, а прежние рекруты — присутствующими. Игра продолжается до тех пор, пока ее не переменят на другую. Из игры «рекрутского набора» составляются часто свадьбы. Что же означает эта игра? Выбор невест и женихов. Девичник. Гравюра XIX в. Русская игра Курилка Некоторые считают эту игру древнегреческой и что она будто бы перешла к нам давно. По самому названию она означает русскую забаву. Курилка, от слова курить, показывает всякое курево и горящую лучинку, которая в иных местах заменяется словом курилка. Когда все усядутся в кружок, тогда зажигают лучинку и передают ее друг другу. Во время передачи все поют протяжно унылым голосом: Жив, жив курилка, Жив, жив и умер! А у нашего курилки Ножки долгеньки, Душа коротенька. Если при последнем слове погаснет лучинка, т. е. курилка, у кого-нибудь, то берут с того фант. Потом снова зажигают и продолжают зажигать курилку, пока не наберется большое число фантов, которые наконец разыгрывают. Курилка выражает пламенную любовь, и как скоро потухает лучинка, так скоро исчезает любовь, и чтобы снова пробудить ее, необходимо вновь воспламенить сердце, и поэтому лучинку зажигают снова. Ничто не может существовать в природе без любви, без нее все мертво. Печально протяжный напев всего более высказывается в словах: жив и умер курилка, т. е. пожил в любви и умер. Счастлив тот, кто умел любить; но несравненно счастливее тот, кто не играл любовью. Потеряв ее однажды, нельзя согреть сердце прежним чувством. Русская игра Именами Избранные четыре особы предварительно заготовляют игру именами. Первая особа записывает на бумаге имена всех присутствующих мужчин, вторая — девушек, третья назначает, что им делать, а четвертая — где делать. Это делается без всякого сговора между пишущими. После окончания дела они объявляют игру. Все усаживаются по местам и ожидают своего приговора. Первая особа произносит, например: «Андрей», вторая — «Елизавета», третья — «танцевать», четвертая — «в комнате». Бывают весьма замысловатые и острые проделки, но никак не разрешается выходить за рамки приличия. Если кто прослышит свое имя, с того берут фант; набрав их, разыгрывают. Игра «именами» на первый взгляд кажется одной забавной шуткой; но в них во время этой игры часто проявляются ревность и досада, когда приходится выполнять назначение. Один ревнивый мужчина, который не знал ревности, побледнел от гнева, когда увидел, что сопернику пришлось поцеловать его красавицу; другой ревнивец, муж, рассорился со своей женой за то, что ей пришлось позволить молодому ветренику обнять себя. Но слова из игры не выбросишь, а дела не утаишь. Игра «именами» — мука для ревнивцев: она, допуская проделки резвой и беспечной шалости, обнаруживает волнения и страсти, удовольствия и страдания. Русская игра в Птицы Сомкнув стулья в кружок, садятся и назначают, кому какой быть птицей. Кто соловей, кто жаворонок, кто канарейка, кто голубь и т. п. Один кто-нибудь говорит: «Села» (т. е. летевшая птица). Другой спрашивает: «Кто села?» — «Канарейка».— «Где?» — «На веточке».— «Полетела».— «Кто полетела?» — «Канарейка».— «Куда полетела?» — «К жаворонку». Играющий жаворонка начинает говорить то же самое, а канарейка спрашивает. Если же играющий жаворонка прослышит свое название, то с него берут фант. Русская игра Воробей Играющие называют себя именами деревьев или кустарников, например яблони, малины, дуба, березы, смородины, вишни и т. д. Кто-нибудь начинает говорить: «Чив! Чив! Сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню». Кто яблоня, тот продолжает говорить, и играют до тех пор, пока не наберется достаточное число фантов. За всякую медлительность или запамятование своего прозвища берутся фанты, которые потом разыгрываются. Русская игра Почта Каждый из играющих называет себя каким-нибудь городом: кто Петербург, кто Полтава, кто Астрахань, кто Саратов и т. п. Один говорит: «Динь, динь!» Другой спрашивает: «Что едет?» — «Почта»— «Откуда?» — «Из Петербурга».— «С чем?» — «С письмами или цветами» и т. д.— «Куда?» — «В Полтаву». Назвавшийся «Полтавой» говорит: «Динь, динь!» А «Петербург» продолжает спрашивать. Но если кто прослышит свое имя, то с него берут фант. Набрав достаточно фантов, их разыгрывают. Обе игры, птицы и почта, служат только приятным времяпрепровождением и, кроме игривости, ничего особого не заключают в себе. В Польше так же играют в почту. «Татарам»,— «Что едет?» — «Почта».— «Откуда?» — «Из Варшавы».— «Куда?» — «Во Львов». Названный «Львовом» принимает почту. Русская игра Синоним Один из числа играющих выходит в другую комнату, а все прочие загадывают названия двух вещей одного содержания, например: штоф, который понимается как сосуд с какой-нибудь жидкостью; материя, которой обивают мебель и из которой шьют платья; или например: коса, которой косят траву и которая украшает девушек и т. п. После загадывания играющие вызывают сидящего в другой комнате, который должен отгадывать. Он начинает спрашивать у крайнего: «Как вы любите?» — «Я люблю его видеть на окнах». Другой: «Я люблю, когда он бывает чем-нибудь наполнен»; третий: «Я люблю его видеть на женщинах»; четвертый: «Я люблю его видеть на сарафанах» и т. д., отвечая все по очереди. Если же он не отгадает, как что любит, то с него берут фант. Тогда он выходит в другую комнату, для него снова загадывают и до тех пор продолжают, пока не отгадают. У кого же отгадал, то с пойманного берут фант, он же делается отгадчиком, а отгадавший поступает в число играющих. Когда наберется достаточно фантов, их разыгрывают. «Синоним» — французская игра и перенята нами. Это весьма трудная игра, ибо она требует особой остроты ума и сметливости и служит не для одной забавы, но и для развития памяти. Желательно, чтобы ею чаще занимались. Русская игра Кухня Каждый из играющих выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож, миска, печь, кочерга, ухват, сковорода и т. д. Один кто-нибудь начинает спрашивать, начиная с крайнего и указывая на окружающие предметы или на самого себя. Подходит к «тарелке» и говорит: «Это что у вас в носу?» — «Тарелка».— «Это что на губах?» — «Тарелка».— «На чем вы сидите?» — «На тарелке» и т. д. «Тарелка» всегда должна отвечать «тарелка», на что бы он ни указал или что бы ни спросил; но если она засмеется, то с нее берут фант, и она начинает спрашивать в свою очередь. Например: «Кто вы такой?» — «Ухват».— «Ухват! Кого любите целовать?» — «Ухват» и т. д. После того как наберется достаточное число фантов, приступают к разыгрыванию их. Кухня — превеселая, шуточная и забавная игра. Она невольно вызывает смех и хохот у всех играющих, и редко кто из них не поплатится фантом, потому что нужно большое терпение и чрезвычайная серьезность, чтобы не засмеяться, когда спросят вас: «На чем вы сидите?» — «На кочерге».— «На чем вы ездите?» — «На кочерге».— «На чем спите?» — «На кочерге». Игра «кухня» веселит всех играющих, потому она проявление резвости. Русская игра Весь туалет Точно также и в этой игре каждый называет себя особым каким-нибудь названием предметов туалета: кто чепчик, кто шляпа, кто шпилька, чулки, помада, духи, корсет, башмаки и т. д. В середине их стоит кто-нибудь из играющих и говорит: «Барыня спрашивает шляпку». Кто носит название шляпки, должен отвечать: «Здесь».— «Барыня спрашивает шпильки».— «Здесь».— «Барыня спрашивает чулки».— «Здесь» и проч. Если кто-то из играющих прослушает свое имя, то с него берут фант, и спрашивающий продолжает говорить, пока всех не переберет. Тогда он хлопает руками или просто говорит: «Барыня спрашивает весь туалет». После этого слова все должны немедленно переменить свои места, и кто не успеет занять места, тот входит в круг играющих и начинает игру снова. Эта игра продолжается до тех пор, пока не соберется достаточно фантов, которые потом разыгрывают. Игра «Весь туалет» принадлежит к числу веселых игр, и потому она — непринужденная забава, свойственная юному возрасту. Русская игра Кошки-мышки Все играющие, носящие название мышек, берутся за руки и образуют круг. Но один из них назначается мышкой, а другой — кошкой, которая, стараясь поймать мышку, бегает за ней вне круга, а мышка — внутри круга. Составляющие круг обязаны не пропускать кота. Если же какая-нибудь пара пропустила его, то она занимает место мышки и кошки; с них берутся тогда фанты, а прежние мышка и кошка становятся в круг играющих. Набранные фанты потом разыгрываются. Эта игра преимущественно детская, однако ею забавляются и взрослые, и она — русская. Она показывает беззащитное семейство, подвергаемое злобным нападениям врагов. Русская игра Пошел рубль Все садятся в кружок, а один из них становится в середине. Сидящие передают друг другу рубль, говоря: «Пошел рубль, пошел два». Стоящий в середине должен отыскивать рубль, и у кого найдет, с того берут фант и тот же занимает его место. Таким образом, продолжают игру, пока наберется достаточно фантов, которые потом разыгрывают. Эта игра во многом сходна с игрой «золото хороню», с той разницей, что в игре «пошел рубль» не поют и, найдя рубль, берут с виновного фант. «Пошел рубль» служит веселому времяпрепровождению. Русская игра Ох, болит! Каждый из играющих называет себя каким-нибудь цветком, например, фиалкой, жасмином, резедой, незабудкой, розой, гвоздикой и т. д. Один из цветков, например незабудка, говорит: «Ох, болит». Другой спрашивает: «Что болит?» — «Сердце».— «По ком?» — «По жасмину». Жасмин продолжает говорить незабудке то же самое, и по ком будет произнесено, что болит сердце, тот продолжает говорить. Кто прослышит свой цветок, с того берут фант, который потом разыгрывают. Это чисто русская игра, и она, как видно из самих слов игры, показывает сердечную откровенность. Если кто-то из играющих обратится к такой особе, которая давно томится любовью, о, как больно тогда отвечать, по ком болит сердце. Тогда невольно обнаруживается страдание души, вспыхивающее на лице красавиц огненным румянцем; тогда проявляются и радость, и стыдливость: она или сама произносит, или слышит признание того, который чудился ей и наяву, и во сне. Но смертельная рана тому цветку, которому не ответят на страдание его, тогда, вместо радости, пробуждается отчаяние. Эта игра весьма опасная, и потому вы, красавицы, не должны играть любовью. Сама песнь, сочиненная чувствительными сердцами, гораздо лучше обрисовывает томительную любовь.Ох, болит! Что болит? Болит сердце мое. Да по ком? Все по нем, Все по миленьком моем. Пусть бранят, Говорят Злые люди, Что хотят! Как же быть! Не любить? Не могу его забыть. Нет сомнения, что наши прабабушки изобрели эту игру тогда, когда они томились в теремах, как в заключении; когда им не позволялось выходить из теремов, чтобы посмотреть на людей и полюбоваться Божьим миром; когда законы приличия воспрещали им признаваться в любви другому; когда виделись с женихом буквально перед свадьбой; когда выдавали замуж наших красных девушек за того, по ком сердце никогда не заболит, но изноет еще; когда разлучали чувствительную душу с тем, по ком она всю жизнь должна вздыхать, болеть душой и сердцем; когда все сладостное, очаровательное, упоительное, все, что есть нежное, драгоценное, которое незаменимо ничем, навсегда исчезает, как сон, и как тут не сказать: «Ох, болит!» Невольное мучение сильно потрясает душу, и что однажды заронено в ней, никогда и ничем не может быть успокоено, и тут всегда, во сне и наяву: ох, болит! Русская игра Мост мостить Становятся друг против друга попарно девушка и мужчина и держат поднятые руки вверх, на уровне груди. Пары строятся в один ряд длинной вереницей, и чем она длиннее, тем красивее, этот ряд называется мост; но чтобы его мостить, избранная пара из девушки и мужчины начинает мостить его: взявшись за руки, они идут на мнимый мост; первая пара моста поднимает руки, пропуская их; тут мужчина оборачивается и целует девушку из первой пары моста, а его девушка — мужчину из этой пары; когда обе пары перецеловались, мужчина заключает поцелуй на своей девушке. Это целование называется «мост мостить», и оно продолжается через весь длинный ряд: каждый непременно обязан взаимно целовать, иначе это сочтется нарушением правил игры. Когда первая пара перецелует весь ряд, тогда она становится в конце и начинает пламенное мощение следующая пара таким же образом. Когда все пары перецелуются, тогда уже оканчивается мощение моста. Если кто не успел поцеловать или поцеловал не так, как следовало, с того берут фант, который потом разыгрывают. Но фанты бывают редко, потому что никто не пропускает случая поцеловаться, разве что случится как-нибудь нечаянно, по недосмотру, или сама девушка увернется, за что мужчину не только наказывают фантом, но и общим смеянием. Большей частью бывает, что играющие снова начинают мостить мост, из-за неимения фантов, ибо с фантами оканчивается игра. Всякому теперь понятно, что это мощение вызывает сладостное ощущение в глубине сердца. Оно пробуждает нетерпеливое желание сорвать поскорей поцелуй с розовых уст, давно горящих вулканом любви. Мост мостить — одна из страстных игр; в ней вполне проявляется весь пыл кипучей юности: это кратер, извергающий огнедышащую лаву, которая в своем течении все истребляет и обращает в пыль; это поток огненной любви, бьющейся беспрерывными возгласами: «Любить хочу! Сгораю от любви!» Игра «мост мостить» — чисто русская забава, и, без сомнения, в нее играли наши предки. Что наши предки умели очень страстно любить, это видно из хоровода плетень, с которого, конечно, переделана эта игра. Только неизвестно, какая из этих игр старше? Но чувство любви зарождается раньше игр и раскрывается только в то время, когда наступает пора любви. И тогда чего не выдумает любовь? Каких она не изобретает игр и забав и каких не совершает проделок, чуждых всякому рассудку? Тогда одно только желание — любить! Любить! Русская игра Азбука После занятия мест избранный игрок спрашивает своего соседа или соседку, сидящую по правую руку, начиная с первой буквы, что бы она сделала с ним? Например: «Если бы я был ангел, то что бы вы сделали со мной?» Она должна отвечать немедленно; иначе — фант. «Если бы вы были ангел, то я бы вас полюбила как ангела». Спрашивавший должен объявить о том всем играющим. Нужно следить, чтобы один и тот же вопрос не повторяли и не спрашивали, не разобрав целое слово «ангел», в противном случае — фант. После буквы а нужно спросить на букву н и т. д.; когда окончится слово «ангел», то следующий игрок спрашивает уже на букву б. «Если бы я превратился в беса или сделался блином, то что бы вы сделали или как бы поступили со мной?» На это нужно отвечать по своему разумению, например: «Если бы вы превратились в беса, то я разлюбила бывас», или: «Если б вы сделались блином, то я бы скушала его с величайшим аппетитом», и т. п. Таким образом продолжается азбука по порядку, охватывая весь круг. После окончания игры разыгрывают фанты. Русская игра Молчание Сидящие в кругу должны соблюдать строгое молчание, не двигаться и даже не улыбаться; за неисполнение всего этого берется фант. Один только игрок для нарушения молчания ходит в кругу и старается кого-либо рассмешить или заставить сказать что-нибудь. Он имеет право подходить к каждому, задавать смешные или забавные вопросы, на что нужно отвечать одними знаками, но кто произнесет хотя бы одно слово, с того берется фант. Играют в молчанку еще другим образом. Избранный для нарушения молчания ходит в кругу и кривляется, делает странные телодвижения или изображает из себя, что ему вздумается. Сидящие должны делать все то, что избранный, без малейшего смеха и ничего не говоря. За невыполнение того, что делал избранный, или за смех и говор берется фант. Когда они набираются в большом количестве, их разыгрывают.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.009 с.) |